Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Основные направления объективного подхода к анализу общества

Основные направления объективного подхода к анализу общества [08.05.12]

Тема: Основные направления объективного подхода к анализу общества

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.55K | Скачано: 271 | Добавлен 08.05.12 в 16:43 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

1. Теория структурно-функционального анализа 3

2. Теория социального конфликта 7

3. Практическое задание 11

Одним из направлений в современной западной социологии является «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни выступает уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории, его представляющие, и авторов этих теорий.

Список литературы 12

 

1.Теория структурно-функционального анализа

Структурно-функциональный анализ - разновидность и, вместе с тем, один из основных компонентов системного анализа социальной действительности. Исходные посылки Структурно-функционального анализа состоят в том, что общество, социальная общность или социальный процесс рассматриваются в качестве целостной структуры, отдельные элементы которой проникают друг в друга и таким образом выполняют как бы служебную (функциональную) роль по отношению друг к другу и к системе в целом.

Самые видные представители школы структурно-функционального анализа: Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.

Разработка структурно-функционального анализа выполнена в основном американскими социологами. Роберт Парк не был основателем социологического факультета в Чикаго (это заслуга А. Смолла и У. Томаса), но именно ему этот университет обязан появлением еще одной из многочисленных своих школ в области социальных наук - социологической. По предмету социологии в 1921 г. Парк в соавторстве с Э. Берджессом издает «Введение в науку социологии», задуманное как учебник для студентов-социологов. Том состоит из 1000 страниц, собравшим 1951 отрывков из работ различных авторов, сгруппированных по четырнадцати основным разделам. Каждый из разделов предварен введением авторов, таким образом, книга представляет собой не только антологию современной Парку социологии, но и своеобразное изложение его собственной теории. Такой «синоптический» взгляд на социологическую науку в пределах одного учебника, был «не просто коллекцией текстов, но систематическим изложением» основ социологии.

Появление многообразных учений, рассматривающих общество как особую систему, вызвано неудовлетворенностью многих социологов резко выраженным отказом своих коллег от теоретического объяснения сложных процессов социальной жизни. Именно в связи с этим обстоятельством,  американский социолог Роберт Мертон выступил с инициативой создания так называемой теории среднего уровня, призванной связать эмпирические исследования с общей социологической теорией, которую предстоит создать в будущем.

Основные положения своего учения Мертон изложил в так называемой «Парадигме структурно-функционального анализа». Главными моментами этой парадигмы являются: анализ значений самого понятия «функция», формулирование постулатов существования общества как особой системы. Мертон описывает пять значений функций:

- как общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя;

-  в смысле рода или вида человеческой деятельности;

- в ее математическом смысле (зависимость одной переменной от другой);

- как способ связи элементов системы;

- как выражение системных процессов (адаптации и интеграции);

Постулаты существования общества как системы представляют собой исходные, эмпирически не опровергаемые положения, лежащие в основании структурно-функционального подхода к обществу. Мертон формулирует три таких постулата:

- функциональное единство общества (условием существования общества как системы является согласованность функционирования всех частей).

- универсальный функционализм. Этот постулат констатирует функциональную природу всех социальных феноменов (процессов, связей, отношений и т.д.)

- функциональная необходимость (непременным условием социального является способность к функционированию в составе социальной системы).

Толкотт  Парсонс (1902-1979) основоположник школы структурно-функционального анализа. Его взгляды оказали большое влияние на развитие социологические мысли и до середины 60-х годов ХХ века доминировали в англоязычной социологии.

По мнению Парсонса, общество – это система, которая всегда стремиться к достижению «абсолютного равновесия» как главного условия своего самосохранения.  Социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления «болезни» общества.

Большое внимание Парсонс уделил проблеме устойчивости, стабильности социальных систем и сосредоточил свое внимание на функциях, функциональности социальных систем и их структур, обеспечивающих социальный порядок. Функции - это наблюдаемые последствия, позволяющие производить адаптацию или регулировку системы. С помощью функции он пытается объяснить, как множество людей и иных социальных явлений образуют некое единство, целостность, общественную систему, способную существовать и воспроизводить себя. Парсонс утверждал, что любая система выполняет четыре функции, которые осуществляются определенными структурными элементами:

- адаптацию (осуществляет экономика)

- целедостижение (осуществляет политика),

- интеграцию (право и культура),

- латентность (социальные институты: семья, школа, церковь и т.д.).

Функциональная зависимость – решающее условие целостности системы. Главным механизмом достижения согласованности и взаимопонимания людей, обеспечивающим нормальное функционирование системы, оказывается процесс социализации индивидов, в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы социального поведения и общие ценности, а различные формы отклоняющегося поведения регулируются при помощи социального контроля.

На основе теории социального действия Парсонс создает модель социального действия.  Входящие в нее элементы: деятель (индивид или группа людей), ситуация (природная или социальная) и ориентация деятеля на ситуацию.

Специфические признаки социального действия:

- символичность, то есть регулирование поступков людей речью и иными системами символов;

- нормативность (зависимость поведения от принятых в обществе норм и ценностей);

- волюнтаристичность (произвольность поведения в связи с субъективным восприятием ситуации).

По Парсону развитие общества носит эволюционный характер. Этому процессу присущи две взаимосвязанные черты:

1)    Дифференциация – появление новых, относительно обособленных элементов социальной системы;

2)     Интеграция – это рост целостности системы благодаря появлению и упрочнению новых взаимодополняющих связей и координации между частями.

В связи с этим Парсонс выделил три типа обществ:

- примитивные (дифференциации почти нет);

- промежуточные (появление письменности, социальное расслоение и функционально-ролевая специализация);

- современные (характерной чертой является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы).

Переломными моментами дифференциации являются революции.

 

2.Теория социального конфликта

Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями и полами. Английский философ Томас Гоббс допускал, что большой элемент конфликта существует во всех социальных отношениях, и не сомневался в том, что «человек человеку волк», а в обществе естественным состоянием является «война всех против всех». В конце XIX в. Герберт Спенсер сделал вывод о том, что общество отбирает в процессе естественного отбора лучших из лучших. В то время как, Карл Маркс сформулировал иной взгляд на данную проблему: социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс конфликта.  Различие теорий этих людей заключается в исследовательской единице. Маркс сосредоточил внимание на борьбе различных классов в обществе, тогда как Спенсер и Гоббс уделяли больше внимания отношениям между индивидами и обществом. Внимание социологов М.Вебера, В.Парето, Г.Моски было обращено на политические аспекты социальных конфликтов. В середине 50-х годов ХХ века выдающийся немецкий теоретик Георг Зиммель возродил интерес к этой проблеме своей работой «Конфликт» и был заинтересован в изучении конфликта в малых группах. Он утверждал, что конфликт выполняет важную интегративную функцию, объединяя противоборствующие стороны, и способствует стабилизации общества.

Дальнейшее развитие проблема социальных конфликтов получила в трудах Льюиса Козера, Ральфа Дарендорфа, Т.Боттоморта и других социологов.

Теория позитивно-функционального конфликта Л.Козера. Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».

Определял конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в обладании ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника» . В основе любого конфликта, по мнению Козера, лежит психологический фатор, то есть вечная неудовлетворенность людей на индивидуальном, групповом, классовом уровне, сознаваемое ими различие между тем, что есть и тем, что должно быть. Подразделяет конфликты на две категории:

1)    Реалистические – возникают на конкретной почве, связаны с определенной неудовлетворенностью и направлены на достижение конкретного результата;

2)    Нереалистические – конфликты, имеющие чисто психологическую природу, необходимость выплеснуть свои эмоции.

Конфликты могут выполнять не только негативные функции, но и выполняют ряд позитивных функций:

- способствуют укреплению социальной системы;

- установлению границ и сохранение солидарности внутри социальных групп;

- поддержание баланса сил;

- стимулирование нормотворчества и социального контроля.

В целом социальные конфликты способствуют развитию механизмов управления социальными процессами.

Конфликтология Р.Дарендорфа. Ральф Дарендорф – известный немецкий социолог и идеолог либеральной ориентации. Основные работы: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Элементы теории социального конфликта», «Конфликт после класса», «Конфликт и свобода».

Классическое изложение теории конфликта было дано Р.Дарендорфом в работе «Классы и классовый конфликт в индивидуальном обществе». Его концепция основывалась на неизбежности в обществе социального неравенства, противоборства интересов, и как следствие неизбежности конфликта.  Неравенство ролей (экономических и политических) и борьба за власть неизбежно порождают конфликт. Обладающие властью пытаются сохранить и укрепить ее, а лишенные власти – отнять ее  у власть имущих. Конфликт – это своеобразное выражение самого факта социального неравенства (иерархия ролей).  Поскольку общество от природы изменчиво и динамично, оно никогда не достигнет гармонии, когда все будут довольны и интересы всех будут в равной мере удовлетворены.

Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам, что означает, образование конфликтных групп, аналитически проходит в три этапа.

Первый этап связан с возникновением каузального фона латентных, но реально противоположных друг другу и потому конфликтных интересов, представляемых двумя агрегатами социальных позиций в виде квази-групп.

Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квази-групп в фактические группы (группы интересов). Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и  артикуляции.

Для проявления конфликтов необходимо выполнение определенных условий:

-         технических (личные, идеологические, материальные);

-         социальных (систематическое рекрутирование, коммуникация);

-         политических  (свобода коалиции).

Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, то есть в столкновении между сторонами, отличающимися ярко выраженной идентичностью (нации, политические организации и т. д.). Если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными.

Р. Дарендорф предлагает ряд способов, которые могут применяться последовательно в диапазоне от ненасильственных до принудительных вариантов решения проблем.

1.     Переговоры. Данный способ предполагает создание органа, в рамках которого конфликтующие стороны регулярно встречаются целью обсуждения проблем конфликта и принятия решений установленными способами (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно).

2.     Посредничество. Наиболее мягкая форма участия третей стороны в регулировании конфликта на основе добровольного соглашения его непосредственных участников.

3.     Арбитраж представляет собой обращение субъектов конфликта к третьей стороне, решения которой носят для него либо рекомендательный, либо обязательный характер. Последний вариант практикуется  в тех ситуациях, когда необходимо сохранение формы государственного правления и обеспечения мира в области международных отношений.

Таким образом, Дарендорф считает конфликт неотъемлемой чертой общественной жизни и главное, по его мнению, вовремя признать наличие в обществе конфликта, дать ему выйти на поверхность и постараться его рационально регулировать, чтобы его решение не стало для общества катастрофическим.

 

3.Практическое задание

Одним из направлений в современной западной социологии является «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни выступает уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории, его представляющие, и авторов этих теорий.

Технологический детерминизм - теоретико-методологическая установка  в философских и социологических концепциях,  исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Возник в 1920-х в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью  их массового применения в развитии производства .

Технологический детерминизм объединяет несколько взаимодополняющих теорий, возникших в конце 50-70-х годов ХХ века и отражающих те социальные изменения в развитых капиталистических странах, которые были вызваны достижениями научно-технической революции. К ним относятся:

•    Теория единого индустриального общества (Р.Арон);

•     Теория стадий экономического роста (У.Ростоу);

•     Теория нового индустриального общества (Дж.Гэлбрэйт);

•     Теория постиндустриального общества (Д.Белл);

•     Теория сверхиндустриального общества (А.Тоффлер).

 

Список литературы

1.    Социология: Учебник для вузов/ Под ред.проф. В.Н.Лавриненко. – з-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-448с.-(Серия «золотой фонд российских учебников»).

2.    Социология/ Ю.Г. Волков; под общей ред. доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова. – Изд. 6-е, стер. – Ростов н/Дону: Феникс,  2009.- 571,[2]с.- (Высшее образование).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.55K
Скачано: 271
Скачать бесплатно
08.05.12 в 16:43 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе