Тема: Основные направления объективного подхода к анализу общества
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.27K | Скачано: 320 | Добавлен 19.04.12 в 22:34 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2012
Содержание
Введение
1. Теория структурно-функционального анализа
2. Теория социального конфликта
3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий.
Заключение
Список литературы
ВведениеВ XIX веке центром социологической мысли была Западная Европа, но, начиная с 20-х годов XX в., позиции лидера в мировой социологии прочно удерживают США. Социология сразу получила здесь помощь государства и поддержку большинства университетов. Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью, политической ориентацией, временем возникновения, исторической судьбой.
Подход к изучению взаимосвязи личности и общества, рассмотренный в данной работе, исходит из того, что общество - это система, возвышающаяся над индивидами, она не может быть объяснена их мыслями и действиями. Индивиды приходят и уходят, а общество продолжает существовать. К такой концепции относятся теория стуктурно-функционального анализа и теория конфликта.
Объектом исследования в данной работе является современная западная социология. Предметом исследования являются основные направления объективного подхода к анализу общества.
Цель работы - показать основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.
Поставленная цель достигается решением следующих поставленных задач:
• изучить теорию структурно-функционального анализа;
• рассмотреть теорию социального конфликта;
• рассмотреть направление «технологический детерминизм».
1. Теория структурно-функционального анализа.Существенным этапом в развитии американской теоретической социологии стало появление такого направления, как структурный функционализм. В нём сочетается структурализм – применение структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно к явлениям культуры, и функционализм – один из основных социологических подходов, сущность которого состоит в выделении исследуемого социального объекта как целого, его элементов, определении их места, значения функций, функциональных зависимостей между составными элементами и социальными целями [с.78,нецв].
Самые видные представители школы структурно-функционального анализа: американские социологи Толкотт Парсонс (основатель данной школы) и Роберт Мертон. Основные труды Парсонса: "Структура социального действия"; "Социальная система"; "Рабочие тетради по теории действия"; "Система современных обществ". Основные труды Мертона: "Соц. теория и соц. структура"; "Соц. структура и аномия"; "Явные и латентные функции"; "Социология науки".
Для Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. На практике это означает, что анализ любого социального процесса проводится как часть исследования некоторой системы с «сохраняющимися границами».
Общество, по Парсонсу, всегда стремится к состоянию некоего «абсолютного равновесия», так как только в равновесии оно может существовать и самосохраняться. Социальная система устойчива благодаря способности к самоподдержанию и саморегуляции, которые, в свою очередь, диктуются развитием и совершенствованием социальных функций.
Парсонс полагал, что ни одна социальная система, будь то общество или индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:
• приспособление к окружающей среде (адаптация);
• формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);
• поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
• обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность — поддержание образца).[уч с.119]
На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания — политика, функцию интеграции — право и культура, латентную функцию — институты социализации (семья, школа, церковь и т. д.) [уч с.120] По Парсонсу, функция позволяет, с одной стороны, выявить важность элементов, частей внутри любой системы, а с другой - понять то, как сама система взаимодействует с её окружением.
В 1937 году была опубликована книга Парсонса «Структура социального действия». Центральной идеей этого социологического учения стала идея социального порядка, в котором согласие доминирует над конфликтом.[нецв c.227] Существование отношений, связывающих общество возможно благодаря общности ценностей людей и взаимному соблюдению правил социального поведения. Отсюда Парсонс выходит на теорию социального действия.
Что касается конкретного понятия «социальное действие», его можно понять через его специфику, элементы и структуру.
Специфика социального действия заключается в :
а) символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.);
б) нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);
в) волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных «определений ситуации»).[]
Основными составляющими элементами социального действия являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. Предполагается, что деятель (может быть как отдельный индивид, так и социальная группа) обладает активностью и способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель, определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других [].
Окончательно структуру социального действия определяют: cистема норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного; принятие индивидуальных решений о путях достижения целей; существующие средства и условия.
Таким образом, основными элементами системы социального действия являются следующие подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции:
1. социальная подсистема – функцию интеграции людей;
2. культурная подсистема – воспроизводства образца поведения, используемого группой людей;
3. личностная подсистема – целедостижения;
4. поведенческий организм – функцию адаптации к внешней среде.[Сокол, с.38]
Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции.
Дифференциация – это неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы.
Интеграция – это рост целостности системы благодаря появлению и упрочнению новых взаимодополняющих связей и координации между частями.
В соответствии с этим Т. Парсонс различает три типа общества:
• примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
• промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;
• современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.[]
В каждой социальной системе происходят два вида процессов. Одни процессы – управляющие и интегративные, которые восстанавливают равновесие социальной системы после внешних и внутренних возмущений. Это социальные процессы (демографические, экономические, политические, духовные), обеспечивающие воспроизводство общества и непрерывность его развития. Другие процессы затрагивают систему основных идеалов, ценностей и норм, которыми руководствуются люди в социальном поведении. Это процессы структурных изменений – они более глубокие и сущностные.[]
Если Парсонс сосредоточил свое внимание на функциях, функциональности социальных систем и их структур, обеспечивающих социальный порядок, то Мертон – на дисфункциях, ведущих к усилению социальной напряженности, социальных противоречий и нарушению социального порядка. Функция для Мертона – наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде, а дисфункция – это прямопротивоположные следствия.[] Важным вкладом в теорию структурно-функционального анализа явилось его учение о двух формах проявления функций – явной и скрытой (латентной). Первая имеет место тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях социальных действий, а вторая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях. Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями, а также точки зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя.
Особенно великий вклад внес Мертон в разработку теории аномии и девиантного поведения. Социальная аномия рассматривается Мертоном как проявление кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности социальной системы, связанное с разложением нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и индивидуальном сознании.[]
Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации:
• конформизм - социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью;
• инновационность - принимаются социальные цели, но не способы их достижения;
• ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны;
• ретритизм - отрицание и того и другого;
• мятеж - замена и первого и второго.
2.Теория социального конфликта.Конфликтология – это направление в социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития. В 1950—1960-х гг. парадигму конфликта разрабатывали Льюис Козер (основные работы - «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».) и Ральф Дарендорф (основные работы - «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Элементы теории социального конфликта», «Конфликт после класса», «Конфликт и свобода».).
Они противопоставили эту теорию структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы и считавшему конфликт угрозой социальной системе. Дарендорф и Козер видят в конфликте естественную составляющую социального организма.
Козер так определяет понятие «социальный конфликт» - это борьба за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника.[] Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов.
Козер считает, что конфликты играют интегрирующую и стабилизирующую роль в обществе. Конфликт выполняет ряд позитивных функций, способствуя разрядке напряженности, стимулируя социальные изменения, создание общественных объединений, развитие коммуникативных связей. Козер тесно связывает форму и интенсивность конфликта с особенностями конфликтующих групп. Так как конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага («предателя»), особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения. Козер обосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении группы: внутренняя сплоченность возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами группы как общая угроза. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степени соучастия своих членов могут проявить значительную степень гибкости. Малые же группы, а также недостаточно интегрированные могут проявлять жестокость и нетерпимость по отношению к «уклоняющимся» членам группы.
В качестве основных функций социального конфликта выделяются:
• интеграция социальной структуры;
• сохранение солидарности внутри группы;
• укрепление межчеловеческих отношений;
• управление социальными изменениями.[]
Козер делает вывод: не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а её жестокость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту, касающемуся базовых ценностей, затрагивающему основы общественного согласия.
Дарендорф определяет конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности.[]
Важным понятием в социологии Дарендорфа является «социальная роль». Каждому индивиду задается, предписывается определенная роль. На уровне общества и на уровне индивида существует иерархия ролей. Неравенство ролей порождается социальным неравенством из-за различия в доходах, уровне образования, престиже и многом другом. И это неравенство ролей приводит к конфликтам.
Дарендорф утверждает, что конфликтная модель общества базируется на следующих положениях: а) в каждом обществе несогласия и конфликты повсеместны; б) каждое общество базируется на насилии одних его членов над другими; в) конфликты являются следствием изменений и сами ведут к ним.[]
Суть социального конфликта по Дарендорфу — борьба различных групп за власть, борьба, которая выступает как антагонизм между властью и сопротивлением ей. Сам конфликт порождается властью, выступающей следствием неравного положения людей в обществе, в котором одни имеют силу, деньги и власть (поэтому командуют), другие — не имеют ничего этого (и вынуждены подчиняться). Конфликт – это норма развития социальной системы. Главное, к чему призывает Дарендорф, — не доводить социальные конфликты до социальных потрясений, потому нельзя предпринимать попытки подавления или устранения конфликта.
Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия:
• осознание конфликта, его естественной природы;
• регулирование конкретного предмета конфликта;
• манифестирование конфликта, то есть организация конфликтных групп как условие для его возможного успешного урегулирования;
• соглашение участников на определение «правила игры», в соответствии с которыми они хотят решить возникшую проблему.[]
Дарендорф выделил следующие «правила игры», то есть способы, с помощью которых социальные субъекты намериваются решать свои противоречия:
1. Переговоры. Данный способ предполагает создание органа, в рамках которого конфликтующие стороны регулярно встречаются целью обсуждения проблем конфликта и принятия решений установленными способами (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно).
2. Посредничество. Наиболее мягкая форма участия третей стороны в регулировании конфликта на основе добровольного соглашения его непосредственных участников.
3. Арбитраж представляет собой обращение субъектов конфликта к третьей стороне, решения которой носят для него либо рекомендательный, либо обязательный характер. Последний вариант практикуется в тех ситуациях, когда необходимо сохранение формы государственного правления и обеспечения мира в области международных отношений.[]
Дарендорф воспринимает конфликт не как благо, а как неизбежный способ разрешения противоречий. Конфликты – источники инноваций и социальных перемен. Конфликты не позволяют обществу застаиваться, так как постоянно создают социальное и психологическое напряжение.
3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий.
Технологический детерминизм - теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Возник в 20-х годах 20 века в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства.[слов] Приверженцы технологического детерминизма считают, что основной детерминантой социально-экономических и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства.
Теории, абсолютизирующие роль научно-технического фактора в развитии общества, получили название технократических. Они составляют целое направление, получившее название технологического детерминизма. Данные теории едины в том, что объявляют современную технику и технологию основополагающей причиной всех социальных изменений. Согласно этим теориям, научно-технический прогресс решающим образом влияет не только на производительность общественного труда и экономическую эффективность материального производства, но и на развитие социальной структуры общества, политических процессов, а также процессов, происходящих в духовной сфере общественной жизни.
К таким теориям относятся: теория единого индустриального общества (Р.Арон), стадий роста (У.Ростоу), нового индустриального общества (Дж.Гэлбрейт), постиндустриального общества (Д.Белл), сверхиндустриального общества (О.Тоффлер), технотронного общества (З.Бжезинский). [362]
В этих теориях больше общего, чем различий. Различаются они лишь незначительными оттенками, обусловленными главным образом тем, что создавались на разных стадиях научно-технического прогресса. Каждая из этих теорий отражает особенность той или иной стадии. Все названные выше теории толкуют научно-технический прогресс как фактор, действующий во многом независимо от других социальных обстоятельств и определяющий развитие общества.
Наряду с техницистской традицией и в противовес ей современная философская и социологическая мысль выдвинула антитехницистскую линию. Её представители акцентируют внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человека могуществом техники. Техника превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая тем самым человека в объект бездуховных «калькуляций и манипуляций». []
ЗаключениеВ современной западной социологии основными направлениями объективного подхода к анализу общества были теория структурно-функционального анализа и теория социального конфликта.
В рамках структурно-функционального направления развивается теория социальных систем, обладающих четырьмя основными функциями: адаптивной, целедостигающей, интегративной и функцией регулирования скрытых напряжений системы. При этом в качестве основных структурных образований социальной системы рассматриваются не социально-экономические структуры, а ценности и нормы.
Что касается теории социального конфликта, обществу присуще неизбежное социальное неравенство и напряженность в отношениях между индивидами и группами, что приводит к социальным конфликтам. Любое общество опирается на принуждение одних его членов другими, существует неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти. Разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат — изменение социальной структуры самого общества. Теория социального конфликта появилась как своеобразная реакция на акцентирование структурным функционализмом согласия, стабильности, порядка и интеграции социальных систем и невнимание к социальной нестабильности, конфликтам и радикальным преобразованиям.
Технологический детерминизм – направление, представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Появилось в XX в. как ответ на ускоряющиеся темпы развития материального производства.
Список литературы1. Современная американская социология/ Под ред. В.И.Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 296 с.
2. Соколов С.В. Социология: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – 400 с.
3. Социология: учебник/ Ю.Г.Волков. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 448 с.
4. Социология: учеб.пособие/В. Г. Нецветаев. – М.:МаркетДС, 2007. – 232 с.
5. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
6. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 407 с.
7. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. — 511 с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы