Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Основные направления объективного подхода к анализу

Основные направления объективного подхода к анализу [03.11.13]

Тема: Основные направления объективного подхода к анализу

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.24K | Скачано: 256 | Добавлен 03.11.13 в 11:16 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: не указан


ОГЛАВЛЕНИИ

Введение 3

1. Теория структурно-функционального анализа 4

1.1 Представители школы структурно-функционального анализа 4

1.2 Функция в теории Парсонса 5

1.3 Теория социального действия в интерпретации Т. Пapcoнca 7

1.4 Типы обществ по Т.Парсонсу 9

2. Теория социального конфликта 10

3. «Технологический детерминизм» 13

Заключение 15

Список литературы 16

 

ВВЕДЕНИЕ

Я считаю важным рассмотреть основные направления объективного подхода к анализ общества в современной западной социологии. Так как это отражается и по сегодняшний день в современном обществе. Данная работа посвящена анализу общества. В ней рассматривается общество по структурно-функциональному анализу  и конфликту. Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться изучению общества, индивида или социальной группы. Предметом исследования является общество, объектом – социальная сфера (социальная жизнь) общества. Целью работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Рассмотрим представителей школы структурно-функционального анализа.

2. Изучим функцию и теорию  социального   действия   в   интерпретации,    а также типы общества по Т. Пapcoнca.

3. Раскроем теорию социального конфликта.

4.Рассмотрим направление «технологический детерминизм».

Социология - это наука об обществе. Ввёдено в научный оборот в 1842 году.

Современная западная социология - чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе [4;ст. 116].

 

1.ТЕОРИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА

1.1Представители школы структурно-функционального анализа

Самые видные представители: Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.

Разработка структурно-функционального анализа выполнена в основном американскими социологами. Начало положила Чикагская школа, где еще в конце прошлого века был создан первый факультет социологии. В частности, Роберт Парк разрабатывал основные принципы структурно-функционального анализа, изучая городскую среду и ее функции.

Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:

•    функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования;

•    универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений;

•    функциональная необходимость.

Основная теорема Р. Мертона утверждает: "Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может проявляться в различных явлениях". Он объяснил, почему люди часто против своей воли оказываются задействованными в общественных системах.

Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций. Явные функции - следствие преднамеренных действий, а латентные - это те, последствия которых не входили в намерение человека или социальной группы. Сама общественная жизнь понимается представителями структурно-функционального анализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для их анализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найти устойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы не состоят из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры, выполняя роли, занимая статус. Эта схема распространяется на все общности - вплоть до семьи.

В качестве основных категорий применяются такие, как структура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровне эмпирической социологии эти подходы работают неплохо, и потому их охотно используют отечественные социологи в своих исследованиях. Например, социология города. Вводя в качестве определяющих такие функции социальных систем, как самосохранение, интеграция, адаптация, Т. Парсонс подчеркивал их охранительный характер по отношению к общественным структурам и системам.

Одним из типичных представителей технократического направления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единого индустриального общества.

Он определил главные стадии развития производительных сил:

•    традиционное общество;

•    стадия скачка;

•    стадия зрелости;

•    общество массового потребления  [6].

 

1.2 Функция в теории Т.Парсонса

В.Парето рассматривает общество как систему, состоящую из взаимозависимых частей. Системная ориентация составляет одну из важнейших особенностей и достижений его социологии. Эта ориентация в истории социологии сложилась главным образом под воздействием двух редукционистских моделей: организмической (общество как организм) и механистической (общество как механизм). Из этих двух моделей Парето выбирает вторую, хотя иногда опирается и на первую.

Согласно Парето, состояние социальной системы в данное время и в данном месте определяется следующими факторами. Во-первых, это внешние природные условия: почва, климат, флора и фауна, геологические условия и т. п. Во-вторых, это условия, внешние по отношению к данному обществу в данное время неприродного характера. К ним относятся воздействия на общество других обществ (условия, внешние в пространственном отношении) и воздействия последствий предшествующих состояний этого же общества (т. е. условия, внешние во временном отношении). В-третьих, это внутренние элементы системы, среди которых основными являются раса, «осадки» или выражаемые ими «чувства», «производные», стремления, интересы, способность к рассуждению, к наблюдению, состояние знаний и т. д.    [    2].

Главной побудительной причиной всех научных усилий Т.Парсонса была попытка найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и настолько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т. Парсонса - категория равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии - дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия.

Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

•    приспособление к окружающей среде (адаптация);

•    формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);

•    поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);

•    обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность - поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания - политика, функцию интеграции - право и культура, латентную функцию - институты социализации (семья, школа, церковь и т. д.)  [4;ст. 119].

Т.Парсонс формулирует «функциональные предпосылки» общества: удовлетворение биологических и психологических нужд достаточной части членов данного общества; эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; соответствие индивидуальных мотиваций членов общества этим нормам, в связи, с чем данные индивиды выполняют предписанные обществом роли и задачи [1].

Для поддержания общественного порядка  и обеспечения стабильности социальных связей и взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важной частью которого являются социальные институты. Социальными институтами являются: государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и т.д. [5].

 

1.3Теория социального действия в интерпретации Т. Парсонса

Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что связывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, «правил игры». Так Парсонс выходит на одну из своих центральных категорий — категорию социального действия. Его специфика в отличие от физического и биологического действия заключается в:

а)    символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.);

б)    нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);

в)    волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных «определений ситуации»).

Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. Предполагается, что деятель (в этой роли может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа) обладает активностью и способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегда реалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других.

Окончательно структуру социального действия определяют:

•    система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;

•    принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;

•    существующие средства и условия.

Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую.

Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретает упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий [5;ст. 120].

 

1.4Типа общества по Т. Парсонсу

Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочнению новых взаимодополняющих связей и координации между частями).

Т. Парсонс различает три типа общества:

•    примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;

•    промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;

•    современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы [5;ст. 121].

 

2 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт. Общество всегда находится в состоянии нестабильности потому, что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть [8].

Американский социолог Л.Козер  определяет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». Конфликт по его мнению - «важнейший элемент социального взаимодействия, каждое общество, хотя бы потенциально, содержит конфликты».

В качестве основных функций социального конфликта выделяются:

•    интеграция социальной структуры;

•    сохранение солидарности внутри групп;

•    укрепление межчеловеческих отношений;

•    управление социальными изменениями  [5;ст. 122].

Льюис Козер (р. 1913)- автор теории позитивно-функционального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе. За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс[3].

Концепции Л. Козера:

•    обществу присуще неизбежное социальное неравенство; постоянная психологическая неудовлетворенность его членов; напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство); социальный конфликт;

•    социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

•    социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника [7].

Р.Дарендорф (р. 1929). Он рассуждает так: социология занимается изучением поведения людей в точке пересечения общества и отдельного человека. При этом общество трактуется как любой вид социальной связи, от самой узкой (контактная группа) до самой широкой (человечество в целом). Основу взаимодействия в системе «индивид-общество» составляют нормы, которые задают ролевое поведение. Понятие «социальная роль» — очень важное понятие в социологии Дарендорфа, поскольку в нем имеется сразу несколько моментов:

•    отдельному  индивиду роль предписывается, задается, т.е. по отношению к нему она носит  нормативно-принудительный характер.

•    и на уровне индивида, и на уровне общества существует иерархия ролей;

•    роль  — это воплощение властных отношений  на поведенческом уровне.

Неравенство ролей, порождаемое  социальным неравенством (а градации  социального неравенства проводятся  по самым различным параметрам, таким, как престиж, доход, уровень  образования и т.д.), ведет к  конфликту. Способами разрешения  социального конфликта не могут  быть ни его игнорирование,  ни подавление. Конфликт вообще  нельзя «разрешить», но на него  можно воздействовать, его можно  регулировать посредством переговоров,  посредничества, арбитража и т.д.

Острота конфликта и оперативность  его регулирования зависят от  типа социальной структуры, степени  ее открытости. Чем более жестким  и закрытым является общество, тем меньше возможностей для  социальной мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной), тем меньше  вероятность конструктивного регулирования  конфликта и тем выше потенциал  социальной напряженности.

Наиболее адекватной для регулирования социальных конфликтов формой общества является демократическое, открытое, высокомобильное общество, в котором развертывание и протекание конфликтов предельно формализовано.

В последние 10—15 лет заметно усилился интерес к концепции социального конфликта, особенно в США. Там развиваются новые подходы, учитывающие многомерность социальных отношений и многоуровневость полей конфликта [5;ст. 122].

 

3. «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ»

В узком смысле идеи технологического детерминизма основываются на двух положениях:

•    техническая основа общества – фундаментальный фактор, который влияет на все стороны социального существования;

•    сдвиги в технологии – единственный и самый важный источник изменений в обществе.

Технологический детерминизм был сформулирован еще в XIXв. Но бурное развитие приобрел в 20-х годах XX в. в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства.

Веблен создал доктрину, согласно которой решающая роль не только в развитии экономики, но и в принятии управленческих решений в области политики должна принадлежать менеджерам (идея так называемой «революции управляющих»). Ее влияние явственно проявилось в теории стадий роста, выдвинутой в 1960-х Ростоу, в концепциях индустриального (Арон, Гэлбрейт, А.Берли и др.), постиндустриального (Белл, Ж.Фурастье и др.), технотронного (3.Бжезинский), программированного (Турен), информационного (Е.Масуда) общества, «третьей волны» (Тоффлер).

Проблемы техники и технологий рассматриваются в работах В.М.Розина, Л.Г.Титаренко, В.Д.Дорфмана, В.Н. Шевченко, Н.Стефанова, Б.И.Кудрина, В.П.Трофимова, П.С.Гуревича, В.Н.Князева.

Приверженцы теории детерминизма считают, что основной детерминантой социально-экономических и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства. Однако слово «технология» означает «не столько машины и инструменты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего» (Дж.П.Грант). Согласно Тоффлеру, в сложной архитектонике общества и его динамике решающая роль принадлежит «техносфере», которая производит и распределяет блага и в соответствии с изменениями, в которой изменяются социосферы и инфосферы, в свою очередь, влияющие на сферу власти и психосферу. Таким образом, на новейшей стадии своего развития теория детерминизма выходит за узкие рамки техницизма и стремится соотнести категорию «технология» с ключевыми понятиями философской рефлексии - цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация.

Однако резкое расширение философского контекста техники и технологии привело к существенной дифференциации точек зрения на сущность, значимость и роль технологических детерминант социально-экономического и социокультурного развития. Наряду с техницистской традицией и в противовес ей современная философская и социологическая мысль выдвинула антитехницистскую линию. Маркузе, Адорно, Эллюль, Хоркхаймер и др. акцентируют внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человека могуществом техники. Они связывают феномен техники с всеобщей рационализацией мира и интерпретируют этот феномен как самую опасную для человека форму детерминизма. Техника, считает Эллюль, превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая тем самым человека в объект бездуховных «калькуляций и манипуляций». С его точки зрения, необходимо преодолеть узкие рамки теории детерминации и задуматься о возможной поливариантности социального развития, имея в виду, что в любом из вариантов философствования на эту тему необходимо исходить из идеи гуманизации техники и полной переориентации позитивных потенций последней в целях освобождения человека от всех форм социальной зависимости [7].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии, это теория структурно-функционального анализа и теория социального конфликта.

Согласно основным положениям структурно-функциональной теории социальных систем, общество - социальная система, достигшая по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. Члены общества рассматриваются Т.Парсонсом как часть окружения данной социальной системы, внутренних условий ее функционирования.

В каждой системе Т.Парсонс выделяет четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция).

Теория социального конфликта появилась как своеобразная реакция на акцентирование структурным функционализмом Т.Парсонса согласия, стабильности, порядка и интеграции социальных систем и невнимание к социальной нестабильности, конфликтам и радикальным преобразованиям.

Основные представители Л. Козер., Р.Дарендорф.

Технологический детерминизм - направление, представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Появилось в XIX в. но начел развиваться в 20-х годах XX в.  как ответ на ускоряющиеся темпы развития материального производства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций [Электронный ресурс] / М.С. Вершинин – Электрон. дан. – Режим доступа:  http://elly17.narod.ru/psyc/books/vershinin_conflicts.htm, свободный. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 29.09.2012).

2. Гофман А.Б. Лекции по социологии [Электронный ресурс] / А.Б. Гофман – Электрон. дан. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/noname_sociology_lections/9.aspx, свободный. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 27.09.2012).

3. Кухарчук Д. Социология Конспект лекций  [Электронный ресурс] /Д. Кухарчук – Электрон. дан. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/204414/read, свободный. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 29.03.2012).

4. Лавриненко В.Н Социология: учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 415 с.

5. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории [Электронный ресурс] / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ahmerov.com/book_813_chapter_116_A._Pitejjnyjj_akсiz.html, свободный. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 29.09.2012).

6. Социология обучающие материалы [Электронный ресурс]  – Электрон. дан. – Режим доступа: http://socialworkstud.ru/lekczii-po-disczipline-socziologiya/363-strukturno-funkcionalnyj-analiz.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 28.09.2012).

7. Энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]  – Электрон. дан. –  Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%F5%ED%EE%EA%F0%E0%F2%E8%FF, свободный. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 28.09.2012).

8. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]  – Электрон. дан. –  Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/node/39417?page=0,1, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 28.09.2012).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 22.24K
Скачано: 256
Скачать бесплатно
03.11.13 в 11:16 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе