Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »
Тема: Теория структурно-функционального анализа и социального конфликта
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 17.34K | Скачано: 259 | Добавлен 17.11.10 в 10:15 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теория структурно-функционального анализа 4
2. Теория социального конфликта 10
3. Практическое задание 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап (50-е годы - настоящее время) знаменуется созданием академической социологии, ориентированной, прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она становится равноправной университетской дисциплиной наряду с философией, экономикой и историей. Социологические факультеты в 60-х годах становятся одними из самых популярных среди факультетов социально - гуманитарного профиля. Начинается массовая подготовка дипломированных социологов. Однако с 70-х годов наблюдается некоторое снижение «социологического бума».
Современная западная социология - чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном.
ТЕОРИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Понятие структурно-фунционально анализа употребляется в двух значениях:
1)Как объединяющее название школы в социологии, которую возглавил Т. Парсонс (1902-1979)
2)Как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться в связи с изменениями всей системы.
Самые видными представителями школы структурно-функционального анализа являются: Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.
Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:
функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования;
универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений;
функциональная необходимость.
Основная теорема Р. Мертона утверждает: "Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может проявляться в различных явлениях". Он объяснил, почему люди часто против своей воли оказываются задействованными в общественных системах.
Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций. Явные функции - следствие преднамеренных действий, а латентные - это те, последствия которых не входили в намерение человека или социальной группы. Сама общественная жизнь понимается представителями структурно-функционального анализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. В качестве основных категорий применяются такие, как структура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровне эмпирической социологии эти подходы работают неплохо, и потому их охотно используют отечественные социологи в своих исследованиях. Например, социология города. Вводя в качестве определяющих такие функции социальных систем, как самосохранение, интеграция, адаптация, Т. Парсонс подчеркивал их охранительный характер по отношению к общественным структурам и системам.
Одним из типичных представителей технократического направления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единого индустриального общества.
Он определил главные стадии развития производительных сил:
традиционное общество;
стадия скачка;
стадия зрелости;
общество массового потребления.
Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как «естественную форму» общества. Главная проблема, которую пытается решить Парсонс - это проблема удержания общества в данном стабильном состоянии. Вслед за Спенсером и Парето, Парсонс считает центральным в социологии понятие «равновесия». Его концепции не чужд телеологизм: общество, по Парсонсу, всегда стремится к состоянию некоего «абсолютного равновесия», а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления «болезни» общества. Парсонс развивает эти идеи на основе принципов функционализма в социологии, согласно которым существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании «равновесия». В связи с этим Парсонс формулирует «функциональные предпосылки» общества: удовлетворение биологических и психологических нужд достаточной части членов данного общества; эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; соответствие индивидуальных мотиваций членов общества этим нормам, в связи с чем данные индивиды выполняют предписанные обществом роли и задачи.
Функция в теории Парсонса
Функции – это наблюдаемые последствия, позволяющие производить адаптацию или регулировку системы. Функционалисты говорят, что выживание системы зависит от решения ряда важных задач. Существование общества связано с выполнением некоторых функциональных требований. Институты являются основными структурами, с помощью которых осуществляются организация, управление и удовлетворение потребностей социальной жизни. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем.
В структурно-функциональном анализе функция рассматривается в двух аспектах:
1) как "назначение" одного из элементов некоторой целостности по отношению к другому или к целостности (системе) в целом;
2) как такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения "одного" оказываются производными (функцией) от изменений "другого" (на уровне прикладных и (или) статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношения зависимой и независимой переменных). Во втором случае вводится понятие функциональных связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных, генетических связей внутри системы. Соответственно выделяются и процессы функционирования (поддержания организованности, порядка) наряду с процессами производства, воспроизводства, в совокупности обеспечивающие стабильное существование системы и соотносимые с процессами ее изменения и развития (как в результате "естественной" эволюции, так и вследствие специально предпринимаемых ("искусственных") усилий.
Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:
приспособление к окружающей среде (адаптация);
формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);
поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность — поддержание образца).
На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания — политика, функцию интеграции — право и культура, латентную функцию — институты социализации (семья, школа, церковь и т. д.).
Теория социального действия в интерпретации Т. Пapcoнca
Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что связывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, «правил игры». Так Парсонс выходит на одну из своих центральных категорий — категорию социального действия. Его специфика в отличие от физического и биологического действия заключается в:
а)символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.);
б)нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);
в)волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных «определений ситуации»).
Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию.
Предполагается, что деятель (в этой роли может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа) обладает активностью и способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегда реалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других.
Окончательно структуру социального действия определяют:
система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;
принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;
существующие средства и условия.
Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую.
Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретает упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий.
Типы обществ по Т.Парсонсу
По Парсонсу, развитие общества носит эволюционный характер. Описывает этот процесс Парсонс с помощью таких категорий как дифференциация и интеграция - раскройте содержание этих понятий и охарактеризуйте три типа обществ в соответствии с названными категориями.
Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер И описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции.
Дифференциация – это неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы.
Интеграция – это рост целостности системы благодаря появлению и упрочнению новых взаимодополняющих связей и координации между частями.
Т. Парсонс различает три типа общества:
примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;
современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.
Но концепция общественного развития в структурно-функциональном анализе недостаточно проработана, поскольку Т. Парсонс считал, что «общая теория процессов изменения социальных систем невозможна при настоящем состоянии знаний.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
Основные социологические теории социального конфликта.
Наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США), конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия) и общей теории конфликта К. Боулдинга (США).
Концепция социального конфликта по Л. Козеру
Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов.
Социальный конфликт, по Козеру, это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Это наиболее распространенное определение конфликта в западной политологии.
Козер тесно увязывает форму и интенсивность конфликта с особенностями конфликтующих групп. Так как конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага (“предателя”), особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения. Козер обосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении группы: внутренняя сплоченность возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами группы как общая угроза. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степени соучастия своих членов могут проявить значительную степень гибкости. Малые же группы, а также недостаточно интегрированные могут проявлять жестокость и нетерпимость по отношению к “уклоняющимся” членам.
Козер полагал, что его концепция социального конфликта в сочетании с “равновесно-интегральной” теорией и консенсусным принципом структурного функционализма позволит преодолеть недостатки последнего и стать чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго.
Концепция социального конфликта по Р. Дарендорфу
Ральф Дарендорф в середине 1960-х гг. выступил с обоснованием новой теории социального конфликта, известной как конфликтная модель общества. Его работа “Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе” (Dahrendorf R. Classes and Class Conflict Society. 1965) получила широкое признание.
Суть его концепции в следующем: любое общество постоянно подвержено изменению, социальные изменения вездесущи; в каждый момент общество переживает социальный конфликт, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент общества способствует его изменению; любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Поэтому для общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения, антагонизмы и как результат структурные изменения самого общества. Подавленный конфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма.
Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а только различным отношением к нему со стороны власти. Поэтому и в демократическом обществе конфликты имеют место, но рациональные методы регулирования делают их невзрывоопасными. “Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания в регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории,– пишет Р. Дарендорф.– Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники”.
Основные функции социального конфликта
В качестве основных функций социального конфликта выделяются:
интеграция социальной структуры;
сохранение солидарности внутри групп;
укрепление межчеловеческих отношений;
управление социальными изменениями.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий.
Теории, обосновывающие значение науки и техники в развитии общества, большое распространение получили в XX в. Они, в той или иной мере, отражают реальные тенденции и социальную роль научно-технического прогресса в современном мире.
Развивающиеся в рамках данного направления технократические теории при всех их различиях едины в том, что объявляют современную технику и технологию основополагающей причиной всех социальных изменений. К таким теориям относятся: теория единого индустриального общества (Р.Арон), стадий роста (У.Ростоу), нового индустриального общества (Дж.Гэлбрейт), постиндустриального общества (Д.Белл), сверхиндустриального общества (О.Тоффлер), технотронного общества (З.Бжезинский). В этих теориях больше общего, чем различий. Различаются они лишь незначительными оттенками, обусловленными главным образом тем, что создавались на разных стадиях научно-технического прогресса. Каждая из этих теорий отражает особенность той или иной стадии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория структурно-функционального анализа и теория конфликта во многом отличаются друг от друга, но основное внимание все-таки уделяют обществу в целом, исследуя его институты и структурные образования. Если функционалисты описывают общество как относительно статичное, то конфликтологи делают акцент на процессах, которые непрерывно трансформируют общественную жизнь. Там, где функционалисты делают упор на порядке и стабильности в обществе, конфликтологи подчеркивают беспорядок и нестабильность. Если функционалисты рассматривают консенсус как основу для социального единства, то конфликтологи утверждают, что социальное единство – это иллюзия, оно достигается только силой. И, наконец, функционалисты рассматривают социальные структуры как необходимые и обусловленные требованиями групповой жизни, тогда как конфликтологи считают многие из этих структур ненужными и неоправданными.
Каждый теоретический подход имеет свои преимущества и недостатки, описывает особый аспект социальной реальности, направляя внимание на измерение социальной жизни, которое другой подход игнорирует. Например, если функционализм основной упор делает на функции и дисфункции бедности в рамках крупного общества, то конфликтологи анализируют социальное неравенство, проистекающее из способа организации общества. Следовательно, в каждом из подходов имеется свое понимание проблемы.
Кроме того, в каждой из теорий используется более эффективный по сравнению с другой подход к определенным аспектам социальной жизни. Подобно тому, как для плотника стамеска, рубанок и пила являются необходимыми инструментами, которые дополняют друг друга при строительстве дома, все три подхода – это полезные инструменты социологии, применяющиеся для описания и анализа человеческого поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кравченко А. И. Социология. Учебник. М.: Проспект. 1994 г.
2. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997
3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.
4. Современная западная социология/Словарь. М., 1990.
5. Социология. Учебник для вузов. Под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
6. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.