Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Основные направления объективного подхода к анализу общества

Основные направления объективного подхода к анализу общества [18.12.10]

Тема: Основные направления объективного подхода к анализу общества

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.62K | Скачано: 316 | Добавлен 18.12.10 в 13:55 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2008


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теория структурно-функционального анализа 4
2. Теория социального конфликта 7
3. Технологический детерминизм 9
Заключение 11
Список литературы 12
 
ВВЕДЕНИЕ
В начале ХХ века начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностями их формирования. Так, во Франции социология отпочковывается от историко-философской традиции, в Германии – от философско-экономической, в Италии социология «вызрела» в лоне политических наук, в Великобритании – управленческих. Это было связано прежде всего с событиями, предшествовавшими второй мировой войне и вызвавшими массовую эмиграцию видных ученых сначала из Советского Союза, а потом и из Западной Европы [6, c.98]. Содержательно этот период характеризуется массовым развитием и совершенствованием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений.
Современный этап (50-е годы – настоящее время) знаменуется созданием академической социологии, ориентированной, прежде всего, на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она становится равноправной университетской дисциплиной наряду с философией, экономикой и историей [7, c.102].
Цель контрольной работы – установить основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии. На основе поставленной цели были определены следующие задачи: раскрыть теорию структурно-функционального анализа и теорию социального конфликта, дать определение «технологического детерминизма».
Современная западная социология – чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений.
 
1. ТЕОРИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: 1) как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Т. Парсонс; 2) как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться в связи с изменениями всей системы [1, c. 97].
Главной побудительной причиной всех научных усилий Парсонса была попытка найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и настолько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т. Парсонса – категория равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы.
Взгляды Парсонса недаром называют структурно-функциональным анализом. Понятие функции – одно из важнейших в его теории. С его помощью он пытается объяснить, как, на первый взгляд, хаотическое множество людей и иных социальных явлений образуют некое единство, целостность, общественную систему, способную не только существовать, но и воспроизводить себя.
По Парсонсу, функциональная зависимость – это то, что придает совокупности свойство целостности, которым в отдельности не обладает ни один из них. Соответственно, явление становится структурным элементом системы тогда, когда выполняет функцию, важную для системы в целом.
Парсонс утверждал, что любая система (общество, предприятие, церковь и т.д.) в целях выживания осуществляет четыре функции – адаптацию, целедостижение, интеграцию и латентность. Для их реализации нужны определенные структурные элементы. В обществе такими элементами являются подсистемы – экономическая, политическая и иные. Экономика выполняет функцию адаптации (получение ресурсов из окружающей среды и распределение их внутри общества). Политика – функцию целедостижения (формулирование общих целей и мобилизация ресурсов для их достижения). Культура и право – функцию интеграции (поддержание единства и упорядочение действий членов общества). Институты социализации – семья, школа, церковь и т.д. – латентную функцию (воспроизводство и распространение образцов социального поведения) [2, c.155].
Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что связывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, «правил игры».
Структурно-функциональный подход Парсонса на основе теории социального действия создает абстрактную и «верную на все времена» общую модель социального действия. Ее элементами являются деятель (индивид или группа людей), ситуация (природная или социальная) и ориентация деятеля на ситуацию (включающую оценку деятелем как внешней среды, так и собственных возможностей и целей воздействия на нее).
Специфическими признаками социального действия Парсонс считает (1) символичность (регулирование поступков людей речью и иными системами символов), (2) нормативность (зависимость поведения от принятых в обществе норм и ценностей) и (3) волюнтаристичность (произвольность поведения в связи с субъективным восприятием ситуации) [4, c.92].
Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает в себя четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую.
По Парсонсу, развитие общества – это процесс эволюции. Ей присущи две взаимосвязанные черты: дифференциация (появление новых, относительно обособленных элементов социальной системы) и интеграция (повышение целостности системы за счет появления связей между новыми элементами).
В связи с этим Парсонс различает три типа обществ: примитивные (дифференциации почти нет, люди выполняют одновременно множество ролей-функций), промежуточные (появляется письменность, социальное расслоение и функционально-ролевая специализация) и современные (для них характерна административная бюрократия, отделение права от религии, рыночная экономика и демократическая избирательная система) [6, c.103].
Переломными моментами дифференциации являются революции. Так, промышленная означает разделение экономики и политики, демократическая отделяет «социальное сообщество» (гражданское общество) от политической сферы, а образовательная призвана выделить из социального сообщества институты воспитания и образования (воспроизводства и поддержания «культурных образцов») [3, c. 98].
 Теория Парсонса выражает цели тех слоев общества, которые, по разным причинам, заинтересованы в сохранении существующего порядка вещей и поддержании социальной стабильности. Консервативная направленность взглядов Парсонса впоследствии неоднократно подвергалась критике.
 
2. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
Идея неизбежности социальных конфликтов имеет давние корни: она присутствовала в философских и социологических теориях Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, Л. Гумпловича и многих других мыслителей. Например, Н. Михайловский, Ж. Тард, Г. Лебон, Ч. Кули рассматривали социальный конфликт как проявление естественного закона борьбы за существование. Социологи М. Вебер, В. Парето, Г. Моска большое внимание уделяли политическим аспектам социальных конфликтов и считали их следствием борьбы различных социальных групп за власть.
Дальнейшее развитие проблема социального конфликта получила в трудах Р. Дарендорфа, Л. Козера, Р. Миллса, Р. Мура, К. Боулдинга, Т. Боттомора и других социологов, Благодаря которым она стала очень популярной [5, c.105].
Социальный конфликт – способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью; столкновение, цель которого – нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника [4, c. 112].
По мнению Р. Дарендорфа, основой взаимодействия индивида и общества являются социальные нормы, которые задают ролевое поведение людей. Роли как образцы поведения предписываются человеку и зависят от его социального положения. Поскольку общество всегда неоднородно, постольку всегда существует неравенство, иерархия ролей, которая является одновременно выражением властных отношений на поведенческом уровне (сколько власти – такова и роль). Р. Дарендорф пришел к выводу, что во всех обществах идет борьба за власть, благодаря которой люди могут изменить свое положение, получить доступ к разнообразным благам и обрести новые, более привлекательные для них роли [7, c. 158].
Неравенство ролей (за которым стоит экономическое и политическое неравенство) и борьба за власть (как способ изменить свое социально-«ролевое» положение) неизбежно порождают конфликт, являющийся не временным, а постоянным состоянием общества. Конфликт – это своеобразное выражение самого факта социальной иерархии (или просто ее иное название). Поэтому подчеркивает Дарендорф, его нельзя не разрешить, ни уничтожить, ни предотвратить, поскольку это означало бы ликвидацию самой социальной системы [1, c. 113].
Л. Козер подчеркивал, что любой конфликт имеет идейную природу, то есть различие интересов и взглядов людей.
Конфликты могут выполнять не только конструктивные, но и негативные функции, которые имеют место в обществах, где существуют «враждебные классы» и где революционное насилие может разрушить социальные связи и саму социальную систему. Позитивные же функции конфликтов состоят в том, что они способствуют укреплению социальной системы, установлению границ и сохранению солидарности внутри социальных групп, социализации и адаптации индивидов, поддержанию баланса сил, стимулированию нормотворчества и социального контроля, и в целом – развитию механизмов управления социальными процессами.
Как и Дарендорф, Козер полагал, что конфликты не исчезают полностью, а лишь приобретают новые формы и масштабы, видоизменяются и проявляются в новых сферах общественной жизни [2, c. 124].
Конфликты универсальны и необходимы обществу, поскольку способствуют общественному развитию [6, c. 158].
 
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
Это направление в социологии, представители которого главным фактором общественной жизни считают уровень развития техники и технологий. Технологический детерминизм объединяет несколько взаимодополняющих теорий, возникших в конце 50-70-х годов ХХ в. и отражающих те социальные изменения в развитых капиталистических странах, которые были вызваны достижениями научно-технической революции. К их числу относятся:
     теория единого индустриального общества (Р. Арон – утверждал, что развитие промышленности приводит к формированию единого индустриального общества, разновидностями которого являются социалистическая и капиталистическая общественные системы. По мнению Арона, развитие крупной промышленности влияет на все сферы общественной жизни.);
     теория стадий экономического роста (У. Ростоу – придавал решающее значение технико-экономическому, производственному фактору. По его мнению, в основе экономического развития общества лежат «неэкономические факторы», а именно – человеческие потребности, «порывы и устремления».);
     теория нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт – «новое индустриальное общество» - это развитые капиталистические страны, где подлинная экономическая власть принадлежит не собственникам и акционерам, а представителям техноструктуры. Техноструктура – это высококвалифицированные специалисты, управляющие крупными корпорациями, «носители коллективного разума и коллективных решений».);
     теория постиндустриального общества (Д. Белл – эта теория отражает современный этап развития ведущих капиталистических стран мира, где достижения НТР способствовали созданию высокоэффективной рыночной экономики, автоматизации производства и широчайшему развитию информационно-компьютерных технологий. );
     теория сверхиндустриального общества (А. Тоффлер – в сверхиндустриальном обществе преобладает сфера услуг. На место классовому делению общества приходит профессиональное. Правящей элитой становятся не крупные собственники, а люди с высоким уровнем знаний и образования.) [7, c.102].
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структурно-функциональный анализ – школа в социологии, основанная   Т. Парсонсом и ставящая своей целью изучение различных элементов и сфер общества, а также механизмов их взаимодействия.
Структурно-функциональный подход Парсонса на основе теории социального действия создает абстрактную и «верную на все времена» общую модель социального действия. Ее элементами являются деятель (индивид или группа людей), ситуация (природная или социальная) и ориентация деятеля на ситуацию (включающую оценку деятелем как внешней среды, так и собственных возможностей и целей воздействия на нее).
Специфическими признаками социального действия Парсонс считает (1) символичность (регулирование поступков людей речью и иными системами символов), (2) нормативность (зависимость поведения от принятых в обществе норм и ценностей) и (3) волюнтаристичность (произвольность поведения в связи с субъективным восприятием ситуации).
Социальный конфликт – способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью; столкновение, цель которого – нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника.
Неравенство ролей (за которым стоит экономическое и политическое неравенство) и борьба за власть (как способ изменить свое социально-«ролевое» положение) неизбежно порождают конфликт, являющийся не временным, а постоянным состоянием общества. Конфликт – это своеобразное выражение самого факта социальной иерархии (или просто ее иное название). Поэтому подчеркивает Дарендорф, его нельзя не разрешить, ни уничтожить, ни предотвратить, поскольку это означало бы ликвидацию самой социальной системы.
Л. Козер подчеркивал, что любой конфликт имеет идейную природу, то есть различие интересов и взглядов людей.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология: Учебник/Под ред. Д.Г. Лошакова, - М., 2002. – 450 с.;
2. Волков Ю.Г. и др. Социология: курс лекций: Учебное пособие. 2-е изд. – Ростов–на–Дону, 2006. – 340 с.;
3. Грошев И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. – СПб, 1997 – 248 с.;
4. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. Интерпракс, 1995. – 320с.;
5. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М., 2004. – 360 с.;
6. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.;
7. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М.:, 2004. – 358 с.  
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 15.62K
Скачано: 316
Скачать бесплатно
18.12.10 в 13:55 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе