Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 22.92K | Скачано: 265 | Добавлен 02.12.13 в 17:15 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Киров 2013
Содержание
1.Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм 3
2.Укажите черты, согласно которым развивающиеся страны относятся к периферии мирового хозяйства:
а) сырьевая специализация;
б)низкий уровень развития производительных сил;
в)интенсивный тип экономики;
г)многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений;
д)гибкая адаптация к хозяйственной конъюктуре 11
3.Основной причиной оттока рабочей силы из России является:
а) зарубежная деятельность ТНК;
б)низкий уровень реальной заработной платы в стране;
в)безработица;
г)религиозный фактор 12
Задача 13
Два одинаковых по своим качествам товара - российский и американский - стоят, соответственно, 300 тыс.руб. и 20 тыс. долл. Номинальный обменный курс валюты США составляет 24 руб. /1 долл. Каков при этом реальный обменный курс?
Список использованной литературы 15
1. Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм
Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государствами. Ввозимые в страну товары образуют ее импорт, а вывозимые – экспорт. Сумма импорта и экспорта каждой страны составляет ее внешнеторговый оборот. Разница между совокупным импортом и экспортом называется сальдо торгового баланса. Оно может быть активным и пассивным. При отрицательном сальдо страна-должник обязана выплатить другим странам задолженность денежными средствами или поставкой дополнительной продукции либо получить кредит от страны-поставщика.
Степень включения страны во внешнеэкономические отношения характеризуется отношением стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта. Рост экспортных заказов означает увеличение занятости и доходов, а рост импорта равносилен по своему эффекту росту сбережений, так как деньги уходят за границу и общий спрос сокращается. Поскольку национальные хозяйства всех стран в той или иной мере зависят от внешней торговли, то государство в законодательном порядке устанавливают определенные правила и условия внешнеторговой политики. Исторически сложились два подхода такой политики: протекционизм и свободная торговля.
Переход от национальной модели роста к мировой ставит перед экономической теорией вопрос о том, в какой мере отвечает национальным экономическим интересам участие страны в мировых экономических отношениях. Меркантилистами, анализирующими межгосударственные экономические отношения, чьи идеи господствовали на протяжении почти трех столетий (конец XV–XVIII вв.), отстаивалась экономическая доктрина, согласно которой государство должно как можно больше продавать на внешнем рынке и как можно меньше покупать, накапливать золото как основу богатства и т. п. Сегодня постулаты их учения выглядят наивными. Однако они перекликаются с идеями протекционизма – одной из двух основных концепций современных международных экономических отношений. В полемике с меркантилистами, классиками политической экономии А. Смитоми, Д. Рикардо, был обоснован противоположный протекционистскому подход к оценке выгод международной торговли. Это так называемая концепция свободной торговли– фритредерство(free trade – «свободная торговля»).
На практике внешнеторговая политика государств отличается известным разнообразием, сочетая в себе элементы протекционизма и либерализации. Интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII в. сначала в виде научной теории, а в XIX в. как официальной экономической политики Англии принципа «свободной торговли» (фритредерства). Обоснованием фритредерства стала теория сравнительных издержек, разработанная А. Смитом и Д. Рикардо.
Экономическое лидерство Великобритании в конце XVIII - середине XIX вв. сделало ненужным использование протекционистских мер защиты ее национальной экономики. В то же время повышение внешнеторговой активности Англии стало действенным средством завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности. Напротив, в экономически менее развитых странах (Германия, США) обрела популярность идеология протекционизма.
История мировых экономических отношений – это вместе с тем история борьбы двух вышеуказанных концепций в подходе к мировым связям и, соответственно, двух направлений в государственной внешнеэкономической политике. Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта.
В периоды высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала для национальных экономик характерна большая открытость, либерализация торговли. И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, больше прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма. Основными аргументами становятся такие, как необходимость защиты новых отраслей, защита от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы, необходимость диверсификации экономики, с тем, чтобы страна не зависела от экспорта какой-то одной группы товаров, защита отраслей, связанных с национальной обороной, и наконец, необходимость принимать ответные меры, если барьеры возводят партнеры по торговле.
«Великая депрессия»1929–1933 гг. стимулировала борьбу по отгораживанию рынков, следствием чего стало резкое сокращение объемов мировой торговли. Хрестоматийным примером последствий роста протекционистских тенденций может служить также ситуация перед Второй мировой войной. Период после Второй мировой войны характеризовался усилением позиции сторонников свободной торговли.
В конце 1980 – начале 1990-х гг. вновь во внешнеторговой сфере наблюдался всплеск протекционистских тенденций – возникли антидемпинговые законы, увеличение количества квот и т. п. И все же можно утверждать, что основной тенденцией мирового хозяйственного развития является либерализация международной торговой политики. Она отражает другую объективную закономерность мирового хозяйства – его всевозрастающую интернационализацию.
Поступательное развитие внешнеторговых контактов тесно связано с мероприятиями государства по регулированию экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики. С позиций теории сравнительных издержек представляется более рациональным осуществление свободной торговли, не ограничиваемой какими-либо протекционистскими барьерами. Поэтому сторонники свободной торговли обычно отмечают способность не регулируемого государством рынка обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов международного разделения труда и повысить на этой основе уровень жизни населения стран-участниц. Приверженцы протекционистских мер, со своей стороны, обычно указывают на их необходимость для защиты интересов молодой национальной промышленности, обеспечения занятости населения, его высокого жизненного уровня и т. д.
Общей целью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри страны, в частности для присвоения национальными компаниями и ТНК максимальной прибыли. В процессе реализации данной цели наблюдается противоречивое сочетание протекционизма и либерализации. Протекционизм – это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействия национальным компаниям в их проникновении на внешние рынки. Либерализм – это государственная политика, направленная на снижение таможенных тарифов и других ограничений во внешней торговле.
Итак, существует два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле:
1) протекционизм;
2) «свободная торговля».
Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых – экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.
Протекционизм осуществляется путем установления высоких таможенных тарифов на товары, которые ввозятся из-за границы; введения тарифных ограничений, к которым относятся количественные (установление квот, добровольное ограничение экспорта, лицензирование) и валютные ограничения (регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, усложнение таможенной процедуры), а также через установление повышенных требований к техническим, санитарным стандартам, налогообложению на внутреннем рынке.
Современная система протекционистских мер, направленная на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления. В числе наиболее весомых следует назвать такие меры, как:
1) таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающее использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения национальным производителям конкуренции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие — при импорте сырья и материалов;
2) нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или косвенных (непрямых) ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных методов.
Протекционизм – это преднамеренная политика правительств некоторых стран, направленная на повышение барьеров торговли, таких как тарифы и квоты, для того чтобы защитить отечественную промышленность от иностранной конкуренции.
В рамках политики протекционизма предполагается, что защита отдельных отраслей отечественной экономики необходима на определенный срок, чтобы способствовать организованной перестройке производства. Однако при этом существует опасность, что такая защита станет постоянной, если она служит интересам деловых или политических кругов.
Наиболее популярным доводом в пользу проведения политики протекционизма является аргумент молодой отрасли. Протекционизм может быть эффективным средством стимулирования развития новой отрасли, которая может значительно увеличить благосостояние страны, но которая не сможет начать развиваться, если не будет защищена от конкуренции импорта. Со временем, при условии соответствующей защищенности, такая отрасль способна достичь внутренней экономии от масштаба (т. е. меньших затрат благодаря эксплуатации большого внутреннего рынка) и приобрести преимущества от различных положительных внешних эффектов (хорошо обученная рабочая сила или эффект обучения в процессе производства).
В конечном счете, новая отрасль может стать равной или даже более эффективной по отношению к своим зарубежным конкурентам. После того как отрасль стала конкурентоспособной, меры протекционизма по отношению к ней могут быть отменены.
Такая временная защита не противоречит главной цели сторонников свободной торговли – максимальной специализации на основе сравнительных преимуществ. Только с помощью временного равенства условий конкуренции отрасль способна достичь той стадии развития, которая позволит ей в полной мере использовать свой потенциал. Негативным моментом при защите новых отраслей с помощью мер протекционизма является тот факт, что отрасли, нуждающиеся в опеке, часто выбираются не на основе сравнительных преимуществ, а по политическим мотивам. При этом предоставляемая протекция может быть чрезмерной и продолжаться дольше, чем это необходимо.
Несмотря на постепенное снижение таможенных тарифов в последние 4–5 десятилетий, развитыми странами использовалось около 800 видов различных нетарифных барьеров, с помощью которых сдерживалось до 50 % импорта товаров. Характерной чертой протекционистской политики в современных условиях является утверждение коллективного и селективного протекционизма, который проводится странами – членами интеграционных группировок по отношению к третьим странам. В наибольшей степени такой протекционизм свойственен для стран ЕС.
В современной практике регулирования международного обмена проявляется объективная потребность в повышении степени интернационализации производства и капитала. Эта тенденция в области международных экономических отношений выражается, в частности, в ослаблении ограничений внешнеторгового обмена, стремлении к устранению препятствий на его пути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли, т. е. применение всего комплекса мероприятий по регулированию внутренней экономики и внешнеэкономических связей с целью содействия внешнеторговому обороту, а также снижению таможенных и иных барьеров.
Современный механизм либерализации мировой торговли обладает рядом особенностей:
1. Значительно расширен круг регулирующих мер со стороны как национальных государств, так и наднациональных экономических организаций. Эти меры вышли за пределы тарифной политики и охватывают практически все отрасли хозяйственной жизни.
2. Существенно возросла роль согласованных международных действий, координированных усилий различных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового оборота.
3. Несмотря на то, что между отдельными странами до сих пор вспыхивают «торговые войны», в настоящее время удалось добиться долговременного и значительного снижения экономических барьеров на пути развития международной торговли.
Основных успехов политика либерализации достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в период после Второй мировой войны существенно сократился. Значение таможенных барьеров объясняется следующими причинами:
– исторически таможенные пошлины олицетворяют собой регулирующую функцию государства во внешней торговле, а их уровень является главным критерием торгово-экономической политики;
– таможенные пошлины играют наиболее значимую роль на фоне других внешнеторговых барьеров;
– таможенные тарифы служат основным унифицированным элементом торговой политики всех стран.
Эти особенности таможенных пошлин во многом определили формы согласованных международных мероприятий по либерализации торговли и взаимному снижению таможенных барьеров. В результате действия принципа наибольшего благоприятствования как одной из базисных норм мировой торговой политики XX века предоставление двумя странами взаимных таможенных уступок означает распространение этих льгот и на всех их внешнеторговых партнеров.
Многостороннее регулирование международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных барьеров, осуществлялось в послевоенный период в первую очередь по линии Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и его преемника — Всемирной торговой организации (ВТО), ведущей многосторонние переговоры о снижении внешнеторговых барьеров, и в первую очередь таможенных пошлин.
В основу правового механизма ВТО были положены следующие принципы и нормы:
– недискриминация в торговле, т. е. уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также по отношению к правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;
–использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;
–прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров;
–взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
Итак, сделаем некоторые выводы по данному вопросу:
1) политика протекционизма, с одной стороны, защищает национальную промышленность и сельское хозяйство, способствует развитию общественного производства. С другой стороны, она выводит национальное хозяйство из жесткой конкуренции, ослабляет стимулы к снижению затрат на производство продукции и повышению ее качества.
2) свободная торговля – это внешнеторговая политика, при которой не устанавливаются какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику могут проводить только страны с высокой эффективностью национальной экономики.
На практике все государства стремятся проводить сбалансированную внешнеторговую политику, избегая как излишнего протекционизма, так и абсолютного либерализма.
2.Укажите черты, согласно которым развивающиеся страны относятся к периферии мирового хозяйства:
+ а)сырьевая специализация;
+ б)низкий уровень развития производительных сил;
в)интенсивный тип экономики;
+ г)многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений;
д)гибкая адаптация к хозяйственной конъюктуре.
В группу развивающихся стран входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Свыше 130 стран объединены в эту группу. Они и экономически, и социально разнородны.
Однако, несмотря на выделение среди группы развивающихся стран различных подгрупп, они характеризуются следующими общими чертами:
•многоукладность экономики с преобладанием докапиталистических форм хозяйства (дуальная экономика);
•аграрно-сырьевая направленность при общей неразвитости производительных сил, прежде всего в обрабатывающей промышленности;
•господство транснационального капитала, его контроль над природными ресурсами;
•относительная слабость, неразвитость местного национального капитала, ограниченность его возможностей не только на мировом, но и на внутреннем рынке;
•узость внутреннего рынка, так как значительная часть населения молодых государств получала основную часть жизненных средств от натурального хозяйства, а доля лиц наемного труда в общей численности населения была незначительной;
•некомпенсированный вывоз существенной части национального дохода в виде прибылей иностранных монополий, процентов по внешнему долгу, неэквивалентного обмена. Выбор ответов сейчас вполне понятен.
3 Основной причиной оттока рабочей силы из России является:
+ а) зарубежная деятельность ТНК;
+ б) низкий уровень реальной заработной платы в стране;
в) безработица;
г) религиозный фактор.
РФ занимает второе место в мире по числу мигрантов, в то же время экономическая миграция из России определяется более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами, разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Начало данной форме миграции было положено в 1930-х годах, когда США получили возможность отбора учёных-беженцев из нацистской Германии. Параллельно "утечке умов" в 90-е годы появилось и новое для России явление - бизнес-миграция. Это явление представляет эмиграцию предпринимателей, стимулируемую отсутствием политической и экономической стабильности в России, засильем криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке.
Согласно отчету Международной организации по миграции, число международных мигрантов в 2010 году составило 214 млн человек или 3,1 % населения мира. Если рост этого показателя продолжится с прежней скоростью, то к 2050 году он достигнет значения 405 млн. Согласно докладу Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, опубликованном 11 сентября 2013 года, численность мигрантов в мире составило 232 млн человек или 3,2% населения Земли. Самыми крупными в мире миграционными коридорами стали Мексика — США с 13 млн мигрировавших (за январь - август 2013 г.г.), Россия — Украина с 3,5 млн, Украина — Россия с 2,9 млн, а также Казахстан — Россия с 2,5 млн.[8]
Задача
Два одинаковых по своим качествам товара - российский и американский - стоят, соответственно, 300 тыс.руб. и 20 тыс. долл. Номинальный обменный курс валюты США составляет 24 руб. /1 долл. Каков при этом реальный обменный курс?
Валютный курс – это «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах. Стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Эта экономическая категория присуща товарному производству и выражает производственные отношения между товаропроизводителями и мировым рынком.
Различают номинальный и реальный валютные курсы.
Номинальный курс – это определенная конкретная «цена» национальной валюты, выраженная в определенном количестве иностранной валюты, и наоборот.
Реальный валютный курс можно определить как покупательскую способность валюты одной страны в отношении товаров другой страны. Чтобы приобрести на валюту одной страны товары другой страны, необходимо вначале обменять национальную валюту на иностранную по действующему рыночному курсу. Реальный валютный курс рассчитывается умножением номинального курса на соотношение уровней цен двух стран.
Рассчитаем реальный валютный курс рубля по отношению к товару по следующей формуле:
Цена товара в России Рd – 300 тыс. руб.
Цена товара в США Рf – 20 тыс. долл.
Валютный курс e – 24 руб. /1 долл.
e= Рd / eРf, то есть
e= 300 тыс. руб. / 24 руб./долл.*20 тыс. долл. = 300 тыс. руб./480 тыс.руб. = 0,62.
Данный результат говорит о том, что покупательская способность российской валюты, рассчитанная по товару, составила 0,62 от покупательской способности доллара, принятой за единицу. То есть на эквивалентную сумму валюты американцы могут купить 1 ециницу товара, а россияне могут купить в США только 0,62 товара. Соответственно, покупательская способность американской валюты в 1,61(1/0,62) раза выше, чем покупательской способности российской валюты.
Список используемой литературы
1)Стрыгин А.В. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2010г — 512 с.
2)Кочергина Т.Е. Мировая экономика: учебник / Т.Е. Кочергина. — Изд.2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2010г — 267с,
3)Сергеев П.В.Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика» «Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе». – М.: Юриспруденция, 2009г.- 160 с.
4)Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие 433с– Калининград, 2010г
5)Жуков Е.Ф., Капаева Т.И., Литвиненко Л.Т. Международные экономические отношения: Учебник для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011г. - 485 с.
6)Павлов А. В. О трактовках реального валютного курса в учебной литературе // Вестник Томского Государственного университета. Экономика. 2010г.
7)Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика М.: Высшая школа, 2011г.
8)Щербаков А.Н., Мдинарадзе М.Г. «Основы демографии»/ А.Н.Щербаков, М.Г.Мдинарадзе:-М.,2010г.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.