Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Внешнеторговая политика государств (Вариант №10)

Внешнеторговая политика государств (Вариант №10) [11.10.10]

Тема: Внешнеторговая политика государств (Вариант №10)

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 38.22K | Скачано: 296 | Добавлен 11.10.10 в 12:51 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010


Вариант: №10

План работы

Введение 3

1.Сущность политики фритредерства и политики протекционизма 4

2.Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг 9

Заключение 14

Тесты 16

Список используемой литературы 19

 

Введение

Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере. Существуют две основные разновидности политики в области международной торговли: 1) внешнеторговая политика; 2) международная торговая политика.

Цели и основные направления

Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:

изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;

изменение объема экспорта и импорта;

изменение структуры внешней торговли;

обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.); изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта [2].

 

1.Сущность политики фритредерства и политики протекционизма

В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По- прежнему внешняя торговля остаётся определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.

Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений. В ХХ в. Особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами.

Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.

В зависимости от специфики применения выделяют следующие виды протекционизма:

Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX в. В процессе соперничества с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведёт к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах.

В развивающейся национальной экономике протекционистические меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Протекционистические меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

В периоды серьёзных обострений отношений между государствами и усиления международной напряжённости, протекционистические меры используются для сохранения национальной безопасности государства.

Основными аргументами, выдвигаемыми против этой теории, являются следующие:

Вторым направлением внешнеторговой политики государства является фритредерство (free trade)- свободная торговля.

Свободная торговля – политика невмешательства государства в международную торговлю. В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведёт к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода.

Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

Положительные воздействия состоят в том, что свободная торговля:

Предшественником свободы торговли в ХХ в. стал «новый экономический порядок», который был предложен в форме международных торгово-экономических отношений США как ведущей державы мира, вышедшей из второй мировой войны ещё более богатой и процветающей, чем прежде. «Новый экономический порядок» являлся в тот период основой реализации интересов США и их ТНК во взаимоотношениях с менее развитыми странами.

  Страны, у которых наблюдается серьёзный разрыв в уровнях технологических укладов, не смогут стать полноценными, равноправными партнёрами. Свобода торговли будет проявляться для стран с более низким технико-технологическим укладом как закон товарообмена (закон стоимости), в соответствии с которым развитая страна всегда получает несравнимо более значимую выгоду от обмена, чем бедная.

Развитые страны Запада, имеющие прочные позиции на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создаст для них безусловные односторонние преимущества.

Признавая определённые позитивные стороны свободной торговли, следует заметить, что такая политика должна быть прагматичной, а протекционизм – стимулирующим национального предпринимателя [1, C.218-219].

 

2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг  Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

Таблица 1

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

Меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины (ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Демпинг- практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке. Демпинг применяется в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке не возможна реализация производственной продукции в связи с сокращением отечественного спроса) [1, C.211], компенсационные пошлины и сборы;

Меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия: совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:

а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке,доставке);
б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.)

Совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:

а) специальные правила импортных платежей;
б) множественные валютные курсы;
в) ограничения на накопление иностранной валюты;
г) импортные депозиты
д) отсрочки импортных платежей
е) субсидирование и кредитование экспорта.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

  1. внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость);
  2. различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства;
  3. декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Всемирная торговая организация (ВТО) стремится максимально ограничить использование нетарифных барьеров в мировой торговле.

Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.

 В развитых странах ряд видов квотируемой продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции ввозимой сверх этих квот, применяются консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.При необходимости использования нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется отдавать предпочтение финансовым мерам.

Тарифные и нетарифные методы регулирования составляют основу протекционистской политики государства [3].

 

Заключение

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли, с учетом использования выгод международного разделения труда. Правительства стремятся обеспечить экономические и политические условия, облегчающие национальному капиталу приспособление к изменениям на международных рынках. При этом внешнеторговая политика должна учитывать как позитивные тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и негативные тенденции обострения международной конкуренции. Внешняя торговля любого государства строится на основе взаимной выгодности - это не только сбалансированность экспортных и импортных операций, но и гораздо более широкая проблема реализации определенной стратегии государства и совокупности конкретных методов и средств ее реализации с учетом общеэкономического положения в стране и тенденции в мировой экономике.

В мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась своего рода "обратно пропорциональная зависимость" - чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования применяется и тем больше интенсивность и "жесткость" их применения. Любые крайности одинаково опасны для граждан любой страны и группы стран. Ведь, признавая ценность свободы торговли, необходимо учитывать, что чрезмерная насыщенность национального рынка иностранными товарами обостряет проблему занятости. Жесткий протекционизм так же абсурден. Ведь это бы поставило под сомнение возможность протекания процессов индустриализации в развивающихся странах. Таким образом, каждой стране в любой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между свободой торговли и протекционизмом. Разрешение этого противоречия в долгосрочной перспективе рассматривается как поиск экономического компромисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов.

 

 

Тесты

  1. Свободная торговля, как вид внешнеторговой политики (выберите верный ответ):

а) поддерживает субъектов национальной экономики;

б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;

г) защищает новые отрасли, возникающие как результат НТП.

Правильный ответ: в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке.

  Политика свободной торговли (фритредерства), основывающаяся на открытости внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливает тем самым конкуренцию на внутреннем рынке, стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом, заставляет предприятия вводить инновации, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей.

Остальные ответы описывают политику протекционизма- противоположного фритредерству направления.

 

2. Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:

а) квотирование;

б) лицензирование;

в) таможенные пошлины;

г) добровольные ограничения экспорта;

д) санитарно-технические ограничения;

Правильные ответы: а), б), г), д).

а) Экспортно-импортные квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование (контингентирование)— ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны;

б) Правительство ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий (разрешений) между конкретными предприятиями;

г) В 70-е годы стала распространяться специфическая форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну;

д) Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничениям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров, то есть сама возможность участия товаров в импорте и экспорте. К ним относятся санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.

Только ответ в) относится к тарифным методам регулирования внешней торговли.

 

3. Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как (укажите верный ответ):

а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия конкуренции зарубежных предпринимателей;

б) рост занятости населения внутри страны;

в) предотвращение демпинга;

г) обеспечение национальной экономической безопасности;

д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;

е) верны только ответы а) и в).

Правильный ответ: д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма (в ответ входят определения а), б), в) и г)).

а) В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

б) Протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи закрытием или банкротством национальных предприятий.

в) Протекционистские меры используют для борьбы с демпингом и другими способами недобросовестной иностранной конкуренции – как ответная мера к стране или компании, проводящей дискриминационную торговую политику;

г) В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции [1, C.208-219].

 

Список используемой литературы

1.Мировая экономика : Учебное пособие для вузов/ Под ред. И.П. Николаевой.- М. ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

 2. Внешнеторговая политика государства : интернет – сайт/ Фомичёв http:polbu.ru/fomichev_inttrading/ch24_i.html%20/, 30/03/2010.

3. Государственное ругулирование внешнеэкономической деятельности : интернет-сайт http://russeca.kent.edu/StateRegEcon/lecture6.html, 08/04/2010.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 38.22K
Скачано: 296
Скачать бесплатно
11.10.10 в 12:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе