Тема: Социальная сущность семьи: этапы жизненного цикла
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 21.23K | Скачано: 312 | Добавлен 02.02.11 в 12:53 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Пенза 2010
План.
Введение. 3
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа. 4
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи. 8
3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы. 13
Заключение. 18
Список используемой литературы. 19
Введение.Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной мере зависит воспроизводство населения.
Особенно велико экономическое значение семьи в области организации потребления и быта. В семье не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определённые бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.
Цель работы:
Раскрыть тему «Социальная сущность семьи». Наиболее детально рассмотреть её важнейшие отличительные особенности и черты, то есть необходимо рассмотреть семью в качестве социального института и в качестве малой социальной группы. Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Задачи работы:
1. Провести социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Рассмотреть семью как социальный институт и как социальную группу
2. Изучить типология семейных структур и их основные разновидности, основные функции семьи.
3. Назвать этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы.
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа. Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в исследованиях Рилза и Ле Пи. В середине ХIХ в. они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких специальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности. и образуют базовые предусловия функционирования социума путем физического замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно выполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений.
Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом.
Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию. Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.
Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, это понятие социального института, а с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы, имеющей свои закономерности функционирования и развития.
Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком является совместное ведение домашнего хозяйства.
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:
упорядочивает и санкционирует их новую жизнь;
устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает в себя как экономическую, юридическую, так и психологическую стороны. Экономические отношения между супругами первоначально были следствием половозрастного разделения труда и имели характер взаимопомощи в обеспечении детей и престарелых родственников; затем у классов, связанных с частной собственностью. В свою очередь психологическая сторона брака состоит «в любви, доверии и общности индивидуального существования; в таком умонастроении и в такой действительности природное влечение низводится на степень модальности природного момента, которому именно и предназначено исчезнуть после его удовлетворения, а вступает в своем праве духовная связь в качестве субстанциального, следовательно, в качестве того, что само по себе стоит выше случайности страстей и временного особенного каприза». Эта мысль Гегеля примечательна не только тем, что она верно описывает характер и значение духовной связи в браке, но и тем, что в ней подчеркивается субстанциальность этой связи по отношению к чисто природному влечению. В понятии субстанциальности Гегель отражает, собственно, два обстоятельства: во-первых, вторичность природного момента по отношению к «общности индивидуального существования», любви как чувству и, во-вторых, постоянство, стабильность, объективную обусловленность духовно- психологических отношений по сравнению со «случайностью страстей».
При всем многообразии и многогранности психологических отношений в браке они в главном своем содержании регулируются нравственным сознанием людей. Наиболее общим воплощением этого сознания является нравственный идеал, выражаемый в понятиях добра и справедливости, которые конкретизируются, с одной стороны, в нравственных критериях и оценках, составляющих оценочную область морали, с другой - в нравственных принципах и нормах, составляющих ее практически действенную, нормативную область. Каждому из этих элементов нравственности соответствует эмоциональный эквивалент, т. е. моральные качества и чувства личности, переживание явлений действительности в соотнесении с присущими человеку нравственными ценностями.
Брак - это юридически оформленный свободный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Он основывается на чувстве любви, подлинной дружбе и уважении - нравственных принципах построения семьи в нашем обществе. В соответствии с законом только брак, зарегистрированный в установленном порядке, порождает права и обязанности супругов ( ст. 17 КоБС РФ). Действующее законодательство о браке и семье не связывает фактическое сожительство мужчины и женщины с правовыми последствиями. Независимо от продолжительности этого сожительства оно не порождает прав и обязанностей, проистекающих из заключенного брака. Только в случае регистрации брака из множества других общественных отношений выделяются супружеские отношения, им придается официальное значение.
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи.Социология семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций семьи. Структура семьи – это не только её количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений её членов. По структурным особенностям различаются семьи нуклеарные и расширенные. Нуклеарная семья – это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая семья считается важным и даже основным социальным объединением. Расширенная семья – это такая семейная структура, которая помимо нуклеарной семьи (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку или бабушку, внуков, дядю, тётю и т.д.
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяют три основных типа семьи:
1. Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации
семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на
мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа
характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установок мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.
Семья выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, культурного наследия, социального контроля, эмоционально-психологического стабилизатора и т.д.
• Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения
человеческого рода.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это – самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 25-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей.
Основными факторами, обусловливающими сокращение величины семьи, являются: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.
• Функция культурного наследия, благодаря которой, семья
поддерживает культурную непрерывность общества путём передачи культурного наследства следующим поколениям.
• Функция социального контроля, особое место занимает у молодого
поколения. Её содержание составляют моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация обязательств между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и младшего поколений. Сюда входит формирование и поддержание моральных и правовых санкций при нарушении социальных норм членами семьи.
• Функция эмоционально-психологического стабилизатора заключается
в том, что семья обеспечивает индивидам удовлетворение эмоциональных потребностей, потребление интимной совместной жизни, даёт ощущение безопасности, обеспечивает эмоциональное равновесие, а поэтому предотвращает дезинтеграцию личности.
• Воспитательная функция. Воспитание ребёнка в семье – сложный
социально-педагогический процесс. Возможность воспитательного воздействия на ребёнка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших го младших. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Требование родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определённого образа жизни и деятельности ребёнка и т.д. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка. Не имея достаточных знаний и опыта, ребёнок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – всё это воспринимается ребёнком и становится образцом для его собственного поведения.
• Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Семья,
функционирующая в качестве социального института, тесно связана с производством и распределением материальных благ. Включаясь в процесс производства материальных благ, трудоспособные члены семьи осуществляют функцию средств жизни, в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи, т.е. экономическую функцию. Успешное осуществление семьёй данной функции позволяет ей непосредственно включится в экономическую структуру общественного производства, благотворно влиять на неё и вместе с тем определяет уровень материального благосостояния семьи как особого социального института. С ней тесно связана хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим. Совместное ведение хозяйства повышает удовлетворённость обоих супругов как бытовой устроенность семейной жизни, так и хозяйственностью супруга, но одновременно снижает уровень социальной напряжённости и конфликтности, возникающей тогда, когда в семье хозяйничает один из супругов.
• Досуговая функция семьи имеет своей целью организацию
рационального и благотворного для членов семьи проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов.
• Функция духовного общения обеспечивает развитие членов семьи, их
духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений и моральную ответственность друг перед другом.
• Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в
разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.
• Функция социализации. Несмотря на большое число институтов,
участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности.
• Генеративная функция характеризуется необходимостью продолжения
человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции.
• Гедонистическая функция, которую принято считать функцией
здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и т.д.
• Коммуникативная функция заключается в удовлетворении потребности
человека в двух противоположных явлениях - общении и уединении.
В своём единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза её распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.
3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы. Семья – это в первую очередь социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам – закону направленности на сохранение постоянства и стабильности и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и прекращения существования. Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности.
Жизненный цикл семьи– это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.
Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла.
Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.
Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. Э. Дюваль в жизненном цикле были выделены 8 стадий на основе такого критерия, как репродуктивная и воспитательная функции семьи (наличие или отсутствие детей в семье и их возраст).
• Первая стадия. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.
• Вторая стадия. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.
• Третья стадия. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.
• Четвертая стадия. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.
• Пятая стадия. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.
• Шестая стадия. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
• Седьмая стадия. Супруги зрелого возраста.
• Восьмая стадия. Стареющая семья.
Естественно, не любую семью можно рассматривать через призму этой классификации; существуют многочисленные семейные группы, которые «не вписываются» ни в одну классификацию. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту, много раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, неполные (с одним из родителей) семьи, проживающие с родителями одного из супругов, и т. д.
Рассмотрим другую классификацию, которая состоит из 7 этапов:
1. Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от родительской семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.
2.Заключение брака и фаза без детей. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет «допущен» в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя).
Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам. Во-первых, следует принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанции с генетическими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, принять и провести первичное согласование супружеских (семейных) социальных ролей. Во-вторых, предстоит решить вопрос о материальном обеспечении и финансовой поддержке семьи: кто будет зарабатывать деньги, к какому слою общества семья будет относиться. В-третьих, необходимо создать интимность во взаимоотношениях, которая может сопровождаться появлением сексуальных проблем вследствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т. д.
3. Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.
Принципиально важную особенность данной стадии жизненного цикла семьи составляет переход супругов к началу реализации родительской функции. Формирование родительской позиции – процесс во многих отношениях переломный, кризисный для обоих родителей, в значительной мере предопределяющий судьбу развития детей в семье, характер детско-родительских отношений и развитие личности самого родителя.
Происходит сужение зоны общения жены. Материальное снабжение ложится на мужа, поэтому он «освобождает» себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать конфликты из-за перегруженности жены домашними заботами и стремлением мужа «отдохнуть» за пределами семьи.
4. Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.
На этой стадии родители решают вопрос всестороннего развития ребенка (одновременные занятия спортом, музыкой, иностранным языком) или выбора занятия по интересам и склонностям. Наряду с этим приучают ребенка (подростка) к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой. Возможен перевод в другую школу (либо в связи с переездом, либо для углубленного изучения какого-либо учебного предмета). Даже при достижении детьми подросткового возраста родители по-прежнему опекают их, не доверяя им самостоятельно принимать решения .
5. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Данная стадия жизненного цикла семьи характеризуется высокой степенью тревоги. Специфическими для супружеских отношений становятся переживания утраты любви, разочарование, «обесценивание» партнера и снижение чувства субъективной удовлетворенности браком.
Дети должны ощущать себя взрослыми людьми (то есть они приближаются к первой стадии): у них возникают долговременные связи, возможна женитьба (замужество), в семейную группу включаются новые члены. Здесь, вынужденное проживание молодых с родителями. Появляются внуки, и встает вопрос о том, что бабушка должна оставить работу. Однако сделать это сложно, так как современным бабушкам часто бывает далеко до выхода на пенсию по возрасту.
6. Стареющая семья. На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работают неполный рабочий день. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков). Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Кроме того, недостаток в самореализации может привести к возникновению симптомов. Вместе с тем симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии.
7. Последняя фаза жизненного цикла семьи. В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Большое значение имеет также фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами.
Особенно важную роль на этой стадии жизненного цикла семьи начинает играть ее среднее поколение, от которого зависят эмоциональная поддержка и уход за больными и нуждающимися в помощи пожилыми родителями. Исследователями обнаружено, что дочери значительно чаще помогают своим престарелым родителям, чем сыновья. Помощь включает покупку продуктов, уборку, приготовление еды, уход за больными прародителями. Достаточно часто дочери бывают вынуждены сменить место работы для разрешения проблем ухода за тяжелобольными родственниками.
Заключение.Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.
Таким образом, мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.
Список используемой литературы1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов. М., 1996.
2. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002.
3. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
4. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
5. Мацковский М.С., Олсон Д.Г. Семья в России и в США: сравнительный обзор./Семья на пороге тысячелетия. М., 1995.
6. Солодовников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигма./Социологические исследования. 1994, п. 6/.
7. Ян Щепаньский. «Элементарные понятия социологии». М., 1969
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+2
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы