Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социальная сущность семьи: разновидности семейных структур

Социальная сущность семьи: разновидности семейных структур [30.11.10]

Тема: Социальная сущность семьи: разновидности семейных структур

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 54.00K | Скачано: 216 | Добавлен 30.11.10 в 21:51 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2009


План работы:
Введение 1
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат.
Семья как социальный институт и как социальная группа 2-6
ТЕСТЫ 7-9
2.     Типология семейных структур и их основные разновидности.
Основные функции семьи 10-15
ТЕСТЫ 16-18
3.     Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы 19-26
Заключение 27
Список использованной литературы 28

ВВЕДЕНИЕ
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной  и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав  множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.  Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
1.    Почему люди живут семьями?
2.    Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
3.    Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?
4.    Всегда ли существовала семья?
5.    Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины  семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как  социальная  группа
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной  и стабильной ячейкой общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».1
Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.
Один из наиболее важных разделов социологии – исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии,  изучающая  закономерности  возникновения,  функционирования  и развития  семьи  (семейно-брачных  отношений) как социального феномена  в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в  себе  черты  социального института и  малой социальной группы. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины  семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Семья - это один из самых древних социальных институтов, социальная общность и малая группа. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека:
1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4} престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.
 Семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.
Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять личные, коллективные, общественные интересы благодаря ее многофункциональности и способности осуществлять физиологические и психологические потребности человека, а также способности к самоорганизации и саморазвитию большого социального организма, именуемого обществом.
Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная  группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность.
Понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации.
Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.
    Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.
В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу. Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения  брачного соглашения, но не проставлена дата  окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.
Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя индивидами.
Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.
Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.
 Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как “социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социологические школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как социального института и малой группы.”
Психологическая сторона брака включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях. Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Брак с юридической точки зрения - союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме (договор). Экономическая сторона брака включает: финансовые отношения в семье (распределение, формирование и использование бюджета семьи), брачный контракт (экономический аспект юридической стороны) и т.д.
Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

ТЕСТЫ:
1.Что такое семья:
a)    малая социальная группа, члены которой соединены браком
b)    малая социальная группа, члены которой соединены кровным родством
c)    малая социальная группа, члены которой соединены общностью быта, взаимопомощью и  взаимной и моральной ответственностью
d)    все ответы верны
ОТВЕТ: d)
2.Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском отношениях между:
a)    мужем и женой
b)     родителями и детьми
c)    братьями и сестрами
d)     другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета
ОТВЕТ: все ответы верны
3. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают:
a)    физиологические и сексуальные потребности
b)    экзистенциальные потребности в безопасности своего существования
c)    социальные потребности в общении
d)    престижные потребности в признании
e)    духовные потребности в самореализации.
f)    Все потребности человека
ОТВЕТ: f)
4.Что такое семья:
a)    Социальный институт
b)    Социальная группа
c)    Малая социальная группа
d)    Все ответы не верны
ОТВЕТ: a),c)
5.Через что формируется семья:
a)    Брак
b)    Рождение детей
c)    Совместное проживание
d)    Покупку общих вещей
ОТВЕТ: a)
6.Что такое брак:
a)    Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу
b)    Брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством.
c)    Оба ответы верны
d)    Оба ответа не верны
ОТВЕТ:c)
7. При заключении брака, свидетельство имеет:
a)    Дату начала брака
b)    Дату начала и окончания брака
c)    Дату окончания брака
d)    Все ответы не верны
ОТВЕТ: a)
8.Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, и включает в себя:
a)    Экономические стороны
b)    Психологические стороны
c)    Юридические стороны
d)    Аналитические стороны
ОТВЕТ:a),b),c)
9.Кто изучал брачно-семейные отношения:
a)    Э. Дюркгейм
b)    К. Маркс
c)    Ф. Энгельс
d)    М. Вебер
ОТВЕТ: все ответы верны
10.Главное отличие семьи от брака:
a)    Брак-это институт, а семья - социальная группа
b)    Брак – регулирует отношения между мужчиной и женщиной, а семья – отношения родственников
c)    Брак – регулирует отношения между супругами, а семья- кроме того, ещё и отношения между родителями и детьми
ОТВЕТ:c)

2.Типология семейных структур и их основные  разновидности. Основные функции семьи.
Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы. Несмотря на то, что семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой, знания о ней у большинства людей ограничиваются лишь разделением семей на хорошие (благополучные) и плохие (неблагополучные). Однако для того, чтобы лучше ориентироваться в решении многих семейных проблем, такого, явно поверхностного, представления о разновидностях (типах) семьи, конечно, недостаточно. Кроме того, различные типы семьи по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений.
     На сегодняшний день различают три основных типа семьи:
1. Патриархальная (традиционная) семья, где индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Такой тип предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводится старшему мужчине. Для этой семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства;
2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на, то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд;
3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:
а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовым проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.
В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи:
1)Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной;
2)Полигамия - брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, 2) полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами.
По критерию власти различают:
1)Патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства;
2)Матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью;
3)Эгалитарные семьи – равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями;
4)Партнерская семья, где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи.
По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) различают:
•    Гомогенные семьи, где супруги примерно из одной социальной страты;
•    Гетерогенные семьи, где супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов.
Для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различают:
•    Гомогамные семьи, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д.;
•    Гетерогамные семьи, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.
По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают:
•    Патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа;
•    Матрилокальными, где молодежь остается жить у родителей жены.
В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи, среднедетная и многодетная семья.
Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее  функции.  Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и  общества,  а  так же семьи  и  личности.  Под  функциями  семьи  понимается   способ   проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.
Функции:
1. Репродуктивная функция семьи
Эта  функция  выполняет  две задачи:  общественную   —   биологическое   воспроизводство   населения,   индивидуальную  —  удовлетворение  потребности  в  детях.  В  ее  основе — удовлетворение  физиологических  и  сексуальных  потребностей,   побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.  
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то  есть в рождении детей, продолжении человеческого рода.  Эта  функция  включает  в себя элементы всех других функций, так  как  семья  участвует  не  только  в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.  Это,  прежде всего, связано  с  приобщением  нового  поколения  к  научным  и  культурным достижениям  человечества,  с  поддержанием  его   здоровья,   а   также   с предотвращением  “воспроизведения  в  новых   поколениях   различного   рода биологических аномалий”.
2. Социально-биологическая функция семьи
 В   итоге   естественно-биологические   потребности    человека    в
удовлетворении  сексуального  влечения,  реализации   семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический  инстинкт  зависимости  ребенка от матери —  все  это  формируется  в  социально-биологическую  функцию семьи.
 3. Функция социализации личности
Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных  и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых  и  экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря  этому семья как социальная общность является  первичным  элементом,  опосредующим связь личности  с  обществом:  она  формирует  у  ребенка  представление  о социальных связях и включает  в  них  его  с  рождения. Отсюда  следующая важнейшая функция  семьи - социализация  личности,  передача  культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях,  их  воспитании  и социализации придает смысл самой человеческой жизни.  Совершенно  очевидно, что приоритет семьи как основной  формы  социализации  личности  обусловлен естественно-биологическими причинами.
4. Экзистенциальная  функция
Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.
 Известно,  что  сущность  любого  явления  особенно  ярко  проявляется  в
экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится  быть рядом со своими семьями.  В ситуации, угрожающей жизни  и  здоровью,  человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В  семье  человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность  к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен  и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать  жизнь,  порождает чувство защищенности  и  безопасности,   поддерживает   моральный   дух   и уверенность.
5. Экономическая  и  хозяйственно-бытовая функция
Суть  этой  функции  с  общественной  точки  зрения  заключается  в
поддержании  несовершеннолетних  и  нетрудоспособных  членов  общества,   в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг  одними  членами семьи от других.
6. Социально-статусная  функция
Эта функция связана  с  воспроизводством  социальной структуры  общества,   так   как   предоставляет   (передает)   определенный социальный статус членам семьи.
7. Рекреативная функция
Она направлена на восстановление и укрепление  физических, психологических,  эмоциональных  и   духовных   сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена,  но ученые  располагают  достоверными   фактами,   доказывающими   положительное
влияние семьи на здоровье  супругов.  
Следует  привести  некоторые  примеры, подтверждающие это: холостяцкая  жизнь  способствует  (прямо  или  косвенно ) возникновению таких  серьезных  заболеваний,  как  гипертония,  неврастения, язва. Супружество оказывает  более  благоприятное  воздействие  на  здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины.  А  потерю  одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
8. Досуговая функция
Она  осуществляет  организацию  рационального  досуга  и осуществляет  контроль  в   сфере   досуга,   кроме   того,   удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Социологи  установили  тесную  связь  между  семейным   благополучием   и проведением досуга. Досуговая функция  ориентирована  на  оптимизацию  организации  свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов  семьи  в  общении, повышение уровня культуры,  улучшение  состояния  здоровья, восстановление сил.
9. Воспитательная функция
В семье воспитываются и  взрослые,  и  дети.  Особенно  важное  значение  имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому  воспитательная  функция семьи имеет три аспекта.
Первый аспект — формирование  личности  ребенка,  развитие его  способностей  и  интересов,  передача  детям  взрослыми  членами  семьи  накопленного   обществом социального  опыта,  обогащение  их   интеллекта,   эстетическое   развитие, содействие  их  физическому   совершенствованию,   укреплению   здоровья   и выработке  навыков  санитарно-гигиенической  культуры.   
Второй   аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива  на  каждого своего члена в течение всей его жизни.
Третий аспект  —  постоянное  влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их  активно заниматься самовоспитанием.
10. Коммуникативная функция
Можно   назвать   следующие   компоненты   этой   функции:
посредничество  семьи  в  контакте  своих  членов  со  средствами   массовой
информации  (телевидение,  радио,  периодическая  печать),   литературой   и
искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов  с окружающей природной средой и на характер ее  восприятия;  организация  внутрисемейного объединения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание,  то  это заметно усиливает ее воспитательный  потенциал.  
11. Сексуальная  функция
Она осуществляет  сексуальный  контроль   и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

ТЕСТЫ:
1.Сколько  типов семей существует:
a)    Один
b)    Два
c)    Три
d)    Четыре
ОТВЕТ:c)
 2.Какие типы семей существуют:
a)    Патриархальня
b)    Нетрадиционная
c)    Эгалитарная
d)    Все ответы не верны
ОТВЕТ:a),b),c)
3. Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от:
a)    Характера супружества
b)    Критерия власти
c)    Критерия социального положения
d)    Критерия пространственно-территориальной локализации семьи
ОТВЕТ: все ответы верны
4.Через что просматривается, прежде всего, сущность семьи:
a)    Социальную значимость
b)    Определения семьи
c)    Функции семьи
d)    Все варианты верны
ОТВЕТ: с)
5.Сколько функции семьи различают:
a)    5
b)    7
c)    9
d)    11
ОТВЕТ:d)
6. По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) различают:
a)    Гомогенные семьи
b)    Гетерогенные семьи
c)    Гомогамные семьи
d)    Гетерогамные семьи
ОТВЕТ:a),b)
7.Какая семья называется патриархальной:
a)    семья, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью;
b)    семья, где отец является главой семейного государства;
c)    семья – равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями;
d)    семья, где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены.
ОТВЕТ: b)
8.Что является основной воспитательной функции:
a)    проведение хорошего досуга
b)    влияние на подрастающее поколение
c)    контакт со СМИ
d)    восстановление и укрепление  физических, психологических,  эмоциональных  и   духовных   сил человека после трудового рабочего дня
ОТВЕТ:b)
9. функция социальной и эмоциональной защиты своих членов это-
a)    Социально-статусная  функция
b)    Рекреативная функция
c)    Экзистенциальная  функция
d)    Досуговая функция
ОТВЕТ: с)
10. Какие задачи выполняет репродуктивная функция семьи:
a)    Общественную
b)    Индивидуальную
c)    Все ответы верны
d)    Все ответы не верны
ОТВЕТ: с)

3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы
Жизненный цикл семьи — последовательность социальных и демографических состояний с момента образования до момента прекращения существования семьи. Демографические события, формирующие цикличность, следующие: вступление в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака.
Типичная семья проходит несколько качественно различных стадий в течение своей жизни. Они именуются стадиями жизненного цикла, или истории семьи. Под циклом надо понимать период от создания до распада семьи. Так, совершенно очевидно, что образ, условия и стиль жизни семьи на той стадии, когда у нее малолетние дети, существенно отличаются от того, что происходит, когда дети взрослеют или покидают дом, образуя новые семьи.
Социологи предлагают разные классификации жизненного цикла семьи в зависимости от тех критериев, которые кладутся в основание такой классификации. В частности, Дж. Бернард и Л. Томпсон предлагают типологию из восьми стадий, каждая из которых отличается своей продолжительностью, интенсивностью и содержанием (рис.  16.2):
1-я стадия: начало семьи, замужняя пара без детей — 2 года;
2-я стадия: рождение детей и уход за ними —2,5 года;
3-я стадия: семья с дошкольными детьми (до 6 лет) —3,5 года;
4-я стадия: семья с детьми-школьниками (от 6 до 13 лет) —7 лет;
5-я стадия: семья с тинэйджерами (от  13 до 20 лет) —7 лет;
6-я стадия: семья как ячейка, которую начинают покидать дети (старшие обзавелись собственной семьей, младшие готовы последовать за ними)-6,5
7-я стадия: семья в середине пути (пустое гнездо, до момента выхода супругов на пенсию)-13,5 года;
8-я стадия: пожилая семья (выход на пенсию, до момента смерти обоих супругов)-16 и более лет1.
Самыми интенсивными и напряженными считаются вторая и третья стадии цикла, занимающие 6 лет. Мать с дошкольными детьми особенно перегружена заботами и работой, наиболее усталая. По мере взросления детей нагрузки снижаются. На поздних стадиях на первый план выступают забота о своем здоровье и проблемы физической усталости.
Восемь стадий жизненного цикла по Дж. Бернарду и Л. Томпсону<br>
Рис. 16.2. Восемь стадий жизненного цикла по Дж. Бернарду и Л. Томпсону
Некоторые социологи сводят 8 стадий жизненного цикла всего к 5: 1) приспособление, 2) рождение детей, 3) воспитание детей, 4) подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни, 5) старение.
В течение жизненного цикла происходит смена ролей: иным на каждой стадии становится их распределение; одни роли исчезают, другие появляются; некоторые роли, ранее выполнявшиеся одним членом семьи, теперь выполняют несколько, и т. д. В браке мужчина и женщина поначалу выполняют функции супругов, социальных и сексуальных партнеров, работников по дому и на производстве. С появлением детей к ним прибавляются роли родителей, воспитателей и социализаторов. Отец выполняет роль профессионального наставника, мать —объекта эмоциональной привязанности, они оба —советчиков по жизненно важным вопросам. В старости у родителей прибавляются заботы по воспитанию внуков. По мере взросления детей часть хозяйственных нагрузок переходит от родителей к ним. Дети начинают выполнять роль хозяйственных помощников, а мать идет на работу, и у нее появляется новая роль работницы. Современная женщина, в отличие от своей предшественницы, проводит на работе в среднем 25 лет, притом уже после замужества.
Многие семейные роли сохраняются на протяжении всего цикла, но их содержание и внешнее проявление изменяются. Роль заботливой матери по мере взросления детей меняет свое содержание в том смысле, что жесткий контроль и опека уступают место роли советника и партнера. Со временем меняется стиль исполнения сохраняющейся роли. На ранних фазах отец мог придерживаться в воспитании авторитарного стиля, который позже может смениться на демократический, а затем на попустительский.
Такова динамика внутрисемейных ролей. На нее оказывает существенное влияние изменение внесемейных ролей, которые появляются у человека отчасти независимо от семьи, а иногда в прямой связи с ней. Продвижение мужа по служебной лестнице может сильно улучшить материальное положение семьи, дав возможность жене уйти с работы. В то же время стремление поправить положение семьи могло выступить побудительным мотивом к служебному продвижению.
Модели поведения, свойственные одной и той же роли, по мере перехода на новую стадию жизненного цикла способны не только изменяться, но и противоречить друг другу. Мать обнаруживает, что она буквально разрывается между противоположными стандартами по мере взросления сына. Она хочет видеть его одновременно взрослым и ребенком, проявлять повышенную требовательность и опекать его, считать самостоятельным и одновременно зависимым. Она понимает, что у взрослого сына или дочери могут быть уже свои секреты, скрываемые от родителей, но вместе с тем мать по-прежнему желает быть поверенной во все их секреты, как в детстве. Когда у повзрослевших детей появляется собственная жизнь и они меньше советуются с родителями, те воспринимают изменение поведения как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет. Просто изменились роли и модели поведения.
Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т. е. разводом. Многие семьи, их называют стабильными, или крепкими, имеют только один момент (заключение брака) и не имеют другого, а именно развода. Неразведенные супруги проходят все стадии жизненного цикла. Они-то и послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи. Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной, стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.
  Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.
На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Постаревшие родители, которым уже за 50, становятся бабушками и дедушками. Внуки занимают опустевшее после отъезда взрослых детей место. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями.
В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвертая стадия — одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.
Семья, из которой ушли все дети, называется «пустым гнездом». Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую: брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодежь.
  Ркмашевская Н. даёт другую трактовку жизненным циклам.
Жизненный цикл семьи (ЖЦС) - последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования до момента прекращения ее существования. Цикличность объясняется тем, что дети как бы воспроизводят историю родительской семьи, хотя и не всегда точно. К. демографическим событиям надо относить вступление в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака. Общепринятой градации стадий ЖЦС в науке нет, стадии выделяются в зависимости от задач исследования.
      Демографический аспект ЖЦС связан с образованием семьи и последовательностью событий, которые определяют «линию» ее развития: рождение первого и I последующих детей, отделение детей, выбытие других ( родственников, создание молодой семьи в рамках родительской, смерть членов родительской семьи. Линия демографического развития оценивается через показатели размера семьи, соотношения ее членов по полу и возрасту.
Социальный аспект характеризует общественное положение и место в обществе членов семьи через уровень заработков и участие членов семьи в общественном производстве (соответствующие показатели целесообразно использовать для мужчин и женщин отдельно).
Экономический аспект ЖЦС включает две основные характеристики: а)уровень материальной обеспеченности, измеряемый доходом на душу; б)жилищная обеспеченность, представленная количеством квадратных метров жилья в расчете на члена семьи.
Можно выделить следующие стадии, или фазы, ЖЦС (рис.  16.3).
Первая фаза — «рост» семьи (от момента вступления в брак до момента рождения последнего ребенка), который делится на два полупериода: а) от момента вступления в брак до момента рождения первого ребенка (0-2,5 года); б)от рождения первого ребенка до момента рождения последнего ребенка (2,5—12 лет).
Вторая фаза — период «стабильности» семьи: от момента рождения последнего ребенка до выделения из семьи одного из взрослых детей (12-17,5 года). Третья фаза — период «зрелости»: время от фактического выделения из семьи детей, а также прочих родственников (17,5-30 лет).
Четвертая фаза — период «затухания»: от момента выделения последнего из взрослых детей до смерти обоих супругов; здесь целесообразно выделить два полупериода — «до» и «после» смерти одного из супругов (30 и более лет).
Жизненный цикл семьи
  Рис.  16.3. Жизненный цикл семьи
Первая фаза в социальной линии развития семьи (0-17,5 года) делится на две подфазы: а) высокий статус семьи, он складывается за счет заработков родителей, которые компенсируют временное выбытие женщины из производства при рождении ребенка; б) снижение статуса семьи: родители уже выбыли из общественного производства, а женщина полностью еще не включилась в него.
•    Вторая фаза — рост социального статуса (17,5—22,5 года): активное включение в производство не только женщин, но и взрослых детей.
•    Третья фаза — снижение социального статуса (22,5-35 лет): выбывание взрослых из материнской семьи в связи с образованием своей; помощь престарелых родителей детям, выход на пенсию.
■ Четвертая фаза — затухание трудовой активности (35 лет и более).
•Особенности траектории социального развития семьи.
Суммарный заработок всех членов семьи в интервале 20-25 лет достигает максимума; после 20—25 лет начинает снижаться и достигает максимума падения после 40 лет существования семьи. В течение первых 20 лет совместной жизни заработок мужа увеличивается в 1,5 раза, причем у рабочих — в первые 10 лет, а у служащих — во вторые 10 лет. Женщина наверстывает упущенные возможности во вторые 10 лет, когда она заканчивает выполнение репродуктивных функций и занимается своей карьерой. От поколения к поколению усиливается роль родителей в формировании молодой семьи и ее экономического положения (родители превращаются в кормильцев молодых супругов); доход родителей в среднем на 60% выше заработка молодых супругов.
В среднем душевой доход достигает исходного уровня (на момент образования семьи) к 20 годам брачной жизни; но у '/ч он никогда не поднимается до этого уровня, а у '/,, он повышается до первоначального уровня к 10 годам ее существования. К 14 годам брачной жизни отмечается нижнее положение, когда доход достигает минимума.
Более половины семей начинает жизнь в родительском доме. Улучшение жилищных условий в среднем происходит к 10 годам брака, когда семья получает отдельную квартиру. Правда, '/< семей достигает этого к 15 годам. На протяжении жизни около половины семей переезжает на новую квартиру 2 раза, одна треть ни разу не меняет жилье, остальные делают это 3 и более раза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
   Итак, семья один  из  самых  древних  социальных  институтов.  Она  возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования,  рынка.  Семья  – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее,  но  и  от  общества.  Семья  возникает  из  потребности удовлетворить личные  потребности  и  интересы  индивидов.  
Являясь  частью общества, она соединяет их с общественными интересами.  Личные  потребности организуются на  основе  принятых  в  обществе  норм,  ценностей,  образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство  общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих,  доводило  ее  до нищенского существования. Причин  побуждающих  людей  объединятся  в  семейные  группы,   создавать устойчивые связи и  взаимодействия  много,  но  основой  в  первую  очередь являются   потребности   человека.   
Говоря   научным   языком,   духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и  женщины  побуждают  их объединятся    для   совместного   осуществления   целей:   воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования  -  жилища, одежды,  питания;  удовлетворения  потребности   в   детях,   биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но  не  поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что  общество  в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том,  чтобы  эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив  эти специфические особенности в реализации  потребностей  человека  в  условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института,  а  вместе  с этим и истоки живучести семьи,  ее  жизнестойкости, привлекательности  для человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1)    Кравченко А.И. Социология: учеб.-М.: ТК велби, Издательство проспект, 2008
2)    Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред.  проф. М. В. Прокопова. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – с. 129
3)    Семьеведение. Учебное пособие для вузов/ Под ред.Е.И.Зритнева, Н.П. Клушина
4)    Социология: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.И. Лавриненко-3-е изд., перераб. И доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004
5)    Социология: курс лекций. – 3-е изд., перерад. и дополн./ А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Библионика, 2006,
6)    Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс, 2-е издание, доп. И перер. – М.:Промитей,2001
7)    Фролов С.С. Социология: Учебник-3-е изд., 2000
8)    Якушкина П.О. «Психология отношений» - С- П., 2004

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 54.00K
Скачано: 216
Скачать бесплатно
30.11.10 в 21:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе