Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социальная сущность семьи: структура и разновидности

Социальная сущность семьи: структура и разновидности [05.03.09]

Тема: Социальная сущность семьи: структура и разновидности

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.50K | Скачано: 288 | Добавлен 05.03.09 в 09:35 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2008


Содержание
Введение 3
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный
институт и как социальная группа 5
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи 10
3. Практическое задание
Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы 14
Заключение 16
Список литературы 17

Введение
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.
Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни. [1]
Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д.

1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека: “1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4} престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.” [2]
Семью можно определить как “основанную на браке, кровном родстве или усыновлении малую социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной юридической и моральной ответственностью, взаимопомощью и особыми чувствами любви и потребности  друг в друге.”
Социологи сходятся во мнении, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Двойственный характер семьи отражается в основных подходах к пониманию социальной сущности семьи в обществе. С одной стороны, семья представляет собой важнейший социальный институт, взаимосвязанный с другими социальными институтами, многообразными социальными процессами и изменениями. С другой стороны, понимание и сущность семьи связано с пониманием семьи как малой социальной группы, а потому сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли на макро - и микро уровнях анализа.
Среди социологов, пытавшихся совместить «макроанализ» и «микроанализ» семьи, следует назвать в первую очередь Т. Парсонса и К. Дэвиса. По их мнению, стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. [3]
Под первичными группами понимаются непосредственно контактные группы людей, небольшие по размеру, где отношения строятся на межличностной основе.
Вторичными являются большие группы людей, базирующиеся на формальных отношениях (хотя и окрашиваемых межличностными восприятиями) и связанные с какой-либо профессиональной деятельностью. К вторичным группам могут причисляться и социальные институты разного рода.
Семья в системе первичных групп, обычно рассматриваемая по принципу соседства и территориальной локализации, на уровне территориальных объединений является важным элементом социальной инфраструктуры деятельности, но вовсе не центральным. Анализ содержательных взаимосвязей семьи с первичными и вторичными группами на макро- и микро уровнях социальных отношений образует стратегическую цель социологического изучения семьи.
Семья по своей сущности всегда была, есть и будет по-зитивистическим мирским институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочиванием жизни рода. Формы семьи, столь текучие на протяжении человеческой истории, всегда были формами социального приспособления к условиям существования, к условиям хозяйствования в мире. Нет феномена в жизни человечества, который бы так удачно объяснялся экономическим материализмом, как семья. В этой области социологический материализм одержал наибольшие победы.
Семья — хозяйственная ячейка прежде всего, и ее связь с полом всегда косвенная, а не прямая.
Семья представляет собой сложное и потому многозначное социальное образование: понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации. Понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности. Миллионы семей в стране находятся на разных стадиях семейного цикла жизни, характеризуются различной структурой и спецификой жизнедеятельности, при этом отдельная семья одновременно обнаруживает в своем поведении признаки самостоятельной социальной единицы и признаки, связанные с ее природой как составной части социума.
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро- и микроуровнях анализа, отражать это в специальных терминах, но это вовсе не означает удвоения предмета — это все разные аспекты единого поля деятельности.
В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить "мостик" между макро- и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании понятийного и концептуального аппарата, позволяющего на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения. С другой стороны, на уровне семьи и личности важно уметь устанавливать социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий.
Одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Формально это предполагает изучение системных свойств семьи: целостности, связей с внешними и внутренними системами, структуры, уровней организации и др. Однако лишь содержательный анализ сущности семьи, законов ее изменения в полной мере реализует системный подход в пределах социологического видения и поэтому об успехе системного анализа лучше всего судить при рассмотрении теорий семьи и семейных изменений. Это замечание относится также и к другому направлению интеграции институционального и группового подходов, связанному с изучением "образа жизни" семьи, сопоставлением "семейного" и "одиночно-холостяцкого" образа жизни в зависимости от их распространенности в тех или иных обществах, в те или иные времена. [1]
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как “санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.” [4] Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, родителей и других родственников. “Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.” Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть “систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.” [5]
В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, оно включает экономическую, психологическую и юридическую стороны.
Психологическая сторона брака включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях.
Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Брак с юридической точки зрения - союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме (договор).
Экономическая сторона брака включает: финансовые отношения в семье (распределение, формирование и использование бюджета семьи), брачный контракт (экономический аспект юридической стороны) и т.д.
 
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи.
Типы семейных структур многообразны:
1)    Патриархальная (традиционная) семья, где индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Такой тип предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводится старшему мужчине. “Для этой семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.” [6]
2)    Нуклеарная (корневая) семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке и находящимися на иждивении у родителей. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.
3)    Нестабильная семья, этот тип характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи:
1)    Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия;
2)    Полигамия - брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, 2) полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).
Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.
По критерию власти различают:
1)    Патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства;
2)    Матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью;
3)    Эгалитарные семьи – равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями;
4)    Партнерская семья, где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи.
По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) различают:
1)    Гомогенные семьи, где супруги примерно из одной социальной страты;
2)    Гетерогенные семьи, где супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов.
Для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различают:
1)    Гомогамные семьи, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д.;
2)    Гетерогамные семьи, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.
По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают:
1)    Патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа;
2)    Матрилокальными, где молодежь остается жить у родителей жены.
В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи, среднедетная и многодетная семья.
Семья, в которой отсутствует один из родителей, называется неполной.
Говоря о функциях семьи, следует выделить специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества.
К неспецифическим функциям семьи относят:
1)    накопление и передача собственности и статуса предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
2)    воспитание – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
3)    организация производства и потребления – экономическая функция – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
4)    сфера первичного социального контроля – регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми;
5)    домохозяйство – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
6)    отдых и досуг – организация рационального досуга, обогащение интересов;
7)    забота о здоровье и благополучии членов семьи;
8)    духовное общение – развитие личностей семьи, духовное взаимообогащение;
9)    создание микроклимата в семье – эмоциональная функция, получение психологической защиты, поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. [6]
 
3. Практическое задание
Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы
Понятие жизненного цикла часто используется для описания последовательности событий от рождения до смерти, хотя его более точное значение относится к последовательности стадий родительства на протяжении жизни, начиная от рождения детей через их уход из дома к рождению их собственных детей. На уровне населения цикл повторяется от поколения к поколению. Некоторые люди не имеют детей и соответственно не входят в межпоколенный жизненный цикл. Жизненный цикл в общем плане известен как семейный цикл последовательности стадий родительства, первично определяемых вариациями в величине и структуре семьи.
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведённые супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили учёным в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.
Семейный цикл жизни может строиться по различным критериям, но при их отборе следует учесть, что это именно цикл, т.е. должна быть отражена повторяемость, регулярность семейных событий (точнее говоря: цикличность обнаруживается при смене семейных поколений, но при переходе к нуклеарным семьям с разводами и повторными браками регулярность событий также вполне обнаружима). Стадии семейного цикла должны также отражать семейную специфику событий (не индивидуальные события, присущие лишь индивидам, и не изолированные от триединства супружества-родительства-родства отдельные события).
Этим требованиям в полной мере отвечают критерии родительства , одновременно выступающие в качестве родственных отношений между родителями (прародителями) и детьми (внуками), сопровождающиеся супружескими отношениями (старта и финиша брака).
По критерию родительства выделяются всего четыре фазы иди стадии пред- и прародительства, репродуктивного и социализационного родительства и, как минимум, пять ключевых событий — заключение и распад брака, рождение первенца и последнего ребенка, вступление в брак одного из детей или рождение внука.
От своего возникновения до своего распада семья проходит через ряд стадий, которые являются предметом демографического анализа. Как правило, семья возникает в момент заключения брака. Семья растет с рождением каждого ребенка. От рождения последнего ребенка до того момента, когда первый ребенок покидает дом, величина семьи остается постоянной. В связи со вступлением в брак детей величина семьи постепенно уменьшается до исходной величины (два человека). Со смертью первого, а затем и второго супруга семейный цикл заканчивается.
П.Сорокин выделял четыре стадии:
1 — вступление в брак – образование семьи;
 2— с маленькими зависимыми детьми;
 3 — по крайней мере с одним взрослым ребенком;
4 — стадия отделения всех детей.
 
Заключение
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка.
Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся, для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей.
Выявив специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.
 
Список литературы:
1. Социология семьи/ пол.ред. Антонов А.И., Медков В.М. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996.
2. Цит. по: Современная Западная социология Словарь М., 1990.
3. Социология в вопросах и ответах: учеб/ пособие/ А.А. Горелов. - М.: Эксмо, 2007.
4. Социология: учебник для вузов/ под ред. проф. В.Н. Лаврененко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
5. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перерад. и дополн./ А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Библионика, 2006.
6. Социология: учебник для вузов/ под ред. проф. В.Н. Лаврененко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 19.50K
Скачано: 288
Скачать бесплатно
05.03.09 в 09:35 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе