Тема: Социальная сущность семьи: функция семьи
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.51K | Скачано: 285 | Добавлен 25.10.09 в 20:23 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2009
Содержание
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа 3-5
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи 6-11
3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы 11-14
Заключение 15
Список литературы 16
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группаСемья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но, тем не менее, нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут своё происхождение от семьи и что все отношения подчинения, кооперации, солидарности строятся по образцу отношений между родителями и детьми, между супругами и между родственниками. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Социологи сходятся во мнении, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4} престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность.
Понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации. Существование семьи, как и всех социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества.
Семья - малая группа, основанная на кровно - родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. [2, стр.241] Это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через неё продолжается род. Семья, её формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития обществ. Естественно, чем выше культура общества, следовательно. тем выше культура семьи.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как “санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.” [2, стр.241] Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, родителей и других родственников. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть “систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.” [ 4, стр.156]
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, оно включает экономическую, психологическую и юридическую стороны.
Психологическая сторона брака включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях.
Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Брак с юридической точки зрения - союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме (договор).
Экономическая сторона брака включает: финансовые отношения в семье (распределение, формирование и использование бюджета семьи), брачный контракт (экономический аспект юридической стороны) и т.д.
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьиОдним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.
На сегодняшний день различают три основных типа семьи:
1. Патриархальная (традиционная) семья, где индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Такой тип предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводится старшему мужчине. Для этой семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства;
2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд;
3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:
а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовым проблем (так называемая «ролевая симметрия»);
б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
в) эмоциональная насыщенность отношений.
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.
В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи:
• Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной;
• Полигамия - брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, 2) полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами.
По критерию власти различают:
• Патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства;
• Матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью;
• Эгалитарные семьи – равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями;
• Партнерская семья, где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи.
По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) различают:
• Гомогенные семьи, где супруги примерно из одной социальной страты;
• Гетерогенные семьи, где супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов.
Для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различают:
• Гомогамные семьи, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д.;
• Гетерогамные семьи, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.
По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают:
• Патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа;
• Матрилокальными, где молодежь остается жить у родителей жены.
В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи, среднедетная и многодетная семья.
Семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определённую социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
1. Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В её основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребёнка.
2. Воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребёнка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого её члена в течение всей его жизни. Третий аспект – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
3. Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникает материальные, финансовые трудности.
4. Рекреационная функция. Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха.
5. Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовых сил человека после трудового рабочего дня.
6. Регулятивная функция состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
7. Cемья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребёнка представление о социальных связях и включает в них его со дня рождения. Отсюда важнейшая функция семьи – социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придаёт смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция связана с с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
8. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определённые потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении.
9. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передаёт) определённый социальный статус членам семьи.
10. Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
11. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Понятно, что все эти функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.
3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапыОчень часто в семьях проблемы возникают из-за того, что ее члены не могут плавно перейти из одной стадии в другую или одна стадия «перекрывает» другие (развод, вторичное супружество, дети от первого брака и т. д.). Получается, что семья живет как бы в двух стадиях одновременно: например, там, где есть маленький ребенок и подросток, появляются проблемы, характерные и для одной, и для другой фазы развития семьи, что создает дополнительные трудности в реализации супружеских и родительских функций.
Семейные отношения – это не только отношения между родителями и детьми. Формально семья существует от ее регистрации до расторжения или прекращения брака, а психологическая сущность ее возникает, когда отношения в супружеской паре становятся личностно значимыми, влияющими на чувство, мышление и поведение, и остается таковой, пока эти отношения сохраняют свою значимость. Поэтому периодизацию развития семьи как малой группы обоснованнее было бы определять по совокупности различных отношений, связанных с семьей, и их значимости в тот или иной период ее функционирования.
Рассмотрим подробно основные этапы жизни семьи.
1. Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним. Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.).
2. Заключение брака и фаза без детей. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет «допущен» в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя).Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы.
В условиях современной российской действительности многие молодожены не сразу решаются на рождение первого ребенка; все чаще встречаются случаи, когда пары не регистрируются, предпочитая юридическому оформлению отношений так называемый гражданский брак. Это тоже порождает свои проблемы во взаимоотношениях.
3. Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.
Иногда супружеская пара не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка может осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.
Встречаются случаи, когда рождение ребенка рассматривается матерью как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Во время беременности мать может быть счастлива фантазией о приобретении существа, которое будет ее любить. Крах мечты наступает после родов в связи с необходимостью много «отдавать» самой. Послеродовая депрессия иногда рассматривается как реакция на безвозвратную утрату своего собственного детства.
Происходит сужение зоны общения жены. Материальное снабжение ложится на мужа, поэтому он «освобождает» себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать конфликты из-за перегруженности жены домашними заботами и стремлением мужа «отдохнуть» за пределами семьи. Довольно важной проблемой этого периода может стать проблема самореализации матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе и карьере.
4. Стадия - семья школьника. Считается, что выход ребенка в школу - очередной кризисный момент для семьи. К ребенку предъявляются большие ожидания: предполагается, что он должен быть, не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи в понимании ее старших членов. Можно отметить, что семейная система часто испытывает давление (в виде обратной связи) со стороны внешних систем - соседей и школы. Семье следует научиться общению с этими внешними системами, определить границы и правила отношений, таким образом, чтобы ребенок смог приобрести собственный опыт завязывания отношений.
5. Стадия - семья подростка. Следующим этапом развития, который начинается с момента достижения ребенком половой зрелости и продолжается до его ухода из семьи, является семья подростка. С наступлением подросткового периода правила и роли в семье вновь следует изменить. В брачных отношениях супруги сталкиваются с переменами. Эти отношения проходят переоценку. Чувства подростка иногда «запускают» в брачные отношения процессы, направленные на поддержание прежней семейной организации. В условиях раскола родительской диады ребенок склонен объединяться с тем или иным родителем для обретения большей свободы.
6. Стадия - семья, в основном выполнившая родительскую функцию. Этот этап начинается с ухода из дома последнего ребенка и может быть не кризисным, если супругам удалось дать детям и автономию и близость. Многие родители считают наиболее счастливым в своей жизни именно этот этап. Но удовлетворенность своими отношениями могут испытывать только те пары, у которых брачные отношения были гармоничными на прежних этапах. Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.
ЗаключениеПодведем итоги:
Семья - малая группа, основанная на кровно - родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития.
Социологи сходятся во мнении, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Различают три основных типа семьи: патриархальная (традиционная) семья, нетрадиционная, эгалитарная.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи:
1. Период добрачного ухаживания;
2. Заключение брака и фаза без детей;
3. Молодая семья с маленькими детьми;
4. Стадия - семья школьника;
5. Стадия - семья подростка;
6. Стадия- семья, в основном выполнившая родительскую функцию.
Важно отметить, что общество прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
Список литературы1. Журнал «Мой стиль», статья «Основные этапы (стадии) жизненного цикла семьи и их психологическое» - http://moystyle.ru
2. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриенко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – 2-е изд., перераб. И лоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407 с.
3. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003
4. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перерад. и дополн./ А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Библионика, 2006.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+2
25.10.09 в 20:23
Автор:
Liana
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы