Тема: Социальная сущность семьи: семья как социальная группа
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 30.89K | Скачано: 326 | Добавлен 06.12.09 в 18:27 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Тула 2008
Содержание
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.
2. Типология семейных структур и их основные разновидности.
Основные функции семьи.
3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы.
Заключение
Список литературы
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.В настоящее время имеются достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграции институционального и группового подхода для социологического изучения семьи как социальной системы. Правомерность такого подхода обусловлена тем, что к исследованию семьи может быть применена логика системного подхода, т.е. выявление компонентов внешних и внутренних связей, целей функционирования, функций.
Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем:
- несоответствие функционирования семьи общественным потребностям;
- противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы;
- падение престижа традиционного брака.
Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнение А.Г. Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие:
1) Выяснить, какие типы социальных отношений характерны для семьи; какие из них первичны, какие вторичны. Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.
2) Анализировать общественные функции семьи и ее особенности как социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социальные психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.
3) Изучать исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрывать диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.
4) Разрабатывать методологические и методические проблемы социологии брака и семьи. При этом учитывать, что общесоциологические методы в интересах точности и надежности выводов и рекомендаций должны быть адаптированы к объекту и целям исследования.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
Внутрисемейные отношения могут быть как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» жизни, воспитании детей.
Для социологии семьи интересна совокупность всех элементов общественного сознания и поведения, которые приводят к созданию семьи, к ее развитию, функционированию, укреплению или распаду.
С этой целью обычно исследуются мотивы, установки, ценностные ориентации, ожидания как молодых людей, стремящихся создать семью, так и супругов на всем протяжении их личной жизни.
В социологии семьи огромное значение придается роли женщины, так как именно от ее действия зависит нравственная и социальная сила, которая является базовой основой семьи.
Составной частью семьи в большинстве случаев являются дети. И это образует еще одну группу взаимоотношений в семье.
Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.
Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения. В связи с неопределенностью будущим или еще не укрепившимся материально-экономическим положением растет число фактических браков, не скрепленных официальными узами.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.
Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.
Почти во всех обществах начальная стадия возникновения супружеской пары связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги проверяют правильность выбора партнера.
Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности.
Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых двое или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.
Как показывает опыт образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества. В нашем обществе рассматривают начальную стадию создания супружеской пары как романтическое приключение, через которое люди приходят к любви. Однако девушка в классическом Китае или современной Японии, например, считает странным выходить замуж за человека, которого не выбрали ее родители.
Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак - это институт, регулирующий отношения между полами, а семья – институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.
Вступление в половые отношения – чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Одни нормы вменяют в обязанность половые отношения двум индивидам, другие запрещают подобные отношения с посторонними людьми, третий тип норм приостанавливает или вообще запрещает половые отношения.
Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.
Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности мужа и жены в отношении друг к другу, а их двоих – в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.
Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
В любом обществе семья формируется, как правило, через брак.
Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законнорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать и заботиться о потомках. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными.
Брак – это еще и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц и т.д. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.
Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.
Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.
Брачные отношения регулируются нормами – юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.
В отличии от писаных, юридических, законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются, прежде всего, обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы России предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.
Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи.Обычно социологи и антропологи выделяют два главных типа семьи, встречающейся в человеческом обществе, – традиционнную (классическую), она же называется расширенной (многопоколенной), и современную (нуклеарную) – двухпоколенную – семью. Кроме того, различают родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (созданную взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).
Современная семья – первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной (от лат. писlеиs – ядро) потому, что демографическим ядром, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр семьи. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т. п. – относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, т. е. многопоколенной. Это значит, что семья расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения дядей, кузенов и т. п.
Нуклеарная семья – форма моногамного брака. Принципиальную роль в появлении моногамного брака и нуклеарной семьи сыграл запрет кровосмешения (инцеста). Он означал, что отныне нуклеарная семья – стабильная социальная ячейка, ограниченная двумя поколениями. Третье поколение может быть только результатом образования новой семьи, созданной взрослыми членами нуклеарной семьи. Поэтому взрослые члены общества принадлежат двум семьям:
1) семье происхождения, или родительской семье, в которой они рождены и воспитаны;
2) производной, или прокреационной, семье, по рожденной потомками.
Родительскую семью иначе называют первичной, а новообразованную – вторичной. Вторичная семья образована браком взрослых детей – членов первичной семьи и включает мужа, жену и их детей.
Итак, нуклеарная семья – это кровно-родственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Так продолжается цепочка ядерного деления нуклеарной семьи. Почти как в физике деление ядер. Если новая семья не отъезжает, то образуется расширенная семья.
Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.
Узаконивание инцеста, превращение его в общественную норму породило сложную систему родства и взаимозависимости семей. Нуклеарная семья может быть независимой во всех отношениях ячейкой, но может, теряя свою независимость, подчиняться большой родственной группе, например полигамии и расширенной семье, включающей несколько поколений. Независимая нуклеарная семья характерна для индустриального общества, зависимая – для традиционного. Появление независимой семейной ячейки – следствие усиления индивидуалистической этики, роли института частной собственности, укрепления функций гражданского общества и цивилизованного государства, берущего под юридическую опеку социальное положение человека, гарантирующего его политические права и неприкосновенность частной жизни.
Независимая нуклеарная жизнь возможна только в тех обществах, где взрослые дети либо сразу после образования новой семьи, либо еще раньше, например, после того, как стали экономически самостоятельными, отселяются на новое место жительства и живут отдельно от семьи происхождения. В США и Западной Европе у взрослых детей отселение происходит раньше, чем, скажем, в России. Причиной служат не только культурные различия, но и наличие жилплощади, возможность ее получить. Связь поколений, или, как ее еще называют, внутрисемейная солидарность крепче в российских, нежели в американских семьях. Даже отделившиеся дети продолжают считать себя неотъемлемой частью родительской семьи, полагаясь и завися от экономической помощи матери и отца. Следовательно, уровень идентификации, отождествления себя с родительской и новообразованной семьей различен в разных культурах.
Расширенная семья – это сложносоставная, или композитивная, семья. Она состоит из родительской и новообразованной семей. Реальная расширенная семья включает несколько поколений, проживающих совместно. Критерий локализации (месторасположения) в данном случае считается решающим. Второй признак экономическая кооперация, совместное ведение домашнего хозяйства и совместное владение семейной собственностью. Родительская и новообразованная семья могут жить в одной квартире, но вести раздельное хозяйство и ограничивать общение друг с другом. Это уже не реальная расширенная семья.
Номинальная расширенная семья – сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах, ведущих независимое хозяйство, но ощущающих психологическую привязанность друг к другу, т. е. включенных во внутрисемейную солидарность и оказывающих друг другу социальную поддержку и экономическую помощь. Крайним случаем номинальной расширенной семьи надо считать такое сообщество, члены которого не являются родственниками, но благодаря высокой степени солидарности и идентификации с целым называют себя семьей. Самые известные примеры – средневековые религиозные секты, называемые братствами, некоторые мафиозные организации в Сицилии во главе с крестным отцом, японские корпорации, сотрудники которых называют себя одной семьей.
Расширенная семья – исторически более ранняя фаза развивия института семьи, нуклеарная семья – более поздняя. В традиционном обществе расширенная семья представляла собой то, что называют тотальным институтом. Это значит, что в семье и через семью индивид получал все, что теперь ему дают институты общества. В традиционной семье он занимался воспроизводством и удовлетворял• сексуальные потребности, находил моральную и психологическую поддержку, занимался экономической и религиозной деятельностью, обучался и проходил социализацию. Семья служила источником ценностей, которые затем транслировались в общество.
Нуклеарная семья в современном обществе перестала быть тотальным институтом. Она социализирует детей, но не создает ценности, которые прививает ребенку. Ценности создаются средствами массовой информации, идеологической системой, церковью и т.п., а затем транслируются в семью. Нуклеарная семья определяется другими институтами общества.
В последнее время российские социологи выделяют три формы моногамной семьи в России – патриархальную, детоцентристскую и супружескую. Патриархальная семья характеризуется доминированием мужчины в домохозяйстве. Он является главой семьи. В такой семье младшие ее члены и женщины должны подчиняться старшим и мужчинам. В детоцентристской семье взрослые придают очень большое значение благополучию детей и прикладывают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах. В супружеской семье доминируют эгалитарные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентристская семья. И только совсем недавно возникла супружеская семья, которая становится более заметной, но пока еще не основной.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.
Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семью». Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие.
1. Функция сексуального регулирования. Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей.
Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ прощает нарушение этих норм. При этом, как нигде, наблюдается отклонение реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи.
Особенно наглядно различие норм, сексуального поведения проявляются в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи – служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается.
Ранее значительную часть молодежи или совсем не получала информацию о семье, об этой сложной стороне межличностных отношений, или получала ее очень недостаточно, что – сказывалось и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. Открытость информации по взаимоотношениям полов в условиях ложно понятой демократии и свободы имела следствием тот же эффект, что и полная не информированность молодых людей об этой стороне жизни: внимание уделялось истинным взаимоотношениям полов, но при этом почти не рассматривались социальные аспекты будущих супружеских обязанностей, их эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, на которых строится семья.
2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии способными к обучению и специализации.
Важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот, взрывов. Семья – это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.
3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в процессе, занимает семья. Это объясняется тем, что в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в сутки и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников.
Несмотря на появление позднее первичных групп у личности всегда остаются привитые в раннем возрасте основные образы поведения, главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях.
4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе. Огромное количество данных свидетельствуют о том, что серьезные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье. Доказано, что потребность людей в близком выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Отношение родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в наследие некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это относится к важным для личности статусом как национальность, место в городской или сельской местности. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь.
6. Защищающая функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую. Экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого.
7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Семья представляет собой ячейку общества.
Кроме перечисленных важнейшими функциями семьи считаются организация быта, личного потребления, первичная социализация и воспитание детей, психологическая и материально-бытовая поддержка пожилых, инвалидов, нетрудоспособных членов семьи.
3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы.Жизненный цикл существует не только у индивида, где он характеризует важнейшие этапы его жизни с момента рождения до самой смерти, но и у семьи. Для понимания жизненного цикла отдельного человека важную роль играет то обстоятельство, что рождение и смерть представляют биологические явления. Человек рождается и умирает как биологическое существо.
Жизненный цикл индивида – понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека. Выделяют циклы семейной жизни, трудовой жизни, цикл детства. Жизненный цикл, в отличие от времени жизни, относится к содержательным понятиям.
Но у семьи все иначе. Она рождается не в биологическом, а в социальном смысле, а точнее, в момент заключения брака, о чем свидетельствует оформленный государством специальный документ, юридически скрепляющий союз двух взрослых людей разного пола. И умирает семья также в социальном, а не в биологическом смысле, а именно после развода, который оформляется государством в соответствующем документе.
Жизненный цикл семьи – последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования до момента прекращения ее существования. Демографические события, формирующие цикличность, следующие вступление в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака.
Типичная семья проходит несколько качественно различных стадий в течение своей жизни. Они именуются стадиями жизненного цикла, или истории семьи. Под циклом надо понимать период от создания до распада семьи. Так, совершенно очевидно, что образ, условия и стиль жизни семьи на той стадии, когда у нее малолетние дети, существенно отличаются от того, что происходит, когда дети взрослеют или покидают дом, образуя новые семьи.
Социологи предлагают разные классификации жизненного цикла семьи в зависимости от тех критериев, которые кладутся в основание такой классификации. В частности, Дж. Бернард и Л. Томпсон предлагают типологию из восьми стадий, которые различаются своей продолжительностью, интенсивностью и содержанием:
1-я стадия: начало семьи, замужняя пара без детей, продолжительность = 2 года;
2-я стадия: рождение детей и уход за ними = 2,5 года;
3-я стадия: семья с дошкольными детьми (до 6 лет) = 3,5 года;
4-я стадия: семья с детьми-школьниками (от 6 до 13 лет) = 7 лет;
5-я стадия: семья с тинэйджерами (от 13 до 20 лет) = 7 лет;
6-я стадия: семья как ячейка, которую начинают покидать, дети (старшие обзавелись собственной семьей, младшие готовы последовать за ними) = 6,5 лет; .
7-я стадия: семья в середине пути (пустое гнездо, до момента выхода супругов на пенсию) = 13,5 лет;
8-я стадия: пожилая семья (выход на пенсию, до момента смерти обоих супругов) = 16 лет и более.
Самыми интенсивными и напряженными считаются вторая и третья стадии цикла, занимающие 6 лет. Мать с дошкольными детьми особенно перегружена заботами и работой наиболее усталая. По мере взросления детей нагрузки снижаются. На поздних стадиях на первый план выступают забота о своем здоровье и проблемы физической усталости.
Некоторые социологи сводят восемь стадий жизненного цикла к пяти: 1) приспособление, 2) рождение детей, 3) воспитание детей, 4) подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни, 5) старение.
В течение жизненного цикла происходит смена ролей: иным для каждой стадии становится их распределение, одни роли исчезают, другие появляются, некоторые роли, ранее выполнявшие одним членом семьи, теперь выполняют несколько, и т.д. В браке мужчина и женщина поначалу выполняют функции супругов, социальных и сексуальных партнеров, работников по дому и на производстве. С появлением детей к ним прибавляются роли родителей, воспитателей и социализаторов. Отец выполняет роль профессионального наставника, мать – объекта эмоциональной привязанности, они оба – советчиков по жизненно важным вопросам. В старости у родителей прибавляются заботы по воспитанию внуков. По мере взросления детей часть хозяйственных нагрузок переходит от родителей к ним. Дети начинают выполнять роль хозяйственных помощников, а мать идет на работу и у нее появляется новая роль работницы. Современная женщина, в отличии от предшественницы, проводит на работе в среднем 25 лет, притом уже после замужества.
Многие семейные роли сохраняются на протяжении всего цикла, но их содержание и внешнее проявление изменяются. Роль заботливой матери по мере взросления детей меняет свое содержание в том смысле, что жесткий контроль и опека уступают место роли советника и партнера. Со временем меняется стиль исполнения сохраняющейся роли. На ранних фазах отец мог придерживаться в воспитании авторитарного стиля, который позже может смениться на демократический, а затем на попустительский.
Такова динамика внутрисемейных ролей. На нее оказывает существенное влияние изменение вне семейных ролей, которые появляются у человека отчасти независимо от семьи, а иногда в прямой связи с ней. Продвижение мужа по служебной лестнице может сильно улучшить материальное положение семьи, дав возможность жене уйти с работы. В то же время стремление поправить положение семьи могло выступить побудительным мотивом к служебному продвижению.
Модели поведения, свойственные одной и той же роли, по мере перехода на новую стадию жизненного цикла, способны не только изменятся, но и противоречить друг другу. Мать обнаруживает, что она буквально разрывается между противоположными стандартами по мере взросления сына. Она хочет видеть его одновременно взрослым и ребенком, проявлять повышенную требовательность и опекать его, считать самостоятельным и одновременно зависимым. Она понимает, что у взрослого сына или дочери может быть уже свои секреты, скрываемые от родителей, но вместе с тем по-прежнему желает быть поверенной во все их секреты, как в детстве. Когда у повзрослевших детей появляется собственная жизнь и они меньше советуются с родителями, те воспринимают изменение поведения как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет. Просто изменились роли и модели поведения.
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т. е. разводом. Многие семьи, их называют стабильными или крепкими, имеют только один момент (заключение брака) и не имеют другого, а именно развода. Неразведенные супруги проходят все стадии жизненного цикла. Они-то и послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.
Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем.
Заключение брака служит первой, или начальной, стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.
Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.
На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Постаревшие родители, которым уже за 50, становятся бабушками и дедушками. Внуки занимают опустевшее после отъезда взрослых детей место. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями.
В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвертая стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.
Семья, из которой ушли все дети, называется «пустым гнездом».
Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую – брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодежь.
В Европе и Америке пожилых пар, проживающих отдельно от детей, больше по двум причинам: а) молодым легче найти жилье, б) в обществе преобладают индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живет совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения. А это значит, что стадии «пустого гнезда» в такой семье нет.
Жизненный цикл семьи (ЖЦС) – последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования до момента прекращения ее существования. Цикличность объясняется тем, что дети как бы воспроизводят историю родительской семьи, хотя и не всегда точно. К демографическим событиям надо относить вступление в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака. Общепринятой градации стадий ЖЦС в науке нет, стадии выделяются в зависимости от задач исследования.
Демографический аспект ЖЦС связан с образованием семьи и последовательностью событий, которые определяют «линию» ее развития: рождение первого и последующих детей, отделение детей, выбытие других родственников, создание молодой семьи в рамках родительской, смерть членов родительской семьи. Линия демографического развития оценивается через показатели размера семьи, соотношения ее членов по полу и возрасту.
Социальный (социально-профессиональный, статусный) аспект характеризует общественное положение и место в обществе членов семьи: через уровень заработков и участие членов семьи в общественном производстве; соответствующие показатели целесообразно использовать для мужчин и женщин отдельно.
Экономический аспект ЖЦС включает две основные характеристики: а) уровень материальной обеспеченности, измеряемый доходом на душу; б) жилищная обеспеченность, представленная количеством квадратных метров жилья в расчете на члена семьи.
Можно выделить следующие стадии, или фазы, ЖЦС:
Первая фаза – рост семьи (от момента вступления в брак до момента рождения последнего ребенка), который делится на два полупериода: а) от момента вступления в брак до момента рождения первого ребенка (0-2,5 года); б) от рождения первого ребенка до момента рождения последнего ребенка (2,5-12 лет).
Вторая фаза – период стабильности семьи: от момента рождения последнего ребенка до выделения из семьи одного из взрослых детей (12-17,5 лет).
Третья фаза – период зрелости: время от фактического выделения детей из семьи, а также прочих родственников (17,5-30 лет).
Четвертая фаза – период затухания: от момента выделения последнего из взрослых детей до смерти обоих супругов; здесь целесообразно выделить два полупериода – до и после смерти одного из супругов (30 и более лет).
В настоящее время отечественными социологами и демографами не разработана статистическая оценка распространенности полного, идеального цикла семьи – неизвестна его средняя продолжительность и длительность основных стадий. Можно лишь косвенно судить об этом, впрочем, как и о реальном семейном цикле, подвергающемся воздействию разводов, болезней и смертей.
ЗаключениеИтак, семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования – жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.
Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, союзов и корпораций, объединяет всю целостность своего существования, тогда как, например, члены производственного коллектива объединяют только свои профессиональные интересы. Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять личные – коллективные – общественные интересы благодаря ее полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как неразрывной клеточки большого социального организма, именуемого обществом.
Список литературы1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов. – М., 2004.
2. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2003. – 275 с.
3. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.
4. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – 192 с.
5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. – 3-е изд., дополн.и перераб. – М.: Центр, 2006. – 224 с.
6. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2005. – 349 с.
7. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+1
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы