Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социальная сущность семьи: жизненный цикл семьи

Социальная сущность семьи: жизненный цикл семьи [15.10.11]

Тема: Социальная сущность семьи: жизненный цикл семьи

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.19K | Скачано: 324 | Добавлен 15.10.11 в 16:52 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2011


Содержание
Введение 3
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный
институт и как социальная группа 4
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи 8
3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы 14
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Введение
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях известных европейских ученых-статистиков Рилза и Ле Пле. В середине XIX века они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия, формы семейного общежития, структура семьи, экономические отношения в ней. С тех проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.
Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А.
Цель данной работы: изучение социальной сущности семьи. Исходя из цели, задачами данной работы являются:
-рассмотреть социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат;
-охарактеризовать семью как социальный институт и как социальную группу;
-рассмотреть типологию семейных структур и их основные разновидности;
-охарактеризовать основные функции семьи;
-назвать основные этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулировать события, характеризующие эти этапы.

1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.
Социология семьи – одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчётливо выраженная социальная единица.
Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но, тем не менее, нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут своё происхождение от  семьи и что все отношения подчинения, кооперации, солидарности строятся по образцу отношений между родителями и детьми, между супругами и между родственниками. Чем объяснить факт неизменного сохранения семьи в обществе? При всём разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, что семья и необходимость её сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Таким образом, семья как малая группа это - субъект физического и социального воспроизводства поколений. Поэтому определение понятия "семья" должно отражать отмеченные признаки семьи как малой социальной группы при одновременном указании на институциональный характер этого явления. Исходя из этого, наиболее удовлетворительным представляется определение А.Г. Харчева, согласно которому семья есть исторически конкретная система взаимоотношений и взаимодействий между супругами, родителями и детьми в малой социальной группе, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Если социальные институты призваны удовлетворять важнейшие потребности общества, то конкретно институт семьи - прежде всего потребность в его биологическом воспроизводстве. Кроме того, современному обществу недостаточно только биологического воспроизводства населения, новые поколения должны быть физически, социально, духовно и экономически полноценны. Поэтому семья как социальный институт представляет собой систему: социальных норм, ценностей и ожиданий, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия индивидов в добрачной, брачно-семейной, сексуальной и репродуктивной сферах; социального контроля, обеспечивающего соответствие перечисленным регуляторам поведения и включающего формирование господствующих брачно-семейных и сопутствующих им ценностных ориентаций среди категорий населения, ответственных за воспроизводство поколений в обществе.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к друг,  детям и к обществу.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, оно включает экономическую, психологическую и юридическую стороны.
К психологическим мотивам относится потребность в заботе и любви; получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, стремление найти подобного себе человека (на основе общности взглядов и интересов); реализовать свою потребность руководить кем-то; боязнь одиночества. Заметим, что мотивы многих браков чисто психологического свойства. Например, реализовать свою потребность руководить кем-то, самоутвердиться в роли руководителя. Этот мотив более характерен для мужчин. Для такого мужчины женщина, беспрекословно ему подчиняющаяся, становится ему просто необходима. Но если после Загса от роли послушницы жена отойдет - муж почувствует себя бессовестно обманутым со всеми вытекающими отсюда последствиями. Неуверенные в себе стараются найти опору в лице более уверенного человека. Не случайно многие женщины как существа преимущественно более тревожные, неуверенные в себе по сравнению с мужчинами почитают как одно из ценнейших качеств мужчины его надежность: “за его спиной - как за каменной стеной”. Трудности для семьи кроются в том, что избранник может не оправдать возлагаемых на него надежд.
Юридическая сторона брака - это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения  брачного соглашения, но не проставлена дата  окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.
Экономическими мотивами следует считать: получение материальных средств одних членов семьи для других; экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.
Материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у супруга жилплощади может быть мотивом для вступления в брак. Для многих хозяйственных людей брак является, прежде всего, средством обретения материального достатка и бытового комфорта. Противоречие между супругами здесь нередко возникает из-за того, чьими силами все это достигается. Чаще всего - недостаточное участие мужа в хозяйственных делах и все взваливается на плечи жены: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, магазины, дети и т.д. Другая крайность - жена зарабатывает больше мужа, для многих это непереносимая ситуация. Еще один источник напряженности - разная степень хозяйственности супругов, их отношение к расходованию денег.
Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий кроме того, ещё и отношения между родителями и детьми.

2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи.
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства:
-Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия;
-Полигамия - брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, 2) полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).
-Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.
Изменения в составе и структуре семьи нередко служат поводом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по Конту, семья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодёжь всё раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и всё чаще выбирают другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.
1.    Традиционная (или патриархальная) семья.
Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трёх поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны:
а) экономическая зависимость женщины от супруга
б) функционально чёткое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка)
в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2. Матриархальная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:
а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовым проблем (так называемая «ролевая симметрия»);
б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
в) эмоциональная насыщенность отношений.
Выделяется ещё так называемая партнёрская семья с совместным обсуждением семейных решений, причём если муж имеет большее влияние, то это будет партнёрская семья с доминированием мужа, если жена – то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов – автономные семьи.
Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей. Однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным институтам.
По критерию пространственно – территориальной локализации семьи бывают патрилокальными, в которых молодожёны переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальными, где молодёжь остаётся жить у родителей жены.
Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определённую социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
1.    Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В её основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.
2.    Воспитательная функция. Она имеет следующие стереотипы воспитания: а) детоцентризм, т.е. всепрощенское отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и воспитание возложено на бабушек и  дедушек; б) профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того что этим должны заниматься педагоги в детских садах и школах; в) прагматизм, т.е. воспитание, цель которого- выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентация на получение непосредственной материальной выгоды;
3.    Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникает материальные, финансовые трудности.
4.    Рекреационная функция. Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха.
5.    Регулятивная функция состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
6.    Всё большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер её восприятия; организация внутрисемейного объединения.
7.    Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определённые потребности индивида в проведении досуга.
8.    Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передаёт) определённый социальный статус членам семьи.
9.    Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
10.    Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
11.    Защитная функция – во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.
Понятно, что все эти функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный  вес могут быть различными.
Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закреплённые за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяет отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и  отражают  ее особенности как социального явления, тогда  как  неспецифические  функции  это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

3.    Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы.
Жизненный цикл семьи – это последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
1)    вступление в брак – образование семьи;
2)    начало деторождения – рождение первого ребенка;
3)    окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
4)    «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5)    прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими и социальными и экономическими характеристиками.
Если выделить стадии семьи в зависимости от событий, связанных с возрастом детей и изменением их жизненной ситуации, а также отделением взрослых детей от родительской семьи, событий и стадий цикла может быть гораздо больше. В любом случае все они сопровождаются указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейного бытия и сроки отдельных стадий.
Дадим характеристику этапам жизненного цикла семьи:
Вступление в брак - зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; Приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.
Начало деторождения - рождение и воспитание детей, это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально - духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно – эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период. На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются  - перегрузка одного из супругов или обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил, необходимость перестройки эмоционально духовных отношений. Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине “разочарования в характере’’ и любви к другому человеку.
Завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем. Все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы связанные с ним выходят на первый план. Члены семь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми. Появляются новые роли ‘‘бабушек и дедушек‘‘ особенно впервые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей семейной жизни, перекладывается на старшее поколение. Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.
Стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.
Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – вначале это молодая пара, а теперь  она состарилась.

Заключение
 Анализируя все выше сказанное можно сделать вывод, что семья как ячейка общества является неотделимой  составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей.
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся  для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей. . Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.
В настоящее время можно выделить три основные «горячие точки» в современных семейно-брачных отношениях:
1.    проблема стабильности семьи
2.    проблема рождаемости
3.    проблема напряжённости в сфере быта
Но даже высокий уровень разводов не означает распад брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признаётся безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идёт только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют всё более высокие требования.

Список использованной литературы
1.    Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социлогия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова – М.: Гардарики, 2000
2.    Социология: курс лекций. – 3-е изд., перерад. и дополн./ А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Библионика, 2006
3.    Социология семьи: Учебник/ под ред.проф. А.И. Антонова.2-е изд.М.-2007
4.    Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
5.    Фролов С. С. Социология: Учебник. – 3-е изд. доп. – М.: Гардарики, 2000

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 20.19K
Скачано: 324
Скачать бесплатно
15.10.11 в 16:52 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе