Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социальная сущность семьи: основные функции семьи

Социальная сущность семьи: основные функции семьи [05.11.13]

Тема: Социальная сущность семьи: основные функции семьи

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.02K | Скачано: 230 | Добавлен 05.11.13 в 16:47 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: не указан

Год и город: 2013


Содержание
Введение 2
1. Семья как социальный институт и социальная группа 3-6
2. Типология семейных структур и их разновидности. Основные функции семьи 6-13
3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы 13-16
Заключение 17-18
Список литературы 19

ВВЕДЕНИЕ
В данной контрольной работе будет рассмотрена тема «Социальная сущность семьи»
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как «социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социологические школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как социального института и малой группы».
В настоящее время решение социальных задач в нашей стране, связанных с демографической ситуацией, поддержания института семьи – первоочередная проблема. Поэтому в настоящее время тема данной работы, конечно, является актуальной.
Цель работы –  является изучение семьи, ее состояния и перспектив развития.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1)    Изучить теоретический материал по теме;
2)    Изучить семью как социальный институт и как социальную группу;
3)    Рассмотреть типологию семейных структур и их разновидности, а также основные функции семьи.

1.Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.
Один из наиболее важных разделов социологии – исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи (семейно-брачных отношений) как социального феномена в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы.
Семья — согласно традиционным представлениям, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:
o    союзом мужчины и женщины;
o    добровольностью вступления в брак;
o    члены семья связаны общностью быта;
o    вступлением в брачные отношения;
o    стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Семья – самая древняя социальная организация. Она образовалась раньше других социальных институтов – религии, государства, армии, образования, рынка. Существует точка зрения, что общество первоначально существовало в форме семьи.
 Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать “изобретениями” культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь.
Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга. [3, 1.1].
 Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека:
o    “физиологические и сексуальные потребности;
o    экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;
o    социальные потребности в общении;
o    престижные потребности в признании;
o    духовные потребности в самореализации.”
 Семью можно определить как “основанную на браке, кровном родстве или усыновлении малую социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной юридической и моральной ответственностью, взаимопомощью и особыми чувствами любви и потребности друг в друге.
 Социологи сходятся во мнении, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Двойственный характер семьи отражается в основных подходах к пониманию социальной сущности семьи в обществе. С одной стороны, семья представляет собой важнейший социальный институт, взаимосвязанный с другими социальными институтами, многообразными социальными процессами и изменениями. С другой стороны, понимание и сущность семьи связано с пониманием семьи как малой социальной группы, а потому сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли на макро - и микроуровнях анализа.
Среди социологов, пытавшихся совместить «макроанализ» и «микроанализ» семьи, следует назвать в первую очередь Т. Парсонса и К. Дэвиса. По их мнению, стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как “санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.”
 Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, родителей и других родственников. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.
 Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, оно включает экономическую, психологическую и юридическую стороны.
Психологическая сторона брака включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств, в поступках и действиях.
Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Брак с юридической точки зрения – союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме (договор).
Экономическая сторона брака включает: финансовые отношения в семье (распределение, формирование и использование бюджета семьи), брачный контракт (экономический аспект юридической стороны) и т.д. [4].

2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи.
Социальные взаимоотношения между взрослыми мужчиной и женщиной в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей.
Семьи, в зависимости от представленности в них различных поколений, бывают супружеские или нуклеарными (родители и дети), родственными или расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов и пр.), неполные (один из родителей отсутствует) .
Процессы индустриализации и урбанизации, привели к преобладанию нуклеарной семьи.
На сегодняшний день выделяют три типа семей:
1. Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:
1) Традиционная - существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерно:
o    а) экономическая зависимость женщины от супруга;
o    б) закрепление мужских и женских обязанностей (муж - кормилец, жена - хозяйка);
o    в) признание приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2) Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но в отличие от семей первого типа без экономических оснований. Наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает право на домашний труд.
3) Эгалитарная семья. Для семьи такого типа характерно:
o     справедливое разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем;
o     обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
o     эмоциональная насыщенность отношений.
2. Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:
o    Патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);
o    Детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);
o    Супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.
3. Типологии по различным основаниям:
 В зависимости от состава семьи:
o    Нуклеарная – родители и дети
o    Расширенная – родители, дети и другие родственники
o    Неполная – один из родителей отсутствует
 По этапу жизненного цикла:
o    Молодая семья
o    Семья с первенцем
o    Семья с подростком
o    Семья "покинутое гнездо" (когда дети вырастают и создают свои семьи).
 По социальному составу:
o    Семья рабочих
o    Семья новых русских
o    Студенческая семья и другие
По количеству детей
o    Бездетные
o    Однодетные
o    Многодетные семьи
По стажу семейной жизни
o    Молодожены
o    Молодые семьи
o    Семьи среднего супружеского возраста
o    Семьи старшего супружеского возраста
 По качеству отношений и атмосфере в семье:
o    Благополучная (где оба супруга высоко ценят друг друга, высокий авторитет мужа, оба идут на уступки, на компромисс, существуют семейные традиции.)
o    Устойчивая (без конфликтов, живущие долго)
o    Педагогически слабая (не в состоянии дать детям первичный запас знаний)
o    Нестабильная (нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.)
o    Дезорганизованная (семья с нарушением меж поколенных связей и отсутствием единых взглядов на воспитание детей со стороны отца и матери)
o    Таким образом, в современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их  массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин.
Семья всегда выполняет целый ряд функций:
1.Репродуктивная функция - это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, необходимо, чтобы количество детей в каждой семье было бы не менее двух, а лучше трех. Но ситуация в настоящее время показывает снижение уровня рождаемости, старения населения, увеличения количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости.
В 90-х годах происходят изменения в мотивации ограничения рождаемости, и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье "стимулируется" и ростом разводов. Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и благополучные пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а иногда даже и одного ребенка, опасаясь, что их брак будет непрочен.
2. С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи - воспитательная. Для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить другими институтами. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.
Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянство родителей выступает одной из важнейших причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности.
Социологи выделяют несколько устойчивых стереотипов семейного воспитания.
o    Детоцентризм, т.е. всепрощенческие отношения к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей.
o    Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Их воспитательные воздействия имеют форму запрета, брани и телесных наказаний. В силу этого у ребенка отсутствует опыт диалога с взрослыми.
o    Прагматизм (т.е. воспитание), цель которого - выработка у детей "практичности", умение "ловко устраивать свои дела", ориентация на получение материальной выгоды.
В семье главным образом воспитываются дети. Но также семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации не только детей, но и взрослых.
3.Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает разные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, проблему распределения домашнего труда. В нашей стране бытовые проблемы ложатся на плечи женщин, усугубляя нелегкий конфликт ролей – противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями, между ролью жены, матери и труженицы.
Однако, учитывая существующее положение дел, единственный вариант решения проблемы двойной занятости женщин - перераспределение семейно-бытовых обязанностей.
4.Рекреационная функция. Семья принимает на себя терапевтическую роль. Она должна стать "оазисом" спокойствия, уверенности, комфорта, безопасности. Эта функция включает в себя организацию семейного досуга и отдыха.
Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большее значение-нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех стран мира. В настоящее время институты переживают трудные времена. Отпали многие факторы, такие как: экономическая зависимость женщины от мужчины, запрет или осуждение разводов.
5.Функция социализация. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.
6.Функция эмоционального удовлетворения. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и т.д. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.
7.Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения , характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам.
8.Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.  [1, c. 219-221].
Ряд факторов, отрицательно влияющих на прочность брака, может быть выделен еще до создания семейного очага.
Однако большая часть разводов происходит из-за причин, возникающих в результате совместной жизни. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся уже самостоятельными в материальном плане, успели узнать недостатки друг друга. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Дети выросли, и нет необходимости сохранять семью ради них.
Причины, которые указываются как ведущие при разводе:
o    Бытовые
o    Межличностные конфликты
o    Внешние факторы (измена, появление новой семьи).
Все три группы переплетаются друг с другом. Так, например, измена может стать следствием невнимания, грубости, а грубость - результатом хозяйственных неурядиц.
Итак, нестабильность брака создает острые проблемы как для тех, кто хочет создать семью, так и для тех, чья семья оказалась разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как отрицательное явление, так как свобода расторжения брака - одно из средств обеспечения социальной справедливости в отношениях. Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться. [2, с. 67-68].

3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы.
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т.е. разводом. Не разведенные супруги, проходят  все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Сложнее построить жизненный цикл для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.
Жизненный цикл семьи состоит из следующих стадий:
o    Вступление в брак – образование семьи служит начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.
o    Окончание деторождения – рождение последнего ребенка. Эта фаза продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок обзаведшийся собственной семьей.
o    «Пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего  ребенка. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семьи часто превращается в место, где воспитываются внуки.
o    Прекращение существования семьи – стадия одиночества. Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.
Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую, брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте – вначале это молодая пара, а теперь они состарились.[2. Семейный цикл].
На каждом этапе семья обладает специфическими и социальными, и экономическими характеристиками. Если выделить стадии семьи в зависимости от событий, связанных с возрастом детей и изменением их жизненной ситуации, а также отделением взрослых детей от родительской семьи, событий и стадий цикла может быть гораздо больше. В любом случае все они сопровождаются указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейного бытия и сроки отдельных стадий.
Дадим характеристику этапам жизненного цикла семьи:
o    Вступление в брак - зарождение семьи. Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; Приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.
o    Начало деторождения - рождение и воспитание детей, это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально - духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно – эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период. На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются - перегрузка одного из супругов или обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил, необходимость перестройки эмоционально духовных отношений. Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине “разочарования в характере’’ и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.
o    Завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем. все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы связанные с ним выходят на первый план. Члены семь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми. появляются новые роли ‘‘бабушек и дедушек‘‘ особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети, на первых этапах своей семейной жизни перекладывается на старшее поколение. Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель и задачи, поставленные в контрольной работе, выполнены. Изучена семья как социальный институт и социальная группа. Рассмотрена типология семейных структур и их разновидности, а также основные функции семьи. этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулированы  события, характеризующие эти этапы.
Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Являясь частью
общества, она соединяет потребности и интересы индивидов с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их, объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования – жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи.
В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)    Социология: учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура  и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349с.
2)    Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов. М., 1996.
3)    Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]. –   http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья
4)    Социология. Компьютерная обучающая программа.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.02K
Скачано: 230
Скачать бесплатно
05.11.13 в 16:47 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе