Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »

Правовое регулирование в сфере защиты информации, государственной и коммерческой тайны

Правовое регулирование в сфере защиты информации, государственной и коммерческой тайны [18.11.10]

Тема: Правовое регулирование в сфере защиты информации, государственной и коммерческой тайны

Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.83K | Скачано: 298 | Добавлен 18.11.10 в 14:17 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Содержание
1. Понятие и сущность правовой защиты информации 3
2. Нормативно-правовые основы ответственности за нарушение законодательства в сфере информации 14
3. Практическое задание 24
Список литературы 26

1. Понятие  и сущность правовой защиты информации.

     Информация, первоначально это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины XX века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире, передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

     Под информацией надо понимать сведения, являющиеся объектом сбора (накопления), хранения, обработки (преобразования),  непосредственного использования и передачи.

     Определению информации как сведений разного рода, представленных в любой форме и являющихся объектами различных процессов, наиболее соответствует следующая узкая трактовка понятия «защита информации».

     В этом случае под защитой информации понимается совокупность мероприятий и действий, направленных на обеспечение ее безопасности — конфиденциальности и целостности — в процессе сбора, передачи, обработки и хранения. Это определение подразумевает тождественность понятий «защита информации» и «обеспечение безопасности информации».

     Безопасность информации — это свойство (состояние) передаваемой, накапливаемой, обрабатываемой и хранимой информации, характеризующее ее степень защищенности от дестабилизирующего воздействия внешней среды (человека и природы) и внутренних угроз, то есть ее конфиденциальность (секретность, смысловая или информационная скрытность), сигнальная скрытность (энергетическая и структурная) и целостность — устойчивость к разрушающим, имитирующим и искажающим воздействиям и помехам.

     Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс

организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

    Сущность защиты информации состоит в выявлении, устранении или нейтрализации негативных источников, причин и условий воздействия на информацию. Эти источники составляют угрозу безопасности информации. Цели и методы защиты информации отражают ее сущность.

     В этом смысле защита информации отождествляется с процессом обеспечения информационной безопасности, как глобальной проблемы безопасного развития мировой цивилизации, государств, сообществ людей, отдельного человека, существования природы.

     При этом понятие информационная безопасность характеризует состояние

(свойство) информационной защищенности человека, общества, природы в условиях возможного действия  угроз и достигается системой мер, направленных:

·        на предупреждение угроз. Предупреждение угроз — это превентивные меры по обеспечению информационной безопасности в интересах упреждения возможности их возникновения;

·      на выявление угроз. Выявление угроз выражается в систематическом анализе и контроле возможности появления реальных или потенциальных угроз и своевременных мерах по их предупреждению;

·      на обнаружение угроз. Обнаружение имеет целью определение реальных угроз и конкретных преступных действий;

·      на локализацию преступных действий и принятие мер по ликвидации угрозы или конкретных преступных действий;

·      на ликвидацию последствий угроз и преступных действий и восстановление статус-кво.

     Предупреждение возможных угроз и противоправных действий может быть обеспечено самыми различными мерами и средствами, начиная от создания климата глубоко осознанного отношения сотрудников к проблеме безопасности и защиты информации до создания глубокой, эшелонированной системы защиты физическими, аппаратными, программными и криптографическими средствами

     Предупреждение угроз возможно и путем получения  информации о готовящихся противоправных актах, планируемых хищениях, подготовительных действиях и других элементах преступных деяний.

     В предупреждении угроз весьма существенную роль играет информационно-аналитическая деятельность службы безопасности на основе глубокого анализа криминогенной обстановки и деятельности конкурентов и злоумышленников.

     Выявление имеет целью проведение мероприятий по сбору, накоплению и аналитической обработке сведений о возможной подготовке преступных действий со стороны криминальных структур или конкурентов на рынке производства и сбыта товаров и продукции.

     Обнаружение угроз — это действия по определению конкретных угроз и их источников, приносящих тот или иной вид ущерба. К таким действиям можно отнести обнаружение фактов хищения или мошенничества, а также фактов разглашения конфиденциальной информации или случаев несанкционированного доступа к источникам коммерческих секретов.

    Пресечение или локализация угроз — это действия, направленные на

устранение действующей угрозы и конкретных преступных действий. Например, пресечение подслушивания конфиденциальных переговоров за счет акустического канала утечки информации по вентиляционным системам.

     Ликвидация последствий имеет целью восстановление состояния,

предшествовавшего наступлению угрозы. Например, возврат долгов со стороны заемщиков. Это может быть и задержание преступника с украденным имуществом, и восстановление разрушенного здания от подрыва и др.

     Все эти способы имеют целью защитить информационные ресурсы от противоправных посягательств и обеспечить:

·     предотвращение разглашения и утечки конфиденциальной информации;

·     воспрещение несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации;

·     сохранение целостности, полноты и доступности информации;

·     соблюдение конфиденциальности информации;

·   обеспечение авторских прав.

     Учитывая вышесказанное защиту информации можно определить как совокупность методов, средств и мер направленных на  обеспечение информационной безопасности общества, государства и личности во всех областях их жизненно важных интересов.

     Защищаемая информация включает сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную и иные охраняемые законом тайны. Каждый вид защищаемой информации имеет свои особенности в области регламентации, организации и осуществления этой защиты.

     Наиболее общими признаками защиты любого вида охраняемой информации являются следующие:                                    

·      защиту информации организует и проводит собственник или владелец информации или уполномоченные им на то лица (юридические или физические);

·      защитой информации собственник охраняет свои права на владение и распоряжение информацией, стремится оградить ее от незаконного завладения и использования в ущерб его интересам;

·      защита информации осуществляется путем проведения комплекса мер по   ограничению доступа к защищаемой информации и созданию условий, исключающих или существенно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации и ее носителям.

    Таким образом, защита информации — есть комплекс мероприятий, проводимых собственником информации, по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или существенно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации и ее носителям.

     Защищаемая информация, являющаяся государственной или коммерческой тайной, как и любой другой вид информации, необходима для управленческой, научно-производственной и иной деятельности. В настоящее время перед защитой информации ставятся более широкие задачи: обеспечить безопасность информации. Это обусловлено рядом обстоятельств, и в первую очередь тем, что все более широкое распространение в накоплении и обработке защищаемой информации получают ЭВМ, в которых может происходить не только утечка информации, но и ее разрушение, искажение, подделка, блокирование и иные вмешательства в информацию и информационные системы.

      Следовательно под защитой информации следует также понимать обеспечение безопасности информации и средств информации, в которых накапливается, обрабатывается и хранится защищаемая информация.

Таким образом, защита информации — это деятельность собственника информации или уполномоченных им лиц по:

·      обеспечению своих прав на владение, распоряжение и управление защищаемой информацией;

·       предотвращению утечки и утраты информации;

·       сохранению полноты, достоверности, целостности защищаемой информации, ее     массивов и программ обработки;

·       сохранению конфиденциальности или секретности защищаемой информации в  соответствии с правилами, установленными законодательными и другими нормативными актами.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законах РФ «О безопасности» и «О государственной тайне».

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне.

На распространение таких сведений государством устанавливаются ограничения с момента их создания (разработки) или заблаговременно; государство с целью упорядочивания обращения таких сведений формирует необходимые нормативные акты (перечневую систему засекречивания).

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Руководствуясь данными перечнями, исполнители определяют степени секретности сведений, устанавливают грифы секретности разрабатываемых ими документов (носителей) и выполняют ограничительные мероприятия.

Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения:

-о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

-о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

-о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

-о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

-о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

-о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

-о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, (снятия ограничений на их распространение) являются:

-взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

-изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Лица, допущенные к сведениям степени «совершенно секретно» или «особой важности», могут быть ограничены в своих конституционных правах. Такие ограничения могут быть установлены исключительно в индивидуальном порядке органами безопасности на основании заключения об осведомлённости лица в сведениях, составляющих государственную тайну.

Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания:

-осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

-рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

-определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;

2. Президент Российской Федерации:

-утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

-утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

-утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

-заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

-определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

-в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

3. Правительство Российской Федерации:

-организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

-представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

-представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

-устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

-организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

-определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

-устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;

-устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

-заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям;

-в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

-обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

-обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

-устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

-обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

-реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

-вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти:

-рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

-обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

-обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

-определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

2. Нормативно-правовые основы ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты информации.

Служебную и коммерческую тайну составляет информация, имеющая экономическую ценность. Информация рассматривается как самостоятельный объект гражданского права.

Получение информации не может обеспечить полный объем вещных прав на нее - владение, пользование и распоряжение. Право собственности распространяется только на материальный носитель информации. При этом приобретатель получает возможность пользоваться и распоряжаться информацией, но и поставщик информации имеет возможность пользоваться этой же информацией, даже если договором будет установлено ограничение на ее распространение.

Также не всякая информация подпадает под понятие "охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации".

Эти моменты поставили перед юристами задачу сформулировать особый правовой режим информации. Законодатели попытались выйти из положения, применяя термин "обладатель информации", сформулировав особый правовой режим информации, который нашел свое отражение в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. об информации.

Законом предусмотрено использование понятия "обладатель информации" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ о коммерческой тайне <6>. Данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя.

В Гражданском кодексе термин "обладатель" означает наличие каких-либо прав, а также материализованных свидетельств таких прав. Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Ограниченность данного в законодательстве определения информации заключается в том, что качественной характеристикой информации, имеющей принципиальное значение как объекта правоотношений, является ее потребительская стоимость, т.е. значимость для конкретного субъекта. Ценность информации не может ставиться в зависимость от стоимости ее носителя. Она выражается в стоимостных характеристиках тех последствий, которые следуют за получением информации.

Существует ряд понятий, которые дают дополнительную характеристику информации. Наиболее употребляемые из них:

- достоверность - соответствие данных объективной реальности;

- адекватность - способность информации создавать у получателя соответствующее представление об объекте, процессе или явлении;

- полнота - достаточность данных для понимания сути явления и принятия решения;

- избыточность информации - наличие большого объема сведений, отражающих конкретную сферу, позволяющее для принятия решения использовать лишь часть информации;

- оптимальность - сочетание полноты и краткости данных;

- своевременность - актуальность в момент принятия решений;

- объективность и субъективность информации - степень выражения в предоставляемых данных мировоззрения поставщика информации;

- доступность - это мера возможности получить ту или иную информацию;

- идеальность - информация не материальна, материальным может быть только носитель информации;

- неисчерпаемость - информация не подвержена физическому износу в процессе ее использования;

- ценность - способность расширять возможности потребителя информации.

Получение, использование и разглашений информации, составляющей коммерческую тайну, без согласия её владельца не допускается. Лица, незаконными методами получившие такую информацию, тка же как и работники, разгласившие служебную тайну или коммерческую тайну, обязаны возместить убытки, причинённые обладачелы служебной или коммерческой тайны.

Сегодня, пожалуй, ни одно государство в мире не может быть уверено в том, что оно успешно решило проблему правового регулирования деятельности СМИ, несмотря на то, что для достижения этой цели затрачивается всё больше усилий. Основная трудность, естественно заключается в сложности самой проблемы, а также в том, что общественно-политическое развитие всё время дополняет её новыми аспектами, которые ещё не подверглись основательному научному анализу. Этот факт констатируют многие специалисты. Один из наиболее известных, профессор Э. Парашос, пишет: «Многие исследования последних двух десятилетий дают общее представление о законах, регулирующих деятельность средств массовой информации в конкретных регионах мира, но очень немногие представляют возможность всесторонне ознакомиться с этими законами».

В России, где идёт процесс формирования гражданского общества и государственно-правовой системы, проблема СМИ, правового регулирования их деятельности стоит особенно остро.

В основе права СМИ, как и в основе других отраслей права, лежит Конституция России. Её анализ свидетельствует, что эта основа достаточно фундаментальна и главное состоит в том, что Конституция предусмотрела надёжные гарантии прав и свобод человека, относящихся к СМИ.

Принципиальное значение для деятельности СМИ имеет признание идеологического и политического многообразия (ч.1-3 ст.13), а также положения о том, что каждому гарантирована свобода слова и мысли. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется, а цензура запрещается (ст.29).

Одновременно Конституция установила и определённые ограничения свободы массовой информации. Запрещены пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, а также пропаганда социального, национального, расового, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29)[3].

Анализ приведённых положений Конституции даёт основание для вывода о том, что они соответствуют мировым стандартам, закреплённым нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности СМИ, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.

Закон «О средствах массовой информации», принятый парламентом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. и вступивший в силу 8 февраля 1992 г., подтверждает недопустимость цензуры (ст. 3). В нем содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распространению массовой информации; о возможности учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать технические устройства, предназначенные для производства и распространения продукции средств массовой информации (ст. 1). Более того, законом разрешается частная собственность на средства массовой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами — но не иностранными компаниями (ст. 7). В ст. 18 закона говорится, что учредители не могут вмешиваться в деятельность редакции средств массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в дого­воре о регулировании взаимоотношений, который обязаны заключить учредитель и редакция, имеется явное указание на допустимость подобного вмешательства.

Со времени принятия данного закона Верховным Советом Российской Федерации вступили в силу около тридцати других и несколько десятков указов Президента РФ, касающихся средств массовой информации. Далее следует краткое перечисление соответствующих федеральных законов.

Уголовный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997 г. и заменил прежний (1962), определяет клевету как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию» (ст. 129). Кодекс впервые в истории российского законодательства вводит уголовную ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информационными технологиями.

Ст. 151 Гражданского кодекса 1995 г. и ст. 43 закона о средствах массовой информации возлагают ответственность за правильность информации на ответчика (на журналиста или редакцию СМИ).

Закон «О государственной тайне» принят парламентом 21 июля 1993 г. Государственная тайна определяется в нем как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполи­тической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Раскрытие государственных тайн влечет за собой наказание.

Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. Закон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых должны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Президента.

Закон «О связи» принят Государственной Думой 20 января 1995 г. Он устанавливает правовые основы для деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в предоставлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицензий на передачу их сигналов. Закон предусматривает, что «государственные органы имеют право приоритетного использования любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принад­лежности и форм собственности».

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Разработан он только что созданным тогда Комитетом по политике информатизации (сокращенно: Роскоминформ) при Президенте Российской Федерации — ведущим правительственным органом, занимающимся проблемами информационного общества и информационных технологий. Закон определяет большое число понятий и задач, связанных с информацией. В нем рассматриваются вопросы прав на информацию, имеются также положения о доступе к информации.

Закон «О рекламе» принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступил в силу в июле 1995 г. Он определяет рекламу и правовых субъектов в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекламы и предлагает методы государственного и общественного конт­роля за рекламой. Этим законом введен полный запрет на телевизионную рекламу алкогольных напитков и табака с 1 января 1996 г.

Закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет», принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г., предусматривает выделение из федерального бюджета дотаций газетам, издаваемым органами местного самоуправления, по рекомендации общественных объединений при представлении финансово-экономического обоснования. Такие издания включаются в Федеральный реестр и могут получать дотации на покрытие части затрат по оплате бумаги, полиграфических услуг и федеральной почтовой связи.

Закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. и вступил в силу 1 января 1996 г. — одновременно с рядом поправок в действующее налоговое и таможенное законодательство. Они предусматривают налоговые и иные льготы средствам массовой информации. При этом не делается различий между государственными и частными изданиями, издателями, агентствами новостей или вещательными организациями. Издания и программы эротического и рекламного характера исключены из числа пользующихся льготами. Организации СМИ, которые выпускают и распространяют издания, книги и другую продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, освобождаются от НДС и налогообложения прибыли в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В законе предусмотрены другие федеральные налоговые и таможенные льготы, льготные расценки на аренду помещений в зданиях (если они находятся в федеральной собственности) и льготные тарифы на услуги связи.

В 1998 г. Государственная Дума приняла пакет законов, продлевающих до января 2002 г. государственную поддержку СМИ в России. Эти законы были поддержаны всеми думскими фракциями и приняты подавляющим большинством голосов. Данными законами еще на три года продлевается действие закона о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации, который должен был утратить силу 1 января 1999 г. Несмотря на острый экономический кризис в России, Президент РФ подписал и тем самым ввел закон в действие сразу после того, как он был принят парламентом.

С ослаблением финансовой инфраструктуры и резким сокращением рекламного рынка вещатели и издатели еще более, чем прежде, зависят от предоставляемых правительством унифицированных налоговых и таможенных льгот, льготных тарифов на электричество и услуги связи, низких расценок на аренду помещений, находящихся в государственной собственности — все это предос­тавляется по действующим в настоящее время законам. Согласно пояснительной записке, которая сопровождает законопроекты, они замедлили процесс снижения доли информационных изданий и программ в СМИ и снизили темпы падения в книгопечатании.

Закон «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 г. и подписанный Президентом России 4 июля 1996 г., представляет собой основной документ, регламентирующий вопросы международного информационного обмена, в том числе средств массовой информации. Закон нацелен на обеспечение эффективного участия и сильных позиций России в международной информационной инфраструктуре. В нем обязанностями органов государственной власти называются такие задачи, как обеспечение субъектов Федерации иностранными информационными продуктами и услугами, пополнение и за­щита информационных ресурсов (банков данных, архивов и т.п.), внедрение современных технологий и содействие информационному обмену через государственные границы. Согласно закону, нельзя ограничивать вывоз из Российской Федерации массовой информации, документированной в материальной и идентифицируемой форме. Закон дает некоторым правительственным учреждениям право контролировать различные аспекты международного, обмена информацией. В двух случаях вводится лицензирование деятельности по международному информационному обмену: когда информационные ресурсы вывозятся из России или государство платит за информацию, ввозимую в Россию для пополнения национальных банков данных.

5 сентября 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Он был подписан Президентом РФ Б. Ельциным 19 сентября 1997 г. и вступил в силу 30 сентября 1997 г. Предвыборная агитация определяется в нем как «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них». Закон регламентирует агитацию во время проведения избирательных кампаний и референдумов, гарантирует всем зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам равные условия доступа к средствам массовой информации в той форме и таким образом, какие они выберут самостоятельно. В законе устанавливаются единообразные временные рамки предвыборной агитации: она должна начинаться в день регистрации кандидата и прекращаться за 24 часа до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в самый этот день не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами и референдумом. Закон устанавливает специальные правила для средств массовой информации, учредителями которых являются государственные и муниципальные органы, и для СМИ, субсидируемых государством либо пользующихся предоставленными государством преимуществами или налоговыми льготами, которых нет у других средств массовой информации. В ст. 40 закона оговаривается, что такие общероссийские вещательные компании обязаны выделять всем зарегистрированным кандидатам и партиям не менее одного часа бесплатного эфирного времени по будням в то время, когда телепрограммы собирают наибольшую аудиторию. Соответствующие региональные станции должны предоставлять по 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни. Все другие средства массовой информации имеют право участвовать в избирательной кампании, но обязаны назначить единые условия для всех кандидатов. Как в случае бесплатного, так и платного эфирного времени, каждый кандидат или партия должны иметь право на получение равной доли времени, выделенного для предвыборной агитации.

16 сентября 1998 г. российский парламент принял Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». С момента вступления его в силу все принимаемые парламентом или правительством нормативные акты, касающиеся лицензирования любых видов деятельности, должны соответствовать этому закону. В нем перечислены виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В этот список входят телевизионное вещание и радиовещание; вещание дополнительной информации; предоставление услуг в области шифрования информации. Закон принят в новой редакции в 2001 г., которая вступает в силу в фев­рале 2002 г.

Общее у СМИ и государства заключается, прежде всего, в том, что их главная задача состоит в сохранении и упрочении существующей социально-политической системы, в обеспечении ее нормального функционирования. Этим в первую очередь определяется содержание распространяемой информации. Плюрализм мнений ограничен интересами безопасности системы.

3. Практическое задание.

Исследовательский центр «Инициатива» провёл опрос общественного мнения по проблемам удовлетворённости населения торговым обслуживание. Результаты данного опроса были опубликованы в Интернете и в ряде печатных СМИ.

Учитывая интерес  к данной информации, ряд печатных СМИ и информационных агентств, политиков и экспертов стали использовать данную информацию в своих публикациях. Узнав об этих фактах, центр «Инициатива» потребовал от лиц, распространяющих данную информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. Укажите, правомерны ли требования центра «Инициатива». Раскройте общие нормы защиты прав правообладателей при общедоступном использовании их информации.

В данной ситуации требования исследовательского центра «Инициатива» правомерны, так как они обладают авторским правом на производную опроса проведённого им и по закону могут требовать публикацию с подлинным именем автора.

Общие нормы защиты правообладателей при общедоступном использовании их информации. Защита может осуществляться различными способами: в уголовном, административном или гражданском порядке. Так, ст.146 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное использование объектов авторского права и смежных прав и присвоении авторства, если деяние причинили крупный ущерб.

Административная ответственность предусмотрена за незаконное использование в целях извлечения дохода экземпляров произведения или фонограмм, в том числе когда на этих экземплярах указана ложная информация об их изготовителях и местах производства (ст. 7.12 КоАП РФ).

За неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей авторского и иных договоров могут последовать меры гражданско-правовой ответственности в форме взыскания убытков. Ответственность по нормам гражданского права может наступить  и при отсутствии договорных отношений между сторонами – по правилам о возмещении вреда, причинённого имуществу или личности гражданина или имуществу юридических лиц.

Закон об авторском праве и смежных правах предусматривает и другие меры ответственности за нарушение авторских и смежных прав, таких как:

- взыскание дохода, полученного нарушителем авторских прав;

- выплату компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, уплату штрафа в размере 10% от суммы,  присуждённой в пользу истца;

- конфискацию контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, использованных для изготовления контрафактных экземпляров.

Список литературы

  1. Правоведение. Под ред. З.Г.Крыловой. Москва 2003
  2.  http://www.sec4all.net/infoprot-gl1.html  .Понятие, сущность, цели и значение защиты информации. Столяров Н.В.
  3. http://www.recoveryfiles.ru/laws.php?ds=3075 ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ. В.П. КУЗЬМИН
  4. http://www.s.immaculate.su/filesi/19.html Концепция защиты информации: понятие, назначение, уровни, соотношение с теорией защиты информации.
  5. http://ru.wikipedia.org/ Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законах РФ «О безопасности» и «О государственной тайне».
  6. http://www.fsb.ru/fsb/npd/more.htm!id=10343056@fsbNpa.html Б.ЕЛЬЦИН Москва, Дом Советов России. 21 июля 1993 года
  7. http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.htm Российская газета. В. Путин
  8. Методические указания по выполнению контрольных работ по правоведению.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 24.83K
Скачано: 298
Скачать бесплатно
18.11.10 в 14:17 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе