Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »
Тема: Законодательство о защите информации и информатизации государственной тайне
Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению
Тип: Доклад | Размер: 124.99K | Скачано: 302 | Добавлен 22.03.13 в 15:32 | Рейтинг: +1 | Еще Доклады
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
I. Сущность понятий «информация», «информатизация», «государственная тайна» 5
II. Законодательство об информации, информатизации и защите информации 6
III. Закон «О государственной тайне» 11
Заключение 16
Список литературы 17
ВВЕДЕНИЕ
Информация ценилась во все времена. Чтобы владеть ею происходили убийства, войны, плелись интриги. В наши дни она имеет не меньшую ценность. Эта ценность может определяться не только количеством труда потраченного на ее создание, но и количеством прибыли, полученной от ее возможной реализации. Поэтому руководители организаций различных сфер деятельности все большее внимание уделяют сохранности данных в корпоративных информационных системах.
При этом, как правило, значительное внимание уделяется технологическим и программным средствам защиты информации. А особенности Российской и западной законодательной базы, регулирующей вопросы информационной безопасности, зачастую остаются без должного внимания.
Возможной причиной этого является то, что основа Российской законодательной базы создавалась не в период массовой компьютеризации и информатизации общества, когда большая часть информации хранилась на бумажных носителях, и к сохранности информации предъявлялись особые требования, за выполнение которых отвечали уполномоченные на то государственные структуры.
Другой, не менее важной особенностью, является то, что в наше время технологии, направленные на обеспечение информационной безопасности, развиваются настолько бурными темами, что нормативно-правовая база не в полной мере успевает за техническим прогрессом в этой области. В связи с этим в настоящее время сложилась ситуация, при которой имеющаяся нормативно-правовая база не полностью соответствует реально сложившейся практике работы предприятий, разрабатывающих решения в сфере информационной безопасности.
В связи с возрастающим числом компьютерных преступлений проблема защиты информации является актуальной в настоящих условиях, причем, как с помощью компьютерных технологий, так и с помощью законодательной базы государства.
Объектом работы является исследование законодательства Российской Федерации об информации, информатизации и государственной тайне. Предметом исследования является существующая по данному вопросу нормативно-правовая база, то есть само законодательство.
Цель работы - рассмотреть существующее законодательство в области информации и государственной тайны, выявив эффективность его использования перед компьютерными технологиями.
Для достижения поставленной цели нужно рассмотреть оба законодательства и проанализировать уровень использования компьютерных технологий в сфере защиты информации преимущественно перед законодательством; сделать выводы по данным исследования.
Сущность понятий «информация», «информатизация» и «государственная тайна».
Итак, приступая к раскрытию темы, думаю, прежде всего следует разъяснить сущность рассматриваемых понятий.
Понятие «информация» происходит от латинского слова «informatio», что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Согласно же Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
(англ. Informatization) — это политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. За более широким определением данного понятия снова обратимся к ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 25 января 1995г. Согласно ему информатизация есть не что иное, как "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов". Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий.
И, наконец, третье понятие – понятие государственной тайны. Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве (Закон о государственной тайне РФ), – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
Законодательство об информации, информатизации и защите информации.
Основным законодательством Российской Федерации, раскрывающим понятие информации, является Федеральный закон № 24-ФЗ, «Об информации, информатизации и защите информации», принятый 20 февраля 1995 г. и утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г.. Отличительной особенностью данного закона является его направленность на регулирование отношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации, создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Необходимо отметить, что настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
Закон «Об информации, информатизации и защите информации» подробно раскрывает следующие понятия: информация, информатизация, документированная информация (документ), информационные процессы, информационная система, информационные ресурсы, информация о гражданах (персональные данные), конфиденциальная информация, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий, собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения, владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения, пользователь (потребитель) информации.
Данным законом определяется государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации, и ее направлений. Например: создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей (Глава 2), а также развитие законодательства в сфере информационных процессов (Глава 4), информатизации и защиты информации (Глава 5). Закон определяет и правовой режим информационных ресурсов, который включает в себя: порядок документирования информации, право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах, категорию информации по уровню доступа к ней, порядок правовой защиты информации.
Хочется также отметить сущностные аспекты Закона. Например, согласно пункту 3 статьи 5 настоящего закона, юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Для признания электронной цифровой подписи необходимо наличие в автоматизированных информационных системах сертифицированных программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдение установленного режима их использования.
Рассматриваемый закон раскрывает и вопрос доступности информации. Так пункт 2 статьи 6 Закона устанавливает, что физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации организует регистрацию всех информационных ресурсов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права граждан на доступ к информации (п.3 ст.13 Закона). Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство Российской Федерации. Государственные и негосударственные организации, а также граждане имеют равные права на разработку и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения (п.2 ст.16).
Также Законом решается лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с обработкой информации. Закон решает вопрос повышения качества, надежности средств защиты информации от несанкционированного доступа, а также ответственности организаций, производящих такие средства, устанавливая лицензирование такой деятельности: организации, разрабатывающие и производящие такие средства, должны получить лицензию на этот вид деятельности (п.3 ст.19). Организации, выполняющие работы в области обработки персональных данных, также должны получать лицензию на такую деятельность. Это направлено на реализацию конституционных гарантий прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (п.1 ст.23 Конституция РФ). Лицензирование такой деятельности дает возможность ее контроля компетентными органами и создает дополнительные условия для защиты персональных данных как информации конфиденциальной. Создание средств защиты информации подлежит лицензированию в соответствии с Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Ведение лицензионной деятельности в данной области поручено Федеральному агентству правительственной связи и информации при президенте РФ и государственной технической комиссии при Президенте РФ. Право на защиту информации пункта 1 статьи 21 закона гласит, что защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу, и устанавливает режим защиты информации.
Данный закон, как говорилось раньше, был принят еще в 1995г. Как известно, технологический прогресс не стоит на месте, информационные технологии развиваются с неимоверной скоростью в связи с чем, на мой взгляд, необходимо частое обновление законодательной базы государства в данной области. Закон «Об информации, информатизации и информационной защите» с момента его принятия обновлялся 27 июля 2006 г. (№ 149-ФЗ), а был опубликован 29 июля 2006 г.
Думаю, именно поэтому ФСБ предложила внести поправки в закон "Об информации, информатизации и защите информации", расширяющие права правоохранительных органов при работе с провайдерами и интернет-сайтами. Закон об информации предлагается дополнить статьей, регулирующей отношения операторов интернет-услуг (операторов связи, хостинг-провайдеров и регистраторов доменов) с правоохранительными органами. В частности, их могут обязать в течение полугода хранить информацию о своих пользователях и оказанных им услугах и предоставлять ее силовым структурам. ФСБ также предлагает предоставить силовым структурам возможность закрывать по письму из прокуратуры экстремистские сайты в течение трех дней после его получения (статья от 25.06.2010). Но тут же хочется привести в пример цитату из другой статьи, вышедшей примерно в то же время, что и предложение ФСБ: «Закон об Интернете, появления которого опасались участники рынка и который, как предполагалось, серьезно ужесточит цензуру в Рунете, разрабатываться не будет. Как стало известно, регулировать отрасль в России будут при помощи существующего законодательства: в парламенте и Минкомсвязи разрабатываются поправки к федеральному закону «Об информации». Участники рынка довольны таким решением — в цивилизованных странах регулировать Интернет не принято, считают они».
Таким образом, происходит внедрение в законодательство статей, регулирующих сферу информационных технологий, попытки с помощью законодательства регулировать Интернет, что является первым шагом к защите информации, например, от плагиата.
Я считаю, что в такой прогрессивной сфере, как развитие информационных технологий, защита информации – самое сложное из составных частей всего механизма. Поэтому для выполнения требований нормативно-правовой базы в области информации нужно ужесточение наказаний за нарушение законов. Введение жесткой цензуры, к примеру. И более плотный контроль за деятельностью СМИ (ведь огромное число информации в желтой прессе – ни что иное, как информация, порочащая репутацию кого-либо, честь и достоинство граждан). Считаю так же, что правительство не должно скупиться на принятие поправок к законам об информации, информационных технологиях, защите информации, авторского права, только тогда законодательная база станет главенствовать над компьютерными технологиями.
Безопасность информации обеспечивается не только Законом «Об информации, информатизации и защите информации». Существуют также:
Закон РФ № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», Закон РФ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ № 15-ФЗ «О связи», Закон РФ № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Закон РФ № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», Закон РФ № 5485-1 «О Государственной тайне».
Закон «О государственной тайне».
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 № 131-ФЗ).
По общему правилу государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, т.е. информация, отнесенная к государственной тайне, и конфиденциальная. Данная категория включает в себя:
1) сведения в военной области:
о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций.
2) сведения в области экономики, науки и техники:
то есть о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению вооружения и военной техники, об объемах поставок и о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении и фактических размерах государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности;
о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов).
3) сведения в области внешней политики и экономики:
то есть о внешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб ее интересам
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
то есть о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
1)принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
2)согласие на частичные, временные ограничения их прав;
3)письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
4)определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных законом;
5)ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
6)принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:
1)процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
2)преимущественное право при всех прочих равных условиях на оставление на работе при проведение органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
1)признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
2)наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ;
3)постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в др. государства;
4)выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
5)уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
1)расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
2)однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
3)возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. К сведениям конфиденциального характера отнесены служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна), а также сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна).
Информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она отвечает следующим 3 условиям:
1)информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
2)к информации нет свободного доступа на законном основании;
3)обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальность.
Не подлежат засекречиванию сведения:
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
К органам защиты государственной тайны относятся:
1. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
2. Органы исполнительной федеральной власти (Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;
3. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне
Закон было принят 21 июля 1993 г. (в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2007 N 294-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 293-О, от 10.11.2002 N 314-О).
Последние поправки к закону «О государственной тайне» были внесены 22 сентября 2010 года. Эти поправки расширяют перечень сведений, составляющих государственную тайну в области противодействия терроризму.
Заключение.
Мы живём в государстве, в котором права и свободы человека превыше всего, каждый имеет право на нераспространение информации о частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. И государство само имеет право на тайны во благо граждан своих, поэтому законодательства о защите информации необходимы, а в связи и с активным развитием технологий необходимо так же усовершенствование правовых актов.
В СМИ идет интенсивное обсуждение создавшейся ситуации, над разработкой дополнительных нормативных документов работают как гражданские институты, так и институты силовых структур, в первую очередь, тех, в чьих информационных системах обрабатывается данные, составляющие государственную тайну.
Государство, вроде бы, гарантирует защиту информации, составляющую коммерческую тайну, обязывая сотрудников государственных органов (правоохранительных, налоговых и др.) обеспечивать сохранность коммерческой тайны, но в тоже время, существует перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (Постановление Правительства от 5 декабря 1991 года N 35).
Сложность защиты информации заключается и в том, что в информационной войне те же СМИ пытаются любым путем заполучить необходимую информацию, внести ее в массы, при этом не всегда сохранив ее достоверность. И с этим необходимо бороться, что в будущем, возможно будет реализовано в нормативно-правовой базе государства.
Список литературы.
Мухин С.В., Защита информации на предприятии//Мир связи. М.: -2001
Российское законодательство в области защиты информации // Электронный журнал «Информационный мост» www.informost.ru
Закон РФ № 24-ФЗ " информации, информатизации и защите информации"//
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995г.
Большой юридический словарь. М-Инфра. 2009. 864 с.
Закон РФ № 5485-1 «О Государственной тайне» // Собрание Законодательств Российской Федерации. 1995г.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Доклады на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Доклады для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Доклад, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.