Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »
Тема: Правовое регулирование в сфере защиты информации, государственной и коммерческой тайны
Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению
Тип: Контрольная работа | Размер: 15.56K | Скачано: 260 | Добавлен 12.03.12 в 22:08 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2011
Введение 3
1. Понятие и сущность правовой защиты информации 4
2. Нормативно-правовые основы ответственности за нарушение законодательства в сфере информации 7
3. Практическое задание 10
Заключение 12
Список литературы 13
Отличительной особенностью современности является переход от индустриального общества к информационному, в котором главным ресурсом становится информация. В этой связи информационная сфера, представляющая собой специфическую сферу деятельности субъектов общественной жизни, связанную с созданием, хранением, распространением, передачей, обработкой и использованием информации, является одной из важнейших составляющих не только России, но и современного общества любого развивающегося государства.
Цель работы – изучение современной нормативно-правовой базы защиты информации. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
раскрыто понятие информации, информационных ресурсов и их правового режима;
охарактеризованы нормативно-правовые условия защиты различных видов информации.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику данной работы, которая состоит из введения, двух глав, практического задания, заключения и списка использованной литературы.
Информация (лат. informatio – разяснение, изложение, осведомлённость) – одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.1
Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.2
Информационные правовые отношения – часть общественных отношений, подлежащих правовому регулированию и урегулированных нормами права, которые складываются по поводу информации, как обособленного феномена общественной жизни. Этот феномен обособился благодаря развитию общества, техническому прогрессу, усложнению общественной жизни. Информация в информационных отношениях выступает тем благом, по поводу которого возникают права и обязанности субъектов.3
Отрасль права, которая регулирует правовые отношения, называется информационным правом.
Т.к. информация – сведения разного рода и содержания, являющиеся объектом различных процессов, то такому определению соответствует следующая трактовка понятия «защиты информации»: совокупность мероприятий и действий, которые направлены на обеспечение её безопасности (конфиденциальности, целостности) в процессе её сбора, передачи, обработки и хранения.
Основными целями защиты информации являются:
1. Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 274
2.Федеральный Закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации, Статья 2
3. Правоведение: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. – М.: Норма: Инфра-М., 2010. – 576 с., стр. 509-510.
(то есть защита информации является одним из способов обеспеченияинформационной безопасности РФ);
Режим защиты информации устанавливается в отношении трех групп сведений:
1. Сведения, относящиеся к государственной тайне: режим устанавливается уполномоченным государственным органом на основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485 -1 «О государственной тайне».
2. Конфиденциальная информация. Режим защиты информации устанавливается собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г.№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
3. Персональные данные. Режим защиты информации устанавливается специальным Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г.№152-ФЗ «О персональных данных».
Контроль за соблюдением требований к защите информации, а также обеспечение органами мер защиты информационной системы, образующие информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, возложены на государственные органы. Собственник информации также имеет право осуществить аналогичный контроль. Законом устанавливаются только перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом. Исключение – перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.1
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области:
2) сведения в области экономики, науки и техники
3) сведения в области внешней политики и экономики
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.1
Устанавливается три степени секретности сведений: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно».
Допуск к государственной тайне – это процедура оформления права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Анализ текста закона позволяет выделить следующие принципы допуска к таким сведениям:
Законодательными и правовыми актами в области защиты информации и государственной тайны являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485 -1 «О государственной тайне», Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 № 2124-1, международные договора, указы президента и постановления правительства, регулирующих отношения по использованию информации.
Основу правового режима информационных ресурсов составляют нормы, определяющие:
В основе права Средств массовой информации (СМИ) лежит Конституция РФ. Для деятельности СМИ имеет значение признание идеологического и политического многообразия2, а также положения о том, что каждому гарантирована свобода слова и мысли. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется, а цензура запрещается2.
Одновременно Конституция установила и определённые ограничения свободы массовой информации. Запрещены пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, а также пропаганда социального, национального, расового,
религиозного или языкового превосходства1.
В Законе «О средствах массовой информации» Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распространению массовой информации; о возможности учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать технические устройства, предназначенные для производства и распространения продукции средств массовой информации (Гл. 1, ст. 1). Законом разрешается частная собственность на средства массовой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами — но не иностранными компаниями.2Учредители не могут вмешиваться в деятельность редакции средств массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в договоре о регулировании взаимоотношений, который обязаны заключить учредитель и редакция, имеется явное указание на допустимость подобного вмешательства.2
Всю совокупность правовых норм, регулирующих деятельность СМИ, можно разделить на три группы:
Уголовным кодексом Российской Федерации введена уголовная ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информационными технологиями, клевету (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).
Ст. 151 Гражданского кодекса 1995 г. и ст. 43 закона о средствах массовой информации возлагают ответственность за правильность информации на ответчика (на журналиста или редакцию СМИ).
К законодательству о СМИ относится так же Федеральный закон от 13 марта 2006 г № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 13 января 1995 г № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законы о выборах и т.д.
Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. Закон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых должны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Президента.
Закон «О рекламе», принятый Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступивший в силу в июле 1995 г., определяет рекламу и правовые субъекты в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекламы и предлагает методы государственного и общественного контроля за рекламой.
Исследовательский центр «Инициатива» провёл опрос общественного мнения по проблемам удовлетворённости населения торговым обслуживанием. Результаты данного опроса были опубликованы в Интернете и в ряде печатных СМИ.
Учитывая интерес к данной информации, ряд печатных СМИ и информационных агентств, политиков и экспертов стали использовать данную информацию в своих публикациях. Узнав об этих фактах, центр «Инициатива» потребовал от лиц, распространяющих данную информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. Укажите, правомерны ли требования центра «Инициатива». Раскройте общие нормы защиты прав правообладателей при общедоступном использовании их информации.
Требования центра «Инициатива» правомерны, так как данная организация обладает авторским правом на результаты этого опроса. Следовательно, они имеют право требовать указывать себя в качестве источника информации.
Общие нормы защиты правообладателейпри общедоступном использовании их информации:
Защита может осуществляться в уголовном, административном и гражданском порядке.
Уголовная ответственность, согласно ст. 146 УК РФ, предусмотрена за присвоение авторства (плагиат), незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере.
Административная ответственность предусмотрена за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательствомРФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также обобладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода (ст. 7.12 КоАП РФ).
За неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей авторского и иных договоров могут последовать меры гражданско-правовой ответственности в форме взыскания убытков. Ответственность по нормам гражданского права может наступить и при отсутствии договорных отношений между сторонами – по правилам о возмещении вреда, причинённого имуществу или личности гражданина или имуществу юридических лиц.
Проникая во все сферы деятельности общества и государства, информация приобретает конкретные политические, материальные и стоимостные выражения. С учетом усиления роли информации на современном этапе, правовое регулирование общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением процесса нормотворчества в Российской Федерации, целью которого является обеспечение информационной безопасности государства.
Конституция РФ является основным источником права в области обеспечения информационной безопасности в России.
Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов направлена на создание условий эффективного и качественного информационного обеспечения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ. Одним из основных направлений государственной политики в этой сфере является формирование и защита государственных информационных ресурсов.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.