Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по менеджменту »

Понятие стратегического менеджмента. Матрично-штабная структура управления

Понятие стратегического менеджмента. Матрично-штабная структура управления [27.10.10]

Тема: Понятие стратегического менеджмента. Матрично-штабная структура управления

Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту

Тип: Контрольная работа | Размер: 38.58K | Скачано: 261 | Добавлен 27.10.10 в 19:22 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Понятие стратегического менеджмента 4

2. Матрично-штабная структура управления 6

3. Миссия организации и ее характеристика 8

Заключение 10

Список использованной литературы 11

 

Введение

В  настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и  многогранную  сферу  деятельности,  чем  управление,  или  менеджмент,  от  которого  в  значительной  мере  зависят  и  эффективность  производства,  и  качество  обслуживания  населения. Это  определяет   актуальность  исследования  вопросов  данной  контрольной  работы. 

Данная контрольная работа состоит из трех частей, каждая из которых содержит краткое рассмотрение определенной темы.

В первой части планируется  кратко рассмотреть понятия стратегия  и стратегический менеджмент,  а так же изучить структуру стратегического управления и систему стратегического планирования.

Во второй части   речь пойдет о матрично-штабной структуре, как одной из разновидности структур управления. В этой части планируется дать краткую характеристику данной структуры и  изучить ее схему.

Третий раздел включает в себя рассмотрение вопроса о миссии организации. В нем планируется  изучить понятия миссии и  выделить аспекты, которые влияют на ее формирование, а так же привести примеры некоторых выдержек из миссий различных организаций.

Методы исследования: графоаналитический; структурный; сравнительный;  группировка.

Материалам  исследования  стали  работы М.Х. Мескона, Левченко В.А., Максимцова М.М., Игнатьевой А.В. и   современной  периодической  литературы.

 

1. Понятие стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент – это одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей корпорации и  разработке конкретных программ для их достижения [3,334].Стратегический менеджмент рассматривает широкий круг вопросов, связанных проблемами управления  на стратегическом уровне.

Стратегия предполагает разработку основных мер и планов достижения  намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал  фирмы и ее производственно-сбытовые возможности.  Цели могут быть общие или глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом,  или специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамичес­кую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процес­сов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из друго­го (рис 1.)

Структура стратегического управления

Рис.1.Структура стратегического управления

Система стратегического планирования:

1. Анализ среды  —  исходный процесс, обеспечивающий базу  для определения  миссии и целей фирмы и для выработки стратегии. Предполагает изучение  макроокружения (внешней среды),    непосредственного окружения, внутренней среды.

Анализ макроокружения — изучение состояния экономики, правового регулирования, политических процессов, природной среды и  ресурсов, социальной и культурной среды, научно-технического развития общества.

Непосредственное окружение —  покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды —  анализ сильных и слабых сторон организации,  анализ взаимодействия менеджеров и рабочих;  найм, обучение и продвижение кадров;  организационные структуры, нормы, правила, распределение прав и ответственности и т.д.

2. Определение миссии и целей — определение миссии фирмы, т.е. то, для чего существует фирма, долгосрочных и краткосрочных целей.

3. Выбор стратегии —  определяется как  организация будет достигать своих целей и реализовывать  свою миссию.

4. Выполнение стратегии — в случае  успешного осуществления приводит фирму к достижению  поставленных целей.

5. Оценка и контроль выполнения стратегии —  обеспечивают устойчивую обратную связь  между тем, как идет процесс  достижения целей и собственно целями организации.

Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление  позиций организации.

 

2. Матрично-штабная структура управления

Организационная структура управления – целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и субъекта управления [1]. Отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления – вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а так же количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня.

В зависимости от соотношения уровней и структурных подразделений различают линейную, функциональную, линейно-функциональную, программно-целевую, матричную, матрично-штабную типы организационных структур.

Рассмотрим сущность и принципы построения  матрично-штабной структуры управления.

Отличительная особенность матрично-штабной структуры управления в том, что она отражает все виды руководства: линейное, функциональной, тематическое и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроль за ключевыми организационно-техническими решениями на высшем уровне.

Дело в том, что при всей компетенции орга­нов линейного руководства и руководителей в условиях управления многофункциональными программами требуется увеличение числа тематических и линейных руководителей. Консультативные совещания между ними, проводимые регулярно, делают необхо­димым создание специального штаба-координатора на среднем уровне, который смог бы обеспечивать руководителей проектов необходимой информацией, осуществлять анализ организационно-технических решений, фиксировать сроки выполнения про­граммы и т.д. Эта форма организации управления  и называется матрично-штабной структурой управления (рис 2).

Матрично-штабная структура управления

Рис. 2. Матрично-штабная структура управления

Стоит отметить, что в матрично-штабной структуре управления принцип единоначалия соблюдается не полностью, квалификационные требования к руководителю менее высокие, чем в линейно-функциональной структуре, а функциональная направленность более разнообразная, чем в линейно-функциональной структуре. Горизонтальные связи сильные, а вот вертикальные менее сильные, чем в линейно-функциональной структуре.

 

3. Миссия организации и ее характеристика

Понятие мисси – это больше философское понятие, нежели управленческое. Поэтому миссия это не конкретное указание что, как и в какие сроки делать. Миссия лишь формирует направление по которому движется организация с учетом ее внутренних возможностей и внешних условий. Кроме того, миссия способствует созданию определенной корпоративной культуры, корпоративного духа организации. Она определяется руководством фирмы и реализуется через ее стратегию.

Миссия – глобальная, философская цель, которая обосновывает деятельность предприятия; в краткой форме называет вид бизнеса (товар, идея), рынок, потребителей продукции, технологическую систему (кто работает); отражает культуру, ценности предприятия. [3,330]. На основе миссии формируют остальные, конкретные цели, вырабатывают стратегии, распределяют ресурсы, организуют текущую деятельность руководителей. Надо отметить, что прибыль – внутренняя цель организации и не может быть ее миссией. Миссия должна включать цель по реализации потребности, лежащей вне организации (как открытой системы).

На формирование мисси оказывает влияние:

  1. собственники фирмы, которые развивают организацию для того, чтобы за счет прибыли решать свои жизненные проблемы и интересы,
  2. сотрудники фирмы, которые непосредственно создают продукт или оказывают услуги и через их реализацию решают свои жизненные проблемы и интересы,
  3. покупатели, которые за счет своих собственных средств приобретают продукцию фирмы и тем самым удовлетворяют свои потребности,
  4. деловые партнеры фирма, которые оказывают фирме различныеуслуги в собственных коммерческих интересах,
  5. внешняя среда, которая требует от фирмы поддержки формирования социальной и экономической среды обитания,

Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

Примеры некоторых выдержек из миссий различных организаций:

По мере активизации деятельности миссия может слегка изменяться. Например, миссия фирмы IBM - предоставление услуг всем странам с целью удовлетворения их потребностей в ЭВМ. В этом случае миссия охватывает широкий спектр деятельности, ориентированный на увеличение объемов производства ЭВМ, услуг, предоставляемых в этой области. Однако при этом предусматривается удовлетворение нужд определенной категории потребителей.

 

Заключение

В заключение своей контрольной работы хотелось бы сделать краткие выводы по каждому  рассмотренных вопросов:

Стратегическое управление – один из важных аспектов менеджмента, раскрывающий проблемы управления на стратегическом уровне. Выработка стратегии должна осуществляется на каждый конкретный период времени с учетом требований внешней среды, т.е. рынков сбыта продукции, а так же требований к качеству продукции, услуг.

Важнейшей формой организации фирмы является организационная структура управления. Различают несколько типовых схем управления: линейная, линейно-функциональная, матричная. Каждая из указанных схем в чистом виде применяется редко, но их элементы присутствуют в любой реальной структуре управления фирмой.

Любая конкретная организация в менеджменте должна руководствоваться в своей деятельности миссией.  Миссия организации выбирается руководством и реализуется через ее стратегию. Особенно важное значение приобретает миссия для успешной реализации целей.

  Как видим, менеджмент – важное понятие в рыночной экономике. Его изучают не только менеджеры, но и экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу. В  зарубежных  странах  накоплен  значительный  опыт  управления  в  области  промышленности,  торговли,  кооперации,  сельского  хозяйства  и  т.п.  в  результате  непосредственного  участия  людей  в  управленческой  деятельности.  Он  обогащается  за  счет  знаний  основ  науки  управления,  мировых  достижений  в  практической  организации  экономических  и  социальных  процессов.

 

Список использованной литературы

  1. Лекционный  материал по курсу  «Менеджмент» (Левченко В.А.).
  2. Левченко В.А. Менеджмент. Теория и практика. Учебно-методическое пособие. – Курск: Изд-во Курск. ин-та менеджмента, экономики и бизнеса, 2004.
  3. Лукашевич В.В. Основы менеджмента: Учеб пособие для средних профессиональных учебных заведений – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004.
  4. Менеджмент: Учебник для вузов/М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  5. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М: ИНФРА-М, 1997.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М: «Дело» - 1992.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 38.58K
Скачано: 261
Скачать бесплатно
27.10.10 в 19:22 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе