Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политические партии

Политические партии [21.10.10]

Тема: Политические партии

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.61K | Скачано: 310 | Добавлен 21.10.10 в 22:29 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Основные этапы формирования партий 4

2. Структура политических партий 9

3. Функции политических партий 11

Заключение 14

Литература 16

 

Введение

Конец XIX и XX век в мировой истории характеризуются процессом бурного возникновения, борьбы, расколов и исчезновения большого количества самых разнообразных политических партий, организаций и движений. Чтобы правильно оценить происходящее, прогнозировать движение событий, практически реально определиться и адекватно действовать необходима достоверная теория политической партии и политической организации.

Слово «партия» имеет латинское происхождение. Политическая партия – это часть какого-либо общественного класса, его наиболее активная, сознательная и организованная часть, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

Говоря о причинах, сделавших необходимым появление политических партий, В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы масса определенного класса могла научиться понимать свои интересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для этого необходима организация передовых элементов класса немедленно и во что бы то ни стало, хотя бы в начале эти элементы составляли ничтожную долю класса» (В. И. Ленин, П.С.С., т 24, стр. 37). А М. Вебер картину возникновения политических партий представил так: «Духовенство, учителя, профессоры, адвокаты, врачи, аптекари, состоятельные сельские хозяева, фабриканты образовывали сначала нерегулярные политические союзы, самое большее – локальные политические клубы. Сплоченность обеспечивают только парламентарии; решающую роль при выдвижении кандидатов играют люди, уважаемые на местах. В мирное время руководство клубами или совершенно бесформенным политическим предприятием осуществляется со стороны небольшого числа постоянно заинтересованных в этом лиц, для которых подобное руководство – побочная или почетная должность. И лишь в больших городах постоянно имеются партийные союзы с умеренными членскими взносами, периодическими встречами и публичными собраниями для отчета депутатов».

 

1. Основные этапы формирования партий

Партии не всегда играли роль, которую они в настоящее время играют в политической системе индустриально развитых демократических стран. Они прошли длительный путь формирования и эволюции, являются продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждой конкретной страны. Серьёзный отпечаток на их характер накладывают особенности социокультурного развития, исторические традиции, демографические и этнокультурные процессы, особенности религии и т.д.

В тех или иных формах разного рода группировки, фракции, клики составляли интегральную часть политической жизни. Но это были небольшие группы сподвижников, объединившихся вокруг отдельных влиятельных политических лидеров, государственных деятелей. Разумеется, не могло быть и речи о сколько-нибудь четко структурированной организации этих групп, их аппарате, членстве и других атрибутах партии в ее современном понимании.

Осознание же необходимости партий как инструментов реализации политического процесса происходило лишь в процессе формирования капиталистических институтов  и буржуазной политической системы, вычленения политического в качестве самостоятельной подсистемы человеческого социума. Процесс этот был очень длительным и в различных странах протекал по-разному. Первоначально партии стали важным элементом политической системы ряда стран Запада, а затем и всех стран, которые в последствии встали на путь либеральной демократии.

Первыми из этих стран были Великобритания и США. Наиболее показателен американский опыт. В Декларации независимости  и Конституции США, заложивших основы государственной и политической системы молодой буржуазной республики, партии вовсе не упоминаются, а в «Федералисте», в котором обосновывались основные параметры формировавшейся американской государственности, о них говорится и в негативном смысле. Многие «отцы-основатели» считали партии, в лучшем случае, необходимым злом. Они видели в партиях источник конфликтов, раздоров и смуты, рассматривали их как инструменты в руках неразборчивых в средствах политиков.

Первый президент США Дж. Вашингтон был избран на свой пост на непартийной основе и рассматривал себя стоящим над партиями и политикой. В своем «Прощальном послании» он говорил об опасных последствиях «партийного духа» и существования партий как «готового оружия» для подрыва власти народа и узурпации правительственной власти.

Большинство политических деятелей периода утверждения США как самостоятельного современного государства были убеждены в том, что партии совершенно непригодны в рамках республиканской формы правления. Их позиции характеризовались очевидным противоречием: с одной стороны, они принимали политические различия и идею политической свободы, а с другой стороны, отвергали политические партии.

В Великобритании начало межпартийной борьбы в современных ее формах восходит к периоду так называемой «Славной революции»(1688). В центре этой борьбы стоял вопрос о расширении прерогатив парламента за счет сокращения прерогатив королевской власти. Постепенно противоборствующие политические силы оформились в более или менее спаянные партийные группировки, получившие название вигов и тори (а в ХХ в. – либералов и консерваторов).

Особенно болезненно и трудно процесс формирования партий шел в континентально-европейских государствах. В Х1Х в., охватив большинство стран Запада, этот процесс заметно ускорился. И хотя на протяжении всего столетия дискуссии о правомерности и значимости партий не прекращались, к концу Х1Х в. они стали важнейшими составляющими современных политических систем.

Наблюдается определенная хронологическая последовательность в возникновении партий в зависимости от их идейной ориентации. Либерализм и либеральные партии возникли в борьбе против феодальных режимов. В середине Х1Х в. в Европе либералы первыми создали свои организации с собственной идеологией и фракциями в парламенте. Это была Прогрессивная партия в Германии, Бельгийская либеральная партия и др.  По их примеру подобные организации создали и консерваторы, например «Клуб консерваторов» в Англии. И те и другие долгое время считали себя не партиями, а объединениями единомышленников.

Великая французская революция, которая стала переломным этапом в переходе от феодализма к капитализму, дала сильнейший толчок к образованию на европейском континенте разнородных консервативных группировок. Вначале эти группировки именовали себя  «аристократами», «роялистами», «придворными партиями», а во второй половине Х1Х – начале ХХ в. трансформировались в консервативные партии. Они возникли в качестве реакции и противовеса либеральным партиям.

Рабочие партии возникли в борьбе с капиталистической системой, аграрные партии – против капитализма и социал-демократии, а фашистские партии – против демократии во всех ее формах и коммунизма.

Следует различать партии, возникшие в качестве парламентских в рамках самого парламента, и внепарламентские партии. Первые появились сравнительно рано и рассматривались как часть парламентского механизма. Затем эти партии стали принимать в качестве выразителей своих интересов. Сами партии предпринимали усилия для привлечения новых членов в свои ряды. Такой путь проделала, например, Консервативная партия Великобритании, сформировавшаяся в структурах парламента. Лейбористская партия, наоборот, первоначально сложилась как внепарламентская организация в недрах английского рабочего движения и лишь позже стала парламентской партией.

Определяющую роль в возникновении партий играли классовые, социальные,  национальные и прочие конфликты. Однако свое влияние оказывали и социокультурные  особенности развития отдельных стран, демографические процессы и даже религиозные мотивы (например, возникновение католических партий в Германии и Бельгии в ХVΙΙΙ веке).

В континентально-европейских странах, где традиция конституционной оппозиции привилась позже, большинство партий возникли вне парламента первоначально из разного рода клубов, студенческих организаций, профсоюзов, крестьянских кооперативов и т.д.

Некоторыми специфическими особенностями отличался процесс формирования политических партий в России. Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставание процессов становления гражданского общества и институтов парламентаризма и правового государства и многое другое. В конце Х1Х – начале ХХ в. современники отмечали «неутвержденность  общественного состава», имея в виду недифференцированность и неопределенность интересов различных групп населения. Не случайно В.О. Ключевский как-то заявил, что не сочувствует «партийно-политическому делению общества при организации народного представительства».

Такой подход объяснялся неразвитостью инфраструктуры гражданского общества, что действительно могло способствовать искажению реального представительства общественных интересов партиями в политической сфере. Тем не менее в конце ХΙХ – начале ХХ в. партии стали фактором политической жизни России. Особенно сильный толчок к их формированию и консолидации дала буржуазная революция 1905 года. Либеральные организации и партии формировались на основе сил, группировавшихся вокруг Вольного экономического общества, Юридического общества при Московском университете, Союза взаимопомощи русских писателей, комитетов грамотности в Москве, земских организаций и т.д. К концу 1905 года оформились «Союз 17 октября» (октябристы), Конституционно-демократическая партия (кадеты), Партия мирного обновления, Торгово-промышленная партия, Партия правового порядка и др.

Сразу после Манифеста 17 октября 1905 года оппозиционные организации и партии заняли заметное место  на политической арене, что, в частности, проявилось в их активности на первых свободных выборах в 1-ю Государственную думу. Показательно, что в 1906 году П.А.Столыпин  предложил лидерам кадетов и октябристов войти в правительство, на что последние ответили отказом. В тот же период на авансцену вышла и политическая партия, которая, совершив в 1917 году государственный переворот и разогнав в начале 1918 года   Учредительное собрание, стала могильщиком всех остальных партий и организаций, самого нарождавшегося  парламентаризма и демократических институтов. Речь идет о Российской социал-демократической рабочей партии.

В Х1Х столетии партии в основном укрепили свое положение в политической системе, став важным механизмом представительства интересов общества. Начавшийся процесс формирования массовых, в основном социалистических, партий обозначил ряд качественно новых тенденций, обусловивших, в частности, изменение ведущих типов партий и их роль в политическом процессе различных стран.

Коммунистическая партия Советского Союза (с 1898 г. – РСДРП, с весны 1917 г. – РСДРП(б), с 1918 г. – РКП(б), с 1925 г. – ВКП(б), с 1952 г. – КПСС), политическая партия в России, РСФСР, СССР в 1898-1991. 1-й съезд РСДРП (1898г.) объявил об образовании Российской социал-демократической рабочей партии. Созданная в 1900 газета «Искра» и 2-й съезд РСДРП (1903) способствовали объединению марксистских организаций в политическую партию, возглавлявшуюся В.И. Лениным; она пришла к власти в России в результате Октябрьской революции 1917 г. С 1920-х гг. КПСС, единственная партия в стране во главе с И.В. Сталиным, стала основой государственного тоталитарного режима. Ее численность, составлявшая в 1917 г. около 40 тыс. членов, возросла к середине 80-х гг. до 19 млн. членов. На 20-м съезде (1956) часть руководства партии во главе с Н.С. Хрущевым выступила с разоблачением культа личности Сталина (период оттепели). Но с середины 60-х гг. консервативные силы прервали процесс обновления. С 1985 М.С. Горбачевым и др. были предприняты попытки перестройки общества и партии. Реформированию общества оказывали сопротивление приверженцы тоталитарного строя, консервативные силы КПСС, что привело к обострению кризиса партии и общества. В 1991 году по указу президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина деятельность КПСС на территории России была прекращена и распущены ее организационные структуры. С конца 1992 г. предпринимаются попытки восстановления различных коммунистических организаций.

В настоящее время в РФ официально зарегистрировано семь политических партий:

1). Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

2). Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»

3). Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»

4). Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

5). Политическая партия «Российская объединенная демократическая партии ЯБЛОКО»

6). Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

7). Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»

 

2. Структура политических партий

Существует множество определений политической партии. Современное понимание партий с соответствующими типологическими признаками начало формироваться в Х1Х – начале ХХ века. Наиболее приемлемое  определение дал М.Вебер, который считал партии  «общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам  соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий, либо для того и другого одновременно».

Здесь партия рассматривается как группа людей, объединившихся для участия в политической жизни и преследующих цель завоевания политической власти. В этом качестве в большинстве случаев партии выражают интересы определенных социальных сил и призваны представлять эти силы в структурах власти. В большинстве стран статус и деятельность партий регулируются специальными законами или конституционными нормами.

В структурном отношении в партии можно выделить четыре уровня. Во-первых, самый неопределенный и размытый уровень – это тот блок избирателей, которые идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на выборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает кандидатов партии поддержкой у избирательных урн. Принадлежность к такой группе весьма трудно определить, поскольку она основывается просто на декларируемой приверженности, а не на официальной вовлеченности в партийную организацию.

Во-вторых, это сама официальная партийная организация. Естественно, организационная структура партии берет начало там, где находятся избиратели. Поэтому, как правило, она начинается на уровне самой низшей первичной ячейки избирательного округа. В США, например, Демократическая партия,  имеет 2,5тыс., а Республиканская – 2 тыс. окружных организаций. Главная задача окружных организаций состоит в мобилизации на местном уровне избирателей в поддержку кандидатов от своей партии. Их совокупность составляют организации на районном, областном, земельном, штатном и т.д.(в зависимости от страны) уровне, а совокупность партийных организаций последних составляет общенациональную партию.

В-третьих, почти все современные политические партии имеют партийный аппарат, представляющий собой особую группу людей, профессионально занимающихся организационными вопросами политической деятельности партии. Так, например, Демократическая и Республиканская партии США возглавляются национальными комитетами, сформировавшимися еще в середине Х1Х века. Они занимаются административными вопросами, организуют предвыборные кампании кандидатов партий, устанавливаются сроки, место и порядок проведения партийных съездов, обеспечивают соблюдение правил избирания делегатов на съезды и т.д.

В-четвертых, речь также может идти о партии в системе правления, состоящей их должностных лиц в государственном аппарате, которые получили свои посты в силу принадлежности к соответствующей партии. Это президенты, губернаторы, члены парламента, законодательных собраний областей, штатов, земель, местных органов т.д. Естественно, такая иерархия во многом носит условный характер и в разных странах имеет свою национальную специфику.

 

3. Функции политических партий

Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, заинтересованных групп в их политический интерес путём сведения этих интересов к единому знаменателю. В современной либерально-демократических системах партии выступают в качестве носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя под сомнение законность конституционного строя, основополагающих прав и свобод граждан, утвердившиеся и общепринятые в стране правила политической игры и т.д. Соблюдение и реализация этих принципов создавали предпосылки для признания каждой из противоборствующих сторон «законности» существования противной стороны. Поэтому в сознании широких слоев населения утвердилось отношение к партиям как структурным важнейшим и функциональным элементам политической организации общества.

Это относится как к правящим партиям, так и к партиям остающихся в оппозиции. Партии, не приемлющие существующую систему, либо постепенно отодвигаются на периферию политической жизни, либо вовсе исчезают с политической арены. Живучесть и успех многих левых партий в индустриально развитых странах, которые первоначально не принимали существующую систему, определяются тем, что они в итоге в той или иной форме интегрировались в нее.

Цель партии состоит в реализации представительства в политической системе тех слоев населения, интересы которых она выражает. Путем представительства различных социальных групп, слоев, интересов и т.д. с помощью партий общество и государство соединяются в единое неразрывное целое. Государство призванное реализовать общее благо, которое слагается из множества разнородных интересов и имеющее принудительную юрисдикцию, контроль со стороны народа или общества практически невозможен без этих союзов, объединений, партий.

Партии не только выражают интересы тех или иных социальных групп, но и активно участвуют в формировании этих интересов. Они выполняют функции объединения интересов различных социальных групп и слоев путем сведения этих интересов к единому знаменателю. Партии помогают четко очертить конфликтующие интересы, скрытые различия и противоречия в обществе. Они подталкивают граждан группироваться, пересекая линии, разграничивающие их друг от друга по многим параметрам, и определять те приоритеты, которые делают их политическими единомышленниками и союзниками.

Партия, соединяя гражданское общество с государством, способствует преодолению или смягчению конфликтов. Именно благодаря партиям обеспечивается функционирование законодательных собраний и исполнительной власти. Можно утвердить, что именно сильные партии не ослабляют, а наоборот усиливают государство, укрепляя каналы обратной связи государства с обществом, его контроль над политическим процессом. Соответственно слабость партий неизбежно оборачивается слабостью государства.

В целом партии призваны преобразовывать разнообразные интересы и альтернативные политические курсы и реализовывать их на государственном уровне. Пронизывая все политические институты, они выполняют функции по обеспечению связей между различными уровнями и ветвями государственной власти, вырабатывают компромиссные политические решения, выполняют посреднические функции между социальными группами, составляющими их избирательную базу. Выступая одновременно и как агенты конфликта между различными интересами, и как инструмент достижения согласия или консенсуса между ними, партии приобретают функции своего рода интегрирующих нервов и сосудов между обществом и миром политического, объединяя их в единое неразрывное целое.

Вводя принцип смены политической власти в процессе конкуренции между двумя или несколькими партиями, избирательная система и партии как бы отделяя конкретных людей, сменявшихся у власти, от самой системы. В большинстве стран партийные организации в значительной степени или полностью контролируют механизм выдвижения своих кандидатов на выборах и сам процесс проведения выборов.

 

Заключение

Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий – превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Партия должна побуждать к движению вперед.  Ей необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, она обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов. Партии должны постоянно обновляться. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Партия должна не только уметь прислушиваться к выражаемым требованиям, но и активно действовать, чтобы выявить и защищать эти требования ее сторонников расширять их ряды.

Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Теория и практическая политология. Р.Ф. Матвеев, РОССПЭН, Москва, 1993 г.
  2. Введение в политологию, «Просвещение», Москва, 1995 г.
  3. Политология на Российском фоне. В. В. Рябов, Москва, 1993 г., «Луч».
  4. Политические партии; Справочник, Политиздат, 1986 г.
  5. Политология, А. С. Панарин, «Проспект», Москва, 1997 г.
  6. Что есть что. М., 1996 г.
  7. Ленин В. И. Политические партии в России ПСС, т 21.
  8. Михельс Р. Политические партии. Диалог, 1990, р. 3 – 17.
  9. Панарин А. С. Россия в цивилизованном процессе. М, 1995.
  10. Политические партии России, М., Фонд права, 1995 г.
  11. Политическая история России. Хрестоматия в 24 ч. (составитель В. И. Коваленко, А. Н. Медушевешит) М., 1995 г.
  12. Политология, Энциклопедический словарь (под ред. А. И. Аверьянова), М., 1993 г.
  13. Политологический словарь (под ред. А. А. Миголатьева), М., 1994 г.
  14. Политологический словарь (под ред. В. Ф. Халипова) М., 1995 г.
  15. Россия: партии, выборы, власть (под ред. В. Н. Краснова), М., 1996 г.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.61K
Скачано: 310
Скачать бесплатно
21.10.10 в 22:29 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе