Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политические партии и движения

Политические партии и движения [16.09.13]

Тема: Политические партии и движения

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 41.61K | Скачано: 277 | Добавлен 16.09.13 в 08:16 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2012


Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие «политическая партия», ее признаки, функции и основные типы. Политические партии и политические движения 5

Глава 2. Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России 15

Глава 3. Сравнительный анализ партийных систем России, США и Германии 20

Заключение 24

Словарь терминов и персоналий 25

Список литературы 38

 

Введение

Весьма значительную и все более возрастающую роль в современной политической системе общества играют политические партии.

Политические партии выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Структура партий характеризуется многообразием. За одним и тем же понятием стоят три или четыре социологических типа, различающиеся по базовым элементам, способам их интеграции в определенную целостность, внутренним связям и руководящим институтам. Партия занимается проблемами исключительно политическими, доктрина и идеологические вопросы играют весьма скромную роль; принадлежность к партии чаще всего основана на интересе или традиции [4, c. 41].

Политические группы, именовавшиеся партиями, были известны еще в Древней Греции со времен Аристотеля. Тогда они представляли собой, как правило, группы в поддержку какого-либо политического деятеля (клиентеллы). Обеспечивая известную координацию своих действий и усилий, клиентеллы быстрее достигали поставленных целей в интересах определенной личности и ее приближенных.

Задача современных политических партий заключается в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес.

Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительная их роль в формировании политического сознания и культуры.

Политические партии нередко ассоциируются с политическим спектром. В одном из них «левыми» именуются сторонники радикальных перемен, а «правыми» – консерваторы и основоположники идеи сохранения традиций. Более распространена шкала, в которой «левыми» считают коммунистов, социалистов и социал-демократов, а «правыми» – либералов, консерваторов и фашистов (к последним причисляют и национал-социалистов, приверженцы которого также иногда именуются ультраправыми). К центристским партиям относят те, которые поддерживают список правил, относящихся к разным частям политического спектра. В большинстве партий существуют фракции, поддерживающие взгляды, несколько отличающиеся от официальной политики партии.

Существенна роль политических партий в становлении демократии в России.

Охарактеризуем в данной работе понятие «политическая партия», ее признаки, функции и основные типы. Так же рассмотрим политические партии и политические движения, многообразие партийных систем и особенности партийной системы современной России. И проведем сравнительный анализ партийных систем России, США и Франции.

 

Заключение

Политические партии являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Обычно партия имеет сове оппозиционное целому сознание, идеологию. Она формирует цель своей деятельности и стремится к реализации этой цели. Цели политических партий вращаются вокруг обладания властью, они, как правило, стремятся либо сохранить ее, либо получить.

В России отсутствуют прочные традиции существования партийности и партийной системы.

Ближайшие перспективы развития многопартийности в России представляются весьма туманными, многоальтернативными ввиду крайне неблагоприятной ситуации в экономике, коррумпированности власти, правления олигархии, озлобленности и недоверия населения к властным и партийным структурам. При устойчивости и длительности, указанных выше процессов весьма вероятно сползание власти к авторитарной системе правления «сильной личности» [1, с. 211].

Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.

 

Словарь терминов и персоналий

Термины

Политика – государственные и общественные дела, сфера деятельности, связанная с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами, партиями, нациями и государствами. 

Политическая элита – это сравнительно немногочисленная и сплоченная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть путем монополизации права принимать решение, отдавать приказы, определять цели и стратегию политического развития.

Бюрократия – посредник между элитой и остальным обществом, который образует аппарат политических организаций, ядро государственных структур; исполнитель воли элиты и непосредственно взаимодействует с населением.

Теоретическая политология – изучает сущность политики, ее природу, значение для человека и общества, политические взаимоотношения между классами, нациями и государствами, а также между личностью, обществом и государством.

Прикладная политология – исследует частные политические проблемы, формирует знания, направленные на решение каждодневных практических задач политической жизни общества, на анализ складывающейся в нем конкретной политической ситуации.

Тимократия – власть получают представители военного сословия, как «государство честолюбцев», в котором «зло смешалось с добром» и «господствует яростный дух».

Олигархия – власть переходит в руки небольшого слоя богатых людей.

Демократия – государственная власть переходит к народу.

Тирания – власть одного над всеми.

Вечное право – право, от которого происходят все другие формы права, в том числе то правовые принципы и нормы, которыми должны руководствоваться люди в их повседневной жизни.

Макиавеллизм – лживость, лицемерие и вероломство в политике.

Государственный суверенитет – безусловная независимость государственной власти от какой бы то ни было иной, стоящей над или рядом с нею.

Аристократия – верховная власть принадлежит собранию известного числа граждан.

Власть – это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли.

Принудительный контроль – реализуется через команды, подкрепленные позитивными или негативными санкциями, регулирующими, например, условия трудовой деятельности с точки зрения предоставления или изъятия каких-либо благ или привилегий.

Господство – это форма власти, при которой приказы ее субъектов эффективны именно потому, что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными и законными, то есть легитимными.

Политическая власть – это реальная способность данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм.

Субъекты политической власти – ее непосредственные носители и творцы.

Объект политической власти – личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия.

Политическая система общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти.

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью.

Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и тому подобное), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра.

Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств.

Форма правления – это способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотношений с населением.

Монархия – формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения.

Республика – формальным источником власти является воля народного большинства. Глава государства сменяем. Его власть производна от населения или от представительного органа власти.

Сущность правового государства – первенство права над властью, ограничение действий власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Партийная система – совокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь.

Политический процесс – это ход развития политических явлений, совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы общества.

Политические отношения – это отношения социальных групп и индивидов по поводу завоевания и использования политической, главным образом государственной власти, а также политических прав и свобод.

Политические институты – это объектированные, овеществленные политические отношения, порождающие соответствующие учреждения и организации и требующие строго определенных форм политического поведения.

Интерес политический – это направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти.

Политическое участие – вовлеченность индивидов в той или иной форме в процесс функционирования политико-властных отношений.

Цикличность – размеренная повторяемость стадий и способов взаимодействия главных субъектов политики.

Лоббизм – особый механизм воздействия на властные структуры, целью которого является принятие того или иного законопроекта, выгодного определенным социальным группам.

 Политическая модернизация – изменение традиционных политических структур и приобретения ими современного облика.

Лидер – это авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах.

Теория черт – лидерство есть феномен, рождаемый специфическими чертами лидера, наличие которых и способствует выдвижению человека на лидирующие позиции.

Политический маркетинг – это «совокупность разнообразных методов изучений «рынка» (то есть населения) и эффективной коммуникации с ним с целью воздействия на политическое поведение граждан».

Политическая социализация личности – процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений.

Политическое сознание – это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политическая реальность (политические отношения, институты, деятельность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

Политическая теория – это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций и так далее.

Обыденное политическое сознание – это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей.

Установка – это определенная предрасположенность человека осуществлять именно те действия, которые отвечают благоприятной или неблагоприятной оценочной реакции на что-либо или кого-либо.

Предрассудки – это те же установки по отношению к чему-либо, только неоправданно негативные.

Стереотип – стандартизированное, обобщенное мнение о социальном и политическом объекте.

Политическая культура – исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.

Политическая субкультура – это совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определенной социальной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом.

 

Персоналии

Дэвид Истон (р. 1917) и Толкотт Парсонс (1902-1979) – в 50-60-е гг. XX столетия детально разработали системный метод в исследовании общественных, в том числе политических явлений. Суть метода заключается в исследовании политической жизни как системы.

Роберт Мертон (р. 1910) и Гэбриэл Алмонд (р. 1911) – разработали структурно-функциональный метод исследования политических явлений, который предполагает расчленение сложного объекта на составные части, выявление и изучение связей между ними, определение их роли в удовлетворении соответствующих потребностей системы.

Чарльз Мерриам (1874-1953) – указал на то, что определяющую роль в политической жизни общества играет политическое поведение людей, то есть является основоположником бихевиористского подхода.

Платон (427-347 до н.э.) – утверждал, что государство возникло из потребности людей. Прежде всего из потребности преодоления хаоса и определенной организации жизни общества, ибо только это могло обеспечить необходимые условия жизни людей, реализации их разнообразных интересов. Другая фундаментальная потребность – необходимость установления социальной справедливости между людьми.

Аристотель (384-322 до н.э.) – продолжил исследование проблемы государства. Считал, что сущность государства заключается в политическом общении между людьми.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – считал, что основное назначение государства заключается в гармонизации отношений между отдельными людьми, а также между различными слоями общества.

Августин Аврелий (354-430) – развивал взгляды о божественном предопределении развития человеческого общества.

Фома Аквинский (1225-1274) – политические взгляды излагаются в работе «О правлении властителей». Он заявляет, что государство берет свое начало от Бога и направляет развитие общества, как рулевой направляет корабль.

Никколо Макиавелли (1469-1527) – в работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и других он высказывал оригинальные идеи. Его суждения выстраиваются в определенную концепцию, в которой дается объяснение природы государства, его сущности, форм государственного устройства, а также способов осуществления государственной власти и других политических проблем.

Жан Боден (1530-1596) – в «Шесть книг о республике» изложил свои взгляды на происхождение государства, на его функции, формы государственного правления, а также на другие проблемы политической жизни общества того времени. Постановил и решил проблемы государственного суверенитета.

Гуго Гроций (1583-1645) – в работах «Свободное море» и «О праве войны и мира» развивает теории естественного права и общественного договора и в их свете обосновывает назначение ряда политических институтов, прежде всего гражданской власти и государства, а также принципов и норм международного права.

Томас Гоббс (1588-1679) – в «Философских основаниях учения о гражданине», «Левиафане», «О человеке» и некоторых других излагает свои представления о естественном состоянии общества и вытекающей из него естественной природе человека, о естественном праве и о появлении государства в результате заключенного между людьми общественного договора.

Джон Локк (1632-1704) – выступил как основоположник идей буржуазного либерализма, обосновывая необходимость свободы личности как главного принципа функционирования гражданского общества и государства.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – продолжил разработку проблем буржуазного либерализма, начатую Д. Локком. Однако он обосновывал необходимость политической и иной свободы не только для класса предпринимателей, что было больше характерно для Локка, а для всего народа. Так что его взгляды с большим основанием можно характеризовать как либерально-демократические.

Жан Жак Руссо (1712-1778) – подверг основательной критике ценности так называемого цивилизованного общества, присуще ему глубокие социальные противоречия и по сути обосновал право народов на свержение абсолютистских режимов.

Томас Джефферсон (1743-1826) – политические воззрения были выражены в содержании так называемой «Декларации независимости». В Декларации провозглашено начало существования США как самостоятельного и независимого государства и изложены принципы, на которых оно строилось. В частности, дано обоснование принципов взаимоотношений между людьми в новом государстве, гражданских прав и свобод личности, проблем социального равенства.

Томас Пейн (1737-1809) –  в памфлете «Здравый смысл» провозгласил и обосновал лозунги борьбы за американскую независимость. В памфлете «Права человека» более подробно изложил свои политические взгляды, прежде всего на права человека и его гражданские свободы.

Александр Гамильтон (1757-1804) – выражал экономические и политические интересы не широких демократических масс, а узкого слоя торговой и промышленной буржуазии. Обосновывал необходимость развития капитализма в США и всячески поддерживал представителей крупного капитала.

Иремия Бентам (1748-1832) – теория утилитаризма вообще и политического утилитаризма в частности. Ы центре этой теории находится понятие «пользы», под которой он понимал свойство того или иного предмета приносить человеку благодеяние, выгоду, удовольствие, добро и счастье или предупреждать вред, страдания, зло и несчастье. Из этого перечня он выделил два исходных чувства – удовольствие и страдание и назвал их «верховными властителями», управляющими поведением каждого человека.

Алексис Токвиль (1805-1859) – крупный теоретик либеральной демократии. Его взгляды сформировались под влиянием глубокого изучения им опыта французской политической истории и развития государственности США в конце XVIII и первой половине XIX вв. В результате появились его труды «О демократии в Америке» и «Старый порядок и революция».

Огюст Конт (1798-1857) – писал, что позитивизм представляет собой «особый способ мышления», направленный на «согласование наблюдаемых фактов», выяснение отношений между ними. Главное – это научное выяснение реальных исторических фактов, выявление их связей и соотношений.

Герберт Спенсер (1820-1903) – указывал на необходимость познания сложной системы связей причин и следствий в общественной жизни. Общество рассматривается им как биосоциальный организм, сочетающий в себе биологические и социальный свойства. С подобных позиций социобиологического синтеза им истолковываются все общественные явления, в том числе и политические.

Карл Маркс (1818-1883) – подходил к обществу как к целостной социальной системе, усматривая основную роль политических институтов общества и государства в укреплении этой системы, и стремился к ее научному анализу. Однако этот анализ проводился с материалистических позиций. В основе возникновения и развития политических явлений лежит не сознание людей, а их общественное бытие.

Людвиг Гумплович (1838-1909) – представитель социологического направления развития политической мыли. В основе развития общества, в том числе происходящих в нем политических процессов, лежит деятельность определенных социальных групп. Поэтому именно их деятельность и должны, прежде всего, изучать.

Георг Еллинек (1851-1911) – характеризовал политику как прикладную, практическую науку и прежде всего как «учение о достижении определенных государственных целей». Поскольку государственные цели выражают интересы определенных социальных групп, поскольку, считал он, политические исследования всегда носят «партийный отпечаток».

Михаил Сперанский (1772-1839) – преобразования российской государственности должны осуществляться в направлении конституционной монархии. В ней он усматривал черты «истинной монархии», способствующие установлению гармонических отношений между монархом и его подданными, получающими необходимые гражданские и политические свободы.

Павел Пестель (1793-1826) – решительно выступал за замену монархического строя республиканским, при котором можно было бы на деле осуществить принципы широкого народовластия  и народного суверенитета.

Никита Муравьев (1795-1843) – стремился к установлению в России не республики, а конституционной монархии. Соглашаясь сохранить монархию, он считал необходимым ввести некоторые конституционные ограничения власти российского императора.

Алексей Хомяков (1804-1860) – считал, что в начале истории русское государство представляло собой непрочное соединение «нескольких племен славянских». Дальнейшей консолидации этих племен и русского государства в решающей степени способствовали «единство веры» и Церковь.

Иван Киреевский (1806-1856) – Россия, если иметь в виду глубинное самосознание ее народа, «не приемлет чужого развития», которое не раз навязывалось ей правителями.

 Петр Чаадаев (1794-1856) – доказывал неестественность и неразумность замкнутости России в границах ее собственного исторического опыта, ее обособленности от других народов.

А.И. Герцен (1812-1870) – решая проблему взаимоотношений личности и общества, исходил из приоритета интересов личности, указывая на необходимость предоставления ей возможностей всестороннего развития, расширения ее гражданских прав и свобод. Рассматривал эгоизм как «главный двигатель человеческой деятельности».

В.Г. Белинский (1811-1848) – пришел к идее примирения с российской действительностью. Оправдывал российский государственный строй, характеризуя монархию как наиболее разумную форму государства.

Т.Н. Грановский (1813-1855) – призывал «преобразовывать все общественные учреждения» России, предоставить более широкие политические свободы ее гражданам, «отказаться от своего прошедшего и пойти по совершенно новой дороге».

К.Д. Кавелин (1818-1885) – высоко оценивал реформы Петра I, которые внесли в жизнь российского общества «идеал западноевропейского государства». Применительно к этому идеалу начинает перерабатываться все, к чему пришла Россия к концу XVII в.

Н.П. Огарев (1813-1877) – из уничтожения крепостного права должен был последовать целый ряд преобразований, прежде всего: освобождение крестьян и приобретение ими реального права на землю; уничтожение помещичьего владычества и разного рода «народоедных учреждений»; преобразования в области судоустройства; всесословная выборность суда и управления. Ничего этого осуществлено не было.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) – положительно оценил требования, выдвинутые демократическими силами Англии в середине XIX в. в так называемой «Народной Хартии». Осуществление подобных требований при известных условиях могло бы стать частью демократических преобразований политической жизни российского общества.

Н.А. Добролюбов (1836-1861) – был преисполнен исторического оптимизма и верил в то, что «в лучшей части» российского общества все более вызревают «любовь к страждущим и притесненным, желание деятельного добра».

Петр Лавров (1823-1900) – в своих работах «Исторические письма», «Государственный элемент в будущем обществе» и других пытался обосновать свое понимание исторического процесса, эволюцию человеческой мысли, в том числе политической.

Николай Михайловский (1842-1904) – считал, что на развитие экономических явлений оказывают существенное влияние политические, нравственные и другие явления общественной жизни.

Михаил Бакунин (1814-1876) – призывал «перестроить весь мир на новых, анархических началах». Термин «анархия» означает безначалие, безвластие.

Петр Ткачев (1844-1885) – развитие политических явлений он рассматривал в их зависимости от сложившихся в обществе экономических отношений, указывал на экономические предпосылки классовой борьбы, вскрывал в ней роль экономических интересов классов и других социальных групп.

Борис Чичерин (1828-1904) – в трудах «История политических учений», «Курс государственной науки», «О народном представительстве» и других представил свое понимание политики как науки искусства, дал глубокое толкование исторического развития политической мысли, всесторонне обосновал свою концепцию государства, политических прав и свобод граждан.

Николай Коркунов (1853-1904) – определял государство как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком».

Габриель Шершеневич (1863-1912) – сравнивает общество с организмом, элементы которого тесно связаны между собой. Указывает на рост данного организма, заключающийся в дифференциации элементов общества, в том числе в появлении новых политических институтов, и в их интеграции в рамках целостной социальной системы.

Богдан Кистяковский (1868-1920) – власть он характеризует как основной признак государства, говорит, что она «не только возникает в нем самом, но и поддерживается и ограничивается его собственными средствами».

Владимир Гессен (1868-1920) – под правовым государством он понимал такое, которое в своей  деятельности, в том числе в осуществлении правительственных и судебных функций, «связано и ограничено правом», стоит под правом, а не вне его и не над ним.

Сергей Котляревский (1873-1940) – утверждал, что не всякое конституционное государство является правовым, ибо не всякая конституция обеспечивает полноправие граждан.

Павел Новгородцев (1866-1924) – все проявления человеческой культуры, в том числе государство и право, рассматривались им как воплощение в практической деятельности людей некоего «абсолютного идеала», который не есть продукт духовной деятельности людей, а дан им свыше, носит надысторический характер.

 Иван Ильин (1882-1954) – исследовал широкий круг вопросов, касающихся государства и права, свободы личности, ее национального, политического и правового сознания и так далее.

 

Список литературы

1. Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 367 с.

2. Политология: Учебное пособие. Г.А. Белов. – М.: Аспект, 2007. – 304 с.

3. Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: Высшее образование, 2009. – 692 с.

4. Дюверже М. Политические партии – М.: Академический проект, 2007.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 41.61K
Скачано: 277
Скачать бесплатно
16.09.13 в 08:16 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе