Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политические партии и движения: многообразие партийных систем
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 32.69K | Скачано: 401 | Добавлен 12.10.10 в 21:00 | Рейтинг: +11 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Введение 2
1. Понятие «политическая партия», ее признаки, функции и основные типы. Политические партии и политические движения. 3
2. Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России. 15
3. Дайте сравнительный анализ партийных систем России, США и одной из европейских стран (на примере Германии). 23
Заключение 27
Список литературы 28
Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий- превратить множество частных интересов отдельных граждан. социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительная их роль в формировании политического сознания и культуры. Существенна роль политических партий в становлении демократии в России.
В своей работе я попыталась дать некоторые характеристики
присущие политическим партиям, показать их функции, типы, формы,
социальный состав и организационную структуру. Подробно остановится на
истории их становления и развития как в России, так и на Западе.
Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть феномен политических
партий, рассматривая его в некоторых основных аспектах, в частности как
институт политической системы общества.
Сегодня существует огромное количество определений политической партии. Как заметил немецкий политолог Х.Д. Клингеманн, «природа партий, как и природа красоты, зависит от взгляда наблюдателя». Однако практически все определения носят функциональный характер, поэтому достаточно условно все их множество можно разделить на две большие группы:
Пытаясь сформулировать универсальное определение политической партии, американский политолог Д. ла Паломбара указал на четыре образующих партию признака:
Причем первый и третий признаки- это то, что отличает политические партии от заинтересованных групп, а второй и третий- то. что отличает их от общественных движений.
Проблема идентификации различных видов групповых объединений является предметом пристального внимания исследователей. так, английский политолог Г. Джордан считает, что партии и группы интересов с точки зрения их функциональных и организационных особенностей нередко перетекают друг в друга. На этом основании он делает предположение, что « дефиниции партий и группы интересов должны частично совпадать, пересекаться, накладываться друг на друга: ведь перед нами не дискретные явления. Использование только одного критерия, такого, например, как «не стремящиеся к власти», не дает удовлетворительного результата».[3]
Само название «партия» означает «доля», «часть», т.е. часть населения, социального слоя, часть класса. Впервые это понятие вошло в оборот в античное время: Аристотель писал о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города в Афинах. Тем не менее, первые протопартии возникают в Англии с появлением в этой стране парламента (XIII в), а с конца XVIII в. в Европе оформляются политические объединения, близкие к современному типу партий. Устоявшийся вид политические партии приобрели с середины XIX в., а к началу первой мировой войны они повсеместно превращаются в важнейшее общественно- политическое явление, в постоянный политический фактор. После второй мировой войны политические партии получают конституционное признание; положения о политических партиях включены ныне в конституции многих стран.
С момента появления политических партий оценка их была неоднозначной и чаще всего критической. Они рассматривались как источники общественных конфликтов и мятежей (Ф.Бэкон), а по мнению Т.Гоббса, государи, допускающие деятельность партий, по существу впускают в собственные стены врага, что противоречит благу граждан. В науке о партиях- партиологии,- сложившейся в рамках политической науки, также первоначально господствовало негативное отношение к этому политическому институту. «Партийный негативизм» распространен и в современных теориях, в частности, в концепциях прямой демократии.
Однако в настоящее время в партиологии утвердилась идея о взаимосвязи политических парий со свободой и демократией. Все более распространенной становится трактовка партий не только как оппозиционной силы, сколько как организации, лояльной по отношению к государству, играющей позитивную роль в функционировании политической системы общества.
В современной науке политическая партия определяется как добровольный союз, основанный на идеологической связи, нацеленной на овладение государственной властью (или на участие в ней) для реализации интересов определенных общественных групп. Такое определение в целом согласуется с марксистской трактовкой политической партии как организации, имеющей классовую природу и выступающей как инструмент решения классовых задач. В то же время следует обратить внимание на то обстоятельство, что в западной науке признание связи партии с каким-либо классом или общественной группой интерпретируется несколько иначе, чем в марксизме: политическая партия рассматривается не как инструмент борьбы, а как институт, представляющий общественные интересы.
Наиболее наглядно природа политической партии проявляется через ее функции. Обычно выделяют следующие функции:
Условно все эти функции можно разделить на две основные группы: внешние, которые отражаются в деятельности, направленной на социальное окружение, многообразные элементы политической системы, и внутренние, связанные с развитием самой партии как особого политического организма.
Партии имеют сложную внутреннюю структуру. Испанским политологом Л.С. Санистебаном выделяются следующие элементы:
К перечисленным группам следует добавить лиц, которые поддерживают партию, не являясь ее членами, и меценатов. Они могут принадлежать к партии, а могут и не принадлежать.
Руководящее меньшинство принимает основные партийные решения, обладает обширной информацией, как правило, недоступной рядовым членам, нередко манипулирует сознанием и поведением партийных масс. Руководящая группа неоднородна. В ней могут быть представлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над всей организацией. Борьба различных группировок в партии тщательно скрывается от посторонних и рядовых членов. Правда, эти разногласия трудно скрыть то общественности и средств массовой информации в демократическом обществе. Редко кого могут обмануть фразы о том, что «партия никогда не была так едина, как сейчас», предлагаемые высшим партийным функционерами для печати в наиболее тяжелое время для единства партии.[6]
Различные течения в партиях возглавляются лидерами, пользующимися авторитетом у функционеров и рядовых членов. Они стремятся к единоличному руководству, чтобы направить партию по определенному ими программному пути. Конфликты между соперничающими лидерами иногда приводят к расколу партии или же соглашению между ними и восстановлению единства организации. Чем больше авторитет и влияние лидеров партии, тем большее расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев.
Итак, мы рассмотрели общие черты политических партий. теперь целесообразно познакомиться с их классификацией.
В научной классификации партий прослеживаются две основные традиции: марксистская, в основе которой лежит совокупность признаков, и так называемая «критериальная», опирающаяся, как правило, на какой-либо один всеобщий критерий.
Марксистский подход в определении типов партий ориентируется на выяснение социально- классовой природы политических партий, их идеологической основы и стратегических целей, которые находят выражение в конкретной политической практике. В соответствии с таким подходом различают:
Кроме этих основных типов партий данная классификация выделяет также национально- демократические, клерикальные и некоторые другие партии.
Критериальная традиция в оценке политических партий содержит самые различные критерии, которые используются при их классификации. На основе какого- либо основного критерия и обеспечивается классификация в рамках данной традиции. Чаще всего используют следующие критерии:
В современной западной партиологии широкое признание получила классификация, предложенная М.Дюверже, основанная на организационном (институциональном) критерии, при котором акцент делается на характеристику организационного строения партии. В соответствии с этой классификацией все политические партии делятся на два основных тип: кадровые и массовые.
К кадровым относятся партии, объединяющие своих рядах преимущественно представителей социальных элит, влиятельных и известных деятелей в различных областях жизни, что отражает принцип приоритета качества над количеством при формировании состава партийных рядов. Структура такой партии в общем и целом децентрализована, содержит минимальное число сотрудников партийного аппарата; это не исключает наличие бюрократических структур, но они имеют гибкий характер. Поскольку кадровые партии ориентируются в основном на продвижение своих кандидатов на высокие государственные должности, при наступлении предвыборного периода партийные структуры пополняются значительным числом активистов, выполняющих большой объем рутинной партийной работы.
Массовые партии, напротив, ориентированны на четкую организацию, связанную с развитой сетью партийных органов на различных уровнях. при этом неизбежно существование значительного бюрократического аппарата, имеющего иерархическую структуру, и наличие твердой партийной дисциплины. В значительной мере деятельность массовых партий ориентированна на политическое воспитание значительных групп своих сторонников, на ведение широкомасштабной идеологической и пропагандистской работы.
Классическое исследование данного типа партий (прежде всего американских и английских) осуществил в начале XX в М.Я. Острогорский, пессимистически оценивший перспективы демократического развития в условиях сосредоточения средств контроля и манипулирования политическим поведением масс в руках небольшого числа людей, входящих в так называемый партийный «кокус»[1]. Его выводы перекликаются с теми, которые получил Р. Михельс при анализе эволюции «классического» примера массовой партии. именно он сформулировал «железный закон олигархии», фиксирующий неизбежность олигархического перерождения демократических партий в условиях прихода масс в политику и преобладание хорошо организованных властных элит над априори слабо организованным большинством.
В современных политологических исследованиях в качестве примера кадровых партий приводят европейские либеральные и консервативные партии, а также республиканскую и демократическую партии США. К массовым партиям сегодня относят, прежде всего, социалистические (социал-демократические) и коммунистические партии.
Позднее классификация М. Дюверже неоднократно дополнялась. Так, французский политолог Ж.Шарло предложил включить в нее категорию партий избирателей. Он обратил внимание на то что созданная Ш. де Голлем партия Союз демократов за республику (ЮДР) имела чрезвычайно неопределенные идейные установки и этим напоминала кадровую партию. В то же время ЮДР широко использовала методы вовлечения масс в политическую жизнь, практикуемую массовыми партиями, что и обеспечивало объединение вокруг партии и ее лидера избирателей даже с противоположными интересами.
Одной из форм современного выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан общества являются общественно- политические движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями политических партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально- политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно- политических движений амфорная, пестрая и более широкая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп.
Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения и партии. Общественно-политическое движение в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, хотя в политической практике нередко бывают исключения. К примеру, Народный фронт Румынии завоевал политическую власть в стране.
Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии. Иногда движением называют группы партий, их коалиции.
Итак, политическое движение представляет собой солидарную политическую активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели.
некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться правительства и политические партии. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.
И конечно, как будущий экономист, я не могла обойти стороной тему финансирования политических партий.
Основным источником финансирования для массовых партий являются членские и вступительные взносы. Но для деятельности большинства политических партий недостаточно средств, поступающих посредством членских взносов. Поэтому им разрешена коммерческо- предпринимательская деятельность. Определенную экономическую поддержку оказывает партиям государство, в особенности в период избирательных компаний, прежде всего тем, которые прошли избирательные порог.
Очень распространена спонсорская поддержка. Меценатами (а сегодня их принято называть спонсорами) могут выступать владельцы крупных состояний, крупные фирмы или компании, отечественные или зарубежные предпринимательские, профсоюзные, политические, религиозные и культурные организации. Иногда поддержка спонсоров незаменима. В таких случаях возможно управление партией извне. Большинство законодательств демократических государств ограничивает возможность финансовой поддержки политических партий из-за рубежа.
Некоторые политические партии располагают значительной собственностью. Так, в собственности КПСС находились издательские комплексы, пансионаты и дома отдых, предприятия и транспортные средства, включая авиацию.
В законопроекте о политических партиях Российской Федерации поступление денежных средств партий предполагается из следующих источников: вступительные и членские взносы, добровольные пожертвования, поступления от лекций и выставок, доходы от издательской, просветительско-пропагандистской деятельности, иные поступления, не запрещенные законом.
Законопроект запрещает партиям принимать пожертвования благотворительных и религиозных организаций, государственных организаций и предприятий, иностранных граждан, организаций и предприятий, анонимных пожертвователей. Предприятия и организации партий, осуществляющие хозяйственную деятельность, облагаются налогами в соответствии с налоговым законодательством на общих основаниях. Руководящие органы партий должны публиковать отчеты об источниках и расходовании средств, поступающих в партийные кассы, об имуществе партий.
В мировой практике принято положение о необходимости декларирования доходов и имущества кандидатами в парламентарии, министры, президенты. Повсеместно приняты ограничения на сумму пожертвований, общую сумму расходов на предвыборную кампанию.
Большое значение для выяснения роли партий в политической жизни общества имеет характеристика партийных систем, в частности, путем их сравнительного анализа. Партийная система понимается как совокупность относительно стабильных межпартийных отношений и взаимосвязей партий (партии) с государственными институтами.
Партийные системы в различных странах мира обладают значительной спецификой и большим многообразием. На их конкретный облик оказывает воздействие исторические, экономические, социальные, идеологические, социокультурные, этнические, правовые и иные факторы.
Исторически складывание типа партийной системы определяется глубинными политическими традициями, характером борьбы политических сил на различных этапах развития общества, особенностями функционирования власти. Говоря о влиянии экономических факторов, можно указать, в частности, на наличие или отсутствие многоукладного хозяйства в рамках той или иной страны. Принципиальное значение с точки зрения формирования партийной системы имеет характер социально-классовой структуры общества, особенности его социальной дифференциации, соотношение между основными социальными силами. Господство монистической или плюралистической идеологической системы во многом детерминирует однопартийность или многопартийность, складывающуюся в обществе, а степень распространенности конкретных идеологических течений определяет те мировоззренческие принципы, на которых строятся политические партии. Социокультурные факторы в существенной мере влияют на тип политической культуры, которая господствует в обществе, что, несомненно, сказывается на характере взаимоотношений между партиями; в этом отношении важное значение имеет также совокупность тех духовных ценностей, которые укоренены в народе и во многом определяют его отношение к политическим институтам. Неоднородность этнического состава населения страны может порождать усложненную партийную систему, отражающую национальное многообразие.
Особую роль в процессе складывания и развития партийных систем играет действующее в данном обществе законодательство, регулирующее правовые основы и порядок формирования и деятельности партийно- политических сил. При этом следует обратить внимание на сущность избирательной системы, от которой во многом зависит конкретный тип партийной системы, сложившейся в стране. Так, наиболее широко распространены мажоритарная (голосование за конкретного кандидата, победа которого определяется по большинству голосов) и пропорциональная (голосование по партийным спискам) системы представительства, а также смешанная система. Все они дают принципиально разные результаты при расстановке партийных сил в представительных органах. Кроме того, на практическое влияние политических партий могут существенно влиять избирательные ограничения (цензы) для определенных категорий населения в тех странах, где они существуют.
Большинство из предлагаемых в литературе типологий партийных систем носит количественный характер, поскольку их главным критерием является число партий, действующих на политической арене. Однако этот на первый взгляд чисто формальный критерий чрезвычайно важен. Как правило, при классификации партийных систем во внимание принимаются следующие критерии:
В соответствии с наиболее распространенной методикой все партийные системы рассматриваются как конкурентные и неконкурентные. Конкурентные партийные системы в свою очередь делятся на многопартийные, двухпартийные и многопартийные с доминирующей (господствующей) партией. Степень конкурентности при этом убывает по мере перечисления видов представленных партийных систем.
Многопартийная система (интегральная многопартийность) характеризуется значительным количеством политических партий, имеющих общенациональное значение и играющих самостоятельную роль в политической жизни. Как правило, в условиях многопартийности ни одна из представленных в парламенте партий не в состояние самостоятельно создать правительство, а поэтому исполнительная власть формируется на коалиционной основе. Многопартийность означает, что в обществе посредством многочисленных политических партий представлены интересы самых различных слоев населения (широкое представительство на основе дифференциации), однако они не в состоянии эффективно агрегировать эти интересы и разрозненные требования, а также гармонизировать их.
Таким образом, создавая широкие возможности дл выражения интересов и рассредоточения власти, многопартийная система содержит в себе предпосылки возможной нестабильности органов государственной власти, частой смены правительств в результате острой борьбы политических партий. Даже относительно небольшая партия, представленная в парламенте или правительстве, может дестабилизировать политическую ситуацию и привести коалиционное правительство к отставке. Компенсаторным механизмом в этих условиях может являться наличие стабильных и прочных союзов партий, интегрирующих многообразные политические силы и снижающие степень неопределенности в ходе политической конкуренции.
Двухпартийная система складывается на основе взаимодействие двух крупных и наиболее влиятельных в стране политических партий. Двухпартийность не означает отсутствия других партий, в том числе на общенациональном уровне, однако все они практически не вмешиваются в противоборство ведущих политических сил.
В условиях двухпартийности каждая из ведущих политических партий обладает возможностью и способна по результатам выборов самостоятельно сформировать правительство. Изменения в симпатиях избирателей ведут к попеременной смене основных партий у руля руководства страной. В силу того, что обе партии ориентируются на достаточно близкие социальные слои, меняется не принципиальный курс государственной политики, а акценты в его реализации. Тем самым достигается необходимая стабильность власти.
Разновидностью двухпартийной системы выступает так называемая «несовершенная» двухпартийность, или система « двух с половиной партий». Такая «несовершенная» двухпартийность находит, например, свое воплощение в практике политической жизни ФРГ на протяжении всего послевоенного периода. Она возникает в том случае, когда на политической арене конкурируют две крупные партии, неспособные без коалиции с третьей партией, имеющей значительно более низкий политический вес, сформировать правительство. Поэтому они, сменяя друг друга у власти, вынуждены в то же время вступать в коалицию со своим младшим партнером.
Значительно распространение имеет в настоящее время многопартийная система с доминирующей (господствующей) партией. Являясь плюралистической по своей сущности, она обеспечивает и выражает особые возможности одной из многих политических партий, существующих в стране. Условием складывания и функционирования такой системы является доминирование партии, получающей на выборах на протяжении длительного периода не менее 30-35% голосов избирателей, в то время как каждая из соперничающих партий имеет менее 10-15% голосов. При этом оппозиционные партии по разным причинам не в состоянии сформировать единый оппозиционный блок. так, например, в Европе многопартийная система с доминирующей партией сложилась в Швеции, Норвегии и Дании, она характерна для политической практики Индии, а также ряда других стран.
Эта партийная система, обладая достаточной стабильностью и определенной эффективностью, в то же время содержит в себе тенденцию к консервации лидерства одной политической силы, а в известных случаях- и к косности политической жизни. Она может также стать переходной ступенью к однопартийной системе, если перерастает в многопартийность со сверхгосподствующей партией, когда подавляется всякая политическая конкуренция.
Однопартийная система, выступающая как система неконкурентного типа, характеризуется полным отсутствием политического плюрализма и, строго говоря, не представляет собой систему партий. Условия ее формирования могут быть различны: она складывается в результате недостаточно развитой социальной дифференциации, господства патриархальных традиций (развивающиеся страны), а также под воздействием конкретно-исторических факторов (в результате войны в СССР).
Однопартийная система способно демонстрировать высокую социальную эффективность, особенно в экстремальных условиях развития страны, кроме того, она обладает особыми мобилизационными способностями. Ее «врожденными» недостатками являются:
Формирование партийной системы современной России началось полтора десятилетия назад в процессе крушения однопартийного коммунистического режима. За это время сформировалось новое законодательство, образовались идеологически оформленные группы интересов, прошло несколько циклов избирательных кампаний, основанных на принципах альтернативности, сложились определенные традиции отечественной многопартийности. При этом до сих пор остается дискуссионным вопрос по поводу соответствия российской партийной системы общепринятым демократическим стандартам. В нынешнем десятилетии также приобрел актуальность вопрос о ее соответствии принципам федерализма.
Согласно Федеральному закону «О политических партиях» №95-ФЗ от 11.07.2001г. в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
Анализ положений данного закона, многочисленные комментарии политиков и юристов не оставляли сомнений в том, что одной из целей его реализации, как, впрочем, и всей партийной реформы, являлось резкое сокращение численности политических общественных объединений (партий, движений), имеющих право участвовать в выборах в органы государственной власти. К этому времени во власти и в близких к ней кругах сложилось устойчивое мнение, что в России количество таких объединений превышает разумные нормы. Если в 1999 году в России были зарегистрированы 139 партий, то в 2004-м их осталось 48, в 2005-м - 36, в 2008-м, когда российская экономика вступила в кризис, - 14.
Впрочем, как сообщает Интернет-портал Инетлрос, данные о четырнадцати партиях уже устарели. За время, прошедшее с середины ноября, три партии - «Гражданская сила», Демократическая партия России и Союз правых сил (СПС) - объединились в новую правоцентристскую партию «Правое дело». Партия социальной справедливости и Российская экологическая партия «Зеленые» присоединяются к «Справедливой России», Аграрная партия России - к «Единой России», Российская партия мира и единства - к партии «Патриоты России». Партия «Народный союз» трансформировалась в движение.
Согласно информации с вебсайта Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию на 15 августа 2009 года, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий:
Так как наша партийная система сконструирована сверху, она накрепко «привязана» к существующей политической системе. Следовательно, существенные изменения в функционировании партий возможны только в случае серьезной трансформации всей системы. В то же время если политическая система столкнется с серьезными проблемами, то они станут испытанием на прочность и для партийной структуры, которое продемонстрирует степень ее устойчивости и эффективности. Такие перспективы нередко увязываются с экономическим кризисом, который прервал период постоянного экономического роста, продолжавшегося почти десятилетие.[8]
Единственный механизм, стимулирующий власть работать эффективно, то есть в интересах населения – это конкуренция. В настоящее время значительный интерес представляет законопроект об увеличении представительства так называемых малых партий в региональных парламентах. Теперь если партия набирает больше 5%, но не преодолевает барьер, установленный в субъекте федерации на уровне, к примеру, 7%, она сможет провести в законодательный орган власти хотя бы одного депутата. И этот депутат будет обладать правами целой фракции. Законопроект находится в стадии рассмотрения. Принятие данного закона позволит существенно увеличить представительство различных политических сил в региональных парламентах, а также существенно расширяет возможности непарламентских партий.
В данном вопросе я хочу рассказать о том, что представляют собой партийные системы трех государств. Во-первых, это США, страна, где уже много лет процветает институт демократии, и чья Конституция не менялась на протяжении нескольких столетий. Во-вторых, это Германия, страна, которая со времени 2 Мировой Войны сделала необычайный рывок в своем экономическом и политическом развитии. И, наконец, это Россия, вставшая на путь демократического развития сравнительно недавно.
В Германии сформировалась многопартийная система с ограниченным плюрализмом, когда в парламенте нет открытой антисистемной оппозиции. Основными партиями страны на федеральном уровне стали Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС), Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Свободно-демократическая партия (СвДП), "Союз 90" (Зеленые) и Партия демократического социализма (ПДС). Преимущества на выборах было почти всегда за ХДС/ХСС, за исключением двух побед социал-демократов в 70-е годы.
Среди других политических партий следует отметить Национально-демократическую партию, Республиканскую партию, Германский народный союз, Крестьянскую партию - малочисленные и маловлиятельные.
Партийная система Германии - сложившаяся, стабильная, центристская, хорошо структурированная, серьезно влияющая на государство и на общество.
В США во второй половине XIX в. сформировалась уникальная партийная система, существующая и по сей день и не имеющая аналогов в современном мире. Ее качественная сторона состоит в том, что на всех трех уровнях власти – общенациональном, региональном (штатном), местном – господствуют и соперничают друг с другом ведущие буржуазные партии: демократическая и республиканская.
Все партии обоих стран вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство.
Организационно оформленные партии (партия ХДС в ФРГ) имеют централизованный партийный аппарат, который рекрутируется из числа партийных функционеров, рассматривающих свою политическую деятельность как профессию. В этих партиях существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом. Они строятся на принципах бюрократического централизма.
Организационно неоформленные партии (Республиканская партия и Демократическая партия США) характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина. Отсутствие официального членства в партиях этого типа компенсируется наличием разветвленного аппарата профессиональных партийных чиновников, который представляет собой основное орудие осуществления партийной политики.
В Российских партиях, как и в Германии, действует система партийных билетов, уплата членских взносов носит добровольный характер.
Политические партии и избирательная система- это тесно взаимосвязанные институты демократической системы.
В российской избирательной системе представлены два противоположных по воздействию на партийную систему типа избирательных правил. Списочная система с максимальной величиной округа должна обеспечивать высокую степень пропорциональности при распределении мест на основе полученных голосов, и тем самым усиливать фрагментацию. В свою очередь, система простого большинства с минимальным размером округа ограничивает уровень пропорциональности и уменьшает число партий. Следует отметить, что важным элементом принятой в России избирательно системы является 7%-ый барьер. Введение заградительного барьера в рамках пропорциональной системы аналогично по своему эффекту уменьшению величины округа. Иными словами, пропорциональная система с высоким «заградительным» барьером склонна ограничить эффективное число партий.
Избирательную систему Германии можно охарактеризовать как смешанную связанную. В ФРГ используется заградительный 5%-ый порог. Таким образом, малые партии оказываются в весьма невыгодном положении, т.к. для получения мест в парламенте необходимо либо набрать более 5% в рамках страны, либо победить по меньшей мере в трех одномандатных округах. Если партия одержит победу в большем числе избирательных округов, чем это предусмотрено 5%-ым барьером «вторых голосов», то она получает дополнительные «переходные» мандаты. В таких случаях в Бундестаге оказывается больше депутатов, чем установленные законом 656 членов.
В США действует мажоритарная система выборов, когда кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим.
Российская и немецкая партийные системы имеют сходство, но в отличие от, в целом стабильной, Германии в России партийная система ещё пока не сложилась окончательно.
Партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать
опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население,
значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.
На мой взгляд, партии всегда должны побуждать к движению вперед. Всем
им необходимо хорошо определять и разграничивать интересы той или иной
социальной группы, которую они представляют. Кроме того, партии обязаны
четко видеть формы и методы движения к осуществлению этих интересов, так как в противном случае их деятельность окажется чисто декларативной и не принесет должных результатов.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.