Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политические партии и движения: понятие и признаки
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Реферат | Размер: 64.52K | Скачано: 395 | Добавлен 09.10.12 в 20:11 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Челябинск 2011
Содержание
1. Введение 3
2. Понятие «политическая партия», ее признаки, функции, основные типы 4
3. Политические партии и политические движения 9
4. Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России 10
5. Практикум 15
6. Заключение 17
7. Список использованной литературы 18
Введение
История политических партий едва ли насчитывает век. Еще сравнительно недавно – в ХIХ в. ни в одной стране мира, за исключением США и Англии, политических партий в современном значении этого слова не было.
В нынешних условиях не просто всесторонне раскрыть сущность политической партии, ее место и роль в политической жизни государства. В мире действуют многие сотни партий (только в России, других странах СНГ в последнее время возник не один десяток республиканских и региональных партий, различающихся по идеологическим основам, функциям, программам деятельности, принципам и формам организации). В целом их развитие оказывается связанным с развитием демократии – с расширением народного волеизъявления и парламентских прав.
Целью контрольной работы является изучение политических партий и движений. Для достижения цели нужно выполнить следующие задачи:
дать определение понятию «политическая партия»;
описать структуру политических партий;
охарактеризовать основные функции политических партий;
изучить многообразие политических систем;
проанализировать особенности партийной системы современной России.
Понятие «политическая партия», ее признаки, функции, основные типы
Понятие «партия» происходит от латинского partis (часть чего-либо) и означает организованную группу людей, объединенных общими идеями и интересами. Партия является важнейшим социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства.
Политическая партия – организация политического характера, выражающая интересы общественного класса или определенного социального слоя, объединяющая наиболее активных их представителей в процессе достижения поставленных целей: завоевание и использование политической власти. Троцкий говорил: «Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти».
В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трёх уровнях:
партия (высший орган – съезд, на котором происходит формирование руководящих органов);
региональные отделения (высший орган – собрание или конференция);
местные отделения (высший орган - руководящие органы регионального отделения).
Признаки политической партии:
наличие минимальной формальной организации;
наличие программы совместной деятельности;
участие в формировании и функционировании правительственных механизмов;
участие в выборах;
особое положение связующего звена между государством и обществом.
Роль партий в политической жизни сводится к формированию вариантов правительственной политики, к влиянию на политическую социализацию, к мобилизации избирателей. В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами. Народные массы влияют на программы и политические платформы партий. С другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.
Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
представительство социальных интересов;
выработка программных установок, политической линии партии;
формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
подготовка и выдвижение кадров.
Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп, слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.
Интересы различных социальных групп выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии - выработка программных установок, социально-экономической и политической стратегии. Партия имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Признание членами партии ее программных установок – необходимое условие прочности внутрипартийных связей. Не исключается существование в партии политических фракций и борьба между ними. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами.
Для формирования общественного мнения о деятельности партии используются публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии в обществе.
Идеологическая функция политической партии предполагает политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.
Суть электоральной функции состоит в том, что партии обычно выступают в качестве наиболее активных субъектов борьбы за завоевание политической власти: подбирают и выдвигают кандидатов на выборные должности, координируют ход предвыборной борьбы, участвуют в финансировании избирательных кампаний и т.п.
Подготовка и выдвижение кадров – данная функция политической партии заключается в формировании кадрового резерва профессиональных политиков, отбора наиболее подходящих кандидатов на различные политические должности. Иногда эту функцию обозначают как функцию «политического рекрутирования». Важной характеристикой рекрутирования является обеспечение преемственности элиты, а также дальнейший отбор и назначения на специфические элитные позиции.
Типы политических партий – это разновидности политических партий в зависимости от их функций в обществе, способа получения власти, отношений с другими партиями и степени организованности.
По организационной структуре согласно классификации французского социолога Мориса Дюверже выделяют: кадровые и массовые партии.
Кадровая партия характеризуется общей аморфностью структуры: отсутствие жесткой регламентации членства в партии, регулярной процедуры взимания взносов, отсутствием перспективного планирования. К данному типу партий относятся все традиционные «буржуазные» партии
Массовая партия является прямой противоположностью первой и характеризуется: включением в нее всех сторонников, взиманием взносов, автономным финансированием избирательных компаний. К данному типу относятся партии авторитарного типа, не претендующие на тотальный контроль над массами и стремящиеся к их максимальной мобилизации для достижения своих политических целей – захвата и удержания политической власти.
По способу функционирования выделяют: демократические, авторитарные и тоталитарные партии.
Демократические партии не регулируют четко прием в члены партии, признают в партии фракции и фракционную борьбу. Это партии конституционные, действующие строго в рамках закона.
Для тоталитарных и авторитарных партий характерны строгая регламентация отношений членства. В них существует строгая дисциплина, отсутствует фракционность, оппозиция. Эго партии монополистические, директивные.
По отношению к существующему режиму в системе государственной власти различают: правящие и оппозиционные партии.
«Правящими считаются партии, которые победили на выборах и, что самое главное, сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалиция нескольких партий, объединившихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета министров. Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правящей. (Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал им возможности сформировать правительство России в условиях президентской республики).
Поэтому главный признак правящей партии — возможность самостоятельного формирования правительства.
Оппозиционными партиями считаются партии лишенные реальной возможности влиять на формирование правительства и находящиеся в оппозиции к политике действующего правительства. Основная задача таких партий: завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего правительства за его ошибки, жесткий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития страны».
Также на политической арене присутствуют: «Левые», «Центристские», «Правые» и др. Перечисленные типы партий не исключают друг друга, наоборот, они часто совмещают различные характеристики.
Политические партии и политические движения
Общественно-политические движения – это различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., оказывающие влияние на политическую жизнь и процесс принятия политических решений, но в то же время не считающиеся политическими партиями, так как не обладают отдельными признаками и не выполняют определенных функций, характерных для политических партий по следующим причинам:
политические движения, как правило, не имеют стабильной организационной структуры, устава, постоянного членства, разветвленной организации с отделениями на местах, дисциплинированным подчинением нижестоящих ячеек вышестоящим органам и т.д.;
политические движения имеют значительно более широкую и расплывчатую идейно-политическую ориентацию, чем партии. Это позволяет иногда включать в работу движений людей и группы людей разных идеологических взглядов, но преследующих одну цель;
цели политических движений более конкретны и ограничены, чем у политических партий. Они не ставят перед собой задачу прихода к власти, но стремятся решить ту или иную конкретную проблему. После того, как проблема решена, движения самораспускаются. Так, например, произошло с движением против размещения крылатых ракет в Европе. Но иногда движения перерастают в партии. Тенденция превращения движения в партию свойственна, например, различным экологическим движениям.
В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.
Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России
В процессе своей деятельности политические партии вступают в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система.
Партийная система – это объединение взаимосвязанных между собой партий, стремящихся к получению, удержанию и осуществлению власти. Важным вопросом в характеристике партийных систем является их типология. Среди различных критериев, используемых для построения типологии партийных систем, старейшим (и наиболее популярным), является количественный критерий, т.е. по числу существующих в той или иной стране партий.
Традиционно выделяют три разновидности многопартийных систем: однопартийную, двухпартийную и многопартийную.
Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Однопартийные системы существовали при тоталитарном режиме в СССР и нацистской Германии, в Албании, Румынии. В настоящее время они существуют в КНДР и на Кубе.
Двухпартийная – это система с двумя относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями, периодически сменяющими друг друга у власти. Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у руля государственной власти Демократическая и Республиканская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы.
Многопартийная – это система с числом партий более трех. Многопартийные системы существуют в двух формах: поляризованного и умеренного плюрализма. Система умеренного плюрализма существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где конкурируют три-четыре партии. Система крайнего (поляризованного) плюрализма существует в таких странах, как Франция и Италия.
Главный признак многопартийной системы – конкуренция между более чем двумя партиями, это на практике сокращает вероятность того, что правительство будет однопартийным. Сильная сторона многопартийной системы состоит в том, что она создает свои противовесы внутри правительства, а также укореняет в нем традиции дискуссии, соглашения и компромисса. Также к плюсам многопартийности можно отнести:
всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции, своих защитников и противников;
существование оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;
воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы над конкурентами;
выявление и выдвижение в политической борьбе действительно даровитых людей.
К минусам многопартийности можно отнести:
одностороннее направление взглядов и действий членов партии, т.к. они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы.
"дух" своей партии заслоняет бескорыстное стремление к общему благу, все приносится в жертву узкопартийным, а не государственным интересам;
в политической борьбе разгораются страсти, сторонники различных партий для победы своих партий взывают к самым низменным потребностям масс, что приводит к ухудшению нравов в обществе;
для достижения своих целей партии прибегают к любым средствам: лжи, клевете и др.
непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.
Следовательно, многопартийность - это общественное благо, источник развития политической жизни, но это и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще. Из многих партий, в конечном счете, побеждает та, где сильнее организация, где духовнее, умнее и свободолюбивее ее члены.
Партийная система России переживает переходное состояние, характерное и для всей политической системы страны. Очевидно, что 75-летний перерыв в партийном правительстве СССР не позволил накапливать традицию, опыт и повышать эффективность института. Существенным элементом российской партийной системы является роль в ней партии власти. В это понятие вкладывается иной смысл, нежели в западных демократиях. На Западе партия власти - это правящая партия, которая победила на выборах и рекрутировала свои кадры в органы государственной власти. В России партия власти - это понятие-перевертыш. Правящая элита создает "под себя" партию, которая рассматривается лишь как инструмент для решения сиюминутных задач, а не как самостоятельный политический субъект. Поэтому на каждые думские выборы выставлялась партия власти в различной "упаковке": в 1999г. - "Единство", в 2003г. - "Единая Россия". Каждая партия перед выборами начинает работать на избирателя, начинается борьба за его голоса. И в этой борьбе используются все способы. Любой политик в меру своих сил и возможностей, особенно финансовых, используя влияние на средства массовой информации, старается возвысить себя, своё движение, и утопить конкурента.
Рис. 1 Государственное финансирование партий как свидетельство серьезности намерений соответствующего партийного строительства
Согласно Конституции в качестве одной из основ конституционного строя России признается многопартийность и равноправие политических партий, а в качестве другой основы - идеологический плюрализм (ст. 13). В соответствии с традицией, сложившейся в мировой политической науке, все партии и движения России можно разделить на три большие части: правые, центристские и левые.
Правые выступают за создание сильного национального российского государства, за особый, отличный от Запада путь развития России. К ним относятся различные политические силы: движение «Русское национальное единство», ЛДПР.
В центристском спектре наиболее крупными партиями являются «Единая Россия» и «Яблоко».
Разнообразна палитра левых сил. В их состав входят около десяти партий и групп коммунистического направления: КПРФ, ВКПб, Российская коммунистическая рабочая партия, Партия диктатуры пролетариата, Аграрная партия и многочисленные группы социал-демократической ориентации.
До парламентских выборов 2003 г. говорили о двух наиболее вероятных альтернативах эволюции российской партийной системы. Первая – формирование многопартийной системы с доминирующей партией. Вторая – становление двухпартийной системы, в рамках которой конкурируют «партия власти» и КПРФ. Очевидно, что первая альтернатива становится реальностью.
За последние годы значительно изменилось законодательство о политических партиях и выборах. Существенное повышение требований к их численности, порядку создания и государственной регистрации, а также участия в избирательном процессе и в наделении полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации – это только некоторые направления изменения правового статуса российских политических партий. Широкое понятие политической партии как общественного объединения, которое создается не только для участия в выборах, но, в частности, для интегрирования социальных процессов, участия в общественных акциях, закреплено в Федеральным законе от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Становление современных российских политических партий как субъектов избирательного процесса к настоящему моменту уже позволяет перейти от более жестких механизмов партийного строительства к более либеральным, связанным, в том числе, с возможностью создания региональных партий, уменьшением обязательных требований к политической партии при государственной регистрации и т.д. Все это необходимо сочетать с усилением ответственности политических партий за нарушение законодательства о партиях и о выборах.
Практикум
Дайте сравнительный анализ партийных систем России, США и одной из европейских стран (например, Франции или Италии, ФРГ и др.).
Ответ. Проблема политических партий и массовых общественно-политических движений, как в России, так и в зарубежных политических исследованиях, занимает значительное место. Партийные системы зарубежных стран и Российской Федерации различаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Каждая из этих систем имеет свой путь становления и борьбы за власть.
В конгрессе США вот уже более ста лет представлены только две крупнейшие партии - Демократическая и Республиканская. Демократическая партия в организационном отношении представляет собой федерацию партийных организаций штатов, каждая из которых имеет свои ячейки во всех избирательных округах и участках. Во главе федерации стоит Национальный комитет Демократической партии. Высшим органом Республиканской партии считается национальный съезд, созываемый в год президентских выборов, а руководящим органом - Национальный комитет. Но это не означает, что в стране нет других политических партий. Они есть, но существенного влияния на политическую жизнь оказать не могут, тем более реально соперничать с ведущими партиями в избирательной кампании.
Для Германии характерна несовершенная двухпартийность, т.е. так называемая «система двух с половиной партий» когда две ведущие партии на выборах собирают менее 90% голосов, поэтому победа зависит от третей, более мелкой, партии, зависит от того, к кому она примкнет. Две ведущих партии Германии - это Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС), а третьей партией считается Социал-демократическая партия Германии (СДПГ).
В России же в свою очередь отсутствуют прочные традиции существования партийности и партийной системы. Несмотря на объективно благоприятные правовые и политические условия для формирования политических партий, таких как экономический кризис, идеологическая, социальная, национальная неоднородность общества, говорить о наличии в России сформировавшейся устойчивой многопартийной системы можно лишь с большой условностью. Высшим органом политических партий России является съезд политических партий, избрание которого должно осуществляться не реже одного раза в четыре года. Российский народ в своем большинстве не видит в конкретных политических партиях реальных выразителей своих интересов. Не случайно, что новые партии быстро возникали, заявляли о себе и в большинстве случаев очень скоро распадались.
Все партии этих стран обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство.
Заключение
На рубеже 80-90-х гг. XX в. не только в России, но и в подавляющем числе стран мира, происходил упадок популярности политических партий: люди не проявляли к ним особого интереса, слабо поддерживали па выборах. Это был результат отрыва партий от народа, незнания ими насущных народных интересов, их пассивности в защите этих интересов. Однако во 2-й половине 90-х гг. вновь начался рост авторитета и влияния политических партий, особенно левой ориентации в европейских странах. В связи с этим весьма важно знать и владеть теорией деятельности партий. Не менее важно иметь теоретические представления и о деятельности других общественных движений, благодаря которым идет становление гражданского общества, его саморегуляция, реализация интересов масс.
Без преувеличения можно сказать, что массовые общественные организации и движения во многом предопределяют будущее страны, ее выход из кризисного состояния, демократическую направленность развития.
Таким образом, задачи контрольной работы выполнены, цель достигнута.
Список использованной литературы
1. Демократия и политические партии. / М.Я. Острогорский. – М.: РОССПЭН, 1997. – 640 с.
2. История политических партий России. / Под. ред. А.И. Зевелева. – М.: Высш. шк., 1994. – 447 с.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 367 с.
5. Политическая и партийная система современной России: материалы Всеросс. науч. конф., 2 окт. 2009 г., Москва / Центр пробл. Анал. и гос.-упр. проект.; — М.: Научный эксперт, 2009. — 368 с.
6. Политические партии / Пер. с франц. – М.: Академический Проект, 2000. – 558 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.