Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политические партии и движения: функции и основные типы

Политические партии и движения: функции и основные типы [31.10.11]

Тема: Политические партии и движения: функции и основные типы

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Курсовая работа | Размер: 26.95K | Скачано: 340 | Добавлен 31.10.11 в 19:12 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2011


Содержание

Введение

1. Понятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы. Политические партии и политические движения.

2. Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России.

3. Дайте сравнительный анализ партийных систем России, США и одной из европейских стран (например, Франции или Италии , ФРГ и др.).

 

Введение

Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются  партии. Они дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом. Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученых и мыслителей. Маркс, Вебер, Ленин, Дюверже, Берк и др., в  разнообразных научных подходах и философских категориях пытались

приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни

общества и человека.

В исторической литературе укоренилось мнение о том, что партии (именно в  том понимании, в котором мы привыкли их называть сейчас) родились с  установлением всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение  широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни - утверждения государственной власти посредствам выборов. О причинах, сделавших необходимым появление политических партий, В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы масса определенного класса могла научиться понимать  свои интересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для  этого необходима организация передовых элементов класса немедленно, и во что бы то ни стало».

Весьма значительную и все более возрастающую роль в современной политической системе общества играет такой ее институт, как политические партии.

Политические партии играют исключительную роль в функцио­нировании не только стабильных, демократических, представитель­ных систем, но и в процессах политической трансформации и фор­мирования гражданского общества.

Партии осуществляют отбор, приводят в систему и объединяют интересы групп гражданского общества. Они играют роль фильтров между социумом и государством, решая, какие требования про­пустить через свои ячейки.

Таким образом, цель данной работы заключается в рассмотрении роли политических партий и движений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-          рассмотреть понятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы; политические движения;

- рассмотреть партийные системы и изучить особенности партийной системы современной России;

-  дать сравнительный анализ партийных систем России, США и ФРГ.

Объектом исследования выступают политические партии.

Предметом  - значение и сущность политических партий в современной России.

 

1. Понятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы. Политические партии и политические движения.

Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или многопартийные системы.

Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, представляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, конечно, обусловлены либо многопартийным, либо однопартийным характером политической системы, обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. “Для политической борьбы, – отмечал известный российский политик А.И. Лебедь, – ничего лучше партий в мире не придумано”.

Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных свальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем, завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX в. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по всем иным культурным регионам современного мира.

В современной политологии существует более 200 определений политической партии. В качестве рабочего примем следующее:

Политическая партия есть организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям, для участия в органах власти либо для ориентации властей на достижение своих требований (автор – американский политолог Льюис Кермонн).

Признаки политической партии:

1. Любая партия является носителем идеологии. Речь идет о том, что партия стремится выразить наиболее существенные, коренные, долговременные интересы той или иной социальной группы, обосновать ее претензии на власть. Для этого партия должна осознать место данной социальной группы в контексте общественного развития. Для этого, в свою очередь, партия должна сформировать свое видение закономерностей и тенденций общественного развития. Идеология и есть система взглядов на мир, на закономерности и тенденции его развития с позиции определенного класса.

2. Любая партия представляет собой организацию. Это означает:

наличие у партии программы и устава;

наличие определенной структуры и иерархии;

наличие определенной партийной дисциплины.

3. Цель любой партии – захват и удержание государственной власти. Это важнейшее отличие политической партии от общественного движения.

4. Любая партия стремится обеспечить себе поддержку населения вплоть до активного членства в ней.

Место партии в общественной жизни раскрывается через ее функции. К важнейшим функциям политических партий относят следующие:

1. Сплочение масс на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в идеологии и программе развития общества.

2. Социально-политическое просвещение масс. Оно заключается в разъяснении массам проводимой правительством политики, анализе ее недостатков и пропаганде собственной платформы действий.

3. Организация и проведение избирательных кампаний по формированию центральных и местных органов власти.

4. Формирование в парламенте партийной фракции. Именно через нее партия получает возможность влиять на формирование государственной политики.

5. Разработка принципов отношений с другими политическими партиями. Это может быть сотрудничество, партнерство, создание избирательного блока или блока фракций в парламенте или, напротив, соперничество, борьба вплоть до антагонизма.

В качестве особенности следует также отметить влияние традиционной политической культуры на формирование новых политических институтов. Но партийное строительство в России опережает трансформацию ее социальной структуры. Что касается избирателей, то по электоральному поведению их можно условно разделить на патриархальный, советский, постсоветский и партийный типы, среди которых последний (подразумевающий наличие устойчивых идейно-политических ориентаций) представлен весьма незначительно.

В основе процесса образования партий в России часто лежит принцип объединения вокруг лидера, вербующего сторонников под ту или иную идею. Многие рассматривают партию как трамплин для проникновения в высшие эшелоны государственной службы со всеми вытекающими последствиями (высокий социальный статус, материальное благополучие и др.).

Влиятельные федеральные и региональные политико-экономические сообщества рассматривают политические партии в качестве эффективного инструмента достижения электорального успеха.

Мир политических партий чрезвычайно многолик. Разобраться в этом многообразии помогает типология политических партий. Тип партии – это понятие, отражающее наиболее существенные признаки определенной группы политических партий. В основу типологии могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологический облик, принципы организации, методы деятельности и др.

По своей классовой сущности партии подразделяются на буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие.

С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.

По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).

По месту в системе государственной власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные, по условиях деятельности – на легальные, полулегальные и нелегальные.

В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, аморфным, свободным членством, организационной рыхлостью, децентрализованной структурой. Отсутствует система официального членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Кадровая партия ориентируется на участие и победу в выборах. Опирается не столько на партийную массу, сколько на партийный актив и партийных функционеров, а также финансовую поддержку влиятельных кругов общества. В наибольшей степени типу кадровой партии соответствуют в настоящее время Республиканская и Демократическая партия США.

Служа необходимым компонентом политической борьбы, мобилизуя волю и действия многих людей, политическая партия, однако, обладает рядом негативных качеств, которые нередко отсутствуют в других формах организованного представления интересов граждан в политике, в частности, в общественно-политических движениях и группах давления.

Общественно-политические движения - это динамичные сообщества больших масс людей, осознавших общность своих социальных, экономических, духовных и иных интересов и их отличие от интересов других классов, слоев или групп населения по одному или нескольким существенным для них признакам. Основные критерии: массовость, добровольность, отсутствие фиксированного членства, жестких и четких принципов руководства, однородной и комплексной программы, нестабильность, порой переходящая в стихийность. Цели движений часто формулируются в виде общих понятий: свобода, справедливость, национальное возрождение, мир, разоружение, экология и т.п. Многие движения не всегда имеют руководящие органы.

Чем же привлекают людей разнообразные политические движения? Какова их сущность и функции, состав и структура?

Политические движения существенно отличаются от партий. Во-первых, они не придерживаются определенной идейно-политической ориентации и в каждом из них могут участвовать люди самых разных ориентации, не говоря уже об их принадлежности к разным социальным, этническим, конфессиональным, профессиональным и другим группам. Поэтому их общественная база шире, чем у партий, а состав - пестрее.

Возникающие иногда у тех или иных участников движения стремления связать его с одной идейно-теоретической ориентацией, угрожает движению распадом или ведет к его трансформации в партию.

Во-вторых, политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения лишь одной обычно крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс проблем и целей, как партии. Достигнув этой цели, движения прекращаются. Так. например, произошло с движением за ликвидацию иностранных военных баз в Европе, активизировавшимся в 70-х годах и подтолкнувшим государства к решению этой важной проблемы.

Но общее количество движений в целом не уменьшилось, а возросло, т.к. новых появляется больше, чем распадается или трансформируется в партии.

В-третьих  политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, ее не добиваются. Если у какого-либо движения появляется желание обладать властью, это верный признак его трансформации в партию.

В-четвертых все движения имеют ядро - инициативные группы: местные, в стране, регионе, глобальные, нередко в движениях участвуют разнообразные организации-клубы, союзы, общества и партии. Иногда они выступают в качестве инициативных групп на том или ином уровне. Но даже и в таком случае движения отличаются от партий отсутствием формальной внутренней иерархии, систематической организации и дисциплины. Они развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников.

Попытки партий полностью контролировать то или иное движение ведут к его разложению или, мешая самостоятельности, превращает в марионетку, теряющую влияние. Так произошло с некоторыми движениями за мир, которые различные партии, в том числе коммунистические, Пытались подчинить своим целям.

Функции политических движений сводятся к концентрации максимальной политической силы - совместных выступлений всех так или иначе заинтересованных людей и организаций для решения одной из важнейших политических проблем посредством воздействия на власть в соответствующем направлении. Именно эта концетрация разнородных сил на одном направлении обеспечивает эффективность движений - позволяет, хотя не всегда, добиваться перевеса сил и успеха.

Движения широко используют все средства политической социализации и рекрутирования. Стремясь привлечь внимание общественности к выдвигаемой ими задаче, они не ограничиваются обычными средствами массовой информации, создают свои каналы, издают листовки, устраивают выставки, проводят митинги и демонстрации.

Их инициативные группы стремятся координировать такую деятельность и обеспечить ее материально. Однако в большинстве случаев единственным источником средств движений являются добровольные взносы самих его участников и спонсоров.

 

2.Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России.

Важным звеном всякой политической системы являются отношения между партиями. Вместе с тем, они имеют существенное значение и для комплексной классификации - типологии партий.

Прежде всего, необходимо отметить, что межпартийные отношения Очень разнообразны. Они определяются соотношением целей, средств и сил партий каждого общества. Отдельные цели разных партий иногда совпадают, некоторые близки друг другу, большая часть - расходятся, а немало - просто противоположны. То же можно сказать и о средствах их достижения.

Пожалуй, не найти ни одной партии, которая имела бы одинаковое отношение с двумя другими. Кроме этого, эти отношения не остаются неизменными. Так что каждая партия находится в сплошной паутине отношений со всеми другими.

Если нет хотя бы относительной стабильности этих взаимоотношений, то их невозможно назвать системой. Их устойчивость может быть обеспечена только стабильностью социально-экономического развития страны. Лишь достижение определенной устойчивости отношений между партиями позволяет рассматривать их как партийную систему.

Важным вопросом в характеристике партийных систем является их типология. Среди различных признаков, критериев, пользуемых для построения типологии партийных систем, наиболее распространенным является количественный критерий. Различные источники выделяют следующие типы партийных систем:

1.     Однопартийные системы.

2.    Фактически однопартийные системы, имеющие вид многопартийных.

3. Формально многопартийные системы, в которых главенствующие положения политической жизни заняты двумя партиями, периодически сменяющими друг друга у государственной власти.

4.   Многопартийные системы, функционирующие на государственном уровне как устойчивые коалиции двух или более партий, сохраняющих союзнические отношения не только при участии в правительстве, но и в оппозиции.

5.    Многопартийные системы плюралистической ориентации, в которых ослаблены (хотя до конца не утрачены) тенденции партий к представительным вариантам блоковой политики. Другими словами, это партии, предпочитающие действовать в избирательных кампаниях в основном лишь самостоятельно.

Имеются и другие примеры типологии партийных систем. По существу речь идет о разных типах однопартийное™ и многопартийности.

Нередко однопартийной системой называют абсолютную политическую монополию одной партии, добившейся ликвидации не только легальной оппозиции, но и вообще других партий. В такой системе партия срастается с государством, нередко подменяет его. Создание других партий запрещено законом.

Существует два варианта такой системы.

Первый, - в котором не располагающие государственной властью легальные партии не желают или не решаются быть оппозицией правительству и, по существу, превращаются в условные политические фигуры, в призраки. Такая ситуация существовала в Восточно-европейских странах социализма.

Второй, - в котором не располагающие государственной властью легальные партии являются оппозиционными. Так обстоит дело в Египте, Зимбабве и других государствах.

Все политические партии и объединения современной России можно приблизительно разделить на два крупных блока: «партии власти» и «оппозиция». Последняя, в свою очередь, делится на на «объединенную оппозицию», «демократическую оппозицию» и «эмоциональное протестантство».

Партийно-политические силы, представляющие эти ниши, неоднократно меняли свое местонахождение, что было связано, с одной стороны, с процессами продолжающегося партогенеза в стране, а с другой, с постоянно меняющейся политической коньюктурой.

Нишу «партии власти» со второй половины 1991 года занимали партии и движения радикально-либерального толка, объединенные в широкое политическое движение «Демократическая Россия» ( ДР ), возникшее еще в октябре 1990 года, возникшее на базе предвыборного блока «Выборы-90» и объединившего клубы избирателей многих крупных городов страны.. Движение оформилось в ходе борьбы с монополией КПСС на власть. После развала СССР и ухода с политической арены КПСС ДР оказалась в весьма своеобразном положении: с одной стороны, на местах единороссы создавали общественные комитеты российских реформ, выступали инициаторами референдума о частной собственности на землю и созыва Учредительного собрания для принятия новой Конституции, пытались оказывать влияние на президента и региональные власти в их осуществлении кадровой политики и т.д. С другой стороны, само движение пережило несколько серьезных расколов, связанных с выходом из ее рядов сторонников «государственнической» модели модернизации России (ДПР, РХДД, КДП), правоцентристский блок «Новая Россия» (социал-демократы, Крестьянская партия, Народная партия), радикальные демократы (Ю.Афанасьев), умеренные прагматики (Л.Пономарев, Г.Якунин). Это противостояние способствовало консолидации пропрезидентских партийно- политических сил в новую политическую коалицию «Демократический выбор» в июне 1992 года.

Вошедших в эту коалицию партий и движений сближал радикальный подход в осуществлении рыночных реформ, поддержка официального правительственного курса. Блок возглавили известные в то время политические фигуры: Г.Старовойтова, Л. Пономарев, Г. Якунин и др. Его представители были практически во всех структурах власти. В отсутствии официальной партии власти в то время, идею создания которой неоднократно выдвигал Ельцин, и «ДР» и «ДВ» строили свои взаимоотношения с президентом, используя тактику «критической поддержки», «конструктивного оппонирования», «эскалации обещаний» и т.д.

Политические партии возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем она выше, тем больше число партий, поскольку каждая партия стремится выражать интересы определенной социальной группы. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему.

Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.

В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.

Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.

Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.

Партийные системы различаются по политическому весу партий. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных:

а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских ман­датов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.

В анализе современного этапа развития политических партий России, на наш взгляд, можно отметить следующие факторы:

1) широкие слои населения убеждены в том, что политические партии в первую очередь должны заниматься не борьбой за власть или защитой интересов своих членов, а выражать и отстаивать интересы всех граждан, вне зависимости от их принадлежности к тому или иному социальному слою, разрабатывать стратегию развития общества, бороться за демократию; следствием данной убежденности является отсутствие широкой и прочной социальной базы у действующих политических партий;

2) большинство партий не имеют четкой идеологической и политической программы, их цели и задачи рас­плывчаты, неконкретны;

3) слаба организационная структура партий, зачастую отсутствуют местные организации. Существующие партии не стали еще кадровыми. Одновременно они не являются и массовыми партиями, отличительная черта большинства из них – малочисленность, они больше напоминают политические клубы или группы по интересам;

4) отсутствует сплоченность внутри партий и движений, в них идет постоянная борьба за влияние, руково­дящее положение;

5) слаба связь политических партий с избирателями (зачастую полная оторванность от них). Представители многих партий и движений, пройдя на выборах в органы власти, сразу же забывают о своих обещаниях избирателям. Деятельность многих партий активизируется исключительно в предвыборный период.

 

3. Сравнительный анализ партийных систем России, США и ФРГ.

Классическим образцом двухпартийной системы служат США, где  периодически у власти сменяют  Демократическая и Республиканская партии. Это не означает, что в стране нет других политических партий. Они есть, но существенного влияния на политическую жизнь оказать не могут.

Демократическая партия США – организационно оформилась в 1828 г. В организационном отношении она представляет собой федерацию партийных организаций штатов, каждая из которых имеет свои ячейки во всех избирательных округах и участках. Во главе федерации стоит Национальный комитет Демократической партии.

Республиканская партия США – основана в 1854 г. Высшим органом партии считается национальный съезд, созываемый в год президентских выборов. Руководящим органом является Национальный комитет. [6, с. 158]

Сегодня в Германии существует система «2 + 1». В стране действует более сотни политических партий, подавляющее большинство которых абсолютно неизвестно широкой общественности. Основными из них являются:

  1. Христианско-демократический союз (ХДС);
  2. Христианско-социальный союз (ХСС);
  3. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ);
  4. Свободная демократическая партия (СвДП);
  5. Экологическая партия «Зеленые»;
  6. Республиканская партия;
  7. Партия демократического социализма (ПДС).

Ведущими политическими партиями ФРГ остаются ХДС/ХСС и СДПГ.

Все партии обоих стран вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство.

В организационно оформленных партиях (партия ХДС в ФРГ) существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом.

Организационно неоформленные партии (Республиканская партия и Демократическая партия США) характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина. Основная задача данных партий - добиться победы на выборах.

Таким образом, партии США и ФРГ активно воздействуют на принятие органами государственной власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. А партийная система превращается в существенный фактор формирования законодательных органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность. Но пути и способы решения этих задач у двух государств существенно отличны.

Характеризуя партийную систему современной России,
следует отметить, что она до конца еще не сложилась, но развивается в процессе мультипартийной системы. Мультипартийная система законодательно загоняется в определенные рамки, предъявляются все более жесткие требования к партии со стороны государства, это связано с принятием закона о политических партиях. В нем предусматриваются жесткие условия для официального существования и регистрации политических партий.

 

Заключение

Таким образом, политическая партия — это добровольная политическая орга­низация, для которой характерна борьба за власть.

Структура политической партии представлена руководством и рядовыми членами. Первое, в свою очередь, включает высшее руководство и функционеров.

Политические партии выполняют ряд функций,  которые можно объединить в три группы: политические (борьба за власть; агрегирование политических интересов; формирование политической ориентации общества и его полити­ческая мобилизация; отбор представителей политической элиты), идеологические (разработка партийной идеологии и политических доктрин; партийная пропаганда) и социальные (формирование социального представительства; социализация граждан).

Общественно-политическое движение это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Движения выполняют свои, отличные от партий задачи и функции.

По числу партий, функционирующих в стране, выделяют три типа партийных систем: монопартийную, двухпартийную и многопартийную.

Что же касается партийной системы России, то она еще не сложилась, но  развивается в процессе мультипартийной системы.

 

Список литературы:

1. Грязнова А.Г. Политология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 396 с.

2. Морис Дюверже Политические партии. – М.: Академический проект, 2007. – 544 с.

3. Политология: учебник/ под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2008. – 692 с.

4. Политические партии России: прошлое и настоящее. – СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2005. – 392 с.

5. Политология: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 544 с.

6. Травкина Н.М. США: партии, бюджет, политика. – 2008. – 384 с.

7. ФЗ от 11.07.2001г. №95 – ФЗ (редакция от 8.11.2008) «О политических партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1.01.2009г.).

8. Усольцев С.А. Конспект лекций.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 26.95K
Скачано: 340
Скачать бесплатно
31.10.11 в 19:12 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе