Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политические партии: признаки и функции
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 24.43K | Скачано: 356 | Добавлен 23.05.11 в 09:38 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Введение 3
1. Понятие политическая партия, ее признаки, функции, основные типы. Политические партии и движения 4
2. Многообразие партийных систем 10
3. Дайте сравнительный анализ партийных систем России, США 14
Заключение 19
Список литературы 20
Политическая жизнь СССР в годы перестройки еще долго будет находиться в поле зрения историков, политологов, социологов, психологов, пытающихся определить степень случайного и закономерного в произошедших событиях. И это вполне объяснимо. В результате горбачевской перестройки перестала существовать социально-политическая система, под влиянием которой шло развитие всех сторон человеческой жизни на 1/6 части земного шара. Вследствие краха перестройки с политической арены исчезла одна из двух супердержав, оказывающая влияние на баланс сил в мировой политике, с ее многогранными связями и взаимовлияниями. В результате исчезновения СССР, РСФСР как одна из бывших союзных республик обрела суверенитет и права на проведение радикальных рыночных реформ и преобразований в сфере государственного устройства.
Изменения эти носили далеко не случайный характер. Их формы и методы во многом были предопределены сформированными в последние десятилетия взглядами, этическими нормами, а иногда и просто привычками как основной части населения страны, так и ее партийной и управленческой элиты.
Появление множества партий тоже было исторически предопределено.
Тема актуальна, так как изучение политической борьбы в России является темой дня, поскольку процесс, начавшийся в 90-е годы продолжается и на сегодняшний момент.
Слово «партия» - латинского происхождения и переводится как «часть», т.е. часть более крупной общности. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть.
Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей древнего мира (например, Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э.), в средние века существовали группировки, носившие чаще всего временный характер и называвшиеся партиями (например, известна война между «партиями» Алой и Белой Розы в средневековой Англии). Однако лишь с момента буржуазных революций (прежде всего английской революции XVII в.) можно говорить о появлении прототипов современных политических партий. Они возникли как результат ограничения абсолютистских функций государства, появления автономной личности и ее стремления участвовать в общественной жизни, влиять на власть, как результат признания законности существования различных интересов в обществе, а вместе с ними и политических инструментов (политических партий), призванных представлять эти интересы в системе власти.
В политологии общепринята предложенная М. Вебером эволюция политических партий: аристократические котерии (кружки), политические клубы, массовые партии. Все три ступени развития прошли только две партии Великобритании - либеральная (виги) и консервативная (тори). Котерии вигов и тори оформились в Англии во второй половине XVII в., и различия между ними носили первоначально вероисповедальный характер, дополняясь династическими предпочтениями. Борьба тори и вигов была в основном борьбой между собой господствующих слоев общества за власть [2, с.147].
В отличие от котерии политические клубы появились во многих европейских странах; они имели более развитую организацию, устойчивость идеологических связей и более широкие масштабы деятельности. Их появление было связано с выходом на политическую арену буржуазии и вступлением ее в политическую борьбу (в 1831 г. тори основали «Чарльтон Клаб», в 1836 г. виги образовали «Реформ Клаб»).
Массовые политические партии от политических клубов отличало стремление привлечь как можно большее число членов, использование разнообразных методов политической борьбы, а также большая активность, которая не ограничивалась периодом выборов.
Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу XIX в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали выступать способом самоорганизации гражданского общества, важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.
У политологов нет единого мнения по вопросу, что такое политическая партия, нет общепризнанного ее определения. Однако можно выделить наиболее существенные признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций: наличие минимальной формальной организации; наличие определенной программы совместной деятельности; особый социальный статус, в частности, стремление к оказанию прямого влияния на политическую жизнь, важная роль в подготовке избирательной кампании кандидатов, проведении выборов; специфическое положение в государстве, в том числе связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов; особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование их деятельности; социальная база партии и т.д. [2, с.148-149]
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение партии: партия - это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. Именно притязание на политическую власть, участие в механизме власти - основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов.
Современные политические партии выполняют ряд функций. Прежде всего они осуществляют связь между обществом и государством. Выясняя интересы тех или иных групп, партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов - функция представительства. Политические партии определяют цели, разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию развития общества и убедить граждан в ее правильности.
Важной функцией партий является отбор и формирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы: профессиональных политиков, партийных экспертов, аналитиков и т.д..
Одной из важнейших задач партий является мобилизация и политическая социализация граждан.
Главной функцией политических партий является борьба за политическую власть и связанное с нею формирование правящей элиты и состава правительства. В условиях парламентской демократии в ходе выборов партии ведут борьбу за власть. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти; их итоги определяют, какие именно партии в течение установленного законом срока будут осуществлять руководство государством. Победившие на выборах партии формируют парламент, являющийся основным полем их деятельности: именно участвуя в работе парламента, партия может влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, более того, на повседневную жизнь ее населения.
Результаты выборов влияют также на формирование органов исполнительной власти, хотя в разных государствах это влияние различно. Так, в парламентских республиках премьер-министром становится либо лидер или представитель правящей партии, победившей на выборах и имеющей большинство в парламенте, либо представитель партийной коалиции. В Российской Федерации Председателя правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы. При выборе кандидатуры Президент, безусловно, должен принимать во внимание партийный состав Думы с целью избежать возможной конфронтации с ней и политического кризиса.
Хотя борьба за политическую власть является важнейшей функцией партий, последние могут занимать различные позиции по отношению к государственной власти. Партия может быть в непримиримой оппозиции, выступая против существующего государственного устройства, даже если не призывает к насилию, в этом случае партия стремится к власти прежде всего для того, чтобы изменить само государство; она выступает против любого правительства, поддерживающего существующую государственность.
Партия может быть в оппозиции, направленной не против существующего государственного строя, а против политики определенного правительства (в Великобритании такого рода оппозицию называют «оппозиция ее величества», а правительство - «правительством ее величества»). Партия может также выступать в роли конструктивной оппозиции: критикует то, с чем не согласна в действиях правительства, поддерживает то, что считает правильным в его деятельности.
Партия способна участвовать в правительстве и в различных органах управления в качестве партнера других партий - в этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответственность. Возможна роль партии в качестве ведущей силы правительственной коалиции, при этом партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее в основном зависит осуществление государственной власти, в ее руках сосредоточены широкие возможности реализации собственных вариантов решения проблем.
Партия может сформировать правительство единолично, в этом случае она берет на себя монопольную ответственность за осуществление государственной власти, особенно если она располагает абсолютным большинством в парламенте. В ряде случаев партии, добившись монополии на власть, стремятся укрепить ее, в том числе путем нарушения законности, ликвидации оппозиции. Тогда происходит отождествление партии с государством [3, с.122].
Закреплению роли и повышению значения политических партий в политической системе общества способствовал процесс их институализации. Основным средством институализации деятельности партий являются различные нормативно-правовые акты (статьи о политических партиях в конституциях, законы о политических партиях, законы о финансировании и деятельности партий, избирательные законодательства и др.). Современное законодательство о политических партиях содержит весьма подробную регламентацию по вопросам, касающимся требований, предъявляемых к программе и внутреннему уставу политических партий; условий возникновения партии и прекращения ее деятельности; прав и обязанностей партии. Почти во всех странах разрешается свободное образование и деятельность политических партий. Ограничивается их создание в том случае, если партия преследует цели или использует средства, квалифицируемые как преступление, или если партия ставит цель ликвидировать существующий конституционный строй.
В настоящее время в большинстве стран осуществляется государственное финансирование политических партий, начало которому было положено в 50-60-х гг. Правовой основой государственного финансирования политических партий стало конституционное признание партий в качестве важнейшего института, играющего большую роль в организации государственной власти. Такое признание обязывает государство содействовать партиям наиболее эффективно осуществлять свои функции. Существует прямое (общее и специальное), связанное с выплатой субсидий из государственного бюджета, и косвенное (предоставление бесплатного эфирного времени, места для публикаций и заявлений партий в средствах массовой информации и др.) государственное финансирование [3, с.123-124].
Структура политической партии включает три уровня: блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой во время избирательной кампании; принадлежность к данной группе основывается больше на декларируемой приверженности, чем на официальной вовлеченности в партийную организацию); официальная партийная организация; партия в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т.д.).
Многообразие исторических и социокультурных условий разных стран привело к возникновению партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функционированием и характером деятельности.
В основу классификации партий могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологический облик, место в политическом спектре, отношение к другим элементам политической системы, принципы организации и т.д.
Исходя из природы социальной базы, можно выделить партии, представляющие интересы отдельных классов (например, буржуазные, крестьянские, рабочие и т.д.); отдельных слоев и групп (например, олигархов, интеллигенции, женщин, молодежи и т.п.); этнических групп.
Следует отметить, что по шкале политического спектра партии России размещаются справа на лево. Правыми в политологии называют тех, кто отстаивает сильное государство, охраняющее частную собственность Левыми называют тех, кто ориентирован на общественную собственность, выступает за социальную равенство, претендует на роль выразителя интересов трудящихся. Как правило, это коммунистические рабочие партии.
Например, в российском политическом спектре правыми являются прежде всего такие либерально ориентированные партии, как Партия экономической свободы, Демократический выбор России. Партии этого направления - сторонники социально ориентированного рыночного хозяйства, сокращения государственного вмешательства в экономику. Их объединяет приверженность общецивилизационным принципам политического демократизма (разделение властей, многопартийность, обеспечение прав личности, независимость СМИ и т.п.). В сфере внешней политики они выступают против имперских традиций, изоляционизма и конфронтационности.
Взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними определяются понятием «партийная система». Партийные системы структурируют социальные интересы, дают им возможность выразится на местном и национальном уровнях в частности через механизм выборов. Они являются составной частью политической системы, важным механизмом осуществления власти.
Развитая, устоявшаяся партийная система, выработавшаяся эффективные нормы регуляции отношений с государственной властью — гарантия стабильности общества, его способности решать возникающие проблемы и преодолевать кризисы.
Партийные системы приято классифицировать по качественным характеристикам и по количественному составу.
В зависимости от характера режима можно говорить о демократических и недемократических: авторитарных и тоталитарных партийных системах. В соответствии с господствующими в государстве социальными ценностями выделяют социалистические и буржуазные партийные системы. С учетом характера отношений между партиями и государством различают конкурентные и неконкурентные партийные системы.
Среди критериев типологизации партийных систем наиболее распространенным является количественный критерий. В капитальном труде «Партии и партийные системы» итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:
- система с одной партией;
- система с партией гегемоном;
- система с доминирующей партией;
- двухпартийная система;
- система ограниченного плюрализма;
- система крайнего плюрализма;
- атомизированная система [1, с.256].
По существу речь идет о разных типах однопартийности и многопартийности.
Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Создание других партий запрещено законом. В такой системе партия срастается с государством. Основные политические решения принимаются партийными руководителями, роль государственных деятелей ее в основном исполнительская.
Опыт функционирования однопартийных систем в XX в. показал их неэффективность и антидемократичность. Монополизация властных функций неизбежно ведет к волюнтаризму и преобладанию командных методов управления, в конечном счете — к отчуждению граждан от политики.
Однопартийные системы существовали при тоталитарном режиме в СССР и нацистской Германии, в Албании, Румынии. В настоящее время они существуют в КНДР и на Кубе.
Система с партией, осуществляющей гегемонию по отношению к другим партиям, существует в настоящее время в Китае, до конца XX в. была в Мексике и в большинстве стран Восточной Европы.
«Квазимногопартийность» также порождает тенденцию к сращиванию партийного и государственного аппарата, хотя и не в такой степени, как при однопартийности. Являясь вариантом однопартийности, такая система не предоставляет достаточных возможностей для выражения различных идей и интересов, что приводит к ее кризису [5, с.257-258].
Система с доминирующей партией, характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. До начала 90-х годов XX в. такими были Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс. В Швеции доминирующей партией является социал-демократическая. Система доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет опасность косности и застоя для правящей партии.
Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти.
Бипартизм не исключает существование в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но не в состоянии реально претендовать на власть.
Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти Демократическая и Республиканская партии.
Классификацию Дж. Сартори целесообразно дополнить системой «двух партий с половиной». Для нее также характерна конкуренция двух крупных партий, но ни одна из них не может получить абсолютное большинство на выборах в парламент и для формирования правительства должна войти коалицию с третьей партией. Эта партия играет роль баланса для обеспечения перевеса одной из ведущих партий. Такая система существует в Германии; партии ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) могли сформировать правительство, только вступив в блок с третьей партией — со Свободными демократами, в последнее время их место заняла Партия «зеленых». По добная система существует также в Канаде, Австралии, где «третьи» партии располагают возможностью выступать в качестве регулятора власти.
Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабильность власти, так как создает однопартийное правительство, свободное от неустойчивости коалиционных соглашений. Оппозиционные партии действуют здесь в русле одних и тех же базовых ценностей.
Двухпартийная система упрощает процесс артикуляции и агрегации интересов, поскольку каждая из соперничающих партий стремится обобщить требования различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от участия в принятии решений мелкие партии, выражающие требования меньшинства.
Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является конкуренция нескольких политических партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема союзников и партнеров с целью создания коалиций. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. Система умеренного плюрализма существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где конкурируют три — четыре партии.
Система крайнего (поляризованного) плюрализма существует в таких странах, как Франция и Италия. Она имеет ряд признаков:
- включает партии, выступающие против существующей политической системы. Эти партии придерживаются полярно противоположных идеологий — анархизма, фашизма и прочих;
- функционируют несколько политических партий, объединенных в два или более крупных блока. Эти блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Например, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемых социалистической партией, и блок правых сил во главе с Объединением в поддержку Республики;
- доступ к формированию правительства возможен только для партий центра — правого и левого. Крайние же партии, выступающие против существующей системы, не могут принимать участие в правительстве.
Следует отметить, что для автомизированной партийной системы характерно существование десятков и даже сотен партий. Данные партийные системы функционируют в настоящее время в Малайзии, Боливии и других странах.
Следует отметить что если в странах Запада партии выросли в результате естественного развития, то в России своим появлением они во многом обязаны авторитарно-олигархической системе. Первые политические партии возникают в России в начале XX в. Особенностью является появление прежде всего партий социалистической направленности. Большинство политических партий образованы в ходе первой буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. Политические партии отличались не только по социально-классовому составу, но и по средствам и методам достижения главной цели — завоевание власти. Однако многопартийность в России просуществовала только до начала 1920 г. Однопартийная система в СССР сначала не была юридически оформленной, но затем ее закрепили в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС. Ее отмена в 1991 г. Съездом народных депутатов означала по сути конец монополии на власть какой-либо политической партии. Началась новая политическая история многопартийности в России. Российские партии возникли на поверхности фрагментированного общества после краха тоталитарной системы и поддержались властью скорее не ради содействия зарождающемуся институту демократии, а для обеспечения управляемости политическим процессом. Характерным свидетельством тому служат попытки власти создать двухпартийную систему накануне выборов в Государственную Думу в 1995 году.
Деятельность политических партий в России регламентируется Конституцией РФ и «Законом о политических партиях» (2001 г.), согласно которому политическая партия должна иметь не менее 10 000 сторонников, причем более чем в 50% субъектах Российской Федерации, с условием, что в каждом из субъектов будет не менее 100 членов партии." Таким образом, новый федеральный закон о политических партиях призван упорядочить организационную структуру многих политических партий. Очевидно, что большинство из официально зарегистрированных партий в Министерстве юстиции РФ до принятия данного закона не будут перерегистрируемы. Так, в 1998 г. в России было зарегистрировано 92 общероссийских и межрегиональных партий.
Партиям в России, однако, не удалось стать основным посредником между властью и обществом. Они не выполняют сколько-нибудь удовлетворительно ни одну из функций, свойственных этому институту в демократических государствах.
Российские политические партии в начале третьего тысячелетия не сумели стать ни массовыми объединениями, выражающими интересы определенных социальных слоев, ни универсальными партиями избирателей, стремящимися предоставить интересы самых широких слоев населения. Они не являются также конкурирующими корпорациями менеджеров по управлению государством, предлагающими услуги на выборах, каковыми становятся, например, Демократическая и Республиканская партии в США, так как процесс оформления большинства партий идет не снизу вверх, а наоборот. Узкая группа единомышленников или один потенциальный лидер сами ищут себе сторонников, финансовую поддержку и лишь затем создают политическую партию. В результате большинство партий известно исключительно благодаря их лидерам [4, с.158].
Следует заметить, что в России складывается партийная система, ориентированная на поддержание внутриэлитной коммуникации и содействие представителям элиты, стремящимся через выборы институционализировать свое участие в публичной политике. Партии существуют в основном за счет средств банков и финансово-промышленных структур, которые в условиях непредсказуемости будущего стремятся заручиться поддержкой наиболее перспективных претендентов на власть, использовать их в качестве лоббистов своих интересов при принятии тех или иных законов.
В настоящее время российские партии остаются протопартиями, для которых характерны малочисленность и организационная слабость, аморфность программ и фракционная борьба, популизм при отсутствии ощутимых результатов деятельности. Отсутствие социальной базы вынуждает их лавировать с целью получения конъектурных преимуществ, объединяться и блокироваться с временными союзниками. Большое число этих партий на политической арене отражает не многообразие социальных интересов, а неупорядоченность, текучесть и бессистемность политических отношений.
Российские партии (за исключением КПРФ и ультранационалиста-ческою Русского национального единства) не ведут активную плано- мерную работу с населением, т.е. со своим потенциальным электоратом, а действующая Конституция фактически лишает партии и парламент рычагов воздействия на исполнительную власть. Поэтому в обозримой перспективе вероятность превращения российских партий в существенный фактор политической и гражданской жизни незначи- тельна. Слабость партий компенсируется формированием сети групп интересов, лоббирования и давления. Это свидетельствует о формировании в России элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии.
Современные политологи выделяют пять важнейших факторов, негативным образом воздействующих на партийное строительство в России.
Это:
- относительная неразвитость демократической политической культуры и гражданского общества;
- специфика протекания российского транзита, когда политические изменения опережают экономическую трансформацию;
- введение в стране президентской формы правления (в президентских республиках партийное строительство протекает сложнее, чем в парламентских);
- особенности российской избирательной системы, препятствующей консолидации партий;
- федеративное устройство страны (в федерациях учреждение и консолидация партий протекают значительно труднее, чем в унитарных государствах).
Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить аналогический процесс в странах Запада, с одной стороны, в результате самобытности национально-культурной традиции, а с другой, — в силу необратимости исторического времени.
Партия в формальном отношении означает не что иное, как часть целого, которая по какому-либо принципу обособляется от него, находясь в то же время в структуре целого. Политическая партия означает группу единомышленников, которые стремятся к общей политической цели. Обычно партия имеет свое оппозиционное целому сознание, идеологию; она формулирует цель своей деятельности и стремится к реализации этой цели. Цели политических партий вращаются вокруг обладания властью, они, как правило, стремятся либо сохранить ее, либо получить. Цели, ценности, принципы организации партий, идеология, как правило, публикуются в программных документах и уставах, а также в теоретико-идеологических работах «классиков» и лидеров партий.
В содержательном отношении партии меняют свою форму в зависимости от множества обстоятельств социо-политического плана. Можно констатировать, что, несмотря на существование общей теории политических партий (М. Дюверже, М. Вебер), их осознание в переходные и беспрецедентные эпохи неудовлетворительно, поскольку новые партийные моменты интерпретируются на основании прежних клише. Сложное противоречие партийной формы и социополитической среды зафиксировать в политическом сознании до сих пор достаточно трудно.
Участие в партий в политической жизни страны предопределяет их деятельность в государственной думе. Прошедшие в декабре 2007 года выборы в государственную Думу показали, что не все политические партии проходят в орган управления государством.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.