Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политические партии: признаки и функции

Политические партии: признаки и функции [23.05.11]

Тема: Политические партии: признаки и функции

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.43K | Скачано: 350 | Добавлен 23.05.11 в 09:38 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

Введение 3

1. Понятие политическая партия, ее признаки, функции, основные типы. Политические партии и движения 4

2. Многообразие партийных систем 10

3. Дайте сравнительный анализ партийных систем России, США 14

Заключение 19

Список литературы 20

 

Введение

Политическая жизнь СССР в годы перестройки еще долго будет на­ходиться в поле зрения историков, политологов, социологов, психоло­гов, пытающихся определить степень случайного и закономерного в про­изошедших событиях. И это вполне объяснимо. В результате горбачевской перестройки перестала существовать социально-политическая система, под влиянием которой шло развитие всех сторон человеческой жизни на 1/6 части земного шара. Вследствие краха перестройки с политической арены исчезла одна из двух супердержав, оказывающая влияние на ба­ланс сил в мировой политике, с ее многогранными связями и взаимо­влияниями. В результате исчезновения СССР, РСФСР как одна из быв­ших союзных республик обрела суверенитет и права на проведение ради­кальных рыночных реформ и преобразований в сфере государственного устройства.

Изменения эти носили далеко не случайный характер. Их формы и методы во многом были предопределены сформированными в последние десятилетия взглядами, этическими нормами, а иногда и просто при­вычками как основной части населения страны, так и ее партийной и управленческой элиты.

Появление множества   партий тоже было исторически  предопределено.

Тема  актуальна, так  как изучение политической  борьбы  в России является  темой  дня, поскольку  процесс, начавшийся  в 90-е  годы  продолжается  и на  сегодняшний  момент.

 

1. Понятие политическая партия, ее признаки, функции, основные типы. Политические партии и движения

Слово «партия» - латинского происхождения и переводится как «часть», т.е. часть более крупной общности. Задолго до форми­рования современных политических партий этим термином обозна­чались группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть.

Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей древнего мира (например, Аристотель писал о борьбе между пар­тиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э.), в средние века существовали группировки, носившие чаще всего временный характер и называвшиеся партиями (например, известна война между «партиями» Алой и Белой Розы в средневе­ковой Англии). Однако лишь с момента буржуазных революций (прежде всего английской революции XVII в.) можно говорить о по­явлении прототипов современных политических партий. Они воз­никли как результат ограничения абсолютистских функций государ­ства, появления автономной личности и ее стремления участвовать в общественной жизни, влиять на власть, как результат признания законности существования различных интересов в обществе, а вместе с ними и политических инструментов (политических пар­тий), призванных представлять эти интересы в системе власти.

В политологии общепринята предложенная М. Вебером эволю­ция политических партий: аристократические котерии (кружки), политические клубы, массовые партии. Все три ступени развития прошли только две партии Великобритании - либеральная (виги) и консервативная (тори). Котерии вигов и тори оформились в Анг­лии во второй половине XVII в., и различия между ними носили пер­воначально вероисповедальный характер, дополняясь династичес­кими предпочтениями. Борьба тори и вигов была в основном борь­бой между собой господствующих слоев общества за власть [2, с.147].

В отличие от котерии политические клубы появились во многих европейских странах; они имели более развитую организацию, ус­тойчивость идеологических связей и более широкие масштабы де­ятельности. Их появление было связано с выходом на политичес­кую арену буржуазии и вступлением ее в политическую борьбу (в 1831 г. тори основали «Чарльтон Клаб», в 1836 г. виги образовали «Реформ Клаб»).

Массовые политические партии от политических клубов отлича­ло стремление привлечь как можно большее число членов, исполь­зование разнообразных методов политической борьбы, а также большая активность, которая не ограничивалась периодом выбо­ров.

Первой массовой политической партией была либеральная пар­тия в Англии (основана в 1861 г.). К концу XIX в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большин­стве стран Западной Европы. Партии стали выступать способом самоорганизации гражданского общества, важным социально-по­литическим институтом, посредством которого осуществляется вза­имосвязь государства и гражданского общества.

У политологов нет единого мнения по вопросу, что такое политическая партия, нет общепризнанного ее определе­ния. Однако можно выделить наиболее существенные признаки, от­личающие современную политическую партию от других полити­ческих организаций: наличие минимальной формальной организа­ции; наличие определенной программы совместной деятельности; особый социальный статус, в частности, стремление к оказанию прямого влияния на политическую жизнь, важная роль в подготовке избирательной кампании кандидатов, проведении выборов; специфическое положение в государстве, в том числе связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функцио­нировании правительственных механизмов; особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование их деятельности; соци­альная база партии и т.д. [2, с.148-149]

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение партии: партия - это добровольная политическая организа­ция, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, де­ятельность которой направлена на завоевание политичес­кой власти либо участие в ее осуществлении. Именно притяза­ние на политическую власть, участие в механизме власти - основ­ной отличительный признак политической партии от других органи­заций, движений, клубов.

Современные политические партии выполняют ряд функций. Прежде всего они осуществляют связь между обществом и государ­ством. Выясняя интересы тех или иных групп, партии сводят их во­едино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов - функция представительства. Политические партии определяют цели, разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию развития обще­ства и убедить граждан в ее правильности.

Важной функцией партий является отбор и формирование поли­тических лидеров и элит для всех уровней политической системы: профессиональных политиков, партийных экспертов, аналитиков и т.д..

Одной из важнейших задач партий является мобилизация и по­литическая социализация граждан.

Главной функцией политических партий является борьба за по­литическую власть и связанное с нею формирование правящей элиты и состава правительства. В условиях парламентской демо­кратии в ходе выборов партии ведут борьбу за власть. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти; их итоги определяют, какие именно партии в течение установленного законом срока будут осу­ществлять руководство государством. Победившие на выборах пар­тии формируют парламент, являющийся основным полем их дея­тельности: именно участвуя в работе парламента, партия может влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, более того, на повседневную жизнь ее населения.

Результаты выборов влияют также на формирование органов исполнительной власти, хотя в разных государст­вах это влияние различно. Так, в парламентских республиках пре­мьер-министром становится либо лидер или представитель правя­щей партии, победившей на выборах и имеющей большинство в парламенте, либо представитель партийной коалиции. В Россий­ской Федерации Председателя правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы. При выборе кандидатуры Пре­зидент, безусловно, должен принимать во внимание партийный со­став Думы с целью избежать возможной конфронтации с ней и по­литического кризиса.

Хотя борьба за политическую власть является важнейшей функ­цией партий, последние могут занимать различные позиции по от­ношению к государственной власти. Партия может быть в непри­миримой оппозиции, выступая против существующего государст­венного устройства, даже если не призывает к насилию, в этом слу­чае партия стремится к власти прежде всего для того, чтобы изме­нить само государство; она выступает против любого правительст­ва, поддерживающего существующую государственность.

Партия может быть в оппозиции, направленной не против суще­ствующего государственного строя, а против политики определен­ного правительства (в Великобритании такого рода оппозицию на­зывают «оппозиция ее величества», а правительство - «прави­тельством ее величества»). Партия может также выступать в роли конструктивной оппозиции: критикует то, с чем не согласна в дей­ствиях правительства, поддерживает то, что считает правильным в его деятельности.

Партия способна участвовать в правительстве и в различных ор­ганах управления в качестве партнера других партий - в этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответст­венность. Возможна роль партии в качестве ведущей силы прави­тельственной коалиции, при этом партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее в основном зависит осуществле­ние государственной власти, в ее руках сосредоточены широкие возможности реализации собственных вариантов решения про­блем.

Партия может сформировать правительство единолично, в этом случае она берет на себя монопольную ответственность за осущест­вление государственной власти, особенно если она располагает аб­солютным большинством в парламенте. В ряде случаев партии, до­бившись монополии на власть, стремятся укрепить ее, в том числе путем нарушения законности, ликвидации оппозиции. Тогда проис­ходит отождествление партии с государством [3, с.122].

Закреплению роли и повышению значения политических партий в политической системе общества способствовал процесс их институализации. Основным средством институализации деятельности партий являются различные нормативно-правовые акты (статьи о политических партиях в конституциях, законы о политических пар­тиях, законы о финансировании и деятельности партий, избира­тельные законодательства и др.). Современное законодательство о политических партиях содержит весьма подробную регламентацию по вопросам, касающимся требований, предъявляемых к програм­ме и внутреннему уставу политических партий; условий возникно­вения партии и прекращения ее деятельности; прав и обязанностей партии. Почти во всех странах разрешается свободное образование и деятельность политических партий. Ограничивается их создание в том случае, если партия преследует цели или использует средства, квалифицируемые как преступление, или если партия ставит цель ликвидировать существующий конституционный строй.

В настоящее время в большинстве стран осуществляется госу­дарственное финансирование политических партий, начало кото­рому было положено в 50-60-х гг. Правовой основой государст­венного финансирования политических партий стало конституци­онное признание партий в качестве важнейшего института, игра­ющего большую роль в организации государственной власти. Такое признание обязывает государство содействовать партиям наиболее эффективно осуществлять свои функции. Существует прямое (общее и специальное), связанное с выплатой субсидий из государственного бюджета, и косвенное (предоставление бесплат­ного эфирного времени, места для публикаций и заявлений партий в средствах массовой информации и др.) государственное финан­сирование [3, с.123-124].

Структура политической партии включает три уровня: блок из­бирателей (массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой во время избирательной кампании; принадлеж­ность к данной группе основывается больше на декларируемой при­верженности, чем на официальной вовлеченности в партийную ор­ганизацию); официальная партийная организация; партия в систе­ме правления (должностные лица в государственном аппарате, ко­торые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т.д.).

Многообразие исторических и социокультурных условий разных стран привело к возникновению партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функционированием и характером деятельно­сти.

В основу классификации партий могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологический облик, место в политиче­ском спектре, отношение к другим элементам политической системы, принципы организации и т.д.

Исходя из природы социальной базы, можно выделить партии, пред­ставляющие интересы отдельных классов (например, буржуазные, кре­стьянские, рабочие и т.д.); отдельных слоев и групп (например, олигар­хов, интеллигенции, женщин, молодежи и т.п.); этнических групп.

Следует отметить, что по шкале политического спектра партии России раз­мещаются справа на лево. Правыми в политологии называют тех, кто отстаивает сильное государство, охраняющее частную собственность Левыми называют тех, кто ориентирован на общественную собствен­ность, выступает за социальную равенство, претендует на роль вырази­теля интересов трудящихся. Как правило, это коммунистические рабо­чие партии.

Например, в российском политическом спектре правыми являются прежде всего такие либерально ориентированные партии, как Партия экономической свободы, Демократический выбор России. Партии этого направления - сторонники социально ориентированного рыночного хо­зяйства, сокращения государственного вмешательства в экономику. Их объединяет приверженность общецивилизационным принципам поли­тического демократизма (разделение властей, многопартийность, обес­печение прав личности, независимость СМИ и т.п.). В сфере внешней политики они выступают против имперских традиций, изоляционизма и конфронтационности.

 

2. Многообразие партийных систем

Взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними определяются понятием «партийная система». Партийные системы структурируют социальные интересы, дают им возможность выразится на местном и национальном уровнях в частности через меха­низм выборов. Они являются составной частью политической системы, важным механизмом осуществления власти.

Развитая, устоявшаяся партийная система, выработавшаяся эффек­тивные нормы регуляции отношений с государственной властью — га­рантия стабильности общества, его способности решать возникающие проблемы и преодолевать кризисы.

Партийные системы приято классифицировать по качественным ха­рактеристикам и по количественному составу.

В зависимости от характера режима можно говорить о демократиче­ских и недемократических: авторитарных и тоталитарных партийных системах. В соответствии с господствующими в государстве социаль­ными ценностями выделяют социалистические и буржуазные партий­ные системы. С учетом характера отношений между партиями и госу­дарством различают конкурентные и неконкурентные партийные системы.

Среди критериев типологизации партийных систем наиболее распро­страненным является количественный критерий. В капитальном труде «Партии и партийные системы» итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:

-      система с одной партией;

-      система с партией гегемоном;

-      система с доминирующей партией;

-      двухпартийная система;

-      система ограниченного плюрализма;

-      система крайнего плюрализма;

-      атомизированная система [1, с.256].

По существу речь идет о разных типах однопартийности и много­партийности.

Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Создание других партий запре­щено законом. В такой системе партия срастается с государством. Основные политические решения принимаются партийными руко­водителями, роль государственных деятелей ее в основном исполни­тельская.

Опыт функционирования однопартийных систем в XX в. показал их неэффективность и антидемократичность. Монополизация властных функций неизбежно ведет к волюнтаризму и преобладанию командных методов управления, в конечном счете — к отчуждению граждан от по­литики.

Однопартийные системы существовали при тоталитарном режиме в СССР и нацистской Германии, в Албании, Румынии. В настоящее время они существуют в КНДР и на Кубе.

Система с партией, осуществляющей гегемонию по отношению к другим партиям, существует в настоящее время в Китае, до конца XX в. была в Мексике и в большинстве стран Восточной Европы.

«Квазимногопартийность» также порождает тенденцию к сращива­нию партийного и государственного аппарата, хотя и не в такой степени, как при однопартийности. Являясь вариантом однопартийности, такая система не предоставляет достаточных возможностей для выражения различных идей и интересов, что приводит к ее кризису [5, с.257-258].

Система с доминирующей партией, характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. До начала 90-х годов XX в. такими были Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс. В Швеции доминирующей партией является социал-демократическая. Система доминации позволяет сформировать стабильное однопартий­ное правительство, но несет опасность косности и застоя для правящей партии.

Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному при­нятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии пе­риодически сменяют друг друга у власти.

Бипартизм не исключает существование в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но не в состоянии реально претендовать на власть.

Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти Демократическая и Республиканская партии.

Классификацию Дж. Сартори целесообразно дополнить системой «двух партий с половиной». Для нее также характерна конкуренция двух крупных партий, но ни одна из них не может получить абсолютное большинство на выборах в парламент и для формирования правительст­ва должна войти коалицию с третьей партией. Эта партия играет роль баланса для обеспечения перевеса одной из ведущих партий. Такая сис­тема существует в Германии; партии ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) могли сформировать прави­тельство, только вступив в блок с третьей партией — со Свободными демократами, в последнее время их место заняла Партия «зеленых». По добная система существует также в Канаде, Австралии, где «третьи» партии располагают возможностью выступать в качестве регулятора власти.

Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабильность власти, так как создает однопартийное правительство, свободное от неустойчивости коалиционных соглашений. Оппозиционные партии действуют здесь в русле одних и тех же базовых ценно­стей.

Двухпартийная система упрощает процесс артикуляции и агрега­ции интересов, поскольку каждая из соперничающих партий стре­мится обобщить требования различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от уча­стия в принятии решений мелкие партии, выражающие требования меньшинства.

Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма яв­ляется конкуренция нескольких политических партий, каждая из кото­рых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и само­стоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема союзников и партнеров с целью созда­ния коалиций. В условиях умеренного плюрализма идеологические раз­личия между партиями невелики. Система умеренного плюрализма су­ществует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где конкурируют три — четыре партии.

Система крайнего (поляризованного) плюрализма существует в таких странах, как Франция и Италия. Она имеет ряд признаков:

-      включает партии, выступающие против существующей политиче­ской системы. Эти партии придерживаются полярно противопо­ложных идеологий — анархизма, фашизма и прочих;

-      функционируют несколько политических партий, объединенных в два или более крупных блока. Эти блоки способствуют консо­лидации политических сил, преодолению дробности политиче­ского процесса. Например, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемых социалистической  партией, и блок правых сил во главе с Объединением в поддержку Респуб­лики;

- доступ к формированию правительства возможен только для пар­тий центра — правого и левого. Крайние же партии, выступающие против существующей системы, не могут принимать участие в пра­вительстве.

Следует отметить, что для автомизированной партийной системы характерно существование десятков и даже сотен партий. Данные пар­тийные системы функционируют в настоящее время в Малайзии, Боли­вии и других странах.

 

3. Дайте сравнительный анализ партийных систем России, США

Следует отметить что если в странах Запада партии выросли в ре­зультате естественного развития, то в России своим появлением они во многом обязаны авторитарно-олигархической системе. Первые полити­ческие партии возникают в России в начале XX в. Особенностью явля­ется появление прежде всего партий социалистической направленности. Большинство политических партий образованы в ходе первой буржуаз­но-демократической революции 1905-1907 гг. Политические партии от­личались не только по социально-классовому составу, но и по средствам и методам достижения главной цели — завоевание власти. Однако мно­гопартийность в России просуществовала только до начала 1920 г. Од­нопартийная система в СССР сначала не была юридически оформлен­ной, но затем ее закрепили в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС. Ее отмена в 1991 г. Съездом народных депутатов означала по сути конец монополии на власть какой-либо политической партии. Началась новая политическая история мно­гопартийности в России. Российские партии возникли на поверхности фрагментированного общества после краха тоталитарной системы и поддержались властью скорее не ради содействия зарождающемуся ин­ституту демократии, а для обеспечения управляемости политическим процессом. Характерным свидетельством тому служат попытки власти создать двухпартийную систему накануне выборов в Государственную Думу в 1995 году.

Деятельность политических партий в России регламентируется Конституцией РФ и «Законом о политических партиях» (2001 г.), со­гласно которому политическая партия должна иметь не менее 10 000 сторонников, причем более чем в 50% субъектах Российской Федерации, с условием, что в каждом из субъектов будет не менее 100 членов партии." Таким образом, новый федеральный закон о поли­тических партиях призван упорядочить организационную структуру многих политических партий. Очевидно, что большинство из офици­ально зарегистрированных партий в Министерстве юстиции РФ до принятия данного закона не будут перерегистрируемы. Так, в 1998 г. в России было зарегистрировано 92 общероссийских и межрегиональ­ных партий.

Партиям в России, однако, не удалось стать основным посредником между властью и обществом. Они не выполняют сколько-нибудь удов­летворительно ни одну из функций, свойственных этому институту в демократических государствах.

Российские политические партии в начале третьего тысячелетия не сумели стать ни массовыми объединениями, выражающими интересы определенных социальных слоев, ни универсальными партиями изби­рателей, стремящимися предоставить интересы самых широких слоев населения. Они не являются также конкурирующими корпорациями менеджеров по управлению государством, предлагающими услуги на выборах, каковыми становятся, например, Демократическая и Респуб­ликанская партии в США, так как процесс оформления большинства партий идет не снизу вверх, а наоборот. Узкая группа единомышлен­ников или один потенциальный лидер сами ищут себе сторонников, финансовую поддержку и лишь затем создают политическую партию. В результате большинство партий известно исключительно благодаря их лидерам [4, с.158].

Следует заметить, что в России складывается партийная система, ориентированная на поддержание внутриэлитной коммуникации и со­действие представителям элиты, стремящимся через выборы институ­ционализировать свое участие в публичной политике. Партии сущест­вуют в основном за счет средств банков и финансово-промышленных структур, которые в условиях непредсказуемости будущего стремятся заручиться поддержкой наиболее перспективных претендентов на власть, использовать их в качестве лоббистов своих интересов при при­нятии тех или иных законов.

В настоящее время российские партии остаются протопартиями, для которых характерны малочисленность и организационная слабость, аморфность программ и фракционная борьба, популизм при отсутствии ощутимых результатов деятельности. Отсутствие социальной базы вы­нуждает их лавировать с целью получения конъектурных преимуществ, объединяться и блокироваться с временными союзниками. Большое число этих партий на политической арене отражает не многообразие со­циальных интересов, а неупорядоченность, текучесть и бессистемность политических отношений.

Российские партии (за исключением КПРФ и ультранационалиста-ческою Русского национального единства) не ведут активную плано- мерную работу с населением, т.е. со своим потенциальным электора­том, а действующая Конституция фактически лишает партии и парламент рычагов воздействия на исполнительную власть. Поэтому в обозримой перспективе вероятность превращения российских партий в существенный фактор политической и гражданской жизни незначи- тельна. Слабость партий компенсируется формированием сети групп интересов, лоббирования и давления. Это свидетельствует о формиро­вании в России элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии.

Современные политологи выделяют пять важнейших факторов, нега­тивным образом воздействующих на партийное строительство в России.

Это:

-      относительная неразвитость демократической политической куль­туры и гражданского общества;

-      специфика протекания российского транзита, когда политические изменения опережают экономическую трансформацию;

-      введение в стране президентской формы правления (в президентских республиках партийное строительство протекает сложнее, чем в парламентских);

-      особенности российской избирательной системы, препятствующей консолидации партий;

-      федеративное устройство страны (в федерациях учреждение и кон­солидация партий протекают значительно труднее, чем в унитар­ных государствах).

Формирование влиятельных партий является важным условием де­мократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить аналогический процесс в странах Запада, с одной стороны, в результате самобытности национально-культурной традиции, а с дру­гой, — в силу необратимости исторического времени.

 

Заключение

Партия в формальном отношении означает не что иное, как часть целого, которая по какому-либо принци­пу обособляется от него, находясь в то же время в струк­туре целого. Политическая партия означает группу еди­номышленников, которые стремятся к общей политиче­ской цели. Обычно партия имеет свое оппозиционное целому сознание, идеологию; она формулирует цель своей деятельности и стремится к реализации этой цели. Цели политических партий вращаются вокруг обладания вла­стью, они, как правило, стремятся либо сохранить ее, либо получить. Цели, ценности, принципы организации партий, идеология, как правило, публикуются в програм­мных документах и уставах, а также в теоретико-идео­логических работах «классиков» и лидеров партий.

В содержательном отношении партии меняют свою форму в зависимости от множества обстоятельств социо-политического плана. Можно констатировать, что, не­смотря на существование общей теории политических партий (М. Дюверже, М. Вебер), их осознание в переход­ные и беспрецедентные эпохи неудовлетворительно, по­скольку новые партийные моменты интерпретируются на основании прежних клише. Сложное противоречие партийной формы и социополитической среды зафикси­ровать в политическом сознании до сих пор достаточно трудно.

Участие в партий в политической жизни страны предопределяет их деятельность в государственной думе. Прошедшие в декабре 2007 года выборы в государственную Думу показали, что не все политические партии проходят в орган управления государством.

 

Список  литературы

  1. Выборы – обзор событий // Полис, 2008 , № 10, С. 10-12
  2. Белов Г.А. Политология. Учебное пособие. М.: Аспект, 2007. – 304с.
  3. Дробышев А.А. Основыполитологии. Омск: ОмГМА,2007,-322с.
  4. Новиков
  5. Политическое пространство России: Информа­ционный бюллетень. – М.: Юнити, 2008. - 68 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 24.43K
Скачано: 350
Скачать бесплатно
23.05.11 в 09:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе