Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политические партии: признаки, функции и основные типы
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 43.32K | Скачано: 273 | Добавлен 30.04.14 в 15:42 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: не указан
Введение 2
1.Понятие «политическая партия», ее признаки, функции и основные типы. Политические партии и политические движения 3
2.Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России 10
3.Сравнительный анализ партийных систем России, США и ФРГ 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или многопартийные системы.
Политические партии занимают одно из важнейших мест в жизни общества. Без них при демократическом режиме невозможно самоосуществление государственной власти, поэтому данная тема актуальна. Политические партии различных направлений и оттенков в зависимости от обстановки либо выступают в качестве правящих, либо играют роль лояльной оппозиции, которая в любой момент сама может сформировать правительство.
Таким образом, цель данной работы заключается в рассмотрении роли политических партий и движений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы; политические движения;
- рассмотреть партийные системы и изучить особенности партийной системы современной России;
- дать сравнительный анализ партийных систем России, США и ФРГ.
Объектом исследования выступают политические партии. Предметом - значение и сущность политических партий в современной России.
Политическая партия — это добровольная политическая организация, представляющая интересы части общества и ставящая
своей задачей их реализацию. С этой целью партия включается
в борьбу за завоевание и осуществление политической власти либо
за участие во властных структурах.[1.стр 186]
Признаки политической партии:
• Цель партий — завоевание и осуществление правительственной власти (хотя малые партии могут использовать политические выборы просто для того, чтобы заявить о себе).
• Партии — это четко структурированные организации с «партийными билетами». Этим они отличаются от более широких и менее организованных общественных движений.
• Партии имеют программы, охватывающие самый широкий круг политических вопросов государственного значения (хотя малые партии могут быть «однопроблемными», тем самым сближаясь с группами интересов).
• Все члены партии в той или иной степени разделяют одни и те же политические позиции и объединены общей идеологией.
Структура политической партии представлена руководством и рядовыми членами. Первое, в свою очередь, включает высшее руководство и функционеров.
Высшее руководство — это лидеры партии, ее наиболее авторитетные и опытные деятели, идеологи, мозговой центр. Это небольшая группа (партийная элита), которая определяет общий политический курс, конкретные цели и средства их достижения, разрабатывает программу партии и ее устав.
Функционеры — это партийные активисты, работающие на всех уровнях, — как в центральных, так и в местных органах партии. Они являются организаторами работы всех звеньев партии и проводниками ее политической линии.
Рядовые члены партии, как правило, работают в первичных организациях. Они действуют в соответствии с политическим курсом партии, выполняют задания партийного руководства. [2.стр106]
Функции политической партии:
1.Политическая функция состоит, во-первых, в реализации политической стратегии, направленной на овладение властью с целью реализации интересов конкретных общественно-политических сил, проведения тех или иных социальных преобразований. Во-вторых, эта функция раскрывается через деятельность по выработке и реализации тактических действий партии, которые заключаются в конкретных способах и методах решения текущих вопросов политики.
2. Идеологическая функция партий заключается в выработке партийных
идеологий, отстаивании собственных партийных ценностей, в отличие
от ценностей и идеологий других партий. Это ярко проявляется идеологической борьбе, контрпропагандистской работе и особенно характерно для так называемых идеологических партий, обращаюших
главное внимание на идеологическую работу и борьбу с «чуждыми» ,
«вражескими» идеологически ми системами.
3. Функция мобилизации. Заключается в организации поддержки
партии, в первую очередь на выборах, а также во время проведения референдумов, плебисцитов, других, предусмотренных конституцией, форм участия граждан в политике. Кроме того, функция мобилизации проявляется как поддержка населением партийных мероприятий (митингов, демонстраций, шествий и т.д.).
4. Функция рекрутирования близко примыкает к предыдущей. Понимается
достаточно широко и означает привлечение избирателей и сочувствующих,
прием новых членов и рост партийных рядов; продвижение наверх по иерархической лестнице партийных руководителей и выдвижение лидера партии, партийных руководителей на государственные должности.
5. Функция артикуляции означает выражение идеалов, интересов и нужд
поддерживающего партию электората языком партийных программ, платформ, лозунгов, в общем - языком политики.
6. Функция обеспечения политических связей между гражданским обществом и государственными структурами. Вытекает из положения места
партий в обществе и является одной из наиболее общих и важных
функций политических партий.
7. Функция формирования механизмов управления. Речь идет о важной для общества проблеме создания и воссоздания после каждых выборов нормально функционирующей системы государственного и общественного
управления. Здесь партии играют, безусловно, ведущую роль.
8 . Функция разработки политики и осуществления политического курса. Имеется в виду не только работа представителей партий в правительстве, но и создание оппозиционной, альтернативной правительственной, политики и конструктивной критики правительственного курса.
Условно все эти функции можно разделить на две основные группы: внешние, которые отражаются в деятельности, направленной на социальное окружение, многообразные элементы политической системы, и внутренние, связанные с развитием самой партии как особого политического организма. [3.стр110-111]
Типология политических партий базируется на нескольких критериях (признаках). Их достаточно много. К ним относят: идейно-политические позиции, форму участия в политической власти, внутреннюю структуру и методы деятельности, социальную базу, характер отношений к социальным преобразованиям, место и роль в политической системе общества. Рассмотрим наиболее употребительные из них и начнем с классификации политических партий в зависимости от их идейно-политической позиции как первого критерия.
Первый критерий — типология партий в зависимости от их идеологических доктрин. Это один из наиболее устойчивых, длительное время существующих критериев. Можно говорить о разделении партий по данному критерию только на два крыла: правоцентристское и левоцентристское.
Левоцентристские партии. Это крыло включает:
1) социал-демократические и социалистические партии,
2) демократические
3) коммунистические партии.
Социал-демократические и социалистические партии. Их социальная база — люди наемного труда. Выражая их интересы, эти партии выступают за социальную справедливость, равенство, усиление социальных функций государства.
Демократические партии. Выражают интересы главным образом среднего класса в городе и деревне. Программы этих партий направлены на защиту средних слоев населения и мелких собственников, содержат требования, касающиеся необходимости государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса.
Коммунистические партии. Этот блок политических партий во всем мире (включая и российские партии коммунистической ориентации) переживает глубокий кризис. Эти партии фактически признают базовые ценности политической платформы социал-демократов: права и свободы личности, плюрализм форм собственности, парламентские способы борьбы за власть.
Правоцентристские партии. Это крыло современного партийного спектра включает:
1) консервативные и либеральные партии,
2) конфессиональные партии.
Консервативные и либеральные партии. Социальная опора этих партий достаточно широкая: наряду с крупными собственниками эти партии ориентированы и на средний класс, стараясь привлечь его на свою сторону. Их идеологические доктрины строятся на признании необходимости законности, порядка и стабильности общества — политической и экономической.
Конфессиональные партии. Это католические, православные, мусульманские и другие партии. Естественно, программы этих партий опираются на положения религий. При всем различии программ этих партий общим для них служит опора на религиозно-нравственные ценности, стремление к милосердию и справедливости.
Второй критерий — типология партий в зависимости от организационной структуры и характера членства в партии. В соответствии с этим критерием разделяют партии на массовые и кадровые.
Массовые партии. Для них характерна высокая степень
идеологизации, которая используется для массовой политической мобилизации. Руководство в таких партиях принадлежит
профессиональным политикам, партийной бюрократии. Члены
массовых партий не только платят членские взносы, но и участвуют в делах партии.
Кадровые партии. Морис Дюверже определил кадровые партии как политические организации людей, имеющих высокое положение в обществе, что и обеспечивает им авторитет в политике. Это в основном депутаты, министры, сенаторы, разного ранга руководители, лица, профессионально занимающиеся политикой.
Третий критерий — характер связи партии с государством. На основании данного критерия можно назвать «партию-государство» и партию парламентского типа.
«Партия-государство» — это такой тип партии, в которой партийный аппарат сросся с аппаратом государства. Все законы, решения, указы и другие документы здесь готовит партийный аппарат от имени государства.
Партия парламентского типа в отличие от «партии-государства» основным полем своей деятельности имеет избирательные кампании. Политическое влияние такой партии измеряется поддержкой избирателей.
Четвертый критерий — отношение партий к господствующему политическому режиму. На основании данного критерия они подразделяются на правящие и оппозиционные.
– Правящими считаются партии, которые победили на выборах и (главное) сформировали правительство. Правящая партия проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета министров. Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в том случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правящей. Главный признак правящей партии – возможность самостоятельного формирования правительства.
– Оппозиционными партиями считаются те, которые лишены реальной возможности влиять на формирование правительства и находятся в очевидной оппозиции к политике действующего правительства. Их сверхзадача – завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего правительства за его ошибки, жестокий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития страны [4.стр 206-208]
Общественно-политическое движение — это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Такие движения в современных условиях весьма многочисленны. В каждое из общественно-политических движений могут входить люди разных социальных, этнических, конфессиональных и других слоев. В центре движений может быть партия или партийный блок. Как правило, политические движения возникают спонтанно, выдвигая
определенную политическую задачу. После ее выполнения они,
как правило, распадаются.
Рассмотрим особенности общественно-политических движений, отличающие их от политических партий.
Во-первых, хотя данные движения для решения поставленных задач стремятся воздействовать на власть, однако сами они не ставят цели завоевания власти.
Во-вторых, как правило, общественно-политические движения не имеют сильных центров.
В-третьих, в общественно-политических движениях широко распространено коллективное членство. В партиях же (за редким исключением) это не допускается.
В-четвертых, идейно-политическая ориентация политических движений гораздо шире и расплывчатей в сравнении с политическими партиями. При этом поставленная цель уже и конкретнее, чем у партий. Это одна из причин притягательной силы политических движений для широких слоев населения. [5.стр 148-149].
Партийные системы различаются по числу партий и их качественным признакам: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные, системы с доминирующей партией. Структура партийной системы и се функциональная определенность во многом зависят от типа политического режима. В связи с этим различают демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы.
Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.
Однопартийность — это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.
Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.
Двух с половиной партийные системы - нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства.
Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.
Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.
Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы.
Суть партийной системы с доминирующей партией состоит в том, что одна партия в течение длительного периода времени побеждает своих конкурентов и находится у власти. [6]
На 8 августа 2013 года в России зарегистрировано 73 политические партии и действуют 86 оргкомитетов.
В современной России многопартийность – явление относительно новое, однако это не мешает возникновению все новых партий и укреплению прежних политических объединений. Причем если каких-то пятнадцать-семнадцать лет назад основная масса населения не особо понимала, кого, куда и зачем избирает, то современное общество уже делает свой выбор более осознанно, заставляя политические партии тщательнее выполнять свои прямые обязанности – представлять и защищать интересы граждан.
В последних парламентских выборах 4 декабря 2011 года принимали участие всего семь политических партий. Это было связано с тем, что для регистрации организации в качестве политической партии ей необходимо было предоставить в Министерство Юстиции список как минимум из 40 тысяч фамилий состоящих в ней членов и иметь не менее 45 отделений по 500 и более.
Однако 4 апреля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Этот документ значительно упрощает процедуру создания и регистрации политических партий. В десятки раз снижена минимальная численность организации – теперь партии достаточно иметь 500 зарегистрированных членов, чтобы подать заявку на регистрацию в Министерство Юстиции.
Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.
В связи с этим число новых политических партий в Российской Федерации начало стремительно расти: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые. На июль 2012 года их насчитывается 35 вместо 7 участвовавших в последних выборах в Государственную Думу. Это число еще будет расти.[7]
Согласно Конституции России в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность, а также идеологическое многообразие, «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В России существует многопартийная система. В то же время после создания партии «Единая Россия» и выборов в Госдуму 2003 года в стране фактически сложилась партийная система с доминирующей партией, при которой только одна партия обладает реальной политической властью, имея квалифицированное большинство как в федеральном парламенте, так и в представительных органах власти регионального и местного уровня, а также контролируя исполнительную власть почти во всех регионах, городах и районах.
Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей. Особенно велика роль административного ресурса в небольших городах и сельских районах, где роль средств массовой информации весьма ограниченна, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В таких условиях позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе.
К началу 2012 года в России было всего 7 партий, и каждая новая попытка зарегистрировать новую партию не удавалась, но после массовых акций протеста 2011 года законодательство было либерализовано, что привело к резкому увеличению числа партий. В 2012 году было зарегистрировано 46 новых партий и ещё 1 партия (РПР) была восстановлена. По состоянию на 27 сентября 2013 года в РФ официально зарегистрировано 73 политических партии. Кроме того, зарегистрированы 79 организационных комитетов, ставящих целью создать политическую партию.[8]
Противоположностью является партийная система Германии. Партийную систему ФРГ отличают стабильность, гибкость и действенность. Стабильность выражается в преемственности представительства партий, олицетворяющих консервативно-христианское, либеральное и социал-демократическое направления; гибкость — в том, что оппозиционные политические течения могут реализовать себя на выборах; а действенность – в смене правительств, препятствующей монополизации правящего большинства какой-либо партийной коалицией. Становлению нынешней партийной системы способствовали следующие три фактора: послевоенный опыт борьбы с врагами демократии, установившими в Германии фашистский режим; динамичное экономическое развитие; законы ФРГ и внутрипартийные правила, которые поставили преграду для злоупотреблений властью со стороны партий
В ФРГ в течение 17 лет (1949 - 1966 гг.) существовала многопартийная система с монопольно господствующей партией, поскольку устойчивое большинство в бундестаге принадлежало блоку партий Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС). С 1966 по 1969 гг. в ФРГ действовало правительство "большой коалиции", в которую входили ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии.
Сегодня в Германии формально существует многопартийная система. В стране действует более сотни политических партий, подавляющее большинство которых абсолютно неизвестно широкой общественности. Реальный политический вес и влияние на формирование федеральной и земельной политики имеют едва ли десяток партий. Основными из них являются: Христианско-демократический союз (ХДС); Христианско-социальный союз (ХСС); Социал-демократическая партия Германии (СДПГ); Свободная демократическая партия (СвДП); Экологическая партия «Зеленые»; Республиканская партия; Партия демократического социализма (ПДС). Ведущими политическими партиями ФРГ остаются ХДС-ХСС и СДПГ. [9]
Политические партии Соединённых Штатов Америки играют важную роль в политичеcкой системе и жизни страны, несмотря на то, что Конституция Соединённых Штатов не оговаривает особо их существование. Традиционно для США характерна двухпартийная система, когда с середины XIX века в политике доминируют две большие партии, регулярно сменяющие друг друга у власти.
Политологи и историки делят развитие двухпартийной системы Америки на пять эпох. Современная двухпартийная система состоит из Демократической и Республиканской партий, которые неизменно побеждают на президентских выборах с 1852 года и контролируют Конгресс Соединённых Штатов с 1856 года. Начиная с 1930-х годов демократы в целом занимают в американской политике позиции чуть левее центра, в то время как республиканцы находятся правее центра.
Помимо двух ведущих партий в США действуют ещё 38 федеральных третьих партий, не считая региональных, но влияния на политику они почти не оказывают. Лишь время от времени кому-нибудь из членов малых партий удаётся добиться избрания вПалату представителей или Сенат. В некоторых штатах существуют партии пользующиеся реальным влиянием на региональную политику, например, Вермонтская прогрессивная партия.
На президентских выборах с начала XX века маловлиятельные и в основном недолгоживущие «третьи» партии и силы лишь эпизодически добивались хотя бы относительно значительных результатов: второе место Прогрессивной партии в 1912 году(27 % голосов избирателей и 88 выборщиков), а также третьи места независимого кандидата Росса Перо в 1992 (19 % и 0 выборщиков), Прогрессивной партии в 1924 (17 % и 23 выборщика) и Независимой партии в 1978 (14 % и 46 выборщиков).[10]
Таким образом, политическая партия — это добровольная политическая организация, для которой характерна борьба за власть.
Структура политической партии представлена руководством и рядовыми членами. Первое, в свою очередь, включает высшее руководство и функционеров.
Политические партии выполняют ряд функций: политическая, идеологическая, функция мобилизации, рекрутирования, артикуляции, функция обеспечения политических связей между гражданским обществом и государственными структурами, функция формирования механизмов управления, функция разработки политики и осуществления политического
курса.
Общественно-политическое движение — это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Движения выполняют свои, отличные от партий задачи и функции.
Партийные системы различаются по числу партий и их качественным признакам: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные, системы с доминирующей партией.
Согласно Конституции России в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность, а также идеологическое многообразие, «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
По состоянию на 27 сентября 2013 года в РФ официально зарегистрировано 73 политических партии. Кроме того, зарегистрированы 79 организационных комитетов, ставящих целью создать политическую партию.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.