Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политическая мысль России второй половины 19 – начала 20 вв.
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.67K | Скачано: 307 | Добавлен 25.05.09 в 12:48 | Рейтинг: +19 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Введение 3
1. Политические идеи русских революционных демократов (А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов) и представителей русского революционного народничества (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, М.А.Бакунин) 4
2. Идеи либерализма в русской политической мысли (Б.Н.Чичерин, Г.Ф.Шершеневич, Б.А.Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А.Ильин). 9
3. В столкновении либерализма, консерватизма и радикализма в российской политической истории рубежа 19 – 20 вв. восторжествовал, как известно, идеологический радикализм. Попробуйте объяснить почему? Какие социокультурные факторы тому способствовали? 12
Заключение 13
Список литературы 14
Вторая половина 19 – начало 20 веков для политической мысли России – особое время. В середине 19 века в России указом «сверху» было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества – самодержавие – оставалось во многом неизменной. Идеалы конституционной, думской монархии, не говоря уже о демократической республике, в этом веке остались недостижимыми.
Такое развитие не могло не вызвать к жизни большого количества политических учений и идей о путях переустройства и развития России. Общественно-политическая жизнь пореформенной России отмечена важным процессом - сменой поколений оппозиционеров – от либералов до крайних радикалов. Появились и развивались такие направления русской политической мысли как:
Противоречивость российской действительности и пагубные последствия сохранения самодержавия стимулировали развитие революционного движения в России
А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов считали, что Россия придет к социализму через крестьянскую общину.
Герцен, применительно к России, назвал свою теорию теорией «русского социализма». Она основывалась на его представлениях о преимуществах сохранившейся в России сельской общины. Идеализируя общину, Герцен рассматривал ее как готовую ячейку социализма, а сохранение общины - как залог перехода к социализму, минуя капитализм. Русского крестьянина он считал прирожденным социалистом.
Оригинальной является трактовка Герценом проблемы государства. Происхождение государства, как и другие мыслители, он объяснял в духе договорной теории, выводил из необходимости сохранить общественную безопасность. Однако Герцен понимал, что государства служат не «общему благу», а задачам социального угнетения. По его мнению, «государство одинаково служит и реакции, и революции, тому, с чьей стороны сила». В государстве он видел форму без содержания. В этом и сила, и слабость его воззрений. Не видя в государстве определенного содержания, он апеллировал к «верхам», надеясь на реформы. Представляя социализм как общество без государства, Герцен в то же время не требовал его немедленной ликвидации, отрицал «скорую неминуемость безгосударственного устройства».
Николай Гаврилович Чернышевский, как и другие революционные демократы, понимал необходимость народной революции и перехода к социализму. Он, как и Герцен считал, что Россия может миновать стадию капитализма, однако в отличие от Герцена, не считал общину уже готовой ячейкой социализма, считал, что общинное земледелие должно быть дополнено коллективным ведением хозяйства и что социализм возникнет из развития кооперации в промышленности и земледелии. Формой такой кооперации он считал промышленно-земледельческие товарищества.
В своих воззрениях на государство и право Чернышевский выдвинул ряд важных положений. Он справедливо полагал, что государство складывается одновременно с появлением частной собственности, хотя и не видел, что оно возникает в связи с разделением общества на классы. Он высказал мысль о возможности отмирания государства, хотя и не связывал эту возможность с отмиранием классов, а лишь с полным удовлетворением потребностей людей. Он обосновал необходимость установления в ходе революции демократической республики с развитым местным самоуправлением, указывал при этом, что для проведения политических и экономических преобразований необходим длительный переходный период.
В национальном вопросе Чернышевский безоговорочно отстаивал принцип верховной власти народов располагать своей судьбой. Каждый народ имеет право отделиться от государства, к которому он не хочет принадлежать. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонационального государства он считал федерацию. «Кто принимает федеративную мысль, тот находит разрешение всех запутанностей». Вхождение в федерацию должно быть добровольным, а сама федерация может быть основана только на равноправии наций.
Николай Александрович Добролюбов признавал относительную прогрессивность капиталистического строя и в то же время отчетливо видел его эксплуататорскую сущность. Он настойчиво разоблачал апологетов капитализма, выдававших буржуазный строй за разумный и справедливый. Добролюбов, оценивая состояние западноевропейских стран после буржуазных революций, говорил о том, что роли переменились, а пьеса играется все та же, т. е. что ранее угнетаемая феодалами буржуазия пришла к власти, а народ по-прежнему остался в рабстве и угнетении.
Добролюбов считал единственно разумным и справедливым социалистический строй, который обеспечивает избавление трудящихся от угнетения и невежества.
Революционный демократизм Чернышевского и Добролюбова развивался и формировался в непримиримой борьбе с крепостниками и их реакционной политикой. Революционные демократы вскрыли грабительский характер реформ, проводимых царизмом в 60-х годах 19 века, подвергли уничтожающей критике религию, мораль, официальную теорию воспитания. Неизменно выступая как подлинные защитники интересов крестьянской демократии, они хотели превратить ее стихийный протест против всех форм эксплуатации в революционные выступления, стремились вывести Россию на широкую дорогу экономического, политического и культурного развития. Для этого они разрабатывали теорию революционного преобразования России и создавали подпольную революционную организацию, способную осуществить восстание против самодержавия. В этих целях ими обращалось особое внимание на воспитание молодежи в духе революционного демократизма.
В 1860-х годах на политическую арену вышло радикальное движение — народники. Народники верили в возможность достижения социализма, минуя капитализм, через освобождение крестьянской общины — сельского «мира».
Взгляды теоретиков народничества (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к победе.
Михаил Александрович Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге “Государственность и Анархия” - он предложил своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского союза
“производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей”
По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была стать поддержка в народе инстинктивного духа протеста, его постоянной готовности к революции. “ Живой ток революционной мысли, воли и дела” должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную революцию. Он полагал, что Россия может стать очагом всенародной и всеплеменной интернациональной социальной революции.
Николай Константинович Михайловский находился под интеллектуальным обаянием Чернышевского, до конца своей духовной деятельности он чтил его память, защищая от нападок консервативной критики, хотя и подвергал его наследие позитивистской ревизии.
Петр Лаврович Лавров обосновал идею тщательной подготовки крестьян к революционной борьбе. Он считал главным средством действия пропагандистскую работу интеллигенции в народе. Разум, понимание, чувство исторической ответственности обуславливали тактику Лаврова подготовки народа к революции.
Представления Лаврова и Михайловского совпадали в главном: стране необходимы революционные преобразования. Поэтому идеалистически мыслящие Лавров и Михайловский в своих теориях отстаивали право личности на социальную активность, а в понимании прогресса решающее значение придавали общественному идеалу. Движение всех народнических групп шло под общим лозунгом “Земля и воля” Основополагающее положение народничества - “не только для народа, но и посредством народа” - было общим для Лаврова и Бакунина.
Оценка потенциальных возможностей народа, основанная на его исторически сложившемся сознании, находилась в центре разногласии Лаврова и Бакунина. Именно эта оценка вела Лаврова к мысли о необходимости учить народ, а Бакунина - учиться у народа.
Либерализм в России во второй половине 19 века стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития. Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.
Профессор права Московского университета Борис Николаевич Чичерин был самым влиятельным идеологом либерализма в России в конце 19 века. Он был сторонником правового государства, конституционной монархии, хотя и критиковал "близорукий деспотизм" Александра I и Николая I. Он развивал теорию общности истории России и Европы, аргументировал идейные предпосылки общности их политических принципов. В то же время он выступал против социального равенства и помощи слабым. Поддержка нуждающихся - это не государственное дело, а дело частное, вопрос человеколюбия. Для того чтобы все имели одинаковые блага, надо обирать богатых, а это не только нарушение справедливости, - считал Чичерин, - но и извращение коренных правил человеческого общежития. Он отмечал, что драматизм русской политической мысли заключается в преобладании крайностей радикализма и консерватизма.
У Павла Ивановича Новгородцева, наоборот, в идее правового государства главным моментом выступала защита слабых, работающих по найму. Необходим минимум социальных прав, которые гарантируются государством: право на труд, профессиональную организацию, социальное страхование.
Новгородцев вплотную подошел к идее социального государства. Задачу и сущность права он видит в охране личной свободы, для чего, в первую очередь необходима забота о материальных условиях свободы, ибо без этого свобода может оказаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным юридически, но отнятым фактически.
Новгородцев видел решение проблем России не в заимствовании западных институтов, но в творческом подходе к процессу эволюции самодержавия, в переходе от автократии к государству с товарной экономикой и демократическими институтами, с государственным контролем за развитием социальных отношений.
Габриель Феликсович Шершеневич сравнивал общество с организмом, элементы которого тесно связаны между собой. Он определяет государство как «союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»(1). Шершеневич считал, что государство не должно вмешиваться в области нравственности, культуры и религии.
Основные источники силы государства Шершеневич усматривает в таких факторах, как деятельность государственных органов, прежде всего полиции и армии. Из всех форм государственного правления он выделял монархию – абсолютную и ограниченную, а также республику.
Богдан Александрович Кистяковский характеризовал власть как основной признак государства. Он говорил что она «не только возникает в нем самом, но и поддерживается и ограничивается его собственными средствами»(1).
Более научными и актуальными сегодня представляются его взгляды на роль и значение государства в жизни общества, в том числе в осуществлении интересов людей, их гражданских прав и свобод. Менее всего, - пишет Кистяковский, - это возможно в условиях абсолютной монархии. В ней.
Иван Александрович Ильин рассматривает авторитарный тип властвования в виде "авторитарно-воспитывающей диктатуры" в качестве наиболее оптимальной формы политического обеспечения перехода отсталых стран к современной демократии.
В основе политических воззрений Ильина лежат его представления о свободе человека – внутренней и внешней. Под внешней свободой Ильин понимал свободу от внешнего принуждения, насильственных предписаний и запрещений, угроз и преследований со стороны других людей и общества. Внутреннюю свободу он истолковывал как духовную свободу человека, свободу его мысли и воли, их свободное и творческое выражение.
Политическая свобода трактуется Ильиным как разновидность внешней свободы, которая проявляется в том, что «человеку предоставляется самостоятельно говорить, писать, выбирать, решать и подавать свой голос в делах общественного устроения» (1). Он указывает, что не каждый человек созрел для этой свободы. Демократия рассматривается им как «народоправство», осуществляемое на основе законов, которые устанавливают гражданские и политические свободы людей.
Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е годы предпринимаются первые попытки создать рабочие организации. Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму – наиболее радикальной западной идеологии. Создание в 1883 г. группы «Освобождение труда» ознаменовало поворот части русской интеллигенции к социал-демократическим учениям. В дальнейшем «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895 г.) во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) выдвинул идею непримиримой классовой борьбы, социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Как видно, в русском обществе конца 19 века происходит радикализация взглядов, настроений.
Вера в самостоятельность и ее особый путь развития подпитывала идею революционного переустройства. Радикализм выражал интересы угнетенных слоев населения, обосновывал и использовал революционные методы борьбы. Условия для культивирования радикальных идей социального преобразования в России существовали. Это:
Социально-политическая направленность взглядов революционных демократов выражена в их многочисленных высказываниях о необходимости демократического переустройства российского общественного и государственного строя революционным путем. В этом заключается суть их революционного демократизма.
В 60-80-е годы 19 века ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Революционное народничество как бы завершает течение русской политической мысли, идущее от революционных демократов. Согласно их взглядам Россия могла перейти к социализму посредством крестьянской общины. Идеология народничества оказала непосредственное влияние на практику движения. В 1874 году осуществляется «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей. В 1876 году возникает народническая организация «Земля и воля», которая затем распадается на две организации.
Во второй половине 19 века в России получают дальнейшее развитие идеи либерализма, которые утверждаются в ряде земств. Основную цель русские либералы видели в установлении конституционного правления. Либеральная мысль России проделала большой путь от прямых заимствований западных идей до разработки многих оригинальных идей государственного переустройства России. Однако в целом либеральное политическое мышление в России не стало всеохватывающим, имело незначительное влияние, что объяснялось слабостью начал индивидуализма в российской культуре и экономике, сохранением общинности в хозяйствовании основной массы производителей.
В конце 19 века в русском обществе происходит радикализация взглядов и настроений.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.