Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Роль Платона и Аристотеля в развитии древнегреческой философии

Роль Платона и Аристотеля в развитии древнегреческой философии [28.03.15]

Тема: Роль Платона и Аристотеля в развитии древнегреческой философии

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Эссе | Размер: 16.60K | Скачано: 386 | Добавлен 28.03.15 в 16:15 | Рейтинг: +1 | Еще Эссе

Год и город: Москва 2014


Содержание:
1. Введение
2. Философское наследие Платона
3. Философские взгляды и наследие Аристотеля
4. Список используемой литературы

1. Введение

Философия всегда была царицей наук. Являясь самой древней своеобразной наукой обо всем, она играла и продолжает играть важнейшую роль в познании вещей и миропостижении. Люди на протяжении веков с огромным интересом изучают труды различных философов, находя в них ответы на многие вопросы, объясняя явления даже современного мира.

Миру известны имена многих великих философов. Однако предметом моего небольшого исследования являются двое из них – Платон и Аристотель.

Оба этих философа занимают достойное место среди других известных представителей данного научного направления. Их связывает место (Древняя Греция), время (они жили примерно в одну и ту же эпоху, Платон даже учил Аристотеля), предмет исследований (человек, душа, справедливость, государство и политика, и т.д.).

Нисколько не умаляя достоинств Платона, и, несмотря на важность и обширность философских концепций обоих из вышеназванных представителей, мне показалось более интересным наследие Аристотеля, поэтому данному философу и его взглядам будет уделено несколько большее внимание.

2. Философское наследие Платона

Платон – очень значительная фигура не только в древнегреческой, но и во всей мировой философии. Важность его философского наследия в его масштабности и разно направленности. Дело в том, что труды Платона охватывают самые различные области познания.

У этого философа есть учения о бессмертии души, о человеке, о государстве, политике и законах, о бытии, об идеях (эйдосах) и многое другое.

Платон в своих работах говорит о сочетании в человеке трех различных составляющих, а именно: раз умная составляющая, яростная и страстная. Первые две составляющих по Платону имеют положительное значение, представляя собой стремление к познанию и упорядочиванию жизни, труду, и т.п. Соответственно, тогда как третья составляющая объединяет в себе все эмоциональные слабости, пороки и увлечения человека, стоящие на пути к праведности и по знанию.

Для меня одним из наиболее интересных является политическое учение Платона. Дело в том, чинов своих трудах этот философ проработал идеи и о государстве, его происхождении, устройстве, и о политике, законах,                  и т.д.

Мне более всего импонирует теория происхождения государства, разработанная Платоном и изложенная им в очень доступной и вместе с те логичной манере. Платон исходит из идеи разделения труда и потребностей человека. Так, в числе первостепенных человеческих нужд находятся еда, дом и одежда, поэтому первоначально появились классы земледельцев, строителей и ткачей. Между ними был организован обмен продукцией, что, естественно, проще осуществлять в рамках какой-то единой общности – государства.

Интересно, как Платон описывает появление других сословий. Когда сформировались несколько государств, у них появились причины для соперничество и они стали воевать друг с другом. Так появился класс воинов. Ну, и, конечно же, рано или поздно встал вопрос управления государством, что объясняет появление класса управленцев.

Вклад Платона в развитие философии заключается еще и в том, что он, преподавая в Академии, воспитал огромное количество последователей и учеников, среди которых был и Аристотель.

3. Философские взгляды и наследие Аристотеля

Рассматривая систему взглядов того или иного учёного, исследователя, философа, необходимо опираться на несколько так называемых «отправных точек», без которых невозможно комплексное осмысление системы взглядов конкретного человека. Итак, анализ деятельности и роли того или иного человека необходимо рассматривать, как минимум в четырёх аспектах: его биография; некоторые знаковые черты исторической обстановки того времени, на которое пришлась его жизнь и научно-исследовательская деятельность; основные взгляды, теории и концепции; влияние и значение его деятельности.

Аристотель родился в 384 году до нашей эры в городе Стагиры. Большинство фактов из его биографии, к сожалению, не дошли до настоящего времени. Однако достоверно известно, что Аристотель был учителем Александра Македонского. Таким образом, можно сделать вывод, что историческая эпоха того времени, когда Аристотель разрабатывал свои труды, характеризовалась помимо всего прочего и многочисленными завоевательными походами Александра Македонского. Так, самые первые юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии, впоследствии как раз на период военных походов его ученика, а самые последние годы жизни великий философ провёл в Афинах, находящихся под македонской оккупацией.

На формирование взглядов Аристотеля в разное время влияли разные люди. В детстве до самого момента своей смерти это был отец, которого звали Никомах и он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского; позже его опекун Проксен; а впоследствии –  его учитель Платон, причём позднее в своей работе «Политика» Аристотель критикует некоторые положения теории Платона, в частности его идеальное государство, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота.

Основные взгляды и научные разработки Аристотеля касаются практически всех отраслей науки. Их систематизация очень сложна, поэтому перечислим лишь некоторые области знания, в которых Аристотель добился значительных успехов и совершил множество новейших открытий. К таким областям знаний относятся, прежде всего, следующие: физика (наука о движении), учение о бытии, философия и онтология, учение о добродетелях, учение о государстве и политике, и др. В процессе своей жизни и философской деятельности Аристотель создал огромное количество трудов. В первую очередь стоит упомянуть такие его работы, как «О душе», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика», «Риторика», «О возникновении животных», «Категории», «О софистических опровержениях», и др.

Значение философских взглядов Аристотеля для последующего развития многих наук трудно переоценить. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития – социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Он был первый, кто основал Ликей (Лицей) в 335/4 году до н.э. Более того, Аристотель по праву считается, основоположником формальной логики.

Рассмотрим некоторые из наиболее значительных работ и философских изысканий Аристотеля.

Так, главной темой одного из трактатов Аристотеля «О душе» являются собственно размышления данного философа о душе, которую он считает бестелесной сущностью, неотделимой от тела человека, о её роли, предназначении и существовании после физической смерти человека.

В третьей книге данного трактата рассматриваются вопросы аналогии между мыслью и ощущением; актуального и потенциального знания; приводятся доводы в доказательство того, что, кроме пяти внешних чувств, нет никаких других и объяснения, почему у низших животных нет мнения, и т.д.

На мой взгляд, наиболее интересные и глубоко философские вопросы поднимаются в главе восьмой, в которой Аристотель приходит к важному в формате всего трактата выводу о том, что «душа есть все сущее» и объясняет это умозаключение следующим утверждением: «В самом деле, все сущее – это либо воспринимаемое чувствами, либо постигаемое умом, знание же есть в некотором смысле то, что познается, а ощущение – то, что ощущается».

По моему мнению, очень удачным является сравнение души с рукой, которое так уместно применил Аристотель: «Таким образом, душа есть как бы рука: а как рука есть орудие орудий, так и ум – форма форм, ощущение же – форма ощущаемого». Подобное сравнение наглядным образом отображает то знание, которое хотел донести автор до своих читателей и последователей: душа – это нечто, являющееся самым главным в человеке; то, что превалирует над всем другим; своеобразная основа основ.

Ещё одно направление размышлений Аристотеля хотелось бы выделить в рамках книги третьей рассматриваемого трактата. Это приведенное в главе шестой положение о том, что заблуждение заключается в (неправильном) сочетании. Сам Аристотель писал так: «Ошибка заключается всегда в [неправильном] сочетании. В самом деле, тот, кто мыслил бледное не бледным, сочетал его с не бледным; можно все это назвать также делением. Однако же ошибкой или истиной может быть не только то, что Клеон бледен, но и то, что он был или будет бледным. А сочетает в одно каждый раз ум».

В самом деле, неправильная связь отдельных фактов, может привести к искажению реальной действительности, к подмене понятий и, в конце концов, к заблуждению того, кто произвел такое неправильное сочетание и к введению в заблуждение другого человека / других людей, кому данное (уже неправильное) сообщение было передано.

В настоящее время подобные положения используются в правоведении, особенно в учениях о правонарушениях и наказаниях, так как там используется понятие «причинно-следственной связи между произошедшим событием и наступившими последствиями», так вот, если такая связь не будет доказана или неправильно установлена, то нельзя говорить о наличии факта правонарушения. Соответственно, в данном случае неправильное сочетание фактов и событий может иметь катастрофические последствия.

В теориях обоих из рассмотренных философов значительное место занимали работы о справедливости. Данные изыскания также представляют собой определенный интерес и заслуживают внимания.

Дело в том, что понятие справедливости очень многогранное и многозначное. Более того, можно сказать, что данное понятие индивидуально определённое и тесно связанное с другой философской категорией – мораль. Поясню: каждый человек обладает собственными моральными ценностями и нравственными устоями, а которых и базируется его собственное понятие и представление о справедливости. Конечно, нельзя отрицать, что на формировании даны устоев огромно влияние оказывают самые различные факторы, по сути, не зависящие от человека. Среди таких факторов можно назвать, прежде всего, следующие:

Дело в том, что справедливость во все времена занимала умы великих философов различных исторических эпох. Например, вся жизнь Зенона Элейского (автора знаменитых апорий) была борьбой за истину справедливость. Другой великий философ своего времени Платон проводит всеобъемлющий анализ понятия справедливость в его знаменитом диалоге государство. В нём справедливость определяется как высшая добродетель в государстве, построенном на принципах блага.  Уже упоминавшийся выше Аристотель также придерживался концепции так называемых «естественных» классов и зависимости справедливости от социального и политического статуса. Он писал, что «Некоторые люди рабы, а другие свободные граждане потому, что так назначено природой… Правильно и справедливо, что одними следует править, а другие должны осуществлять правление, к которому они пригодны от природы; и коли так, власть господина над рабом тоже справедлива».

Итак, подводя итог всей проделанной работе, можно сделать вывод о том, что трудно переоценить вклад в науку, сделанный такими величайшими философами своего времени как Платон и Аристотель.

4. Список используемой литературы

  1. Аристотель. О душе // Сочинения. Т.1. М.: Мысль, 1976.
  2. Аристотель. Политика. // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
  3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999.
  4. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
  5. Платон. Сочинения. Т.2. М.: Мысль, 1989.

Чтобы полностью ознакомиться с эссе, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 16.60K
Скачано: 386
Скачать бесплатно
28.03.15 в 16:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Эссе на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе