Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Государственный долг и его последствия
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 21.76K | Скачано: 298 | Добавлен 17.02.09 в 18:44 | Рейтинг: +4 | Еще Курсовые работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Омск 2008
Введение 3
Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга 4
Внутренний и внешний государственный долг и их последствия 10
Особенности государственного долга в России 15
Заключение 20
КТЗ - I 21
КТЗ – II 22
Список литературы 23
Корни многих сегодняшних проблем в России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие монополизм и техническую отсталость.
Любая рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства. Через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности.
Бюджетный дефицит на сегодняшний день является актуальнейшей проблемой российской экономики, потому что корни всех экономических проблем ведут именно к нему.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. Когда расходы госбюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит.
Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются, по сути, отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.
При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей.
1. Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.
2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.
3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:
• обращения государства за кредитом к национальным банкам;
• превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;
• выпуска государственных ценных бумаг облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с %ми.
Рассмотрим последствия такого покрытия бюджетного дефицита в следующей части данной курсовой работы.
Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного хозяйственного маневра. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.
Именно с такими проблемами столкнулась сегодня российская экономика.
4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это есть способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.
Современные концепции экономической теории рассматривают бюджетный дефицит как бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвется, ибо со временем будут исчерпаны возможности сокращения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений, государственного долга. Тогда государственный долг будет покрыт за счет печатного станка при эмиссии денег, разрушая экономику гиперинфляцией.
Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них — усиление дифференциации населения.
Ценой политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних трудностей на правительство, которое придет ему на смену. Здесь видятся два пути: или добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга, или, когда придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг.
Особое значение имеет стратегия в области использования в качестве источника финансирования бюджетного дефицита внутренних или внешних займов. Это приводит к росту государственного долга и увеличению затрат на его обслуживание. Если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.
Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того, что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.
Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.
Управление государственным долгом включает следующие меры:
• эффективное использование средств заимствования;
• поиск средств для выплаты долга;
• нейтрализация негативных последствий государственного долга.
Во многих странах существуют специальные службы по управлению государственным долгом. Их задача — не допустить превышения долга над ВНП более чем в 2,5 раза. Считается, что большая величина не позволит стране решать свои проблемы, и все усилия ее будут направлены лишь на погашение долга.
Внешний долг часто соизмеряется с поступлениями от внешнеторговой деятельности, которая приносит стране валюту, необходимую для выплат по внешним обязательствам. Если такие платежи составляют 20—30% внешнеторгового оборота, то привлекать новые займы из-за рубежа становится затруднительным.
Эффективное использование средств заимствования предполагает направление их в проектах, позволяющих за отведенный срок получить доход, превышающий не только сумму долга, но и выплату по нему %. Величина % становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит процент, но и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга. Задержка выплаты долга чревата нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок в качестве штрафных санкций.
Как погасить обязательства по государственному долгу при не достаточности доходов от его размещения? Решение проблемы включает в себя несколько тактических направлений: отказ от долга или части его; использование новых заимствований для выплаты прежних долгов; пролонгирование долга; его конверсия; продажа безнадежных долгов.
Отказ от долгов считается неразумной мерой, так как подрывает репутацию государства. В последующем оно уже не сможет рассчитывать на получение кредитов. К использованию новых заимствований для выплаты старых долгов нельзя прибегать бесконечно, поскольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои деньги.
Пролонгирование долга предполагает продление срока выплаты. В этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного %. Для государства более выгодна переструктуризация долга, при которой он переводится в ранг долгосрочных, что не ведет к росту процентных выплат. Конверсия долга связана с превращением его в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счет долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т.д. В счет долга, возможно, предоставление прав пользования морской хозяйственной зоной и других привилегий. Продажа безнадежных долгов возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству. Так, сегодня Россия пытается продать долги, которые не могут вернуть ее должники: Куба, Вьетнам, Индия и т.д. Такие долги продаются со значительной «уценкой». Страна, продающая долги, выигрывает время для получения необходимых средств.
Государственный долг существенно меняет состояние денежного рынка. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Это происходит не только тогда, когда государство покрывает долг за счет печатного станка или за счет внешних заимствований. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения, т.е. к росту обращающихся денежных средств. Такой процесс оборачивается снижением покупательной способности национальной валюты, ведет к инфляции. Проплата долга, наоборот, уменьшает количество обращающихся денег, что рождает тенденции, сдерживающие экономический рост, Для нейтрализации подобных нежелательных явлений Центральный банк может проводить политику дорогих денег в период увеличения государственного долга и политику дешевых денег во время его проплаты. Государство может использовать налоговую политику в этих же целях: ее ужесточение в период увеличения задолженности и смягчение во время погашения долговых обязательств.
Для того чтобы избежать всех названных последствий, необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета.
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.
1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.
3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.
4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом каждого гражданина в отдельности.
Учитывая все положительные и отрицательные стороны заимствования государством денежных средств для преодоления дефицита бюджета, можно придти к выводу, что преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов является сокращение избыточных административных, военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006 N 238-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) планировалось получить доход в сумме 6 965 317,2 млн. руб. (см. Приложение 1).
По абсолютным цифрам российский внешний государственный долг на 1 октября 2007 года составил 47,1 млрд. долларов — что один из самых низких показателей в Европе.
По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет лишь 8% от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял почти 100% от ВВП. В перспективе, по принятому трехлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен сократиться до 2,5% от ВВП.
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 октября 2007 года (см. Приложение 2).
В течение своего второго президентского срока российский президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил лишь 53 млрд. (9 % ВВП).
Пик российского государственного долга пришелся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.
В то же время иностранные государственные долги перед Россией составляют — 68,9 млрд. долларов.
Казалось бы, государственная часть внешнего долга РФ перед нерезидентами сокращается. Но за период с 1 января 2000 года с 44,9 млрд. долларов до 187,2 млрд. долларов вырос внешний долг перед нерезидентами органов денежно-кредитного регулирования (прежде всего Центробанка РФ), банков и коммерческих предприятий.
За эти семь последних лет совокупный внешний долг РФ увеличился на 80,7 млрд. долларов, или на 45,4 %. И на 1 января 2006 года составил 258,5 млрд. долларов. За первое полугодие 2006 года он подрос еще на 28,9 млрд. долларов. При том, что обязательства Правительства и субъектов РФ сократились на 4,6 млрд. долларов, совокупный внешний долг органов денежно-кредитного регулирования, банков и коммерческих предприятий увеличился на 24,3 млрд. долларов. Из них 16,8 млрд. долларов — выросший долг банков, 15,3 млрд. долларов — корпораций и 1,4 млрд. долларов — органов денежно-кредитного регулирования.
Казалось бы, страна год от года предпринимает все, чтобы выйти из долговой кабалы. За счет высоких доходов от нефти Правительство расплачивается с кредиторами, сокращает долги внешние, проводит политику замещения внешних заимствований внутренними. Занимая у граждан, утверждают финансовые власти, государство идет по пути менее рискованному, который не зависит от курсовых колебаний. Но политику замещения внешнего долга внутренним многие эксперты считают опасной: начавшаяся с 2002 года, она продолжится и в 2006—2008 годах. И если на начало 2004 года внутренний долг составлял 19,4 % от внешнего, то на конец 2009 года, обещает Минфин, проценты возрастут до 53,3. Независимые эксперты полагают, что к 2013 году внутренний долг превысит 140 млрд. долларов.
Справка Минфина: к концу 2009 года государственный долг РФ составит 125,2 млрд. долларов. При этом внутренний долг в 2007—2009 годах, включая обязательства по государственным гарантиям, возрастет с 1091,4 млрд. рублей (4,23 % к ВВП) на начало 2007 года до 1862,3 млрд. рублей (5 % к ВВП) — на начало 2010 года. Тенденция к уменьшению относительных размеров государственного долга будет сохраняться, если государство прекратит займы и при этом будет планово погашать внешний долг.
Правда, тревожит сегодня не столько даже увеличение внутренних заимствований, сколько масштабный рост внешних займов российского бизнеса. Крупные заемщики — структуры с госучастием: РАО «ЕЭС», «Газпром», «Роснефть», «РЖД». С начала 2007 года внешние займы выросли у Россельхозбанка, ВТБ и Сбербанка. Причем если в части заимствований банков действуют определенные ограничения, то для корпораций никаких табу нет. И если ничего не делать сегодня, то завтра большая доступность западных кредитов может обернуться проблемой общероссийской.
Российская практика не раз демонстрировала, как корпоративная и частная задолженности переоформлялись на счет государства. В силу различных обстоятельств. Во внутренний долг включены задолженности по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК, организаций, осуществлявших завоз продукции в районы Крайнего Севера, предприятий текстильной промышленности, задолженность по векселям «Агропромбанка».
Часть задолженности по кредитам Международных финансовых организаций (МФО) приходилась на ликвидированные в настоящий момент частные банки: Инкомбанк, Мосбизнесбанк, МЕНАТЕП, Торибанк. Их долги погасило государство. Порядка 33,3 млрд. долларов задолженности перед иностранными кредиторами приходится на СБСАГРО и частично оплачено государством. Оставшаяся часть долга урегулируется.
Корпоративные заимствования на зарубежных финансовых рынках влияют на долговую политику государства: формируют отношение инвесторов к российским финансовым инструментам. Поэтому рост корпоративной задолженности на внешнем рынке в будущем может привести к ситуации, когда государство будет вынуждено переоформить ее в государственный долг только ради того, чтобы поддержать фондовый рынок, кредитный рейтинг страны, сохранить долю собственности государства в капитале корпораций.
Сегодняшняя слабость системы управления государственным долгом в будущем может серьезно обострить долговую проблему. Чтобы избежать роста внешней задолженности российских корпоративных структур и банков, необходима система мониторинга внешних заимствований всех субъектов хозяйствования с высокой долей государственного участия в их капитале — это одна из задач основных направлений долговой политики РФ на 2007—2009 годы.
До сегодняшнего дня не создано единой, целостной системы управления государственным долгом. Отсутствуют законодательно закрепленные цели государственных заимствований, ответственность и пределы полномочий Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и других банков-агентов при проведении политики заимствований и управления госдолгом. Не регулируются законом проведение самой операции реструктуризации, обмен долговых обязательств на инвестиции.
Не разрабатываются законы по реформированию системы управления госдолгом РФ. Нет закона о госдолге РФ. Наконец, не создана единая база данных по государственному долгу. Между тем совокупный национальный долг — федеральный, муниципальный, корпоративный — растет быстрыми темпами. И к концу 2008 года, по прогнозам некоторых экспертов, достигнет 870 млрд. долларов.
Федеральным Законом о федеральном бюджете был установлен верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2008 года по долговым обязательствам РФ в сумме 1 363 256, 3 млн. рублей. Правительство РФ вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг РФ и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Министерство Финансов РФ ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннего долга в виде бюллетеней. На 19 февраля 2007 года государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумаг составляет 1 068 548 млн. рублей. И только за январь – февраль 2007 года было уже привлечено 40 345,2 млн. рублей.
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.
Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Таким образом, одним из наиболее существенных недостатков современной бюджетной политики и, как следствие, бюджетного дефицита в РФ является не проработанность принципов финансовой стратегии, позволяющих логически обосновать компромисс экономических интересов государства, предпринимателей и населения.
Управление государственным долгом включает:
А. Эффективное использование средств заимствования;
Б. Введение специального налога для уплаты долга;
В. Поиск других средств уплаты.
Правильный ответ: В. Привлечение средств со стороны не всегда говорит о слабости экономики государства, а напротив эффективное использование займов может принести более положительные результаты, все зависит от того на какие цели тратятся полученные денежные средств, в то время как увеличение налогового бремени негативно скажется на доходах населения, поиск же других средств уплаты не всегда приносит быстрые результаты.
Что может привести к дефициту государственного бюджета?
А. Высокие государственные расходы;
Б. Низкие налоговые ставки;
В. Рост безработицы;
Г. Низкие доходы населения;
Д. Высокие доходы от мировой торговли.
Правильные ответы: А. Дефицит государственного бюджета возникает, когда расходы госбюджета превышают его доходы, а такая ситуация может возникнуть вследствие высоких государственных расходов.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.