Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Государственный долг и его социально-экономические последствия Тема №16

Государственный долг и его социально-экономические последствия Тема №16 [04.10.12]

Тема: Государственный долг и его социально-экономические последствия Тема №16

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 226.96K | Скачано: 291 | Добавлен 04.10.12 в 18:50 | Рейтинг: +6 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Причины возникновения государственного долга и его виды 4

2. Последствия государственного долга и методы управления им 10

3. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России 16

Практикум 23

Заключение 24

Список литературы 25

 

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни, в современной России все вопросы связанные с государственным долгом  выглядят особенно актуально. Спектр причин этого факта безусловно крайне широк. Но главными в нём, нам видятся, причины связанные с предстоящими выборами всех уровней. Актуальность данной работы заключена в том, что величина государственного долга это крайне важный показатель, характеризующий экономику страны в целом, так как его необходимо выплачивать, а средства для этого берутся правительством из бюджета страны в урон другим важным  направлениям выплат, например увеличения пенсий, что в свою очередь не может не отражаться на социально-экономическом положении населении страны. Следовательно, грамотное управление  размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе изученной литературы изучить государственный долг и его социально-экономические последствия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- понять причины возникновения государственного долга;

- определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего  государственного долга;

- рассмотреть последствия государственного долга и методы управления им;

- разобрать влияние государственного долга на развитие экономики современной  России.

 

Причины возникновения государственного долга и его виды

Портфель долговых обязательств органов государственного управления обычно является крупнейшим финансовым портфелем в стране. Его финансовая структура часто отличается сложностью и может быть источником значительного риска для баланса органов государственного управления. Крупные и плохо структурированные портфели долговых обязательств также делают органы государственного управления более уязвимыми по отношению к экономическим и финансовым потрясениям, и нередко такие портфели оказывались одним из основных факторов экономических кризисов. Безусловно, наличие государственного долга у государства является серьёзным бременем, значительно осложняющим функционирование экономики этого государства.

Государственный долг – это задолженность, накопившиеся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов. Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки [ 1, стр 371].

Таким образом, государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет федерального правительства находится в дефиците. В том случае когда,  бюджет страны  сведен с дефицитом, то правительство  будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений – основной статьи пополнения бюджета страны. В противном случае, когда имеет место профицит бюджета, то превышение  доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением - погасить свой долг перед ним. По своей сути, долги правительства страны , в конечном счете, являются долгами её  налогоплательщиков. Но здесь следует понять, что государственный долг является в большей своей части долгом, который мы должны сами себе. Все граждане, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему. Любые выплачиваемые ими налоги представляют собой всего лишь уплату самим себе процентов либо суммы долга. На основе данного подхода  долг сводится на нет, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, в виду того, что государственный заём – первоочередной источник покрытия бюджетного дефицита, и потому, что понять насколько опасен тот или иной размер дефицита, невозможно без знания величины государственного долга.

Таким образом, первопричиной государственного долга и его основой является – дефицит бюджета страны. Ниже перечислим другие причины возникновения государственного долга. С позиции исторического развития государства – это, безусловно, такой трудный период для экономики любой страны, как  война. Ниже, рассмотрим эту и остальные причины.

 Во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на обеспечение нужд военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих. Следовательно, имеется три способа финансирования этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество денег либо использовать дефицитное финансирование.  Финансирование за счёт увеличение налогового бремени населения может привести к увеличению налогов до такого уровня, который подорвёт стимулы к труду, а это крайне опасно во время войны. Выпуск денег создает значительное инфляционное давление. А значит, большая часть расходов должна финансироваться за счёт продажи облигаций населению. Таким образом, значительная доля расходуемого дохода останется, и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.

Следующая специфическая группа причин - кризисные явления в экономике, которые определяются следующими факторами: спадом производства;  ростом предельных производственных издержек; неконтролируемой эмиссией национальной валюты; ростом объемов ВПК; ростом оборота в теневой экономике; усилением влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами; повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

- увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);

- увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют специфическую тенденцию вызывать дефициты бюджета.

Помимо этого имеются и весьма специфические  причины возникновения государственного долга: государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета; кредитные соглашения и договоры с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов; предоставление государственных гарантий и поручительств, в этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков; факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц [            ].

В любом случае основной причиной появления государственного долга является дефицит государственного бюджета.

Ниже рассмотрим виды государственного долга. В зависимости от своих характеристик, таких как рынка размещения, валюты и других - государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относят кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из суммы задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Иначе говоря, основным критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у отечественных или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте страны-заёмщика, то возникают отношения внутреннего долга. Так же следует отметить, что для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов – только одного вида – внутреннего долга.

Таким образом, внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Следует  помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению - держателям правительственных ценных бумаг.

Облигации – наиболее распространенный вид правительственных ценных бумаг. Облигация представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратную сумму с процентами. Облигации – долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлению срока выплаты –  погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация   представляет собой долг, а ее держатель является кредитором. По российскому законодательству облигация – ценная эмиссионная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны. Так же следует отметить, что владельцам облигаций необходимо выплачивать проценты, а средства на эти выплаты изыскиваются через увеличение налогообложения [ 1, стр 371].

По способу размещения государственные займы делятся на группы:

1)   свободно обращающиеся облигации, размещающиеся по подписке.

2) облигации, свободно размещающиеся на рынке ссудного капитала (обычно через систему коммерческих банков).

К ценным бумагам, используемым для мобилизации денежных ресурсов, относятся кроме облигации также и иные ценные бумаги, которые предусмотрены Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

В последние годы на рынке ценных бумаг основная роль отводится государственным облигациям, эмитентом которых выступает правительственный орган – Министерство финансов РФ. Наиболее распространенными среди государственных облигаций являются государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и  облигации государственного сберегательного займа РФ.

Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

В целом, увеличение внутреннего долга менее опасно для национальной экономики, в сравнении с ростом ее внешнего долга. Утечки за границу товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, то есть происходит перераспределению доходов внутри страны. В свою очередь, погашение внешнего долга ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и её суверенитет.

 

Последствия государственного долга и методы управления им

Казалось бы, увеличение долга неизбежно приводит к банкротству. Но только не в случае государственного долга. Долг не приведёт к банкротству правительства или нации в целом. Также, за исключением специфических условий, не налагает долг какого-либо бремени и на будущее поколение. Это  происходит по следующим причинам.

Нет причин, заставляющих правительство сокращать государственный долг, либо полностью его ликвидировать. Зачастую, при подходе очередного срока платежа по каким-то частям этого долга, правительство  не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для этого. Оно просто рефинансирует свой долг, т.е. продаёт новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.

Правительство имеет конституционное  право облагать население налогами и собирать их. Это очень эффективный способ, который есть у правительства для получения необходимых доходов для различных трат, в том числе и для выплаты государственного долга. Терпящие финансовое бедствие частные хозяйства не могут получить доходы за счёт сбора налогов, федеральное правительство может. Следовательно, частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться - правительство не может.

Правительство имеет уникальное право печатать деньги, которыми можно оплатить необходимое.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его влияние на национальную экономику. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП, то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

В целом следует отметить, что негативные последствия большого государственного долга заключаются в следующем.

Снижается эффективность экономики, из-за отвлечения средств из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга.

«Вымывание капитала» из частного сектора потому, что облигации частных хозяйств и государственные облигации – для экономических субъектов, осуществляющих сбережения; являются взаимозаменителями. В долгосрочной перспективе это имеет двоякие последствия: замедление экономического роста, а значит снижение благосостояния в будущем. И с другой стороны, увеличение государственного долга, способствует росту его процентной ставки, а значит стимулирует сбережения.

Усиливается неравенство в доходах населения. Так как, государство должно не всем, а лишь состоятельной части населения, которые могут позволить себе приобрести облигации. Следовательно, процентные выплаты по ним попадут именно к этой части населения, что ещё больше увеличит их доходы.

Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в  долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала  и сокращению производственного потенциала страны.

Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву стимулов  к труду.

Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде.

Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж. Эту часть государственного долга страна должна не сама себе, а следовательно, выплата процентов и сумму основного долга требует в данном случае передачи реального выпуска продукции страны - заёмщика в распоряжение стран-кредиторов.

 Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

В целом, говоря о последствиях влияния государственного долга на экономику страны – заёмщика. Необходимо отметить, что  рост внешнего государственного долга может негативно повлиять на состояние международной торговли страны. Вследствие этого сократиться экспорт и тем самым нарушится внешнеторговый баланс, а это приведет к внешним займам и, в конечном счете, к росту иностранного долга, для покрытия которого придется расплачиваться национальным богатством. В случае увеличения внутреннего государственного долга – не возникает подобных катастрофических проблем для экономики страны в целом.

Каждое из указанных последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели – обеспечение устойчивых темпов экономического роста [ 1, стр 372].

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мер по регулированию объема и структуры долга, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных заимствований, определению условий и предоставлению государственных кредитов и государственных гарантий и контролю за их целевым использованием. Оно осуществляется посредством эффективного использования средств государственных заимствования, привлечению средств для выплаты долга и нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны [            ].

Методы управления государственным долгом подразделяются на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления. Они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

В процессе управления государственным долгом, правительством  решаются следующие задачи:

· удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

· минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

·сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

· поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

· достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;

· обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;

· диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

· координация действий всех уровней федеральных органов всех уровней.

В управлении государственным долгом правительство использует следующие методы: конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения, аннулирование, унификация займов а так же их реструктуризация.

Под конверсией понимается изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход. Это предполагает его перевод в долгосрочные иностранные инвестиции, при покупке странами-кредиторами недвижимости, акции и прочих активов страны – должника.

Под консолидацией займов понимается передача обязательств по ранее выпущенному займу новому займу с цель удлинения срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа. Возможно совмещение консолидации с конверсией.        

Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах. Так же он представляет собой частичный отказ государства от своих долгов.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга — крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил. В результате государство не может рассчитывать на кредиты в перспективе.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Реструктуризация, то есть применение в комплексе полностью или частично вышеназванных методов.

В целом, говоря о методах управления государственным долгом, следует отметить, что они разнообразны по своей сути и в любом случае правительство страны – заёмщика всегда найдет наилучший метод из всех предложенных экономической наукой, учитывая широкий спектр побочных обстоятельств.

 

Влияние государственного долга на развитие экономики современнойРоссии

Среди проблем современной бюджетной политики нашей страны, проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Финансовые отношения по формированию и обслуживанию государственного долга так или иначе затрагивают интересы: органов государственной власти; юридических и физических лиц; иностранных правительств; международных финансовых организаций. Они оказывают влияние на состояние: государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

Как любое сложное общественное явление государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы.

В первую очередь положительное значение государственных заимствований состоит в том, что:

1. Они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти различного уровня.

2. Правительственные структуры посредством предоставления государственных кредитов перспективным предприятиям и гарантий по займам и кредитам, привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны.

3. Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс

целесообразной организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов.

4. При разумной организации функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны.

5. Взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания.

Негативные аспекты влияния государственного долга на социально- экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что:

1. При чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности в народном хозяйстве.

2. Чрезмерное увлечение государства заемными операциями способствует значительному отвлечению бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития.

3. Если государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону внешних займов, то возможно не только попадание в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но и потеря политической независимости.

4. Наконец, мобилизуемые с помощью государственных заимствований средства являются антиципированными, взятыми «вперед» налогами. Рано или поздно долги надо погашать и платить по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается на будущие поколения. Если речь не идет о строительстве долгосрочных объектов социального характера или производственных предприятий за счет заимствованных средств, то решение текущих проблем за счет займов и кредитов не вполне этично, поскольку за наше относительное благополучие будут расплачиваться будущие граждане страны. Живущие поколения не имеют права забывать об экономическом и морально-этическом аспектах антиципации налогов [       ].

Текущая ситуация в области государственных заимствований характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствований, а также переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание. При этом акцент в политике государственного заимствования на неуклонное снижение внешнего долга (вне зависимости от реального финансового состояния и потребностей развития) снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики, особенно важного в условиях активной ее интеграции в мировое экономическое сообщество. Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.

Россия с 2009 года начала постепенно наращивать государственный долг, что было вызвано дефицитом бюджета после кризиса. Правительство приняло решение закрывать недостающие 830 млрд. рублей за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Минфин увеличил объем внутренних займов с 1837,17 миллиардов рублей в 2009 году до 2461,59 миллиардов рублей в 2010 году. Недавно мы могли наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получило «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило бедственное положение большинства компаний во время кризиса. В целом, в 2009 году России выплатила внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики. В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ приняло решение, что, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда.

В апреле 2010 года Россия впервые за 10 лет выпустила облигации внешнего долга на 5,5 миллиарда долларов. Общая сумма внешней задолженности государства на 1 марта 2011 года составляет около 39,7 миллиарда долларов (около 1,1 триллиона рублей). Основная часть долгов (чуть более 30 миллиарда) приходилась на еврооблигационные займы. Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц 2008 года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1378,500 млрд. рублей. На 1 января 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1499,82 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году увеличился внутренний долг государства еще на 594,91 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы выступили в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны. Внутренний государственный долг России в августе 2010 года увеличился на 3,4 процента и составил 2,04 триллиона рублей. Долг вырос за счет дополнительного размещения облигаций с постоянным купонным доходом. Их доля во всей внутренней задолженности достигла 44,5 процента. В посткризисный период государство увеличило выпуск государственных сберегательных облигаций с фиксированной процентной ставкой практически на 130 млрд.рублей. Однако наибольшую часть среди этих обязательств составили облигации федерального займа с амортизацией долга (815,58 миллиарда рублей, или 40,7 процента).

Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга и, соответственно, увеличение затрат по обслуживанию долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.

Современные резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции (в виде прямых и портфельных инвестиций), золотовалютные резервы и долги иностранных государств нашей стране. За последние несколько лет практически ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам возвращают неохотно (на 15-20% от запланированного). Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.

В связи с этим, правительством России на 2010-2012гг разработана новая политика в области государственного долга, направленная на: обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости; развитие национального рынка государственных ценных бумаг; активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

Анализ внешнего долга Российской Федерации (см.Приложение 1) показывает, что в 2010-2012 годах увеличится доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО снизится в связи с завершением погашения задолженности по ранее привлеченным кредитам.

Анализ динамики внутреннего долга (см.Приложение 2)  показывает, что в структуре внутреннего госдолга в 2010 -2012 годах доля государственных гарантий будет составлять 22,3 %, 18,8 % и 17,3 % соответственно (в 2008 году - 4,8 %).Общий объем эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации в 2010-2012 годах составит 2 624,75 млрд. рублей в номинальном выражении, из них ОФЗ -2 102,75 млрд. рублей и ГСО - 522,0 млрд. рублей, в том числе в 2010 году -869,3 млрд. рублей (соответственно 695,3 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2011 году -980,95 млрд. рублей (806,95 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2012 году -774,5 млрд. рублей (600,5 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей).

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде внутренний госдолг будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или на 72,7 %.

Таким образом, структура государственного долга в 2010 - 2012 годах несколько изменится: доля внутреннего долга сократится с 64,1 % в начале 2010 года до 52,5 % в конце 2012 года, соответственно доля государственного внешнего долга вырастет с 35,9 % до 47,5%.

Существенно возрастает долговая нагрузка на федеральный бюджет: показатель отношения объема государственного долга к ВВП увеличится с 9,7 % в 2009 году до 15,4 % на конец 2012 года (см.Приложение 3).

Но государственный долг необходимо обслуживать, что тоже занимает значительные средства (см.Приложение 4).

Таким образом, по оценкам экспертов в  настоящее время Россия может продержаться без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, а иными словами, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа, максимум год. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить.

 

ПРАКТИКУМ

Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн. долл. по годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн. долл.

  1. Возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства?
  2. Увеличатся ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства? Почему?
  3. Через сколько лет возможно будет полностью погасить долг?

Решение

  1. Безусловно, сумма долга правительства возрастет, так как ему придется возвращать не только сам заем, но и проценты по нему равные 300*5%=15 млн. долл. в год.
  2. Налоги на граждан не увеличатся. Потому что прирост ВВП ежегодно в 30 млн. – позволяет выплачивать проценты займа.
  3. Минимальное ежегодное превышение ВВП над суммой процентов по займу составит 30-15=15 млн. долларов (первый год, далее сумма будет уменьшаться). Значит, максимум через 20 лет, федеральное правительство сможет погасить полностью долг, используя для этого лишь только ежегодный прирост ВВП.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, государственный долг - это общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Основная причина возникновения государственного долга, как следует из определения выше, это бюджетный дефицит прошлых лет, порождённый различного рода причинами. Государственный долг подразделяется на внутренний - получение заёмных средств от населения и предприятий и внешний - задолженность гражданам и организациям других стран, а во временном контексте на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Большинство стран мира сегодня живут с большим государственным долгом.

Последствия государственного долга для экономики страны в целом – весьма печальны. А большой государственный долг своим последствием в конечном счете, имеет полное разрушение экономической самостоятельности отдельно взятой страны. Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. В управлении государственным долгом используются также такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Применительно к нашей стране, можно сказать следующее: государственный внешний долг РФ на 1 октября 2011г. составил 36 млрд 002,0 млн долл., или 26 млрд 442,9 млн евро, что на 9,7% меньше, чем на начало 2011г. Такие данные приводятся в материалах Министерства финансов РФ. За сентябрь 2011г. внешний госдолг снизился на 880 млн долл., или на 2,3%.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономическая теория: учебник / под ред. И.П. Николаевой. —

М.: ЮНИТИ, 2005. – 510 с.

2. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 447 с.

3. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 2009. - 423 с.

4. Галкин М. Долги России // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5.- 457 с.

5.Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и междунар. Отношения. – 2008. - №2. – 84 с.

6.Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. - М., 2008. – 266 с.

7.Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. - М., 2009. – 371 с.

8.Макроэкономика: Учебник / Под ред. К.А. Хубиева. – М.: ТЕИС, 2004. – 654 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+6
Размер: 226.96K
Скачано: 291
Скачать бесплатно
04.10.12 в 18:50 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе