Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Государственный долг
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 34.63K | Скачано: 300 | Добавлен 25.02.09 в 11:13 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Введение 1
I. Причины возникновения государственного долга и его виды. 3
II. Последствия государственного долга и его виды. 6
III. Влияние государственного долга на развитие экономики России. 9
Практикум 13
Заключение 14
Приложение 1 16
Приложение 2 17
Литература 18
Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. Бюджет по своей сути похож на любое домохозяйство – средства приходят из различных источников и используются на оплату расходов, если доходов не хватает, на покрытие расходов привлекаются заемные средства для покрытия разницы, в результате чего образуется долг. Увеличение размера долга означает, что необходимо предпринять какие – то дополнительные действия, а не продолжать покрывать один долг другим.
Тоже самое происходит и в бюджете только государственного масштаба. Тема государственного долга актуальна для любой страны, так как он есть практически везде. Общество осуждает правительство страны за то, что государственные расходы превышают доходы, но даже не может себе представить возможность сокращения социальных программ или увеличение налогов.
Например, промышленно развитые страны с помощью привлеченного капитала из-за границы пытаются поддержать темпы экономического роста, а развивающиеся страны с помощью привлеченного капитала дают толчок для роста отечественной промышленности.
Государство может быть не только заемщиком капитала, но и выступать в качестве кредитора для других государств.
Далее рассмотрим что же такое государственный долг, из чего он образуется, каким он бывает, методы его управления и какое влияние оказывает государственный долг на экономику государства.
Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитором и процентом по ним, выданным государством гарантиям, представляет собой государственный долг.
Каждое правительство в своей деятельности стремиться к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. В реальной действительности расходная часть превышает доходную, в результате чего образуется бюджетный дефицит.
Причины бюджетного дефицита могут быть различными, среди которых можно выделить следующие:
Спад производства и рост теневого сектора экономики имеют особое значение, наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. Спад производства ведет к сокращению производства и уменьшению получаемой производством прибыли, в результате чего уменьшаются поступления в бюджет. Предприятия теневого сектора нигде не регистрируются, в результате никаких налогов не платят.
В принципе, дефицит бюджета не может быть чем-то негативным для развития экономики. Самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 2-3 % ВВП).
Для покрытия дефицита бюджета правительства, государство обращается за кредитом к национальным банкам, а также выпуском государственных ценных бумаг – облигаций. В результате чего появляется и растет государственный долг, т.к. государственные облигации и кредит – это долговые обязательства государства. И если государство постоянно обращается к такому способу, то это в конечном итоге приводит к банкротству государства. Рост государственного долга свидетельствует о безразличии правительства к судьбе будущих поколений, т.к. им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.
Государственный долг бывает внутренним и внешним.
Под внутренним долгом понимается обязательства государства в национальной валюте. Сюда относятся кредиты, полученные государством от национальных банков, облигации, которые представляют собой обязательства государства выплачивать сумму заимствованных денег у населения с процентам. Для населения внутренний долг не является тяжким бременем, он не ложится грузом на каждого: население платит проценты по внутреннему долгу друг другу, не происходит никакой потери товаров и услуг.
Под внешним долгом понимаются обязательства государства, возникающие в иностранной валюте. Это могут быть кредиты правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, еще это могут быть иностранные инвестиции. Целевое назначение внешних займов может быть связано с необходимостью укрепления экономического потенциала, преодоления финансовых трудностей страны – получателя, оказания продовольственной помощи и т.д.
Долг иностранным государствам изымает часть средств из экономики, к тому же внешний долг ложится на плечи будущего поколения.
Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой либо доход. Выступая кредитором, государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование:
Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия. Во – первых, поиск источников его погашения приведет к необходимости повышения налогов, что повлечет за собой уменьшение инвестиций и потребления; во – вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможность частного предпринимательства и роста экономики; в – третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга; в – четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг; в – пятых, происходит подрыв финансово – кредитной системы, что может привести к негативным последствиям в экономике государства в целом; в шестых государство покрывает долг за счет печатного станка, что оборачивается снижением покупательной способности национальной валюты, ведет к инфляции.
Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведение конверсии и консолидации государственных займов. В ходе реализации политики в области управления государственным долгом правительство опирается на следующие показатели:
Управление государственным долгом включает следующие меры:
Для государства более выгодна переструктуризация долга, при котором долг переводится в долгосрочные, что не ведет к росту процентов. Также государство в поисках средств для выплаты долга может использовать налоговую политику, т.е. ужесточение ее, когда идет увеличение задолженности и уменьшение во время погашения долговых обязательств; национальным банком может проводится политика дорогих денег в период увеличения государственного долга и дешевых денег во время его проплаты.
Представители теории экономики предложения считают, что не надо зацикливаться на идее бюджетного равновесия. Проблема заключается в другом – в создании эффективного конкурентного рынка, который насытит рынок товарами, а население обеспечит доходами. В этих условиях высоки будут налоговые поступления, значительно повысится доходная часть бюджета, и вопрос о проплате государственных расходов решится сам собой. Данное предложение будет иметь место, если государство будет иметь твердые ограничения в росте своих расходов.
Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Государственный долг РФ делится на внутренний и внешний.
К внутреннему государственному долгу РФ относятся кредиты от национальных банков: государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Внутренний государственный долг регулируется законом «О государственном долге Российской Федерации».
При увеличении внутреннего долга происходит дополнительное предложение денег, это происходит тогда, когда государство покрывает его за счет печатного станка, еще он может покрываться за счет внешних заимствований. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения, что ведет к снижению покупательной способности национальной валюты, т.е. к инфляции. Проплата же долга уменьшает количество обращающихся денег, что ведет к сдерживанию экономического роста.
В середине 90-х годов на фондовом рынке РФ государственные бумаги расценивались инвесторами как самые доходные. Как следствие, основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, шла не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего долга. Отсюда следует, что вложения оказали негативное воздействие на экономическое развитие страны.
После распада СССР, Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов приняла на себя все их долги. Такое решение позволило нашему государству сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечить доверие к нам потенциальных западных инвесторов.
По данным Минфина России, государственный внешний долг нашей страны по состоянию на 1 января 2004 года составлял 119,7 млрд. долл. США (см. приложение 1; на 1 января 2005г. он уменьшился до 110,5 млрд. долл.). Основная часть долга приходится на страны Парижского клуба кредиторов. Крупнейшими кредиторами России являются Германия, Италия, Франция, Япония. Велика также рыночная составляющая внешнего долга, выраженная в облигациях.
Россия является должником и одновременно кредитором. Как видно из рисунка 1 (см. приложение №1) суммарный объем обязательств иностранных государств перед Россией представляет около 85 млрд. долл. США, из которых основная часть (более 76 млрд. долл. CIF) приходится на страны не входящие в Парижский клуб кредиторов. Большая часть иностранного долга перед Россией (около 66%), как видно из рисунка 2 и таблица 1 (см. приложение №2), номинирована в советских и переводных рублях. то есть в валюте не существующего в настоящее время государства. Это усложняет переговорную позицию России при урегулировании долгов иностранных государств, так как остается проблема пересчета курсов валют, по которым будет погашаться долг. А отсюда возникают сложности при планировании бюджетных доходов страны, связанных с поступлениями от выплат по иностранному долгу перед Россией.
В настоящее время общий размер внешнего долга России соизмерим с размером иностранного долга перед Россией. Наше государство могло бы выплачивать свой внешний долг только за счет платежей от погашения и обслуживания долга иностранных государств перед ним, если бы качественная структура задолженности иностранных государств была близка к структуре российского внешнего долга. Фактически произошел бы обмен российского долга на долг перед Россией.
С учетом того, что Россия не относится к числу беднейших стран, а также устойчивости платежного баланса страны списание ее внешнего долга не представляется реальным. Более того, при обсуждении досрочной выплаты Россией долга странам Парижского клуба кредиторов выдвигаются требования погашения всех процентных платежей будущих периодов по обслуживанию этого долга.
Членство России в Парижском клубе накладывают на нее обязательства по списанию значительной части долгов беднейших стран как клиентов Парижского клуба, так и нет (по некоторым оценкам, за последние 10 лет Россия списала своим должникам более 45 млрд. долл. США).
Таким образом, финансовые потоки по обслуживанию Россией внешнего долга и иностранного долга перед ней очень сильно различаются. К примеру, в 2002 году объем денежных средств в федеральный бюджет в счет погашения и обслуживания задолженности по кредитам иностранных государств перед Россией составил около 508 млн. долл. США, из них более 1/3 ушло на выплату процентов.
Все платежи по внешнему долгу, при формировании российского государственного бюджета, учитываются в рублевом эквиваленте. Это ограничивает возможности России увеличивать долговые выплаты, так как она имеет обязательства перед МВФ в отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевой эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.
Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Предельным размером государственных внешних заимствований является ежегодно утвержденный в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга.
Проводимые в настоящее время в России административная и бюджетная реформы предлагают усиление ответственности органов исполнительной власти за принимаемые решения, также их ориентацию на достижение общественно значимых целей и результатов, структурированных по бюджетным программам и соответствующих потребностям общества, в рамках бюджетирования, ориентированного на результат.
Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн. долл. по годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн. долл.
Управление государственным долгом - одно из важных направлений государственной финансовой политики. Оно представляет собой комплекс мероприятий: обслуживание долга, т.е. погашение основной суммы и выплата процентов кредиторам; изменение условий выпущенных займов; мониторинг показателей объема и уровня долга, их сопоставление с показателями государственных финансов; взаимоотношения с кредиторами по поводу урегулирования старых долгов и представления новых кредитов, реструктуризация долгов; рефинансирование долгов и др.
Государственный долг в условиях рыночных отношений выступает важным макроэкономическим фактором, оказывающим значительное воздействие на состояние национальной экономики. С другой стороны, сам рынок государственных долгов реагирует на изменение экономической ситуации внутри страны и тенденций международных финансовых рынков.
В управлении государственным долгом важно соблюдать сбалансированность бюджетной и долговой политики государства, т.е. не допускать чрезмерного роста дефицитного финансирования и гарантировать нормальное обслуживание сложившейся задолженности.
Научиться правильно управлять государственным долгом – одна из главных задач современной России. Выполнение этой задачи станет предпосылкой постепенному переходу к экономическому росту. Государство не должно вовлекать все свободные денежные ресурсы общества в сферу бюджетного перераспределения, соответственно доходность государственных займов и государственных ценных бумаг не должна превышать эффективности реального сектора и других секторов финансового рынка. Реструктуризация и упорядочение государственного долга помогут встать России на путь экономического подъема.
В настоящее время устойчивое положительное сальдо платежного баланса России, наличие профицита бюджета, а также высокий уровень золотовалютных резервов Банка России позволяют в полной мере и своевременно осуществить обслуживание и погашение внешнего долга. Однако этот факт не должен снимать проблему урегулирования долга иностранных государств перед нашей страной.
Официальные документы
1. Бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2007г.» Финансы 2006 №6
Учебники
2.Денежное обращение. Кредит. Финансы: Учебное пособие/ С.В. Галицкая. Изд. «Международные отношения», 2002
3. Финансы: Краткий курс/ И.В. Бородушко, Э.К. Васильева, Н.Н. Кузин – СПб.: Питер, 2006
4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2-е издание 2001
5. Экономика / Том Горман; пер. с англ. П. Сатановский – М.: АСТ: Астрель, 2005.
6. Экономическая теория: Учебник/ Под. ред. Е.Ф. Борисов – ООО «Юрайт - М», 2002.
Экономическая теория: Учебник/ Под. ред. И.П. Николаевой – М.: «Проспект», 2000
Статьи из журналов
8. Афанасьев Мст., Кривоногов И. Управление сбалансированностью федерального бюджета: иностранный долг перед Россией // Вопросы экономики. 2005. №4
9. Водянов А., Гаврилова О., Гришин Л., Шевелева Е., Касаткина А. Инвестиционные проекты, финансируемые из Федерального бюджета. Методы оценки эффективности // Российский экономический журнал. 2006. №1
10. Гурвич Е. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъектуры // Вопросы экономики. 2006. №3
11. Колчин С. Внешний долг России // Власть. 2002 №9
12. Битов Д. Последний бросок на Восток // Экономика и жизнь. 2006г. январь №3
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.