Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »
Тема: Причины возникновения государственного долга и его виды
Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 26.68K | Скачано: 323 | Добавлен 05.12.13 в 21:28 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Липецк 2013
Вариант № 16
План работы
Стр.
Контрольный теоретический вопрос |
3 |
Эссе |
6 |
Контрольные тестовые задания |
14 |
Библиографический список |
16 |
Причины возникновения государственного долга и его виды. Последствия государственного долга и методы управления им.
Согласно статье 97 «Государственный долг Российской Федерации» главы 14 «Государственный и муниципальный долг» Бюджетного кодекса РФ, к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.
Главными причинами возникновения и роста государственного долга являются:
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды государственного долга:
Последствия государственного долга:
Методы управления государственным долгом:
Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.
на тему: «Влияние государственного долга на развитие экономики современной России».
Данная тема весьма актуальна на сегодняшний день. Экономика России крепнет и находится уже на той стадии, когда необходимо смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами.
Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.
Как известно, посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.
В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.
Процесс формирования государственного долга Российской Федерации имеет свои особенности.
Основная сумма государственного внешнего долга России образовалась в период руководства страной М. Горбачевым и Б. Ельциным (1991-1998 гг.), основные выплаты по долгу – при В. Путине (2000-2008 гг.). Но финансовый кризис 2008-2009 гг. завершил период профицита федерального бюджета, в результате чего в 2009 г. прекратилось снижение внешнего госдолга.
РФ приняла на себя часть внешнего долга бывшего СССР – 102 млрд. долл. и, таким образом, вынуждена расплачиваться по долгам уже не существующего государства. Остальная задолженность сформировалась вследствие внешних и внутренних займов российского правительства преимущественно в 1992-1998 гг. Это займы у международных финансовых организаций – Международного валютного фонда, Всемирного банка, а также займы у российских инвесторов.
Так как правительству не удавалось сбалансировать бюджет вплоть до 2000 г., дефицит покрывался, начиная с 1995 г., за счёт внутренних и внешних займов. До 1995 г. Министерство финансов покрывало дефицит за счёт прямых заимствований у Центрального банка, то есть осуществляло монетизацию государственного долга. Так ст. 18 Закона о государственном бюджете России на 1992 г. гласила: «Разрешить Центральному банку Российской Федерации предоставить во втором полугодии 1992 года кредит Министерству Финансов Российской Федерации в сумме 544,8 млрд руб. на покрытие дефицита республиканского бюджета Российской Федерации сроком на 10 лет с погашением равными долями начиная с 1996 года и из расчёта 10 процентов годовых…» . Эта практика была прекращена в 1995 г., так как возможности кредитования государства национальным банком были довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно, как владелец этого банка, могло бы получить.
Прекратив финансирование за счёт прямых кредитов ЦБ, правительство стало наращивать финансирование за счёт внутренних займов. Выпуская государственные облигации, правительство стремилось покрыть дефицит бюджета неинфляционным путём. Но полученные этим способом средства использовались неэффективно. Они направлялись на поддержку нерентабельных предприятий, на содержание непомерно разросшегося бюрократического аппарата, на субсидии депрессивным регионам, на чеченскую войну. При этом не уделялось должного внимания перестройке структуры экономики, поддержке малого и среднего предпринимательства, продуманной промышленной политике. Расширения налогооблагаемой базы не происходило, в результате собираемость налогов в госбюджет была низкой. Правительству удавалось получить не более 50-60% причитающихся налогов. К сокращению налоговых поступлений приводило тяжёлое налоговое бремя, отсутствие налоговой реформы, рост теневой экономики.
Ещё одним последствием чрезмерного увлечения государства ГКО стал отток капитала из реального сектора экономики в финансовый. Гораздо прибыльнее было вкладывать деньги в ГКО с доходностью 100-200% годовых, чем в реальный сектор, где норма прибыли не превышала 15-20%. Предпринимателям невыгодно было брать кредит, так как ставка по нему выросла из-за высокой доходности ГКО, что тормозило развитие производства и инвестиций.
На протяжении 1991-1999 г. правительством России были прове-дены переговоры о реструктуризации долговых платежей, которые позво-лили уменьшить долговую нагрузку на экономику страны. Высокие цены на нефть, сохранявшиеся до сентября 2001 г., позволили России достичь большого внешнеторгового оборота и профицита государственного бюджета. Выплаты по обслуживанию и погашению госдолга в 2001 г. шли с опережением графика. За последние годы правительство планомерно сокращает внешний долг, в абсолютном выражении он составил: на 1 января 2005 г. – 114,1 млрд. долл., на 1января 2007 г. – 52 млрд. долл., на 1 января 2008 г. – 44,9 млрд. долл. Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности, стала актуальной разработка программ конверсии внешнего долга. Перспективными признаются обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий, выкуп долгов правительством на рублёвые средства с последующим направлением их на инвестиции.
Быстрый рост госдолга приведет к резкому росту затрат на его обслуживание и погашение представлен в таблице 1.
Таблица 1
Расходы на обслуживание и погашение государственного долга РФ
|
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Расходы на обслуживание госдолга, млрд. руб. |
389,9 |
518 |
600,7 |
Расходы на погашение госдолга, млрд. руб. |
498,6 |
593,4 |
687,2 |
Всего, млрд. руб. |
888,5 |
1112 |
1288 |
Расходы на обслуживание и погашение госдолга в % к расходам федерального бюджета |
8,3 |
9,9 |
10,6 |
За 2002-2008 гг. внутренний госдолг увеличился с 545 до 1804,2 млрд. руб. и составил 3,6% ВВП. В соответствии с проектом закона о федеральном бюджете на 2011-2013 гг. внутренний госдолг в 2013 г. вырастет по сравнению с 2008 г. в 4,9 раза и составит 8,8 трлн. руб. (т.е. более 14% ВВП). Если темпы роста внутреннего госдолга сохранятся, то в 2016 г. он превысит 30% ВВП. Это представляет угрозу экономической безопасности страны, поскольку дефолт по ГКО-ОФЗ в 1998 г. произошел при уровне внутреннего госдолга 28% ВВП.
В таблице 2 представлено размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в целях финансирования дефицита гос. бюджета в 2011-2013 гг.
Таблица 2
Размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в целях финансирования дефицита гос. бюджета в 2011-2013 гг., млрд. руб.
|
2011 |
2012 |
2013 |
Размещение гос. ценных бумаг |
1710 |
2023 |
2102 |
Погашение гос. ценных бумаг |
369,1 |
518,9 |
616,6 |
Чистые заимствования на внутреннем рынке |
1341 |
1504 |
1485 |
Рост внутреннего госдолга будет осуществляться прежде всего за счет невиданных ранее масштабов выпуска гос. ценных бумаг на внутреннем рынке. Из табл. видно, что в 2011 г. размещено госбумаг на сумму 1709,9 млрд. руб., что составляет более 85% емкости рынка госбумаг в 2010 г. (емкость рынка ОФЗ в 2010 г. составила 1803, 14 млрд. руб., емкость рынка ГСО – почти в 10 раз меньше). А в 2013 г. предусматриваются еще большие объемы размещения госбумаг – на сумму 2101,9 млрд. руб., т.е. за один 2013 г. будет выпущено государственных ценных бумаг больше, чем реально выпущено за все предыдущие (по 2010 г. включительно) годы вместе взятые. Этот масштабный выпуск госбумаг придется осуществлять за счет эмиссии все более краткосрочных бумаг с высокой доходностью. В итоге рынок ОФЗ будет развиваться по принципу пирамиды ГКО-ОФЗ в 1994-1998 гг. Погашение госбумаг будет производиться за счет увеличения выпусков менее долгосрочных и более дорогих для бюджета облигаций. Объем погашении облигаций в 2013 г. почти в 7,5 раз превысит объем погашения 2008 г. Это означает, что все большее количество выпускаемых облигаций будет предназначаться для погашения прежних выпусков и все меньшее количество – для привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет.
В настоящее время рынок госбумаг представлен всего двумя сегментами – рынком облигация федерального займа (ОФЗ) и рынком государственных сберегательных облигаций (ГСО).
Еще одним негативным последствием для банковской системы явилось обесценивание ОФЗ в период кризиса 2008-2009 гг. Котировки некоторых выпусков ОФЗ снизились до 50-60% от номинала. Если учесть еще и то, что ставки по кредитам, выдаваемым под залог ценных бумаг, существенно выросли, то роль облигаций как залогового инструмента резко упала.
Что касается консолидированного госдолга РФ, то по итогам 2010 г. он составил 14,3% ВВП, что заметно ниже, чем средний показатель для стран «большой восьмерки». Например, долг Японии почти 230% ВВП, США – приближается к 100%, Италии – перешагнул эту отметку и составляет 118% ВВП, Франции – 75%, Германии – 83% ВВП .
На таком фоне Россия как суверенный заемщик имеет возможность наращивать свои заимствования. При этом главными ограничителями этой возможности являются не уровень долга как таковой, а конкретные факторы: сырьевой и недиверсифицированный характер российской экономки, значительная зависимость доходной части бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, недостаток доверия инвесторов к качеству российских институтов – банковской, финансовой, судебной системам, защите прав собственности.
Существование значительного государственного долга может привести к усилению неравномерного распределения дохода среди населения. Так как большая часть государственного долга в виде облигаций по займам сосредоточена у состоятельной части населения, процентные выплаты по ним попадут именно к ним, что ещё больше увеличит их доходы.
Бюджетный дефицит и особенно рост внешнего государственного долга может негативно повлиять на состояние международной торговли страны. Вследствие этого сократиться экспорт и тем самым нарушится внешнеторговый баланс, а это приведет к внешним займам и, в конечном счете, к росту иностранного долга, для покрытия которого придется расплачиваться национальным богатством.
Рост государственного долга в перспективе отразится на благосостоянии будущих поколений. В самом деле, дефицитное финансирование может заставить правительство прибегнуть к займам на финансовом рынке, вследствие чего увеличится спрос на деньги и поднимется процентная ставка. Последнее в свою очередь уменьшит спрос на деньги со стороны частных инвесторов, и, следовательно, приведет к падению капитальных вложений в производство. В результате этого эффекта вытеснения частных инвестиций в будущем новые поколения получат меньший производственный капитал.
Сейчас определяются сценарии будущего развития экономики страны. Среди известных – «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года», а также оптимистический сценарий социально-экономического развития России до 2015 года, подготовленный Институтом экономики РАН, согласно которому в экономике страны произойдут позитивные структурные сдвиги, повысится эффективность функционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысить свой инвестиционный рейтинг. Это создаст условия для привлечения прямых иностранных инвестиций и эффективных технологий.
/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /
1. К механизмам сокращения внешней задолженности относят:
а) выкуп долга;
б) обмен долга на акционерный капитал;
в) замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами.
Обоснование ответа:
В настоящее время во многих странах мира используют различные механизмы сокращения внешней задолженности, среди которых выделяют следующие:
2. Сумма обслуживания государственного долга измеряется:
а) общей величиной государственного долга;
б) отношением долга к валовому внутреннему продукту;
в) общей величиной процентных выплат по долгу плюс амортизация его основной суммы;
г) общей величиной процентных выплат по долгу минус амортизация его основной суммы.
Обоснование ответа:
Сумма обслуживания государственного долга измеряется:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.