Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Контрольная работа: Причины возникновения государственного долга и его виды

Причины возникновения государственного долга и его виды [14.01.15]

Тема: Причины возникновения государственного долга и его виды

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.87K | Скачано: 123 | Добавлен 14.01.15 в 13:40 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Причины возникновения государственного долга и его виды. Последствия государственного долга и методы управления им. 3

Эссе 11

на тему: «Влияние государственного долга на развитие экономики современной России».

Тестовые задания  13

Список литературы 14

 

Причины возникновения государственного долга и его виды.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов за минусом суммы бюджетных профицитов за этот же период. Он является показателем запаса, так как рассчитывается на определённый момент времени  (например, по состоянию на 1 января 2008 г.) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока и рассчитывается за определённый период времени (за год). Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счёт внутреннего и внешнего займов.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции.

Таким образом, государственный долг – порождение дефицита бюджета, причины которого могут быть различны. Дефицит может быть связан с чрезвычайными расходами, вызванными стихийными бедствиями, катастрофами, войнами и политическими конфликтами, когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к дополнительным источникам денежных средств. Дефицит может быть следствием кризисных явлений в экономике, её развала, неэффективности финансово-кредитных связей, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Причинами бюджетного дефицита могут быть:

-       низкая эффективность общественного производства, его спад;

-        нерациональная структура бюджетных расходов (например, огромные военные расходы);

-        оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;

-        неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики.

 Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное явление, а стремление государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. На рост величины государственного долга оказывает влияние и необходимость выплаты его с процентами. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к ещё большим займам.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Государственным внутренним долгом является совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определённый момент государственных облигаций. Государственным внешним долгом являются обязательства перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заём на основе правительственных соглашений.

 Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и не погашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Последствия государственного долга и методы управления им.

Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы.

Положительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджета. Это связано с тем, что формирование дополнительных ресурсов с помощью государственных займов не приводит к увеличению совокупного спроса, а переносит его при покупке государственных ценных бумаг от физических и юридических лиц к исполнительным органам государственной власти. Они, в свою очередь, посредством предоставления государственных кредитов перспективным предприятиям могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны. Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс организации сбережений населения и инвестирования предприятиями временно свободных финансовых ресурсов. Втягивая деньги в казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.

При разумной организации отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны. Это способ финансирования за счёт заимствованных средств  строительство объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно, а на несколько поколений, так как погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягиваются во времени.

Взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций, внешние государственные кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности в мире.

Негативное влияние государственного долга на социально-экономические процессы проявляется в эффекте вытеснения. Привлекая заёмные средства, государство снимает с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. При чрезмерно высокой доходности государственных бумаг инвесторы отдают предпочтение вложению средств в них по сравнению с проведением реальных инвестиций. Кроме того, высокая доходность государственных бумаг ведёт к росту ставки банковского процента за кредит, что делает его неэффективным для предпринимателя.

Чрезмерное развитие в стране заёмных операций приводит к значительному отвлечению бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития, а также к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга. Это также является негативным моментом в развитии государственных финансов.

Опасность большого внутреннего государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться, так как оно обычно не погашает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых, то есть строит «финансовую пирамиду». Рефинансирование долга ведёт к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны. Когда бюджетных средств  уже не хватает для погашения займов, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними  или внешними инвесторами, то есть объявить суверенный дефолт.

Для финансирования государственного долга правительство может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги. Повышать налоги можно, но до верхней границы налоговых изъятий в государственный бюджет. В современных промышленно развитых странах она составляет около 50% ВВП.  Чрезмерное повышение налогового бремени скорее всего приведёт не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства. Это связано с тем, что люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля заработков отбирается государством, и начинают прятать свои доходы от налогообложения, тогда в стране быстро развивается «теневая экономика».

Финансирование государственного долга путём эмиссии денег сверх реальных потребностей экономики – путь в гиперинфляцию. При этом выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень недолговечным, так как расходы возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений. Ведь расходы осуществляются по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен. В итоге дефицит не сокращается, а даже возрастает.

Негативным социальным последствием государственного долга является усиление дифференциации населения. Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счёт налогов, которые платит всё население. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Эти средства попадают узкому кругу обеспеченных людей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится ещё больше.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания. Выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод части ВВП за рубеж, в результате снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики.

По абсолютной величине внешнего долга невозможно судить о том,  насколько серьёзной экономической проблемой для страны он является, а важно знать относительные показатели. К ним относятся коэффициенты долговой нагрузки: долг по отношению к ВВП, долг по отношению к экспорту и обслуживание долга по отношению к экспорту. Международные кредитные организации ориентируются на некоторые пороговые значения для этих соотношений, чтобы выделить страны, где долговые проблемы приобретают особо серьёзный характер. По оценкам Мирового банка вызывает большие сомнения платёжеспособность стран, у которых доля процентных выплат по долгу в ВВП превышает 80%, а отношение «процентные выплаты – экспорт» больше чем 2,2. Существуют и другие пороговые значения. Так, по Маастрихтскому соглашению 1992 г.  условием вхождения в Европейское сообщество были приняты в качестве ориентиров: уровень долга к ВВП 60%, соотношение долга к экспорту в 300% и доля дефицита от ВВП в 3%.   Превышение этих показателей создаёт для страны трудности в привлечении новых займов из-за рубежа.

Увлечение внешними заимствованиями ведёт к тому, что государство попадает в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных и теряет политическую независимость. Если правительство страны сегодня проводит политику наращивания государственного долга, то решение текущих проблем за счёт займов и кредитов перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

С появлением у государства долга появляется обязанность его управлением. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов и выпуску новых. От правительства страны с большим государственным долгом требуется проведение грамотной финансовой политики и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития. Основной задачей в процессе управления государственным долгом является удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, не допустить превышение долга над ВВП более чем в 2,5 раза. Считается, что большая величина не позволит стране решать свои проблемы, и все усилия её будут направлены на погашение долга. Эффективное использование заимствованных средств предполагает направление их в проекты, позволяющие за отведённый срок получить доход, превышающий не только сумму долга, но и выплату по нему процента. Невыполнение этого условия создаёт проблемы поиска других источников средств для выплаты долга. Задержка в выплате долга опасна нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок в качестве штрафных санкций.

В управлении государственным долгом используются такие методы, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Под конверсией понимается изменение доходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения доходности государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов понимается изменение их сроков, обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых деньгах. Отсрочка погашения займа используется правительством в тех случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, так как большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход. Аннулирование государственного долга – крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Это может произойти в результате прихода к власти новых политических сил, нежелающих платить по долгам прежнего правительства. Отказ от долгов считается неразумной мерой, так как подрывает репутацию государства и в последующем оно уже не сможет  рассчитывать на получение кредитов.

Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые приёмы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением её в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие предприятий страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В этом случае заинтересованные фирмы выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности. Такая операция ведёт к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну  из-за рубежа финансовых ресурсов, основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга и стимулирует последующий приток иностранных инвестиций в приобретённые таким путём хозяйственные объекты. В данных случаях под конверсией понимают замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

 

Эссе

на тему: «Влияние государственного долга на развитие экономики совре­менной России».

В последнее время в СМИ мы все чаще и чаще слышим такие понятия как «государственный долг», «государственный кредит», выделение займа Греции и Кипру. Как же обстоят дела с государственным долгом России?

Долг нашей страны постоянно возрастает и меня очень беспокоит этот вопрос, потому что отдавать его придется мне, моим сверстникам, нашему поколению. Целью данного эссе состоит не в поиск или разработке путей выхода из «долгового» кризиса, так как этим занимается ни одна тысяча экспертов, и мой вклад бы был не значительным. Но в эссе будет определена ситуация с долговыми обязательствами России и понятия, тесно связанные с этим вопросом.

Государственный внутренний долг России по сравнению с прошлым годом вырос на 15%, до 5722 млрд рублей. Внешний же долг увеличился на десять процентов, до 55,8 млрд долларов. Тем не менее, у России самый низкий уровень госдолга по отношению к ВВП среди крупнейших экономик мира. Для сравнения: Япония (243%), США (109%), Германия (81%), Индия (61%), Китай (18%), Россия (13%). Данные на 01.01.14 год.

С учетом текущей ситуации и специфики нашей страны такой показатель долга для бюджета России вполне нормален. Конечно, цены на нефть сейчас благоприятны для нашей страны, однако существует ряд других факторов, которые не позволяют снизить долговую нагрузку ниже этого показателя. Причины — мировой финансовый кризис, отставание ряда отраслей промышленности от развитых стран, слабая эффективность сельского хозяйства. В состоянии ли правительство позволить еще больший долг, зависит от доходностей, под которые будут размещаться новые займы.

Но корпоративный квазигосударственный внешний долг России может представлять опасность для страны. Относительно небольшой госдолг РФ приобретает иные масштабы с учетом долгов компаний с государственным участием.

На данный момент аналитики не видят существенных угроз финансовой устойчивости в связи с ростом квазигосударственных корпоративных долгов. Однако через 10 лет динамика роста ВВП и обязательств по займам может сделать ситуацию угрожающей.

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:          /

1. К механизмам сокращения внешней задолженности относят:

а) выкуп долга;

б) обмен долга на акционерный капитал;

в) замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами.

 

2. Сумма обслуживания государственного долга измеряется:

а) общей величиной государственного долга;

б) отношением долга к валовому внутреннему продукту;

в) Общей величиной процентных выплат по долгу плюс амортизация его основной суммы;

г) Общей величиной процентных выплат по долгу минус амортизация его основной суммы.

 

Список литературы

1. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2006.

2. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Экономическая теория: учебник / под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2009.

3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Е.Н. Лобачёвой. – М.: Высшее образование, 2008.

4. Макроэкономика: Учебник / И.В. Липсиц. -  М.:2004.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 22.87K
Скачано: 123
Скачать бесплатно
14.01.15 в 13:40 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Помощь в написании работ