Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Причины возникновения государственного долга и его виды

Причины возникновения государственного долга и его виды [04.03.15]

Тема: Причины возникновения государственного долга и его виды

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 357.98K | Скачано: 236 | Добавлен 04.03.15 в 16:54 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Владимир 2014


План работы

Стр.

Теоретические вопросы

3

Эссе на тему

10

Контрольные тестовые задания

11

Список литературы

13

 

Контрольные теоретические вопросы

 Причины возникновения государственного долга и его виды. Последствия государственного долго и методы управления им.

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качество одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем. Обязательства государства перед банками – кредиторами, физическими и юридическими лицами – владельцами государственных ценных бумаг, перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами, накапливаясь, превращаются в государственный долг. Его приходиться выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и процентов.

Основными причинами  государственного долга являются:

1. увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов;

2. циклические спады экономики;

3. сокращение налогов в целях стимулирования экономики;

4. усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с политикой увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;

5. повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере.  Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Рис. 1 динамика объемов государственного внутреннего долга

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
– номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;       
– объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
– объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;         
– объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса.

Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.


                  Рис.2 Динамика объемов государственного внешнего долга

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

– номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
– объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
– объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, то есть превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.             

Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережении).  Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными  последствиями для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие — к росту процентных ставок, то есть к удорожанию кредита. В долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП.

Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок., уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита. Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций. 

  Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования. Государственный долг, как и финансы, может являться рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Обычно правительства стран - должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:

  • Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.
  • Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, то есть превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
  • Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

Таблица 1

Динамика и структура государственного долга Российской Федерации за 2009–2014 год

Показатели

на 01.01.09

на 01.01.10

на 01.01.11

на 01.01.12

на 01.01.13

на 01.01.14

Всего государственный долг Российской Федерации, млрд. руб., в том числе:

2 660,73

3 230,7

4 152,87

5 342,95

6 519,77

7 543,78

к ВВП %

6,65

6,42

6,58

7,5

8,29

8,45

Государствен-ный внутренний долг РФ, млрд. руб.

1 499,82

2 094,73

2 940,39

4 190,55

4 977,89

5 722,24

к ВВП %

3,7

3,97

4,4

5,65

5,98

5,99

Государственный внешний долг РФ, млрд. руб.

1 160,91

1 135,97

1 212,48

1 152,4

1 541,88

1821,54

к ВВП %

2,95

2,45

2,28

1,85

2,31

2,46

Анализируя таблицу 1, можно отметить, что за рассматриваемый период наблюдается значительное возрастание долговой нагрузки и снижение долговой устойчивости. В течении 2009–2014 годов отмечается устойчивый рост показателя государственного долга к ВВП. Лишь в 2010 году данный показатель оказался ниже предыдущего года, что связано с более высокими показателями ВВП. Устойчивый рост государственного долга является причиной роста расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета.

Как показывает таблица 1, на начало 2014 года, объем государственного долга по отношению к ВВП в России составил 8,45 %, тогда как во многих странах данный показатель достигает 50–200 %. Некоторые международные авторитетные эксперты утверждают, что превышение данного показателя более чем на 85 % становится существенным препятствием для экономического роста. Рассматривая за весь анализируемый период динамику показателя государственного долга к ВВП, то можно заметить, что заметные изменения стали происходить в последние 2 года.  Поскольку государственные заимствования — важный источник покрытия бюджетного дефицита, в предкризисный период снижение государственного долга России было также существенным образом связано со сравнительно благополучным состоянием государственных финансов.

 

Эссе на тему

Влияние государственного долга на развитие экономики современной России

Влияние государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества.

Проблема обслуживания Россией государственного долга является наиболее острой в последние годы с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики РФ, так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе, в том числе и в финансовой.

Политика, направленная на инвестиции, позволит увеличить национальный доход. Только при ежегодном приросте ВВП обслуживать и погашать государственный долг можно будет без особого ущерба для экономики. Можно сказать, что дело не столько как в  государственном долге, сколько в степени экономического развития, абсолютных размерах ВВП, уровне благосостояния граждан.

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:          /

1. К механизмам сокращения внешней задолженности относят:

а) выкуп долга;

б) обмен  долга на акционерный капитал;

в) замену существующих долговых обязательств новыми обязательствами.

Обоснование ответа:

Все варианты ответа являются верными, так как выкуп долга -    предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника; обмен долга на акционерный капитал - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций; замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте) - при этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.

 

2. Сумма обслуживания государственного долга измеряется:

а) общей величиной государственного долга;

б) отношением долга к валовому внутреннему продукту;

в) общей величиной процентных выплат по долгу плюс амортизация его основной суммы;

г) общей величиной процентных выплат по долгу минус амортизация его основной суммы.

Обоснование ответа:

Сумма  обслуживания государственного долга измеряется  отношением долга к валовому внутреннему продукту, который является соотношением внешнего долга к ресурсной базы. Данный показатель позволяет получить представление о возможности обслуживания внешнеого долга за счет переключения ресурсов с производства товаров для внутреннего потребления на производство экспортных товаров. Недостатки коэффициента заключаются в следующему:

o показатель может стать ненадежным в случае изменения реального обменного курса, что отразится на показателе ВВП;

o важно учитывать стадию развития страны и соотношение льготных и не льготных обязательств в структуре долга.

 

Список литературы

1. Государственный долг: Учебное пособие / Б.И. Алехин. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011.

2. Пикулькин, А. В. Система государственного управления [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / А. В. Пикулькин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3.  Макраэкономика.Теория и российская практика: учебник/ под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н, Думной. - М.: КНОРУС, 2008.

4. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: О Российской долговой политике в современных условиях. — Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации, 2014.— Режим доступа: http://www.cbr.ru/

5. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Государственный долг Российской Федерации. — Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2014. — Режим доступа:http://www.minfin.ru

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 357.98K
Скачано: 236
Скачать бесплатно
04.03.15 в 16:54 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе