Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Сбережения и инвестиции в рыночной экономике (Вариант № 5)

Сбережения и инвестиции в рыночной экономике (Вариант № 5) [21.12.08]

Тема: Сбережения и инвестиции в рыночной экономике (Вариант № 5)

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 73.28K | Скачано: 358 | Добавлен 21.12.08 в 21:21 | Рейтинг: +16 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2007


Содержание

Введение 3

1. Сбережения в стране и определяющие их факторы 4

2. Инвестиции: понятие, источники, роль в развитии национального хозяйства 9

3. Особенности инвестиций в России 20

Заключение 27

Ответы на КТЗ 29

Список литературы 30

 

Введение

Инвестиции являются одним из важнейших и наиболее из­менчивых компонентов ВНП.

Несмотря на то, что инвестиции составляют относительно не­большую часть совокупных расходов (15—16% в развитых странах), именно изменения данного компонента вызывают основные макроэ­кономические сдвиги. В связи с этим так важно выявить влияние ин­вестиционных расходов на совокупные расходы и национальный до­ход, иными словами, включить инвестиции в модель «доходы — рас­ходы».

Инвестиций трудно поддаются прогнозированию и детерминированию — они могут внезапно резко увеличиваться или падать. Между тем равновесие между инвестициями и сбережениями — одно из важнейших условий макроэкономического баланса. Однако зависимость между инвестициями и сбережениями весьма неоднозначна в силу несовпадения субъектов сбережении и инвестиций и поэтому требует управления со стороны государства.

Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им, осуществляется накопление капитала предпри­ятий, а следовательно, создание базы для расширения производствен­ных возможностей страны и экономического роста.

Выбор темы обусловлен актуальностью данной темы.

Цель курсовой работы – рассмотреть сбережения и инвестиции в рыночной экономике.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть сбережения в стране и определяющие их факторы.

2. Ознакомится с инвестициями: понятие, источники, роль в развитии национального хозяйства.

3. Рассмотреть особенности инвестиций в России.

 

1. Сбережения в стране и определяющие их факторы

В современной экономической теории дается несколько определений сбережений.

Во-первых, под сбережениями понимают часть дохода, которую индивидуум собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Происходит своего рода «жертвование» текущим потреблением ради потребления будущего. Основной принцип здесь такой: человек сберегает определенную часть дохода тогда и только тогда, когда ожидаемая полезность потребления этой суммы в будущем выше, чем полезность потребления ее в настоящем. Причем понятие «текущего» и «будущего» потребления здесь достаточно условны и в основном их рамки очерчиваются временными рамками получения «текущего» дохода. Можно утверждать, что «текущим» считается такой период, в течение которого величина дохода в единицу времени и предельная полезность потребления единицы дохода остается постоянной, поэтому у индивидуума не возникает необходимости переносить потребление дохода внутри этого периода. Другое дело - «будущее» время, которое характеризуется, с точки зрения теории, снижением абсолютной величины дохода и увеличением предельной полезности единицы дохода.

Во-вторых, под сбережениями понимается та часть дохода, которую экономический субъект собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Можно различить три вида экономических субъектов: население, корпорации и государство. Соответственно возникают три вида сбережений: сбережения населения, сбережения корпоративного сектора, сбережения государства. Население традиционно является основным поставщиком инвестиционных ресурсов, мобилизация сбережений населения является для финансовых посредников (банков, других небанковских кредитных учреждений) важнейшим условием успешной деятельности.

Также сбережения можно определить как часть дохода, оставшаяся после уплаты налогов, которая не потребляется. То есть сбережения рассматриваются в разрезе составляющей части дохода за текущий год, которая не выплачивается в качестве налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров, а поступает на банковские счета, вкладывается в страхование, облигации, акции и другие финансовые активы. Это многообразие направлений и определяет специфику данной темы, сущность которой состоит в том, что сбережения - это, в конечном счете, товары и услуги, которые удовлетворяют желания потребителей.

Все теории сбережений рассматривают в качестве определяющего фактора уровень дохода населения. Но доход является не единственным фактором, воздействующим на сбережения. Другими факторами являются структура и уровень процентных ставок, возрастная структура населения, соотношение городского и сельского населения. Природа зависимости уровня сбережений от этих факторов станет яснее, если проанализировать мотивы сбережений.

В настоящее время выделяют четыре наиболее распространенных мотива сбережений населения:

-обеспечение старости;

-предосторожность;

-накоплению с целью завещания;

-отложенный спрос.

Обеспечение старости многими рассматривается как основной мотив сбережений. Именно он лежит в основе теории жизненного цикла. Распределение сбережений и потребления в течение времени зависит от различных факторов, среди которых наиболее важными признаются рыночная ставка процента, степень склонности индивидуума к риску, индивидуальная шкала полезностей разновременных доходов, эффективность функционирования рынка капиталов. Кроме этого, на решение о сбережениях влияют ожидаемая продолжительность жизни и время выхода на пенсию.

Сбережения с целью предосторожности связаны с ощущением индивидуумом неопределенности относительно размеров получаемых доходов и точной даты смерти. Поскольку человеку не известно точно, на какой период времени рассчитывать, он создает определенный «запас» сбережений, поскольку наличие «неиспользованного запаса» в момент смерти для него более предпочтительно, чем «перерасход» сбережений до наступления такого момента. В результате, как показывают исследования, на уровень сбережений влияет не только ожидаемое временное распределение доходов, но и их абсолютный размер: чем больше уровень дохода индивидуума, тем больше превышение сбережений над «нормальным» уровнем, что приводит к повышенному накоплению богатства к моменту выхода на пенсию и, как следствие, к повышенному уровню потребления в старости.

Специфическим мотивом личных сбережений является накопление суммы, необходимой для осуществления крупных затрат (покупки дома, автомобиля, оплаты образования и т. п.) - так называемый отложенный спрос. Накопление сбережений для этих целей носит временный характер и связано с необходимостью синхронизации моментов получения доходов и их потребления. Альтернативным способом синхронизации потребления с получением доходов является потребительский кредит, при котором сначала осуществляются затраты, а затем соответствующие вычеты из доходов. Выбор способа финансирования крупных затрат (сбережения или потребительский кредит) зависит от многих факторов, среди которых основными являются наличие развитого рынка капиталов и неопределенность получения будущих доходов.

Если рассматривать факторы сбережений, то основным фактором, определяющим величину сбережений в домохозяйствах, является уровень доходов после уплаты налогов.

Но, как и при анализе спроса, в теории сбережений существуют факторы не связанные с доходом:

-богатство;

-уровень цен;

-ожидания;

-потребительская задолженность;

-налогообложение.

Фактор богатства характеризуется тем, что, чем больше величина накоплений в домохозяйствах, тем меньше величина сбережений при любом уровне дохода. Под богатством понимается как недвижимое имущество, так и финансовые активы, которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство. Причем, чем больше богатства накапливает население, тем слабее у него стимул к сбережению. Величина богатства домохозяйств изменяется из года в год незначительно и поэтому не вызывает серьезных колебаний в количественных характеристиках сбережений.

Увеличение или снижение уровня цен на товары и услуги тоже в конечном итоге влияют на величину сбережений. То есть изменение уровня цен меняют реальную стоимость (покупательную способность) некоторых видов ценностей. Это предположение можно также обосновать следующим выводом: реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет обратно пропорциональна изменению уровня цен. Это отражает связь теории сбережений с эффектом богатства или эффектом реальных кассовых остатков. Однако при анализе теории сбережений берется допущение, что уровень цен в экономике является неизменным (рассматривается реальный, а не номинальный доход после уплаты налогов).

Ожидания населения, связанные с будущей ситуацией на рынках товаров и услуг, тоже являются существенным фактором, так как могут оказать воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к снижению сбережений, потому что для потребителей естественно стремление избежать уплаты более высоких цен. И наоборот, ожидаемые падение цен и рост предложения товаров побуждают потребителей увеличивать сбережения.

Колебание уровня потребительской задолженности вызывает у домохозяйств стремление направлять текущий доход или на потребление, или на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла значительной величины, то потребители будут сокращать уровень своих сбережений. И наоборот, если потребительская задолженность относительно низка, то уровень сбережений населения может повыситься.

Изменения в налогообложении также приводят к изменению в уровне сбережений, так как налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережения. Поэтому рост налогов приведет к снижению уровня сбережений. И наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично идти на сбережения населения, вызывая таким образом увеличение общего уровня сбережений.

 

2. Инвестиции: понятие, источники, роль в развитии национального хозяйства

В современных условиях бурного научно-технического развития успешная деятельность организаций (предприятий) невозможна без инвестиций. Рынок постоянно выдвигает требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования, особенно качественные, можно осуществить, ис­пользуя самую передовую технику и технологию, непрерывно раз­вивая научно-исследовательскую базу в обеспечении высокого ка­чества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции.

Под инвестициями в экономической теории понимают финан­совые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию про­изводства, на повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и на научные исследования. В масштабах национальной эко­номики инвестиции — это те экономические ресурсы, которые на­правляются па увеличение реального капитала общества, в том чис­ле и человеческого.

Инвестиции подразделяются на реальные (капиталообразующие) и финансовые.

Реальные (капиталообразующие) инвестиции — это средства, направляемые на увеличение основных фондов и оборотного капитала с целью последующего получения конкретного результата (дохода). Другими словами, реальные инвестиции — это долгосрочные вло­жения средств в отрасли материального производства.

Финансовые инвестиции — это долгосрочные и краткосрочные вложения средств организаций в ценные бумаги других организа­ции, в процентные облигации государственных и местных займов, в уставные капиталы других организаций, находящихся на террито­рии страны или за ее пределами, а также предоставленные другим организациям займы.

Инвестиции также подразделяются на прямые и портфельные. Прямые инвестиции — это вложения средств, сделанные юриди­ческими и физическими лицами, полностью владеющими органи­зацией (предприятием) или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала этого организации (предприятия).

Портфельные инвестиции — это вложения средств в долго­срочные ценные бумаги, в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятий, организа­ций и составляющих менее 10% в общем акционерном капитале этих предприятий, организаций, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг собственного и заемного капитала. Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и порт­фельных, относятся к прочим.

В области инвестиционной деятельности организации (пред­приятия) определяют наиболее эффективные направления инвести­рования и формы инвестиционных вложений. Они ставят перед собой задачи определения оптимальных объемов, структуры, на­правлений капитальных вложений, роста основного капитала (ос­новных фондов), их обновления на основе новейших достижений науки и техники и в итоге, на основании всего этого — задачи раз­работки и освоения новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов.

Инвестиции можно классифицировать по месту осуществления, а также по направлениям инвестирования.

По месту осуществления различают инвестиции в частном сек­торе — когда предприятие негосударственной формы собственности строит новое сооружение, цех или покупает оборудование, и в об­щественном (государственном) секторе — например, строительство электростанций, новых линий метрополитена и т.п.

Инвестиции могут направляться в запасы, жилищное строитель­ство, человеческий капитал, капитальные ресурсы.

Инвестиции в запасы включают в себя товары, которые откла­дываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, неза­вершенное производство и готовые изделия.

Инвестиции в человеческий капитал имеют место в случаях, когда здоровье, образование и профессиональная подготовка населения улучшаются в результате усилий частных лип, деловых кругов или государств. Все это также сказывается на росте производительности труда и общем экономическом росте. Инвестиции этого рода доста­точно рискованны, так как не дают полной гарантии прироста дохода.

Инвестиции в капитальные ресурсы направляются в случаях, ког­да сбережения используются для увеличения производственных воз­можностей экономики путем финансирования строительства новых предприятии, внедрения новых технологий, развития средств комму­никаций. Капитальные инвестиции имеют долгий срок службы, вы­сокую стоимость, окупаются и «возвращают» доход инвестору толь­ко через достаточно длительный промежуток времени. Поэтому ин­вестирование в капитальные ресурсы связано с большим риском.

Инвестиции в капитальные ресурсы подразделяются на два вида: чистые инвестиции и инвестиции в модернизацию Понятие чистые, или новые, инвестиции означает, что это те экономические ресурсы, которые увеличивают размер основного капитала. Инвестиции мо­гут направляться также на возмещение износа капитала, в этом слу­чае они носят название инвестиций в модернизацию. Сумма чистых инвестиций и инвестиций на возмещение называется валовыми инвес­тициями.

Рост реального или наличного накопленного капитала является основой повышения уровня благосостояния в индустриальных стра­нах, поскольку производительность труда напрямую зависит от количества и качества имеющегося производственного аппарата, включающего прогрессивные технологии, виды материалов и энер­гии, интеллектуальный потенциал. В этом смысле сегодняшнее благо­состояние есть результат вчерашних инвестиций, а сегодняшние ин­вестиции закладывают основы будущего благосостояния общества.

Отсюда следует то важное обстоятельство, что обществу посто­янно приходится решать проблему выбора между потреблением се­годняшним и завтрашним. Чем большую часть произведенного сегодня общество инвестирует, тем богаче оно окажется завтра, и, наоборот, чем большее количество ресурсов будет потреблено («проедено») се­годня, тем меньшее количество шансов на увеличение потребления в будущем. Вот почему государство заинтересовано в том, чтобы по­стоянно поддерживать необходимый уровень инвестиций и оптималь­ное соотношение между их видами.

Основной источник ин­вестиций — сбережения, или непотребленная часть совокупного до­хода национальной экономики (людей, предприятий, государства). Этот нерастраченный доход помещается в различные финансовые институты — банки, ассоциации сбережений и займов, фонды и т.п., которые в свою очередь предоставляют займы предпринимателям для приобретения ими капитальных или других ресурсов. Частные лица могут размещать свои сбережения, непосредственно покупая акции корпораций, облигации и другие ценные бумаги либо вновь выпус­каемые, либо уже имеющиеся в обращении. Кроме того, частные лица вкладывают свои сбережения в пенсионные, инвестиционные, в так называемые взаимные фонды (mutual funds) и др. Указанные фонды в большинстве своем также покупают ценные бумаги, т.е. инвестиру­ют аккумулированные средства.

Следовательно, субъекты сбережений и инвесторы представля­ют собой по существу различные группы, планирующие свои сбережения и инвестиции на разных основаниях. В этом, по мнению кейнсианцев, проблема инвестиций и сбережений, которые, по определе­нию, должны равняться друг другу, но в реальности не совпадают. Между ними существует определенный разрыв, обусловливающий макроэкономическое неравновесие. Почему это происходит? Для от­вета на данный вопрос необходимо рассмотреть, чем определяются спрос и предложение инвестиций.

Согласно классической теории, объем планируемых в националь­ной экономике инвестиций функционально связан с величиной ре­альной процентной ставки.

Так, с понижением ставки процента в результате роста предло­жения денег снижаются и издержки на инвестиции, и предприятия на­чинают больше инвестировать, и, наоборот, повышение ставки при­водит к сокращению инвестиций. Суть этой зависимости состоит в следующем. Фирмы постоянно планируют осуществление инвести­ций как в основной капитал, так и в товарно-материальные ценнос­ти. Источниками инвестиций могут быть как собственные средства, т.е. часть прибыли, так и заемные средства — кредиты финансовых учреждений. Но каковы бы ни были источники инвестирования, при­обретение элементов капитала или товарно-материальных ценностей всегда связано с оценкой альтернативной стоимости инвестиций.

У каждой компании существует достаточно широкий спектр ин­вестиционных вариантов. Это могут быть модернизация оборудова­ния, открытие новых торговых точек, покупка акций других фирм или прочие мероприятия. Для выбора варианта предприятие должно со­поставить доходность инвестиций по каждому варианту с альтерна­тивной стоимостью капитала, т.е. с нормой банковского процента.

Кроме того, альтернативная стоимость инвестиций зависит от источника получения заемных средств. Но мы в наших рассуждениях будем исходить из того, что фирмы уплачивают одинаковый процент вне зависимости от источника финансирования.

В этих условиях имеет место следующая зависимость: при про­чих равных условиях, чем ниже альтернативная стоимость инвести­ций, тем выше планируемый уровень инвестиций предприятии. Так, решение о покупке станка принимается в том случае, если ожидаемая норма прибыли будет не меньше реальной ставки процента.

В результате общий спрос на инвестиционные товары можно оп­ределить как сумму всех инвестиционных решений фирм той или иной национальной экономики. Таким образом, кривая спроса на инвес­тиции может быть построена путем расположения всех инвестицион­ных объектов по нисходящей в зависимости от ожидаемой нормы чистой прибыли (рис. 1). По оси абсцисс расположены различные возможные значения «цен» инвестиций (ставки процента r), а соот­ветствующие величины спроса на инвестиционные товары (I) откла­дываются по оси ординат.

Из этой модели инвестиций следует несколько важных выводов. Во-первых, из графика рис. 1 видно, что инвестиции выгодны только до того момента, когда ставка процента равна ожи­даемой норме чистой прибы­ли. Во-вторых, меняя предло­жение денег, государство мо­жет изменять ставку процен­та, изменяя в необходимом направлении уровень расхо­дов на инвестиции.

Модель инвестиций

Рис.1 Модель инвестиций

Повыше­ние ставки процента приведет при прочих равных условиях к осуществлению только вы­сокоприбыльных инвестици­онных проектов, т.е. к обще­му сокращению инвестиций. В случае понижения ставки процента становятся выгодными и те инвестиционные решения, которые имеют низкую норму ожидаемой прибыли. Соответственно увеличивается совокупный спрос на инвестиции.

При фиксированном предложении денег в стране на величину инвестиций будет влиять изменение уровня цен. Это происходит вслед­ствие действия эффекта процентной ставки, описанного выше. Рост уровня цен увеличивает количество денег, которые потребители и предприниматели должны иметь на руках, что приводит к повыше­нию процентной ставки, а в итоге — к сокращению инвестиций. И наоборот, более низкий уровень цен понижает   самым увеличивает инвестиционный сирое.

Сдвиги кривой спроса на инвестиции могут происходить под влиянием всех факторов, которые могут так или иначе повлиять на ожидаемую прибыль. Основными из них являются следующие:

- ожидания предпринимателей — прогнозы будущей конъюнкту­ры рынка (объем спроса на товары, уровень цен, изменения в эконо­мике, политике, демографии и т.п.). Оптимистические ожидания сдви­гают кривую инвестиционного спроса вправо, а неблагоприятные — влево;

- уровень налогообложения, поскольку при принятии инвестиционных решений предприниматели рассчитывают ожидаемую прибыль после уплаты налогов. Рост налоговых ставок, вызывая снижение до­ходности, уменьшит спрос на инвестиции (сдвиг кривой влево), и на­оборот;

- издержки на основной капитал, его ремонт и обслуживание (включая стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, заработ­ной платы и т.п.). Так, с возрастанием этих расходов будет снижать­ся ожидаемая норма чистой прибыли, а кривая спроса на инвестиции сместится влево;

- научно-технический прогресс, а именно создание новой прогрес­сивной техники и технологии, новых видов товаров и услуг и т.д. Достижения в этих областях служат дополнительным стимулом для расширения инвестиций, так как могут увеличить ожидаемую норму прибыли либо за счет большей производительности оборудования, либо за счет высокой рентабельности пионерных товаров.

Основываясь на рассмотренной выше зависимости инвестиций от ставки процента, классики экономической теории пришли к мыс­ли, что ставка ссудного процента может выполнять функцию своеоб­разного связующего звена между сбережениями и инвестициями. Но кейнсианская теория поставила под сомнение положение классичес­кой теории о том, что ставка процента способна привести в соответ­ствие сбережения семей и отдельных потребителей с инвестиционны­ми планами предпринимателей. Аргументы кейнсианцев строятся на том, что субъекты сбережений и инвестиций — разные группы населе­ния, и мотивация субъектов сбережений и инвестиций тоже различна.

Многие сбережения связаны с укоренившей­ся традицией или привычкой. Все вышеперечисленные мотивы, по мне­нию кейнсианцев, существенно ослабляют зависимость предложения инвестиций от ставки процента. Поэтому кейнсианская кривая пред­ложения инвестиций гораздо менее эластична, чем в классической модели.

Классический и кейнсианский механизмы стабилизации сбережений и инвестиций

Рис.2. Классический и кейнсианский механизмы стабилизации сбережений и инвестиций

На рис. 2 представ­лены классический и кейнсианскнй механизмы стаби­лизации сбережений и ин­вестиций, которая достига­ется при перечислении кри­вых II и SS в точке Е. Со­гласно классическому под­ходу (рис. 2, а), при сдви­ге кривой II влево (умень­шении плановых инвести­ций) ставка процента пада­ет с  до , т.е. до такого уровня, который обеспечивает равенство I = S, при­чем реальный националь­ный продукт и кривая SS остаются на прежнем уров­не.

Однако Кейнс, не со­глашаясь с классиками, счи­тал невозможным сбалан­сирование спроса и предло­жения инвестиций чисто рыночным, стихийным пу­тем. Он утверждал, что в результате несовпадения планов инвестиций и сбережений реальное предложение инвестиций может быть выше или ниже спроса на них, что вызывает макроэкономическую нестабильность. Избыток сбере­жений над инвестициями будет означать ускорение сокращения со­вокупного спроса, объем производства и занятость будут падать.

Неэластичность спроса на инвестиции, по Кейнсу, означает, что при значительном снижении инвестиций, в частности в период деп­рессии, процентная ставка просто не сможет опуститься до величины настолько малой, чтобы уравнять плановые инвестиции и сбереже­ния при условии, что национальный продукт, доход и занятость ос­танутся на неизменном уровне.

Рис. 2 б иллюстрирует это утверждение. Так, при сдвиге кри­вой II влево, в положение  , равновесие (Е) может быть восстанов­лено только в том случае, если произойдет сокращение националь­ного дохода и продукта, что приведет к смешению кривой сбереже­ний влево до положения .

Более того, Кейнс утверждал, что сдвиги в инвестиционном спро­се (или в каких-либо других компонентах совокупного спроса) пред­ставляют собой гораздо более серьезную угрозу для макроэкономи­ческого равновесия, чем можно было бы предположить. Исходя из сказанного ранее, получается, что падение объема инвестиций на 100 млн. ден. ед. вызовет смещение кривой совокупного спроса влево на такую же величину. Кейнс вопреки этому полагал, что реальная ве­личина сдвига будет в несколько раз больше, чем 100 млн ден. ед., например 400 млн, 500 млн и даже больше. Это макроэкономическое явление получило название мультипликативного (множительного) эффекта.

Понятие мультипликатора было введено в экономическую тео­рию в 1931 г. английским экономистом Р.Каном. Он обратил внима­ние, что государственные затраты на организацию общественных ра­бот, проводимые администрацией Ф.Рузвельта для сокращения без­работицы, привели к мультипликативному эффекту занятости — появлению не только первичной занятости, но и вторичной, третич­ной и т.д. В итоге первоначальные затраты приводили к мультипли­кации покупательной способности и занятости населения.

Дж.М.Кейнс уточнил сущность мультипликативного эффекта, которая заключается в следующем. Прежде всего происхождение этого эффекта обусловлено спецификой взаимосвязи между величиной рас­полагаемого дохода и объемом потребления, а именно предельной склонностью к потреблению (МРС). Предельная склонность к по­треблению, как было рассмотрено выше, определяет поведение по­требителей таким образом, что в случае сокращения реального дохо­да они снижают свое потребление в тон же пропорции. Подобные действия потребителей усиливают последствия любого рода измене­ний величины плановых инвестиций.

Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где расходы одних экономических субъектов являются до­ходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направ­лении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность по­требления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение ве­личины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к мно­гократному изменению ЧНП.

 

3. Особенности инвестиций в России

Анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, при­водит к выводу о невозможности обеспечить решение приоритет­ных задач инвестиционного развития только на основе использо­вания принципов рынка в силу его низкой степени развития. Тре­буются усиление роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального со­четания государственного и рыночного регулирования.

Такой поиск начался с начала 1990-х годов, когда становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыноч­ной системе хозяйствования, предполагало замену централизован­ного распределения инвестиционных ресурсов рыночными фор­мами инвестирования.

Основные направления государственной инвестиционной по­литики того периода включали:

- проведение децентрализации инвестиционного процесса, пе­ренос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посред­ством проведения новой амортизационной политики, исполь­зования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;

- переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе;

- сохранение роли государства как стратегического инвестора важнейших жизнеобеспечивающих производств, организаций социальной сферы, общественно значимых объектов, не при­влекательных для частных инвесторов;

- использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстроокупающихся проектов, расширение практики их долевого (государственного и частного) финан­сирования;

- стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.

Однако плохое финансовое состояние предприятий, ставших центральным звеном в инвестиционной деятельности, препятство­вало, с одной стороны, направлению собственных средств (при­были и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой — при­влечению ресурсов фондового и кредитного рынков. Государствен­ное финансирование инвестиционной деятельности было практически свернуто, между тем масштабы частного инвестиро­вания не смогли компенсировать снижение государственных ин­вестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объеме источников финансирования совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились.

После кризиса 1998 г. был декларирован ряд новых подходов к решению проблем оздоровления государственных финансов, бан­ковской системы, восстановления рыночных механизмов реаль­ного сектора экономики, снижения налогового бремени, стиму­лирования экспорта, инвестиционной и инновационной активно­сти, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности управления государственным имуществом. Сегодня в качестве ос­новных средств достижения этого рассматриваются улучшение инвестиционного и предпринимательского климата и условий для развития финансовых рынков, а также методы денежно-кредит­ной, бюджетной и налоговой политики.

Совершенствование правового регулирования инвестиционно­го процесса является одним из важнейших условий его активиза­ции. В третьей главе Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации…», являющегося базисным законом в области инвестиционной деятельности, подробно рас­смотрены направления деятельности государства в сфере управле­ния и регулирования инвестиционной деятельности в форме капи­тальных вложений.

Среди них меры косвенного воздействия — со­здание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектам инвестиционной деятельности специ­альных налоговых режимов, не носящих индивидуального ха­рактера;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- расширения использования средств населения и иных внебюд­жетных источников финансирования жилищного строитель­ства и строительства объектов социально-культурного назна­чения;

- создания и развития сети информационно-аналитических цен­тров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и пуб­ликацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной дея­тельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуще­ствлении кредитования;

- развития финансового лизинга в Российской Федерации;

- проведения переоценки основных фондов в соответствии с тем­пами инфляции;

- создания возможностей формирования субъектами инвестици­онной деятельности собственных инвестиционных фондов.

В соответствии с законом прямое участие государства в инвес­тиционной деятельности осуществляется посредством:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совмест­но с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюд­жета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется правитель­ством Российской Федерации;

- предоставления на конкурсной основе государственных гаран­тий по инвестиционным проектам за счет средств федерально­го бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а так­же за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется правительством Российской Феде­рации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Феде­рации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

- размещения на конкурсной основе средств федерального бюд­жета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансиро­вания инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определя­емых федеральным законом о федеральном бюджете на соот­ветствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Рос­сийской Федерации, либо на условиях закрепления в государ­ственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направле­нием выручки от реализации в доходы соответствующих бюд­жетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств фе­дерального бюджета (Бюджета развития Российской Федера­ции) определяется правительством Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации — орга­нами исполнительной власти соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации;

- Проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

- защиты российских организаций от поставок морально уста­ревших и материало-, энерго- и ненаукоемких технологий, обо­рудования, конструкций и материалов (в том числе при реали­зации Бюджета развития Российской Федерации);

- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостанов­ленных и законсервированных строек и объектов, находящих­ся в государственной собственности;

- предоставления концессий российским и иностранным инве­сторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации. Перечисленные меры отражают широкий спектр направлений деятельности властных структур в сфере реальных инвестиций, что отражает тот факт, что в рыночной экономике, где основным кри­терием инвестирования выступает прежде всего коммерческая эффективность инвестиционных вложений, не могут использовать­ся прежние технологии распределения централизованных капи­тальных вложений между предприятиями на безвозвратной осно­ве. Вместе с тем в силу высоких рисков необходима государствен­ная поддержка частных инвестиций, в том числе — зарубежных.

Чистый приток инвестиций в РФ в 2007г. увеличился на 20% по сравнению с 2006г. В 2006-2007гг. чистый приток капитала в страну составил примерно 100 млрд.долл.

Рост притока инвестиций связан, прежде всего, с внутренними факторами. За последние 8-9 лет в России наблюдается рост экономики, связанный не только с высокими ценами на нефть, но и с общими факторами, учитывающими стабилизацию властных структур, развитием регионов, бизнеса.

В ближайшее время спрос будет расти буквально на все, и том числе на потребительские услуги. Сейчас люди готовы платить за образование, за транспортные услуги, за организацию своего бизнеса и т.д. Поэтому в условиях роста экономики спрос также будет расти.

Такое стремительное развитие связано, в том числе с "недоинвестированием предшествовавших 20 лет". Прогнозируется, что рост инвестиций в экономику будет увеличиваться, поскольку РФ "научилась не только расти, по и побеждать". Пример - это победа России в конкурсе на проведение зимней Олимпиады 2014г. Это первый крупнейшей инвестиционный проект.

Основные показатели инвестиционной деятельности РФ представлены в табл.1.

Таблица 1

Основные показатели инвестиционной деятельности

 

2007 г.

Справочно

2006г.

Финансовые вложения организаций (без субъектов малого предпринимательства), млрд.рублей

18779,4

14395,0

в том числе: долгосрочные

4431,5

2278,2

в % к общему объему финансовых вложений

23,6

15,8

краткосрочные

14347,9

12116,8

в % к общему объему финансовых вложений

76,4

84,2

Инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности),

млрд. рублей

4969,1

3858,6

в том числе в основной капитал

4908,2

3809,0

в % к объему инвестиций в нефинансовые активы

98,8

98,7

Инвестиции российских организаций за рубеж, млн.долларов США

74630

51978

в том числе: прямые

9179

3208

в % ко всем инвестициям за рубеж

12,3

6.2

портфельные

2276

798

в % ко всем инвестициям за рубеж

3,0

1.5

прочие

63175

47972

в % ко всем инвестициям за рубеж

84.7

92,3

из них: торговые кредиты

22482

21866

в % ко всем инвестициям за рубеж

30,1

42,1

прочие кредиты

12849

5041

в % ко всем инвестициям за рубеж

17,2

9.7

банковские вклады

27394

20651

в % ко всем инвестициям за рубеж

36,7

39.7

Иностранные инвестиции в экономику России"', млн.долларов США

120941

55109

в том числе: прямые

27797

13678

в % ко всем инвестициям из-за рубежа

23,0

24,8

портфельные

4194

3182

в % ко всем инвестициям из-за рубежа

3,5

5,8

прочие

88950

38249

в % ко всем инвестициям из-за рубежа

73.5

69,4

из них: торговые кредиты

14012

9258

в % ко всем инвестициям из-за рубежа

11,6

16,8

прочие кредиты

73765

28458

в % ко всем инвестициям из-за рубежа

61,0

51,6

прочее

1173

533

в % ко всем инвестициям из-за рубежа

0,9

1,0

Итак, инвестиции российских организаций за рубеж в 2006г. составляли 51978 млн.долл.США, а в 2007г. – 74630 млн.долл.США. Иностранные инвестиции в экономику России увеличились с 55109 млн.долл.США до 120941 млн.долл.

Таким образом, приток иностранных инвестиций в экономику России превышает отток инвестиций российских организаций за рубеж.

 

Заключение

Выводы по курсовой работе:

1. Под сбережениями понимают часть дохода, которую индивидуум собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем.

2. Под инвестициями в экономической теории понимают финан­совые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию про­изводства, на повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и на научные исследования. В масштабах национальной эко­номики инвестиции — это те экономические ресурсы, которые на­правляются па увеличение реального капитала общества, в том чис­ле и человеческого.

Инвестиции подразделяются на реальные (капиталообразующие) и финансовые: реальные инвестиции — это долгосрочные вло­жения средств в отрасли материального производства, финансовые инвестиции — это долгосрочные и краткосрочные вложения средств организаций в ценные бумаги других организа­ции, в процентные облигации государственных и местных займов, в уставные капиталы других организаций, находящихся на террито­рии страны или за ее пределами, а также предоставленные другим организациям займы. Инвестиции также подразделяются на прямые и портфельные. Прямые инвестиции — это вложения средств, сделанные юриди­ческими и физическими лицами, полностью владеющими органи­зацией (предприятием) или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала этого организации (предприятия). Портфельные инвестиции — это вложения средств в долго­срочные ценные бумаги, в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятий, организа­ций и составляющих менее 10% в общем акционерном капитале этих предприятий, организаций, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг собственного и заемного капитала.

Инвестиции могут направляться в запасы, жилищное строитель­ство, человеческий капитал, капитальные ресурсы. Инвестиции в запасы включают в себя товары, которые откла­дываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, неза­вершенное производство и готовые изделия. Инвестиции в человеческий капитал имеют место в случаях, когда здоровье, образование и профессиональная подготовка населения улучшаются в результате усилий частных лип, деловых кругов или государств. Инвестиции в капитальные ресурсы направляются в случаях, ког­да сбережения используются для увеличения производственных воз­можностей экономики путем финансирования строительства новых предприятии, внедрения новых технологий, развития средств комму­никаций.

Инвестиции в капитальные ресурсы подразделяются на два вида: чистые инвестиции и инвестиции в модернизацию Понятие чистые, или новые, инвестиции означает, что это те экономические ресурсы, которые увеличивают размер основного капитала. Инвестиции мо­гут направляться также на возмещение износа капитала, в этом слу­чае они носят название инвестиций в модернизацию. Сумма чистых инвестиций и инвестиций на возмещение называется валовыми инвес­тициями.

3. Чистый приток инвестиций в РФ в 2007г. увеличился на 20% по сравнению с 2006г. В 2006-2007гг. чистый приток капитала в страну составил примерно 100 млрд.долл.

Рост притока инвестиций связан, прежде всего, с внутренними факторами. За последние 8-9 лет в России наблюдается рост экономики, связанный не только с высокими ценами на нефть, но и с общими факторами, учитывающими стабилизацию властных структур, развитием регионов, бизнеса.

 

Ответы на КТЗ

КТЗ – I

Основной фактор, от которого зависят инвестиции, - это:

А. Уровень цен;

Б. Ставка ссудного процента;

В. Величина потребления;

Г. Размер фонда заработной платы.

Ответ:

 

КТЗ-II

Источниками инвестиций являются:

А. Сбережения населения;

Б. Кредиты банков;

В. Выплаты из пенсионного фонда;

Г. Прибыль предприятия.

Ответ: А,Б,Г.

 

Список литературы

  1. Базылев Н. И. Экономическая теория: учеб. для студентов экон. специальностей вузов / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. - Минск: Книжный Дом, 2004.
  2. Власов М. П. Моделирование экономических процессов: учеб. пособие / М. П. Власов, П. Д. Шимко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  3. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Продвинутый курс: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  4. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории: Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001.
  5. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  6. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Изд. «Питер Паблишинг»,2002.
  7. Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений /Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Экономическая теория: Учебник /Под ред. И.П. Николаевой. М.: Финстатинформ, 1997.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+16
Размер: 73.28K
Скачано: 358
Скачать бесплатно
21.12.08 в 21:21 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе