Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Сбережения и инвестиции в рыночной экономике
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.35K | Скачано: 259 | Добавлен 29.10.09 в 13:36 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2009
Введение 3
1. Сбережения в стране и определяющие их факторы 4
2. Инвестиции: понятие, источники, роль в развитии национального
хозяйства 7
3. Особенности инвестиций в России 10
Заключение 15
КТЗ – I 16
КТЗ – II 16
Список литературы 17
Основной проблемой современной экономической теории и экономической политикой государства является макроэкономическое равновесие, которое основывается на согласованности всей системы общих, частных и единичных пропорций.
Так как данная система не может находиться в статическом равновесии постоянно (она развивается динамично), то необходимо понять её основные механизмы.
В своей работе я рассматриваю взаимодействие одной части макроэкономической системы – взаимодействие сбережений и инвестиций. Для чего, мною были освещены основные вопросы, связанные с понятиями сбережений и инвестиций и их взаимодействия.
Работа состоит из трех основных частей, касающихся одного из элементов системы:
Раскрытие темы потребовало ответа на поставленные мною вопросы, такие как:
Сбережения – это накапливаемая часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем.
Природа и функциональная значимость сбережений объясняют причины временного отвлечения части доходов от текущего потребления и их влияния на потребление будущих периодов. При этом справедливо выделяют два принципиальных функциональных различия сбережений: во-первых, они могут обслуживать долгосрочные и краткосрочные интересы населения; во-вторых, способны выступать инструментом экономического выживания или средством обеспечения социального комфорта.
Российские сбережения отражают в первую очередь краткосрочные интересы и обеспечивают социально-экономическое выживание, достигаемое путем значительных жертв в текущем удовлетворении потребностей, усиливая разрыв номинального и реального содержания доходов. По какой бы причине и с какой бы целью не возникали сбережения, основной их объем по-прежнему сосредотачивается вне банковского и финансового секторов. В итоге индивидуальные накопления не могут стать полноценным каналом перераспределения доходов населения в инвестиции, и как следствие, базой потенциального роста благосостояния.
Сберегательные перераспределения урезают реальный текущий доход в пользу перспективного. Но реальный доход будущего периода может оказаться под негативным воздействием тех же перераспределительных отношений. Текущие потери компенсируются только в случае превышения дохода на сберегаемую часть или роста курса сберегаемого актива над инфляцией.[6, с.201]
Будучи элементом распределительно-перераспредительной системы, сбережения выполняют функции распределения: воспроизводственную и стимулирующую; регулирующую текущее потребление, платежеспособный спрос, предложение, цены, конкуренцию и инвестиции; обеспечивающую гарантированное удовлетворение необходимых потребностей граждан. В то же время, сберегательной форме перераспределения, присущи свои особенные функции: трансформирующая, корректирующая, сбалансирования натуральных и стоимостных потоков.
Факторы, влияющие на сбережения населения, можно объединить в три группы. Первая включает факторы, определяющие качественные характеристики процесса сбережения (срочность процесса накопления и функциональное назначение сбережений); вторая – отражают целевые характеристики сбережений; третья – включает в себя институциональные факторы.[15]
Сбережения могут быть мотивированные и немотивированные. На них оказывают влияние институциональные факторы сказывающиеся на реформировании экономики, преобразовании и состоянии институтов организации и регулирования сберегательных перераспределений. Мотивы сбережений большинства россиян по степени их важности: выживания и связанные с краткосрочными ориентациями. Как ни парадоксально, вынужденные сбережения стабилизируют реальный доход, ибо сокращение платежеспособного спроса сдерживает рост цен. В тоже время, сокращается потенциальный уровень потребления. При этом данный фактор действует неоднозначно для всех групп потребителей. В условиях низких реальных доходов, вынужденные сбережения выступают как иррациональные.
Составляя важную часть перераспределительных отношений, сбережения образуют сложную систему конкретных экономических форм: несвязанные (в наличной форме) и связанные, трансформирующие несвязанную форму в инструменты финансового, банковского и инвестиционного рынков. Формы сбережений приобретают общественно-экономическое значение в связи с тем, что накопления могут иметь различные направления трансформации, в том числе участвовать в процессе воспроизводства, принося новые доходы собственникам и их пользователям. Для достижения макроэкономических целей современной России, как основы роста благосостояния необходимо перераспределение в долгосрочные организованные сбережения. В то же время умелое использование краткосрочных накоплений населения может стать источником недостающих инвестиционных средств. Такие сбережения обладают свойством возобновляемости, что тоже представляет базу инвестиционного потенциала.
Чтобы стать доходоприносящими, денежные сбережения домохозяйств должны быть охвачены особым механизмом своего экономического существования, который предполагает: отчуждение от их собственника на условиях срочности, платности и возвратности; перераспределение предпринимательскому сектору экономики, располагающему возможностью их инвестиционного применения.
Денежные сбережения являются источниками трансформации средств в связанные формы. Они могут быть прямыми — вложение средств в производство и косвенными, когда между владельцами сбережений и их конечными потребителями существуют финансовые посредники. Основными связанными формами в современных российских условиях являются: хранение национальной или иностранной валюты в банке, вложения в недвижимость; в ценные бумаги; в институты коллективного инвестирования; добровольное пенсионное и другие формы страхования. Следовательно, сбережения являются источниками перераспределения средств в связанные формы. Несвязанные формы сбережений, не будучи прямым источником инвестиций, не могут принести дополнительный доход своим владельцам, но они – неиспользованный потенциал для поддержания и роста благосостояния населения.[7, с. 138]
Инвестиции – одна из наиболее часто используемых в экономической системе категорий как на макро-, так и на микроуровне. Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой ключевой экономической категории, научная мысль по сей день не выработала универсальное определение инвестиций, которое отвечало бы потребностям как теории, так и практики, а также было бы адекватным с позиции конкретного субъекта их осуществления – государства, предприятия, домашнего хозяйства. [1, с. 26]
Хотя в современной литературе многообразные определения инвестиций трактуют их недостаточно четко, или чрезмерно узко, акцентируя внимание лишь на отдельных ее сущностных сторонах, определим ключевые понятия, характеризующие экономическую сущность инвестиций:
1. Инвестиции как объект экономического управления.
2. Инвестиции как наиболее активная форма вовлечения накопленного капитала в экономический процесс.
3. Инвестиции как возможность использования накопленного капитала во всех альтернативных его формах.
4. Инвестиции как альтернативная возможность вложения капитала в любые объекты хозяйственной деятельности.
5. Инвестиции как источник генерирования эффекта предпринимательской деятельности.
6. Инвестиции как объект рыночных отношений.
7. Инвестиции как объект собственности и распоряжения.
8. Инвестиции как объект временного предпочтения.
9. Инвестиции как носитель фактора риска.
10. Капитал как носитель фактора ликвидности. [10,с. 98]
Итак, сформулируем определение инвестиций следующим образом:
Инвестиции предприятия представляют собой вложение капитала во всех его формах в различные объекты (или инструменты) его хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, а также достижения иного экономического или внеэкономического эффекта, осуществление которого базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.
Среди источников финансирования инвестиционных проектов обычно выделяют:
1. Собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов (чистая прибыль; амортизационные отчисления; средства, выплачиваемые органами страхования в форме возмещения потерь от стихийных бедствий);
2. Заемные средства (банковские кредиты, облигационные займы, привлечение заемных средств населения и др.);
3. Привлеченные средства (средства, полученные от эмиссии акций, паевые и иные взносы юридических и физических лиц в уставной (складочный) капитал);
4. Денежные средства, централизуемые добровольными союзами (объединениями) предприятий и финансово-промышленными группами, а также мобилизуемые застройщиками (подрядчиками) в порядке долевого участия в строительстве объектов (проектно-изыскательных работах);
5. Средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозмездной и возмездной основе, а также средств бюджетов субъектов РФ;
6. Средства, предоставляемые иностранными инвесторами в форме кредитов, займов, взносов в уставные (складочные) капиталы российских предприятий. [4, с. 77]
Процесс производства непрерывно трансформируется как в части замены устаревших форм, так и в части расширения и использования новых форм и способов производства. Инвестиционные процессы – важнейший элемент общественного производства. Без них немыслимо воспроизводство. Это не только замена выбывающих в процессе естественного износа средств труда, но и увеличение мощностей производства, в том числе на более высоком качественном уровне, обеспечение нормальной жизни населения.
Инвестиционная деятельность – процесс, направленный на интенсификацию экономического роста. Таким образом, инвестиции предопределяют рост экономики. Увеличение реального капитала общества (приобретение машин, оборудования, модернизация и строительство зданий, инженерных сооружений) повышает производственный потенциал экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, дают возможность более гибкого регулирования цен на свою продукцию.
В макроэкономическом масштабе сегодняшнее благосостояние является в значительной мере результатом вчерашних инвестиций, а сегодняшние инвестиции, в свою очередь, закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния. Мы постоянно находимся «на распутье» между потреблением сегодняшним и завтрашним. Чем большую часть произведенного сегодня мы сбережем и инвестируем, тем больше будет у нас возможности потреблять завтра. Напротив, чем больше сегодняшних ресурсов мы используем на потребление, тем меньше у нас будет шансов на более высокий уровень потребления завтра.[11, с. 164]
Таким образом, инвестиции являются важнейшей составляющей социально-экономического развития государства и играют значимую роль как на макро, так и на микроуровне, в первую очередь, для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих задач.
Российский рынок – один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия в 2008 году столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.[13, с. 33]
Правительство будет осуществлять свою инвестиционную политику исходя из основных приоритетов:
1. Предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом.
2. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
3. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства.
4. Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. [14]
К важнейшим направлениям политики Правительства на ближайшие годы относятся:
Проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала. Именно инвестиции в человека являются приоритетом государственной политики и приоритетом расходов государственного бюджета: повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий.
Повышение эффективности и надежности банковской системы будет еще одним приоритетом деятельности Правительства. Будут предприняты шаги по повышению эффективности банковского и финансового регулирования. Это будет способствовать формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов. Создание условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования («длинных денег»).
Предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства.
Государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т.д., реализуемых в рамках ФЦП и ФАИП, крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда. Также будет проводиться работа по определению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов, направленных на технологическую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на этапе посткризисного роста.
Правительство примет меры по стимулированию инновационной активности в экономике. Для стимулирования частных инвестиций в инновации Правительство выработает ряд предложений, в том числе в части обусловленности предоставления государственной поддержки реализацией программ инновационного развития компаний, финансовой поддержки реализации программ технологического перевооружения предприятий и т.д.
В результате корректировки бюджета объем государственных инвестиций будет снижен по сравнению с запланированным ранее на 2009 год, но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства.
Также будут субсидироваться процентные ставки по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, привлекаемых организациями рыбохозяйственного комплекса на модернизацию и техническое перевооружение рыбопромыслового флота, а также на материально-техническое снабжение и снаряжение (1,07 млрд.руб.).
Сформирована законодательная основа для расширения практики предоставления инвестиционного налогового кредита предприятиям ОПК при выполнении ими гособоронзаказа.
Дополнительно к комплексу уже реализуемых субсидий на техническое перевооружение, закупку техники и по экспорту промышленной продукции в 2009 году запланирован 1 млрд. рублей для предоставления субсидий организациям ОПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции.
Правительство поддержит сектор железнодорожных перевозок. Будет проведено размещение облигаций ОАО «РЖД» для финансирования инвестиционной программы на 2009-2011 годы. Уже зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций на сумму в 100 млрд. рублей. Размещение облигаций будет осуществляться ежемесячно (февраль-май 2009 г.) по 30 млрд. рублей в месяц.
Ряд мер Правительство реализует в сфере поддержки лесопромышленного комплекса. Будет обеспечена кредитная поддержка завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, введена отсрочка платежей на 1-2 года по кредитам, полученным на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, находящихся на завершающейся стадии (или возможность их перекредитования), выделено 325 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам.
Будет рассмотрен вопрос об освобождении инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, от уплаты таможенных пошлин на вывоз круглых лесоматериалов.
До окончания кризиса правительство будет с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспортные перевозки, электричество и тепло, а также цен на газ, соизмеряя их повышение, необходимое для финансирования инвестиционных программ, с задачами сдерживания инфляции.
Следующая задача состоит в расширении банковского кредитования и его удешевлении для предприятий и граждан. В настоящее время высокая стоимость заемных средств в значительной мере определяется рисками, связанными с неопределенностью внешнего и внутреннего спроса. Поддержка потребительского и инвестиционного спроса за счет дополнительных государственных расходов позволит снизить такие риски, а в сочетании со стабилизацией ожидаемой будущей стоимости иностранной валюты создаст предпосылки для снижения в будущем процентных ставок.
В среднесрочной перспективе определяющим условием снижения процентных ставок станет последовательное замедление инфляции. Правительство намерено воздержаться от существенного наращивания заимствований на внутренних финансовых рынках, для того чтобы ограниченные инвестиционные ресурсы банковской системы полностью направлялись на кредитование граждан и отечественных предприятий.
Важнейшей задачей остается поддержание достаточного уровня макроэкономической устойчивости российской экономики. Это требует сохранения определенного минимального уровня средств в Резервном фонде, достаточного объема золотовалютных резервов, поддержания положительного баланса внешней торговли и последовательного сокращения бюджетного дефицита. Правительство планирует снизить дефицит федерального бюджета до 3% в 2011 году. К концу 2011 года в Фонде национального благосостояния останутся средства на сумму порядка 2% ВВП. Такая политика обеспечит доверие российских и иностранных инвесторов, что позволит возобновить приток капитала и восстановить рост экономики.[14]
В данной работе мы рассмотрели общетеоретические аспекты сбережений и инвестиций и поняли, что они играют значительную роль.
Мировой финансовый кризис не изменил структуру сбережений в России, население больше ориентировано на то, что происходит внутри страны. В отличие от всего остального мира, где индексы потребительских настроений падают, мы наблюдаем их рост.
Структура сбережений в России начала меняться уже несколько лет назад в связи с ослаблением позиции доллара и укреплением рубля. Население предпочитает сберегать в рублях и евро, по-прежнему доверяет Сбербанку, правда, уровень доверия постепенно снижается.
В России накопления имеют чуть больше четверти населения страны. Уровень жизни значительной части россиян не позволяет сберегать, и появляющиеся деньги необходимы в первую очередь для утоления накопившихся нужд. Потребительский бум в России, который с удовольствием отмечают западные эксперты, объясняется долгим периодом невозможности удовлетворить даже первоочередные потребности.
Сбережения трансформируются в инвестиции, которые, в свою очередь, подпитывают экономический рост.
Инвестиции для России - её проблема, насколько сложная, настолько и важная. За продуманной стратегией инвестирования и капиталовложений стоит структурная перестройка экономики, социальное развитие, сохранение науки, экономический рост, путь России в цивилизованный мир.
Рост инвестиций в России - это непосредственный рост внутреннего валового продукта, а значит - остановка спада, экономическое развитие страны. Сегодняшние инвестиции - это спокойное и уверенное завтра России.
Основной фактор, от которого зависят инвестиции, - это:
А. Уровень цен;
Б. Ставка ссудного процента;
В. Величина потребления;
Г. Размер фонда заработной платы.
Правильный ответ: Б. Основным фактором инвестиций по стране является ссудный процент. Ссуда – передача денег или материальных ценностей одним участником договора займа другим на условиях возврата и, как правило, с уплатой процента. Поэтому инвестиции и зависят от этого процента. Чем он больше, тем невыгоднее инвестировать, и наоборот.
Источниками инвестиций являются:
А. Сбережения населения;
Б. Кредиты банков;
В. Выплаты из пенсионного фонда;
Г. Прибыль предприятий.
Правильный ответ: А, Б, Г. Сбережения населения, кредиты банков и прибыль предприятий могут выступать в различных ситуациях источниками инвестиций. На предприятии основными источниками финансирования являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия: амортизационные отчисления; средства, полученные от выпуска и продажи акций; кредиты коммерческих банков; источники вышестоящих организаций; средства иностранных инвесторов и др.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.