Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ »
Тема: Бюджетный процесс
Раздел: Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ
Тип: Контрольная работа | Размер: 108.09K | Скачано: 429 | Добавлен 03.11.11 в 12:59 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение 3
1. Понятие бюджетного процесса и его содержание 5
2. Задачи и принципы организации бюджетного процесса 8
Заключение 12
Практическое задание 15
Список использованной литературы 65
Введение
Современный период реформирования России характеризуется радикальными изменениями в системе отношений собственности, резким усилением роли финансовой деятельности, особенно в сфере государственных денежных фондов. В любом государстве бюджет - это наиболее точная форма выражения существа государственной власти. Процесс его планирования и исполнения наглядно демонстрирует ее характер. Сегодня бюджетный процесс в России во многом имеет политический характер. Политические силы, представленные в Правительстве РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, ежегодно имеют возможность существенным образом влиять на общую государственную социально-экономическую политику посредством принятия того или иного варианта закона о бюджете.
Роль бюджетного процесса в современных условиях заключается в том, что рациональное использование ограниченных бюджетных ресурсов может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорять инновационное и инвестиционное развитие, улучшать качество человеческого капитала, что в целом усиливает конкурентоспособность страны и защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в экономической сфере.
Актуальность данной работы определяется требованиями новых подходов к бюджетному процессу, что обусловлено процессами всемирной глобализации, которые оказывают непосредственное влияние на формирование современного российского государства.
Тема моей контрольной работы – «Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации».
Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия бюджетного процесса, его задач.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: дать понятие бюджетного процесса и рассмотреть его содержание; изучить задачи и принципы организации бюджетного процесса.
Понятие бюджетного процесса и его содержание
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.
Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Через бюджет производится мобилизация финансовых ресурсов государства и расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.[3,с. 154]
Бюджетный процесс – регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.
В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года – это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Бюджетный период – это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК РФ, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода.[1]
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройствами страны.
Организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы включает в себя следующие его элементы:
1) составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в законодательные органы;
2) аудит и оценка бюджета;
3) рассмотрение бюджетов органами законодательной власти и утверждение их в форме принятия определенного законодательного акта;
4) исполнение утвержденных бюджетов;
5) составление отчетов об исполнении бюджетов;
6) утверждение отчетов об исполнении бюджетов в форме принятия законодательных актов;
7) составление сводов об исполнении консолидированных бюджетов и представление их в вышестоящие органы исполнительной государственной власти для последующего представления в Правительство РФ. [6,с. 369]
Все элементы бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отображением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Обобщая рассмотренные аспекты содержания бюджетного процесса, можно отметить, что он охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
При этом продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям – более года; по третьей – 1 год (с 1 января по 31 декабря); по четвертой – более полугода.
Определение периодичности, сроков представления и форм бюджетной отчетности возлагается на Министерство финансов РФ.
Таким образом, бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Задачи и принципы организации бюджетного процесса
Задачами бюджетного процесса являются:
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:
Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.
Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация – специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права. [4, с. 342]
Таким образом, основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
Заключение
Бюджетный процесс – это регламентированная нормами бюджетно-процессуального права деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов и осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также осуществлению бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса.
На современном этапе бюджетный процесс реализуется в пять основных стадий: 1) бюджетное планирование и составление проекта бюджета; 2) рассмотрение, согласование и утверждение проекта бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета; 5) бюджетный контроль.
Качество бюджетного процесса можно определить как совокупность обеспечивающих признаков (характеристик), позволяющих реализовывать возложенные на него задачи, в том числе:
Составление проектов бюджетов – этоначальнаястадия бюджетного процесса вРоссийской Федерации. Составлению проекта бюджета предшествует Бюджетное послание Президента Российской Федерации. Вторая стадия бюджетного процесса - рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
Таким образом, основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы: единства бюджетной системы; принцип разграничения доходов и расходов бюджетов; принцип самостоятельности; сбалансированности; гласности; достоверности; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.
В настоящий период в нашей стране необходимо сделать следующее: перейти для повышения эффективности бюджетного процесса и качества государственных услуг от новаций в сфере бюджетного планирования к внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результат, во все другие стадии цикла управления финансами: на стадию исполнения бюджета, учета и мониторинга, аудита и оценки. Необходимо создавать вертикальную связь между приоритетами, задачами, результатами и мероприятиями бюджетного процесса.
Так же необходимо повысить эффективность исполнения бюджета через внедрение в общественный сектор экономики процессов и процедур финансового менеджмента: расширение полномочий главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств; установление ответственности за достижение результатов на всех уровнях бюджетных расходов и подотчетности; введение в действие эффективного механизма аудита и оценки, который обеспечит подотчетность за бюджетные расходы и достижение результатов.
Практическое задание смотрите в файле!
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.