Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ »

Бюджетный процесс в РФ, направления реформирования бюджетных процедур

Бюджетный процесс в РФ, направления реформирования бюджетных процедур [19.03.09]

Тема: Бюджетный процесс в РФ, направления реформирования бюджетных процедур

Раздел: Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.57K | Скачано: 384 | Добавлен 19.03.09 в 14:23 | Рейтинг: +16 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

Введение 3

1. Задачи и участники бюджетного процесса 4

2. Принципы организации бюджетного процесса 7

3. Составление проектов бюджетов 8

4. Цель и основные направления реформирования бюджетного процесса 12

Заключение 16

Список литературы 17

 

Введение

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной  жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере  бюджетного процесса Российской Федерации.

 

1. Задачи и участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разного уровня в РФ, а также контроль за исполнени­ем и ответственность за нарушение бюджетного законодательст­ва РФ регулируются Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» (от 10 октября 1991 г.) и Бюджетным кодексом РФ, принятым Федеральным Собранием и подписанным Президентом РФ 31 июля 1998 г., а также другими законами РФ.

Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:

Участниками бюджетного процесса являются:

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на:

 

2. Принципы организации бюджетного процесса

Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса. Бюджетное регулирование представляет собой перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.

Продолжительность бюджетного процесса:

Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период - 1 месяц, в течении которого должны быть закончены операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

Существует понятие счетный период - это финансовый год вместе с льготным периодом.

Принципы организации бюджетного процесса:

Единство - наличие единой правовой базы, единой бюджетной классификации, единства бюджетной документации, единства денежной системы.

Самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием соответственных источников дохода и правом определять направления использования.

Балансовый метод - установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также натуральными и финансовыми показателями. Метод создает устойчивость бюджета, обеспечивает сохранение необходимых пропорций в распределении средств.

 

3. Составление проектов бюджетов

Составление проектов бюджетов осуществляется Правительст­вом РФ не позднее, чем за десять месяцев до начала очередного финансового года. Ему предшествует разработка прогнозов со­циально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муници­пальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основе которых осуществляется разработка проектов бюджетов. Исходными макроэкономи­ческими показателями для прогнозов являются: объем валового внутреннего продукта (ВВП) и темпы его роста в очередном фи­нансовом году, а также уровень инфляции (темпы роста цен). Кроме того, подготавливаются основные направления бюджет­ной и налоговой политики соответствующей территории на оче­редной финансовый год, а также план развития государствен­ного и муниципального секторов экономики соответствующей территории.

На основе указанных документов готовится Бюджетное по­слание Президента РФ, которое не позднее марта года, предше­ствующего очередному финансовому году, направляется Феде­ральному Собранию РФ. В нем определяется политика страны на очередной финансовый год.

Непосредственная работа по составлению проектов бюдже­тов проводится Министерством финансов и его финансовыми органами, а также налоговыми и таможенными органами. При составлении проектов бюджетов используются разные методы:

• метод экономического анализа — определяется степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливается степень выполнения за истекший год, выявляются причи­ны отклонений;

• нормативный метод, в основе которого лежат нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государ­ственных или муниципальных услуг. Умножением нату­ральной единицы на норматив устанавливается общая сумма средств расхода для конкретного главного распоря­дителя, распорядителя, бюджетного учреждения;

• экстраполяционный метод — исходя из отчетных данных за предыдущие годы на основе динамики определяются финансовые показатели, и полученные суммы экстрапо­лируются на будущий год.

Одновременно с проектом федерального бюджета Министер­ство финансов РФ разрабатывает основные показатели феде­рального бюджета на среднесрочную перспективу.

Перспективный финансовый план содержит данные о прогноз­ных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлече­нию государственных и муниципальных заимствований и фи­нансированию основных расходов бюджета. Он составляется на три года (год, на который составляется бюджет, плановый пери­од — следующие два года). Составленный по укрупненным показателям перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

Составляется также баланс финансовых ресурсов, представ­ляющий собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

Министерство финансов РФ, разработав основные характе­ристики федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классифика­цией расходов бюджетов РФ, а также проектировки основных расходов и доходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу, направляет их Правительству РФ, которое после принятия представляет указанные документы в виде информа­ции Федеральному Собранию по их запросу. В двухнедельный срок после принятия Правительством РФ Министерство финан­сов РФ направляет бюджетные проектировки федеральным ор­ганам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета, а также уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике фор­мирования межбюджетных отношений на очередной финансо­вый год и среднесрочную перспективу. Далее осуществляется распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономи­ческой классификацией расходов бюджетов РФ и по получате­лям бюджетных средств.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и согласовывают показатели проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, объемы финансирования из средств федерального бюджета целевых программ до 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает следующие представленные документы:

• Прогноз социально-экономического развития РФ на оче­редной финансовый год и уточненные параметры прогно­за социально-экономического развития РФ на средне­срочную перспективу;

• Проекты федерального бюджета и внебюджетных фондов на очередной финансовый год;

• Проект перспективного финансового плана;

• Прогноз консолидированного бюджета на очередной фи­нансовый год;

• Основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий год;

• Адресная инвестиционная программа на очередной фи­нансовый год;

• Принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ на предстоящий год;

• Структура государственного и муниципального долга;

• Программа внутренних и внешних заимствований, преду­смотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

• Оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий фи­нансовый год;

• Предварительные итоги социально-экономического раз­вития РФ за истекший год, а также другие материалы, предусмотренные бюджетным законодательством.

После утверждения Правительством РФ Проекта федераль­ного закона о федеральном бюджете и других указанных доку­ментов они вносятся на рассмотрение в Государственную Думу.

Вместе с Проектом федерального закона «О федеральном бюджете РФ» и дротами документами Правительство РФ пред­ставляет в Государственную Думу предложения об увеличении (сохранении) минимального размера оплаты труда и минималь­ного размера государственных пенсий, о порядке индексации зар­платы работникам бюджетной сферы и государственных пенсий на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.

 

4. Цель и основные направления реформирования бюджетного процесса

Целью предусмотренного настоящей Концепцией реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В рамках концепции "управления ресурсами" бюджет в основном формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации Российской Федерации. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.

В рамках концепции "управления результатами" бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т. д.), приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.

Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Помимо создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.

Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:

а). реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;

б). выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

в). совершенствование среднесрочного финансового планирования;

г). совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

д). упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления предусматривается приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

Второе и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.

Четвертое - основное - направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.

Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетирования наряду с обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета необходимы глубокие преобразования всей системы государственного управления. Форсированное ее внедрение может привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижению подотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, росту управленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетного администрирования. Кроме того, предусмотренные этой системой методы и процедуры требуют практической отработки.

Предусмотренные настоящей Концепцией основные принципы и направления реформирования бюджетного процесса относятся к бюджетам всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

На федеральном уровне реализацию Концепции планируется осуществлять в рамках плана мероприятий Правительства Российской Федерации, основной позицией которого является разработка проекта федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений, касающихся регулирования бюджетного процесса.

Таким образом, реформа бюджетного процесса является одной из важнейших предпосылок для повышения эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора.

 

Заключение

Бюджетный процесс, как определяет его Бюджетный кодекс РФ, — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного само­управления и участников бюджетного процесса по составле­нию и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюд­жетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Продолжительность бюджетного процесса, который включа­ет четыре стадии, длится около трех лет: составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около года, исполнение, или бюджетный период, — с 1 января по 31 декабря (календарный год), составление отчета об исполне­нии бюджета и его утверждение — восемь месяцев.

Развитие бюджетной системы современной России осложняется отсутствием эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходимы объективная управляемость каждым из этапов бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии бюджетной поддержки территорий и финансирования различных сфер деятельности страны. Для этого требуются разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, прогнозируемым на ближайшие 10 – 15 лет, и обеспечивающей четкое согласованное взаимодействие ее элементов. Нужны такие механизмы бюджетной деятельности, которые могут достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.

 

Список литературы

  1. Бюджетная система России /Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  2. Бюджетная система Российской Федерации/Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2001.
  3. Деньги, кредит, банки/Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  4. Деньги. Кредит. Банки/Е.Ф.Жуков, Л.М. Максимова. – М.: ЮНИТИ, 2006.
  5. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: ЮНИТИ, 2006.
  6. Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2004.
  7. Финансы. Денежное обращение. Кредит/Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2005.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+16
Размер: 23.57K
Скачано: 384
Скачать бесплатно
19.03.09 в 14:23 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе