Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Проблема первоначала в античной философии

Проблема первоначала в античной философии [04.05.11]

Тема: Проблема первоначала в античной философии

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.62K | Скачано: 265 | Добавлен 04.05.11 в 14:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2009


Оглавление

Введение……………………………………………………………………

 

стр.

3

1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности………………………………………………………………….

 

 

стр.

 

5

2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности………………………………………………………………….

 

 

стр.

 

7

3. Изложите учение о первоначале в философии античных атомистов. Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки………………………………………………………………………..

 

 

 

стр.

 

 

11

Заключение…………………………………………………………………

 

стр.

13

Список используемой литературы………………………………………..

стр.

14

Введение

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на длительность этого периода, включающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества.

Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и даже в 5 вв. до н. э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе — отдельно от философии. Эта нераздельность характерна для раннего периода развития также и древней вавилонской, и древней египетской мысли.

Первые греческие философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные представления о мире вместе с тем определяли свойственную для них постановку и решение философских вопросов. И для науки древних греков, и для античной философии характерно обилие почти одновременно возникавших научных гипотез и типов философских учений. Объясняется это тем, что при рано возникшей острой научной пытливости древние греки могли удовлетворять ее только в тех условиях и границах, которые предоставляло им слабое развитие техники и почти полное отсутствие эксперимента. Для античного рабовладельческого общества характерно пренебрежительное отношение рабовладельцев к физическому труду. Это отношение и сравнительная дешевизна рабской рабочей силы слабо стимулировали развитие техники и становление обусловленного техникой научного эксперимента. Вследствие этого основными способами научного исследования были только наблюдение и опиравшиеся на наблюдение, но не допускавшие экспериментальной проверки аналогия и гипотеза. Так как при разработке гипотезы мысль идет от действия к его причине, а одно и то же действие может вызываться различными причинами, то в условиях невозможности экспериментальной проверкой в умах различных мыслителей, принадлежавших к высокоодаренному народу, возникали различные гипотезы об одних и тех же явлениях природы. Для философии это многообразие гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Так, уже в 5 в. до н. э., после того как элейцы обосновали мысль о вечности истинно-сущего бытия, которое не может ни возникать, ни исчезать, появились космогонические и физические гипотезы Эмпедокла, Анаксагора и атомистов Левкиппа и Демокрита, в которых по-разному объяснялось происхождение миров и в которых выдвигались различные догадки о природе и свойствах материальных частиц, образующих своими сочетаниями все вещи. Разнообразие возникавших в Древней Греции типов философских учений сделало античную философию школой философского мышления для всех последующих времен.

1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности

Чрезвычайно важным условием последующего развития и последующих успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм.

Материализм – философское направление, которое за первичное принимает природу, материю.

Общей чертой античной философии (в большей мере ее раннего этапа) является космоцентризм. Это означает, что центром философского мышления является космос. Введение понятия «космос» в философский лексикон приписывают милетским мыслителям и Пифагору. Этим понятием греки обозначали упорядоченное, организованное бытие в противовес хаосу как состоянию неупорядоченному и дезорганизованному.

Философские школы:

Милетская школа.

Ее представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они формулируют фундаментальный вопрос – что есть начало всех вещей? – который долго будет стимулировать философские размышления античных мудрецов.

Сначала этот вопрос решался преимущественно с натуралистических позиций: Фалес полагал, что главной основой мира является вода, Анаксимен считал, что воздух, Ксенофан - земля, Гераклит - огонь. Конечно, эти стихии воспринимались не буквально, а с определенной абстракцией – как некие первоэлементы. Но по- настоящему абстрактное представление первоначала формируется несколько позже. У Анаксимандра это апейрон – нечто вечное и беспредельное. У Пифагора – числа. У Парменида – бытие.

Важное достижение античных мыслителей- физиков заключается в следующем открытии: существует множество вещей, они зарождаются и гибнут, т.е. преходящи; но есть единая, неуничтожимая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и в которую возвращаются.

Пифагорейская школа.

Пифагор в основу своей философии положил числовые соотношения, понимаемые как универсальные абстрактные закономерности. «Самое мудрое - число». Закономерно, что такой подход способствовал развитию математики из эмпирической практики в настоящую теоретическую науку.

Школа элеатов.

Ее представители: Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс. Главная заслуга Парменида – введение в философию понятия «бытие». Бытие у него и есть субстанция, которая неделима и неподвижна. В отличие от Гераклита, считавшего, что «все течет» (все в мире находится в постоянном движении и развитии), Парменид отвергал изменяемость бытия.

В сущности Парменид ставит две проблемы: 1) отношение бытия и небытия; 2) отношения бытия и мышления. Решал он их следующим образом: бытие – существует, а небытие – не существует. Таким образом, Парменид вплотную приблизился к важнейшему закону формальной логики – закону запрещения противоречия,- но не принял фундаментального значения логики диалектической.

Решая вторую проблему, он говорит: «Мышление и бытие одно и то же», т.е. «одно и то же мысль о предмете и предмет мысли» («О природе»). О соотношении мышления и небытия Парменид утверждает, что небытие не существует, потому что о нем невозможно мыслить. Если о нем мыслят - это уже не небытие, а бытие.

2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности

Идеализм – противоположное материализму направление, которое за первичное начало принимает духовность, идею.

Различают следующее формы идеализма:

Объективный идеализм – это концепция, согласно которой первичным является идеальное начало, независящее от человека (Бог, абсолютный дух, абсолютная идея).

Субъективный идеализм – за первичное начало берет сознание человека.

Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии — Платон, Плотин; в новое время — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.).

Учение Платона охватывает все основные философские разделы: онтологию, антропологию, гносеологию, эстетику, социальную философию. Основанием его системы является онтология, в которой философ разрабатывает теорию мира идей.

Каждая вещь, по убеждению Платона, имеет свою сущность и прообраз. Это и есть идея (с др.-греч. переводится как вид, форма, прообраз). Но идеи у Платона – это не просто субъективные умственные представления человека. Они существуют объективно («сами по себе»). Поэтому идеи – это не мысли, а то, что является предметом мысли. Идеи существуют вечно, не рождаются и не умирают, могут взаимодействовать друг с другом, количество их очень велико. Вместе идеи образуют особый, идеальный мир. Он находится «выше» обычного земного мира.

Платон впервые в античной философии дает развернутое философское обоснование высшей реальности (мира идей), существующей над реальностью физической, или земной. Таким образом, его онтология предполагает два мира бытия: физический и метафизический.

В своих философских построениях Платон нередко обращается к понятию «бог». Божественное Начало у него имеет абстрактный, безличный характер. Это прежде всего идея Блага и весь идеальный мир. Но есть и бог, обладающий некоторыми личностными качествами. Это бог- Демиург (ремесленник, мастеровой), который не творит мироздание (идеи и материю), а как бы формирует из уже существующей материи физический мир по образу идеальной модели.

Человек состоит из тела и души. Тело – темница души, оно смертно. Душа – идея человека. Она бессмертна и переходит из одного тела в другое. Важнейший долг человека – «забота о душе», т.е. ее очищение от всего чувственного и материального и подготовка к истинному бытию в мире идей. Настоящая жизнь начинается, когда умирает тело – источник зла, физических и духовных болезней.

Душа человека имеет два основных начала: разумное и неразумное. В последнем выделяется страстное, яростное начало и чувственно- вожделенное. Какое начало души больше развито – таков и человек по своим способностям, склонностям, характеру и стремлениям. Поэтому в своей модели идеального государства Платон делит людей на три группы:

1. Правители- философы. У них развита разумная душа. Они способны умосозерцать идеальный мир, вершина которого – Благо.

2. Воины. У них развито яростное, волевое начало души. Их добродетель – мужество и отвага. Они должны защищать государство от внешних и внутренних врагов.

3. Работники. У них развита чувственная душа. Им доступен и понятен только материальный мир. Значит, они должны приумножать материальное благосостояние государства и следовать мудрости правителей- философов.

Платон отрицательно относился к другим формам государственного устройства, так как считал их искажениями идеальной модели.

В центре философии Плотина — диалектика трех основных онтологических субстанций — Единого, Ума и Души. Плотин впервые дает четкий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона. Наиболее оригинальным является учение Плотина о Едином как трансцендентном начале, которое превышает все сущее и мыслимое и ему предшествует.

Всякая вещь как таковая прежде всего отлична от всего иного, как некое уникальное «одно». Поэтому Единое, нераздельно присущее всему сущему, есть и все сущее, взятое в нераздельном множестве, и все сущее, взятое в абсолютной единичности.

Единое, выступая как первосущность, не является ни разумом, ни потенциальным предметом разумного познания. Иерархия бытия распространяется от Единого, по ступеням его нисхождения до материи — низшей границы. Космос находится в постоянном вращении и смене ступеней бытия; в то же время Универсум (Вселенная) у Плотина остается статичным, ибо единое первоначало, Благо, которое над всем существует, неизбывно.

Это совершенное первоначало, сверхчувственное и сверхмыслимое, является неизреченным, абсолютным Благом. Как «источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как солнце освещает темную атмосферу, нисколько не потемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого без запаха» — так Единое изливает себя, не теряя своей полноты, неизменно пребывая в себе.

Вторая ипостась — Ум — рождается как следствие этой эманации Единого. Порожденные Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом.

Здесь Плотин использует неопифагорейское учение о «двоице», первом различии и «дерзости», ставшей причиной перехода Единого во множество. Ум «дерзнул» отпасть от Единого, Душа — от Ума. Промежуточную ступень между первой и второй ипостасями составляет число — принцип каждой вещи и всего невещественного. Неразличимое Единое, приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в Уме. Единое, переполняясь самим собой, требует перехода в иное; поскольку оно остается постоянным и не убывает, иное только «отражает» его, и т.о. Ум является умопостигаемым образом непостигаемой сущности.

Третья ипостась — Мировая Душа  — следствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира.

По Плотину, существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть человеческая природа и обращена к материи (плотности и темноте); высшая есть божественная причастность и обращена к духу (бесконечности и свету). С точки зрения плотиновского мистицизма, высшая рождается от богов и бесплотных звездных духов; низшая размножается в царствах демонов, людей, животных, растений и минералов.

3. Изложите учение о первоначале в философии античных атомистов. Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки.

Вопрос о первоначалах бытия и все сопряженные с ним философские проблемы продолжают решать древние атомисты – сначала Левкипп и Демокрит (V – IV вв. до н.э.), позже их последователи – Эпикур и эпикурейцы.

Атомисты предполагали, что бытие невозможно делить до бесконечности. Должен быть неделимый предел.

О жизни Левкиппа известно очень мало, и не сохранилось никаких работ, которые можно было бы с уверенностью назвать произведениями Левкиппа, особенно учитывая тот факт, что Левкипп находится в тени своего ученика Демокрита, создателя завершенной системы атомистики. Не исключено, что Левкипп ограничивался лишь устным изложением своего учения. Невозможно даже определить, в каких областях Левкипп и Демокрит были не согласны друг с другом.

Согласно теории Демокрита, все вещи построены из атомов и пустоты, которая находится между ними. Атомы неодинаковы. Они различаются по весу, форме и расположению. Атомы движутся и сцепляются друг с другом. Из таких устойчивых сцеплений образуются стихии (огонь, воздух, вода, земля – первичные образования), а затем различные тела. Все движения тел обусловлены строгой необходимостью. Ничего случайного не существует. Душа человека тоже атомарна. Но эти атомы особого рода. После смерти они рассеиваются: атомисты считали, что «душа смертна и гибнет вместе с телом». Всевозможные комбинации атомов образуют материальную Вселенную. Она бесконечна в пространстве и времени, в ней существует множество различных миров. Объяснялось это тем, что бытие атомов как сущностей не имеет ни начала, ни конца.

Необходимо отдать должное древним атомистам, которые при отсутствии какой- либо экспериментальной и теоретической (в математическом смысле) базы смогли чистым умозрением осознать идею атомарности вещества. И хотя в ХХ столетии физики стали склоняться к концепции континуальной организации материи на ее сверхглубинных уровнях, идея атомарности вещества, многие сотни лет выступавшая в науке путеводной звездой, несомненно, сыграла прогрессивную роль в развитии научно- философского познания.

Заключение

В античной философии в соответствии с пониманием Космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и Космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат незнаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Список используемой литературы:

  1.  

Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.

 

  1.  

История мировой философии: учебник/С.Р. Аблеев. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

 

  1.  

Свободная энциклопедия «Википедия»

http://ru.wikipedia.org

 

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.62K
Скачано: 265
Скачать бесплатно
04.05.11 в 14:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе