Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Античная философия: материализм и идеализм

Античная философия: материализм и идеализм [15.02.15]

Тема: Античная философия: материализм и идеализм

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.28K | Скачано: 378 | Добавлен 15.02.15 в 17:26 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


План работы
1. Введение 3
2. Основные формы материализма и идеализма в философии античности 4
3. Развитие диалектических идей в античной философии 9
4. Дайте общую характеристику философии Древней Греции 12
5. Заключение 14
6. Список литературы 15

Введение

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. Последнюю греческую философскую школу. Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако ее невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущности античной философии.

   Согласно учению о том, что процесс исторического развития есть смена общественно-экономических формаций, а формация есть "общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером", причем для изучения жизненного функционирования мышления в эпоху античной культуры необходимо отдавать себе отчет в том, что такое общинно-родовая формация и что такое формация рабовладельческая. Античная философия в VI в. до н. э. как раз и зарождается вместе с рабовладельческой формацией, но общинно-родовая формация целиком никогда не исчезала в античное время, а в последнее столетие своего существования оказалась даже прямой реставрацией именно общинно-родового мировоззрения. Живучесть общинно-родовых элементов в течение всего тысячелетнего античного рабовладения производит прямо разительное впечатление. Поэтому до-философская основа античной философии, проявлявшая себя как общинно-родовая и рабовладельческая формация, должна быть учтена в первую очередь.

1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности.

Основной вопрос всей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, материи к сознанию. От характера его решения зависит деление всех философов на два лагеря, две школы, представляющие противоположные направления в философии — идеализм и материализм. Идеалисты началом мира видели нечто невидимое – силу, которая своей живительной и преобразующей природой вдохнула жизнь в материю. И потому законы мироздания не определяются причинно-следственной связью, помимо них существует нечто большее, которое управляет миром. Поэтому важнейшим достоинством человека является его внутренние качества. Материалисты во всем видели силу лишь одной природы, внутренние качества – лишь зависимые силы, заключенные внутри материи, по смерти которой, они становятся неощутимыми и невидимыми. Великий процесс рождения и умирания, причинно-следственные связи – основополагающий закон бытия, которому подчиняется все живое. Материя – бог, способный творить и рождать бесконечные формы космоса, создавший вершину творения – человека. Она единственный точный предмет исследования, на который можно твердо опереться и создать подлинные гипотезы о существовании мира и человека, потому что она подлежит детальному исследованию и рассмотрению. Неоспоримыми фактами могут быть только те явления, которые могут воочию наблюдаться и бесконечное количество раз повторяться, постоянно углубляясь в предмет исследования. В основе идеализма лежит утверждение, что истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу. В более позднее время сформировалось два понятия идеализма. Идеализм догматический – учение о существовании двух миров: мира идей, являющегося истинным, неизменным бытием, и его копии – мира явлений, представляющего бытие только кажущимся (как у Платона). И идеализм субъективный – это полное отрицание материального мира. В мире существуют только божество и души. Критическая концепция идеализма отрицает не существование, а возможность познания вещей в себе. Мы воспринимаем вещи такими, какими они нам являются в силу необходимых, чисто субъективных условий, лежащих в нас самих. Порождающая же их сущность (вещь в себе) лежит за пределами возможного познания (Кант). В дальнейшем своем развитии трансцендентальный идеализм породил три новых вида. Идеализм субъективный, основой которого является утверждение, что вещь в себе не существует; внешний же мир является продуктом умственной деятельности, но и не индивидуального, а общего, чистого и абсолютного; мировой процесс это – постоянное воплощение нравственных идей (Фихте). Идеализм объективный или физический, основные утверждения которого заключаются в том, что внешний мир – это продукт деятельности, но он не есть только дух или сознание, а является тождеством духа и природы, субъекта и объекта в абсолюте (Шеллинг). И третье направление идеализма – это абсолютный или логический, в основе которого лежит представление о мире, как о бытии мышления, идеи, процесс самораскрытия которой является всеобъемлющим; и вне этого нет ничего (Гегель).

В противоположность идеализму сформировалась концепция материализма. Материализм – философское учение, по которому материя является единственным основанием всего существующего, также и явлений духовного порядка. Концепция материализма сводит все происходящее в мире, который рассматривается им как большой механизм, к различного рода движениям материальных частиц. Основателем этой концепции был Левкипп и его ученик Демокрит, предложивший «атомистическую систему». Самыми яркими представителями ее были эпикурейцы (Лукреций). Одно из проявлений материализма в XIX веке стал психологический материализм. Его главным утверждением является представление о том, что даже душевные явления суть порождение организованной материи (нервных центров). Другая форма материализма – этический. Он видит единственную цель человеческой жизни в материальном благополучии и физическом наслаждении. Экономический материализм рассматривает явления умственной, нравственной, социально-политической и культурной жизни, как продукты исключительно естественных и экономических факторов.Две различных концепции так и не пришли к единому знаменателю. Ничто не может объединить два противоположных начала мира. Ни то, ни другое не доказуемо научным путем. Но, возможно, эти доказательства не требуются. В мировосприятии человека эти основы существуют в зависимости от того, каким человек видит мир - наполненный Божественным светом и Смыслом, или приспособленным только для материальных благ и наслаждений. В эпоху античности эти различные взгляды отразились в обрядах - аполлониях и дионисиях, о которых пойдет речь ниже.

В истории философии существовали различные формы, как материализма, так и идеализма. 

Формы идеализма:

Материализм существует в следующих формах:

         Расходясь в самой своей основе, представители этих направлений ведут борьбу друг с другом. Мир, природа развиваются по своим собственным законам, которые человек не может игнорировать. Природа существовала и тогда, когда еще не было человека и его сознания. Люди получают свои знания, в конечном счете, из опыта, практической деятельности, т.е. при взаимодействии с материальными объектами, вещами. Таковы основные положения материализма. Отсюда вытекает важная особенность материализма — его тесная связь с естествознанием и практикой. Для философа-идеалиста мысль, идея выступает как нечто первичное, определяющее по отношению к внешнему миру. Замечая, что люди преобразуют мир согласно своим идеям, теориям, желаниям, но, не будучи в состоянии понять, что эти идеи, теории, желания — результат взаимодействия человека с окружающей действительностью, идеалисты приписывают сознанию самостоятельность, наделяют его животворной силой. Как правило, ими игнорируется деятельность людей с материальными объектами, ибо они считают ее недостойной внимания философов, поэтому с экспериментальной наукой идеализм связан гораздо слабее материализма. Однако интерес к процессам, которые происходят в сознании, интерес к миру мысли давал ему в течение длительного времени (вплоть до возникновения марксистской философии) преимущества перед материализмом в познании этой важной области. В истории философии были и такие мыслители (Р.Декарт, И.Кант и др.), которые в решении основного вопроса философии занимали двойственную позицию. Например, Декарт признавал две первоосновы — материальную и духовную, которые якобы существуют независимо друг от друга. В таком случае нельзя ставить вопрос, что первично – материя, дух или сознание. Такое мировоззрение называется дуалистическим (от лат. dualis — двойственный) в отличие от монистического (от греч. monos — единый) взгляда на мир, который может быть как материалистическим, так и идеалистическим. Философский материализм внутренне связан с атеизмом. Идеалисты же часто выступали в союзе с церковью и религиозным мракобесием. Материализм боролся с идеализмом в тесном союзе с наукой и достижениями практики, а идеализм имел, как правило, своим союзником религию и церковь. Если оружием материализма были истина и сила разума, то оружием религии — сила огня, виселиц, яда и других не менее жестоких средств физического уничтожения людей. Рассмотрим некоторые примеры: древнегреческий философ Анаксагор был изгнан из Афин по обвинению в безбожии. Труды материалиста Демокрита были уничтожены. Сократ, который, хотя и способствовал возникновению учений идеализма, был обвинен в развращении юношества религиозным вольномыслием, осужден и выпил кубок яду по приговору суда. Религиозные фанатики растерзали Гипатию — женщину-математика и философа, преподававшую философию в Александрийском музее. Джордано Бруно был сожжен на костре инквизиции. Азербайджанский поэт и философ И. Насими умер мучительной смертью: по подстрекательству духовенства с него живого содрали кожу. Только в Испании число жертв инквизиции превысило 350 тыс. человек, из которых 45 тыс. были сожжены заживо! Однако церковь не могла убить в людях жажды знания. Философская материалистическая мысль неуклонно развивалась. Главными разновидностями идеализма являются объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм исходит из признания первичности божественной идеи, некоего вечного разумного начала (мировой разум, абсолютный дух), якобы существующего вне человека и независимо от него. Наиболее видным представителем объективного идеализма в древности был греческий философ Платон (V — IV вв. до н.э.), а в Новое время немецкий философ Г. Гегель (1770 —1831), создавший завершенную философскую систему объективного идеализма. Субъективный идеализм признает первичным человеческое сознание. Субъективные идеалисты отрицают материальное существование внешнего мира. С точки зрения субъективного идеализма воспринимаемый нами мир есть производное от человеческих ощущений и представлений. Английский философ Дж. Беркли (1685—1753) заявлял, что любая вещь – лишь комбинации наших ощущений. На таких же позициях стояли Э.Мах (1838—1916) и его последователи в России (А. Богданов, В. Базаров, Я. Берманидр.).

Человечество сталкивается с тем, что над людьми господствует власть исторически сложившихся норм права, нравственности, эстетических вкусов, правил языка и мышления, различных идей. При этом давно замечено, что идеи, зафиксированные в словах, обладают большей устойчивостью во времени, чем отражаемые ими вещи: яблоко мы съедаем, а идея яблока остается, мудрый человек умирает, а понятие мудрости сохраняется. Духовная сторона жизни отдельного человека и общества обладает относительной самостоятельностью. Она имеет внутренние законы развития и активно влияет на сознание отдельных людей и их поведение.

2. Развитие диалектических идей в античной философии.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.

Диалектика – это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика – это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная диалектика – это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Философия начиналась с поиска ответа на вопрос, уже поставленный до неё в мифологии – о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом (конец VII – пер. пол. VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в до н. э.) и Гераклитом из Эфеса (544 или 540 – 480 гг. до н. э.). Первоначало мыслилось им как нечто единое с природой. Сама природа, а не что–то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего. Указания на первоначало означало переход от мифологического к философскому мышлению – выделялось всеобщее. Однако на первых парах это всеобщее было представлено не в понятийной, а в наглядной форме: Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь) были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Вода Фалеса – это философское переосмысление мифологического Океана, огонь Гераклита – не просто огонь, а огнелогос – разумный, вечный и божественный космический огонь. Соединив в первоначале субстанциальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальной субстрат (то, из чего сделаны все вещи), первые греческие философы положили конец теогонической трактовке мира, так как миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием. Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

Платон – основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе.

  Аристотель – создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля, Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.

  Сократ – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Дал образцы определения и обобщения этических понятий, например "доблести" и "справедливости". В споре старался обломать собеседника кучей нетемных вопросов, дабы ум начал искать истинное решение вопроса. Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

3. Дайте общую характеристику философии Древней Греции.

Философия Древней Греции – величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей  исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни. В философском мировоззрении древних греков  значительное место принадлежало и диалектическим идеям. Сама концепция первоначала как единой основы мира во всем его многообразии содержала диалектический подход к миру, который наиболее ярко проявился у Гераклита. Идея борьбы противоположных начал сочеталось у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых в образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита «всё течет, все изменяется» и  «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» давно вошли в философскую культуру. Диалектика Гераклита ещё не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.

Заключение

Античная философия оказала огромное влияние на философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. В ней содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века – не «музей античности», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Античная философия явилась настоящей общественной силой древнего мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры. Каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Она вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

Список литературы

1. Философия. Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2009.

3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М.: Молодая гвардия, 1993.

4. История мировой философии. – М.: АСТ, 2007.

5. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: Греко-латинский кабинет, 1998.

6. Философия. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 29.28K
Скачано: 378
Скачать бесплатно
15.02.15 в 17:26 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе