Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Проблема первоначала в античной философии

Проблема первоначала в античной философии [26.04.09]

Тема: Проблема первоначала в античной философии

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 11.42K | Скачано: 273 | Добавлен 26.04.09 в 15:22 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Архангельск 2007


СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. Проблема первоначала у представителей материализма в античности.
3. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности
4. Учение о первоначале в философии античных атомистов.
5. Список использованной литературы.

Введение

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в 6 веке до н.э. в Греции и просуществовала до 6 века н.э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 году последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала 1200 лет. Однако ее невозможно определить только с помощью территориальных и хронологических определений. Философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.

Философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет философии - бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей.

Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движение, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений и т.д. главный вопрос древнегреческой философии – о первоначале мира. Здесь философия пересекается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику.

2. ПРОБЛЕМА ПЕРВОНАЧАЛА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАТЕРИАЛИЗМА В АНТИЧНОСТИ.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин «материализм» употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с начала 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождении.

Во второй половине 7 в.до н.э. в Милеете, в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (625-547 гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (585-525 гг. до н.э.). Милетские философы были стихийными материалистами.

Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете, снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающей на первоначальной воде.

 Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности – теплое и холодное, влажное и сухое. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из айпейрона и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой схемы небесного свода, для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе.

Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры – тучи – воду – землю – камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и Боги, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха.

Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно – мифологической идеологией, унаследованной от прошлого.

3. ПРОБЛЕМА ПЕРВОНАЧАЛА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИДЕАЛИЗМА В АНТИЧНОСТИ.

ИДЕАЛОИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии — Платон, Плотин; в новое время — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

Платон (объективный идеалист) – основоположник объективного идеализма, ученик Кратила и Сократа. Платон является основателем школы, получившей название Академия. В диалоге «Тимей» первым всеобъемлюще обсудил происхождение первоначал и структуру космоса. «Нам необходимо рассмотреть, какова была сама природа огня, воды, воздуха и земли до рождения неба, и каково было их тогдашнее состояние. Ибо доныне никто не объяснял их рождение, но мы называем их и принимаем за стихии буквы вселенной». Он впервые поставил вопрос о сущности вещей. Положил начало учению об эталонных первообразах или парадигмах. Бытие идеи первее, чем небытие.

Возникновение космоса описано по Платону так. Из смеси идей и материи демиург создает мировую душу и распространяет эту смесь по всему пространству, которое предназначено для видимой вселенной, разделив ее на стихии – огонь, воздух, воду и землю. Вращая космос, он округлил его, придав ему наиболее совершенную форму – сферы. Результат – космос, как живое существо, одаренное умом. «Итак, перед нами структура мира: божественный ум (демиург), мировая душа и мировое тело (космос)».

4. УЧЕНИЕ О ПЕРВОНАЧАЛЕ  В ФИЛОСОФИИ АНТИЧНЫХ АТОМИСТОВ.

Атом (от греч. аtomos – неделимый). Атомы – мельчайшие, неделимые, не возникающие качественно однородные, непроницаемые частицы, обладающие определенной формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.

Атомизм проявился как движение к античной мысли унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипотеза, развитая Левкиппом (в 5 в. до н.э.) и особенно Демокритом, связана  с Древним Востоком.

Таким образом, первоначало других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и огонь, состоят из большого количества атомов, различающиеся по своей качественной специфики, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир, как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек – атомов, движущихся в пустоте. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их известная природа. Стоит отметить, что душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось на равнее с материальным – с единой субстанцией.

Непосредственно в античности, атомистическая концепция не сыграла существенной роли. Она входила в конфликт с принципом бесконечной делимости материи, а так же с величайшими достижениями античной математики: открытием несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной и т.п. геометрические фигуры составленные из «атомов» Демокрита, были бы угловатыми и неровными. Демокрит различал атомы неделимые и амеры (не имеющие размера).

Преодоление трудностей древней атомистики было бы возможным только вместе с введение в античную науку элементов дифференциального и интегрального исчислений.

Демокрит разработал свой научный метод познания, основанный на опыте, наблюдения и теоретического обобщения фактического материала. Вселенная Демокрита точно подчинена причинности: все возникает на каком-либо основании в силу причинности.

Согласно Демокриту, душа человека состоит из мельчайших круглых, огнеподобных, постоянно мечущихся атомов, обладая внутренней энергичностью, она является причиной движения живых существ.

Идея атома содержит в себе принцип предела делимости материи: мыслится как наименьшая частица, которая выступает как исходный в создании и последний в разложении элемент сущего. 

        5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Лекции по античной философии, Мамардашвили М. К., М.,

1997.

2. Исаев А. А., Философия: Учебное пособие. - Сургут:

Информационно-издательский центр СурГУ, 1997.

3. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985 год

4. Лосев А.Ф. Платон, Аристотель. М., 1993 год

5. Асмус В.Ф., Античная философия, Москва «Высшая школа» 1979г. С 3-17

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 11.42K
Скачано: 273
Скачать бесплатно
26.04.09 в 15:22 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе