Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Общая характеристика античной философии: материализм и идеализм

Общая характеристика античной философии: материализм и идеализм [04.12.12]

Тема: Общая характеристика античной философии: материализм и идеализм

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 21.59K | Скачано: 670 | Добавлен 04.12.12 в 13:32 | Рейтинг: +1 | Еще Рефераты


Содержание
Общая характеристика античной философии
Введение 3
1. Основные формы материализма и идеализма в античной философии 4
2. Развитие диалектических идей в античной философии 8
3. Общая характеристика философии Древней Греции 11
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Введение

Античной философией называют совокупность философских учений, зародившихся и получивших развитие в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э.

Античность создала сам термин «философия» и сформулировала ее принципиальную проблематику. В эту эпоху выделились основные философские направления: прежде всего материализм и идеализм, а также скептицизм и антискептицизм, эмпиризм и рационализм (в тенденциях), номинализм и реализм, этические гедонизм, утилитаризм, ригоризм. Именно поэтому важно изучать труды древних философов, поскольку  именно на их основе и сложилась большинство современных философских учений.

В античной философии выработана первая историческая форма диалектики, что позволило выразить логические переходы категорий бытия и небытия, тождества и различия, прерывного и непрерывного, единого и многого, материи и формы, возможности и действительности.

За всю свою более чем тысячелетнюю историю античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания, за исключением, пожалуй, развитой философии истории. Непреходящей заслугой античной философии является всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как теории, разработка основных разделов философского знания, развитие системы понятий, а также постановка всех основных философских проблем. Ее влияние на последующую философскую мысль огромно.

В данной работе я рассмотрю понятия идеализма и материализма, как ключевые понятия в античной философии, исследую развитие диалектических идей в античной философии, а также дам общую характеристику философии Древней Греции.

1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.

Одним из самых первых и главных вопросов, которым задавались первые философы, был вопрос о природе мира. Античные мыслители задумывались о том, что лежит в основе мира, что от чего зависит, что причина, а что следствие?

Известно, что существует два рода явлений: материальные и духовные. В человеке существуют биологические и духовные процессы (2 вида реальности). Таким образом, возникает вопрос о соотношении этих реальностей.

Именно проблема первичности материального или духовного сознания привела к появлению трех философских течений:

1. Монистический подход. Монизм (от греч. monos- один, единственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет одно начало.

2. Дуалистический подход. Дуализм (от лат. dualis- двойственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет два начала. Его основоположником был Рене Декарт.

3. Плюралистический подход. Плюрализм (от лат. pluralis- множественный) - такое философское течение, которое в основу мира кладет много начал. Основоположник - Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Остановимся подробнее на первом подходе, поскольку именно его придерживались античные философы.

Итак, монистическое воззрение делится на две основные философские концепции или направления:

1). Материализм. Это такое философское течение, которое в основу мира кладет материальное начало.

Материализм является реалистическим мировоззрением, которое возникает из здравого смысла. Основной принцип материализма - принцип объективности, который вытекает из самой жизни. Этот принцип является необходимостью в повседневной жизни людей. Материализм стремится понять материальный мир «из него самого», не вводя никаких посторонних для мира факторов - бога, идеи и т.д.

Согласно концепции материализма:

•        Материя первична;

•        Материя реально существует;

•        Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто - либо или нет);

•        Материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

•        Сознание, дух, мышление есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя;

•        Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

•        Сознание определяется материей (бытием).

Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая в первую очередь методом мышления. Таким образом, в его содержании заключено то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с его формой связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма.

Основными формами материализма в историческом развитии философской мысли являются: античный материализм, исторический материализм, метафизический материализм Нового времени и диалектический материализм.

В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, он способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. Критерием истинности материализма служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков, и неоспоримо доказывается его истинность.

Первый этап развития материализма был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур).

Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук.

Общая черта древнего материализма состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего. В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в нее превращается. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит).

2). Идеализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет духовное начало.

Идеализм возникает как результат ощущения слабости человека перед силами природы и как результат разделения труда на умственный и физический. Умственный труд – привилегия господствующего класса. Из чего следует, что определяющую роль играет сознание, т.е. произошла абсолютизация творческой роли сознания. А физический труд – труд рабов. Гносеологические корни идеализма – сознание, оторванное от носителя, обладает особой творческой силой. Идеалисты считают, что первичной была идея, так как вещи конечны.

Формы идеализма:

 - Объективный идеализм – такое философское течение, которое в основу мира кладет такое духовное начало, которое не завит от человека (Платон, Гегель);

 - Субъективный идеализм – такое философское течение, которое признает первичным духовное начало и существует только человеческое сознание, а существование других объектов вне человеческого сознания под вопросом (Беркли, махисты).

Субъективные идеалисты исходят из идеи о том, что свойства вещей мы познаем посредством ощущений, т.е. нам известны не сами ощущения, а их свойства, которые являются единственным свойством нашего познания.

 - Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой реально существует сознание только одного человека.

2. Развитие диалектических идей в античной философии

Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение. Древневосточная, а также античная философия создали непреходящие образцы диалектических воззрений. Античная диалектика, основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершенного и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная диалектика движения и покоя.

Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная диалектика тождества и различия. Гераклит и др. греческие натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.

Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали.

Роль софистов и Сократа в истории диалектики велика. Именно они, отойдя от диалектики бытия ранней классики, привели в бурное движение человеческую мысль с ее вечными противоречиями, с ее неустанным исканием истины в атмосфере ожесточенных споров и погоней за всё более тонкими и точными мыслительными понятиями, категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросо-ответной, разговорной теории диалектики, внесенный софистами и Сократом, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей диалектику.

Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон под диалектикой понимал не только разделение понятий на четко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречащих частностей в цельное и общее. Замечательные образцы этого рода античной идеалистической диалектики содержатся в диалогах Платона. У Платона дается диалектика пяти основных категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате чего бытие трактуется здесь у Платона в качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности. Всякая вещь оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего другого.

Аристотель, превративший платоновские идеи в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции и энергии (как и ряд др. аналогичных учений), развил диалектику дальше. Аристотель в учении о четырех причинах - материальной, формальной, движущей и целевой - утверждал, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Учение Аристотеля о перводвигателе, который мыслит сам же себя, т. е. является сам для себя и субъектом и объектом, есть фрагмент все той же диалектики. Называя «диалектикой» учение о вероятных суждениях и умозаключениях или о видимости, Аристотель дает здесь диалектику становления, поскольку сама возможность только и возможна в области становления.

Стоики определяли диалектику как «науку правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах» и как «науку об истинном, ложном и нейтральном», о вечном становлении и о взаимном превращении элементов и т.п.

Сильно выражена тенденция к материалистической диалектике у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар): появление каждой вещи из атомов есть диалектический скачок, поскольку каждая вещь несет с собой новое качество в сравнении с теми атомами, из которых она возникает.

В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) вполне диалектична основная иерархия бытия: единое, числовая раздельность этого единого; качественная наполненность этих первочисел, или мир идей; переход этих идей в становление и т.д. Важна, например, концепция раздвоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение о вечной подвижности космоса, о становлении и др. Диалектические концепции неоплатонизма часто даются в форме мистических рассуждений и схоластической систематики.

3. Общая характеристика философии Древней Греции

Философия Древней Греции, давшая начало европейской философии, возникает так же, как и восточные философские учения, в VII - V вв. до н.э., но под воздействием иных обстоятельств. Если восточные общества, в основе своей земледельческие, отличались жестким социально-экономическим делением, деспотическим правлением, опорой на обычаи предков, что обусловливало догматичность мышления, сковывало свободу личности, то в Древней Греции складывались особые цивилизационные предпосылки, потребовавшие серьезных перемен в мировоззрении. Основные из них.

Эти и другие факторы формировали личность образованного и свободного гражданина, способствовали раскрепощению духа грека, становлению таких его качеств, как: активность, страстность, тонкость ума, тяга к размышлениям.

Исследователи античной философии выделяют несколько этапов в ее развитии досократовский (VII-V вв. до н.э.) – время зарождения и формирования; классический (V-IV вв. до н.э.) – период зрелости и расцвета, время оригинальных образцов древнегреческой философской мысли; эллинистический (конец IV в. - III в. до н.э.) и римский (II в. до н.э. – III в.) – периоды заката античной философии.

К наиболее известным философам досократического периода относятся: Фалес, Гераклит, Парменид, Демокрит, софисты. Первая известная древнегреческая философская школа возникла на западном побережье Малой Азии (г. Милет) в VII – VI вв. до н.э. Ее основатель – Фалес. Он явился первым натурфилософом и считал основанием мира некое влажное первовещество – воду.

Гераклит – один из основателей древней диалектики – учения о развитии и всеобщей связи. Он глубоко понимал роль изменчивости в природе и обществе. Движение – наиболее общая характеристика всего существующего. В основе Космоса, полагал Гераклит, лежит огонь. Мир не создан никем из богов и людей. Мир подобен огню: то разгорается, то затухает. Движение, развитие существует благодаря противоположностям, которые противостоят друг другу и взаимно переходят друг в друга.

Следующим центром античной философской мысли выступала школа Пифагора. Исследуя количественную основу различных явлений, пифагорейцы прибегали к мистическому истолкованию цифр. Например, квадрат истолковывался как образ «божественной природы», треугольник как «первоисточник сотворения различных приходящих вещей». В основе мира, полагал Пифагор и его последователи, лежит единица как математическая точка, совокупность которых и образует многообразие мира, его гармонию.

Наряду с пифагорейской существовала и другая философская школа – элейская (по имени города Элеи в Южной Италии). Наиболее известный ее представитель – Парменид. Он первым из древнегреческих философов стал оперировать понятиями максимальной общности: бытие, небытие, сущее и др. Провозгласил тождество мысли и мыслимого: мысль не может быть иным нежели то, что она отражает. Здесь в классической форме выразился рационалистический характер древнегреческой философии,  ее доверие к разуму. Впервые разум был осознан, выделен как особая сфера духовной деятельности со своими специфическими функциями. Поэтому Гегель считал, что именно с учения Парменида начинается история философии в собственном смысле.

В соответствии с учением Демокрита весь мир состоит из мельчайших, неделимых частиц – атомов, которые отличаются своей конфигурацией и местоположением,  как буквы в слове. Различное сочетание атомов порождает бесконечное многообразие мира. Между атомами существует пустота как возможность их перемещения, соединения и разъединения.

Софистами в Древней Греции стали называть платных учителей красноречия и искусства спора. Их деятельность во второй половине V в. до н.э. носила прогрессивный характер, способствовала распространению культуры слова, развитию навыков логической речи. Затем софизм стал выражать крайний релятивизм, отрицал наличие истины, каких-либо ценностей, что вызвало жесткую критику других философских направлений и школ.

Аттический период представлен именами Сократа, Платона, Аристотеля.

Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить. Главная направленность философского знания – внутренний мир человека, его душа. Главная задача познания – самопознание: «познай самого себя». Важнейшая заслуга Сократа состояла в совершенствовании диалога как основного метода достижения истины.

В учении Платона древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Основал философскую школу в Афинах, получившую название Академии.

Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Чувственный мир вещей рассматривается как «не истинно сущий»: предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных,  нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием. Они и названы Платоном «видами» или «идеями» (эйдосами). Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее стола вообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Но чувственная вещь отражает не только нетленную, вечную идею, то есть бытие, она также несет на себе печать небытия, так как она временна, преходяща. Роль небытия играет «материя». Таким образом, чувственный мир это нечто среднее между миром идей (истинным бытием) и миром материальных вещей (небытием). Систему идей завершает высшая - идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и целью бытия.

Аристотель – величайший мыслитель древности, основатель логики. Был приглашен в воспитатели к сыну царя Филиппа, будущего Александра Македонского и в течение ряда лет преподавал ему философию, риторику. Основал философскую школу – «ликей» (лицей).

Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт и выступил с критикой исходных позиций своего учителя. Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну - идею, Аристотель формулирует четыре причины: формальная (сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть); материальная (то, из чего что-либо возникает); движущая (начало движения, изменения); целевая (то, ради чего что-либо осуществляется). Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей. Всякая единичная вещь составляет единство формы и материи. Материя есть возможность предмета, форма - действительность предмета. Поднимаясь по «лестнице» форм, утверждает Аристотель, мы постигаем высшую форму, в качестве которой выступает демиург – неподвижный перводвигатель, пребывающий вне мира и сообщающий целенаправленное движение всему сущему.

Под бытием Аристотель понимает существование отдельных вещей, но познать сущность вещи с помощью чувств нельзя. Это познание осуществляется с помощью и посредством разума, который выявляет в вещах общее, всеобщее, то есть существенное.

Средствами теоретического познания являются категории (предельно общие философские понятия): сущность, качество, количество, отношение, место, время и другие. Исходя из предшествующего богатого опыта мыслительной деятельности, Аристотель формулирует основные положения традиционной логики, правила выводного (силлогистического) знания.

Кроме того, Аристотель подчеркивал общественный характер человека. В труде «Политика» античный философ развил учение об обществе и государственной власти.

Период эллинизма представлен школами скептиков, Эпикура, стоиков.

Школа Эпикура (Сад), главную задачу философии видит в создании этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Наслаждения, удовольствия (гедонизм) рассматривались как единственное благо человека. Причем удовольствие связывалось разумным ограничением потребностей и практически означало довольствование малым. Для достижения счастья необходимо также преодолеть страх перед богами и смертью. Эпикур утверждал, что «бог -  существо бессмертное и блаженное», не вмешивается в дела людей. Смерть также не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, то смерти еще нет, а когда мертвы – нас уже нет.

Средством избежать страданий Эпикур считал самоустранение от всякой общественной и государственной деятельности: «Проживи незаметно».

Философия эпикуризма - одна из первых теорий эгоизма. Антиподом эпикурейства выступили стоики, которые проповедовали альтруизм - нравственный принцип, согласно которому благо другого более значимо, чем собственное «Я» и его благо.

Многообразие школ и направлений древнегреческой философии по праву делают ее школой европейского философского мышления.

Заключение

Античная философия оказала огромное влияние на философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. Собственно, античной философия была прародительницей практически всех современных философских учений. На труды философов античности ссылались, с ними спорили многие исследователи и мыслители на протяжении многих веков.

В данной работе автор постарался дать общую характеристику античной философии. Для этого автор рассмотрел вопрос появления понятий материализма и идеализма, их основные различия, исследовал развитие диалектических идей в античной философии, а также попытался дать краткую характеристику древнегреческой философской мысли.

В заключение следует сказать, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей античности», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества.

Античная философия явилась настоящей общественной силой древнего мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Она вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

Список использованной литературы

  1. Адо П. Что такое античная философия? - М., 1999. – 320 с.
  2. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Высшая школа, 2006. – 392 с.
  3. Введение в философию / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
  4. Крюков В.В. Философия. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.- 219 с.
  5. Кушнаренко С.П., Кушнаренко Я.В. Античная философия. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. - 58 с.
  6. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Историко – философские очерки и портреты. - М., 1991. – 462 с.
  7. Якушев А. В. Философия (конспект лекций). - М.: Приор-издат, 2004. - 224 с.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 21.59K
Скачано: 670
Скачать бесплатно
04.12.12 в 13:32 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе