Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Общая характеристика античной философии
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 16.69K | Скачано: 313 | Добавлен 08.04.13 в 10:39 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Барнаул 2012
Содержание
Введение 3
1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности 4
2. Развитие диалектических идей в античной философии 7
3. Дайте общую характеристику философии Древней Греции 8
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
Философия - от древнегреческого - «любовь к мудрости», «любомудрие», представляет собой наиболее общую теорию или, как философия еще называют, - одна из форм мировоззрения. Философия также можно отнести к науке, так как философия является одной из форм человеческой деятельности и особым способом познания.
Античная философия - исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и современной Европы. Хронологически история античной философии охватывает период свыше 1200 лет, с 6 в. до н. э. по 6 в. н. э.
Условная дата начала античной философии - 585 до н.э., когда греческий ученый и мудрец Фалес из Милета предсказал солнечное затмение, условная заключительная дата - 529 н.э., когда эдиктом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах - последняя философская школа античности. Условность этих дат заключается в том, что в первом случае Фалес оказывается «родоначальником философии» задолго до появления слова «философия», а во втором случае история античной философии считается завершенной, хотя несколько выдающихся ее представителей (Дамаский, Симпликий, Олимпиодор) продолжали свою научную работу. Тем не менее эти даты позволяют определить то пространство, внутри которого возможно схематичное изложение разнообразного и разнородного наследия, объединяемого в понятии «античная философия».
Цель данной работы: составить общую характеристику античной философии. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) изучить основные формы материализма и идеализма в философии античности; 2) проанализировать развитие диалектических идей в античной философии; 3) дать характеристику философии Древней Греции.
Актуальность исследования заключается в том, что античная философия является неотъемлемой частью философии в целом.
Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизаций, мир представлял как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нем? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось с множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о «первоначалах и причинах» (Аристотель). Чрезвычайно важным условием последующего развития и последующих успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм. Материализм - одно из двух главных философских направлений, который решает основные вопросы философии в пользу первичной материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, как свойство материи в противоположность идеализму. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно.[1] Философы, действовавшие в VI в. до н.э. в Милете, - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, эфесянин Гераклит, уроженец Колофона Ксенофон - при всех различиях между ними полагали, что все вещи, возникающие различными способом и различным способом погибающие, должны были произойти из какого - то одного и притом вещественного начала.
Первый древнегреческий философ Фалес (ок. 625 - 547 до н.э.), причисляемый античной традицией к «семи мудрецам», приписывал душу к неодушевленным предметам. Началом всего он считал воду и утверждал, что мир одушевлен. Учеником Фалеса был Анаксимандр (вторая половина VI в. до н.э.). он признал началом сущего некую природу Беспредельного, из которого возникают небеса и находящиеся в них миры. Эта природа вечна и неизменна, и объемлет все миры. Он сказал, что начало и стихия сущего есть Беспредельное, первый дав название началу. Кроме того он говорил о существовании вечного движения, в котором происходит возникновение небес. Апейрон Анаксимандра материален, он находится в вечном движении. Находясь во вращательном движении апейрон «выделяет противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое; их паровые комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее)»[4] Анаксимандр попытался объяснить происхождение и устройство мира из его внутренних причин и из одного материально-вещественного начала. Учеником же Анаксимандра был Анаксимен (ок. 570 - 500 до н.э.), который назвал началом всего воздух. Он считал, что не богами создан воздух, а что они сами произошли из него. Так же как и душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас. Гераклит (ок.504 - 501гг. до н.э.), милетский философ стихийного материализма, считал огонь - не только «архэ», как стихию, но и живой и разумной силой. Таким образом, древнегреческая философия возникла как философия хотя и наивная, но наивно - материалистическая. Особенно характерна материалистическая философия для милетских мыслителей, ученых, живших в передовом центре промышленности, торговли и культуры, связанном с культурными центрами Ближнего Востока.
Однако внутри этой материалистической основы, неизменно определяющей многое в дальнейшем развитии древнегреческой философии, уже рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии могли привести и в ряде случаев действительно привели к возникновению идеализма. Под идеализмом следует понимать общее обозначение философских учений, утверждающих что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположное, а материя, природа, физически вторично. Идеализм делится на объективный и субъективный.[2] Первый провозглашает независимость идеи, Бога, духа - вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Если окунуться в историю, то после завоевания Ионии персами центр античной философской мысли переместился в «Великую Грецию». Первую философскую школу здесь основал Пифагор. Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули вперед числа, стали считать их начала началами всех вещей. В области этих наук числа занимают от природы первое место, а у чисел они усматривали, казалось им, много сходных черт с тем, что существует и происходит, - больше, чем у огня, земли и воды; например, такое - то свойство чисел есть душа и ум. Что же касается, основных моментов религиозно - мистических представлений Пифагора, то это то, что он верил в переселение души после смерти человека в тела других существ.[3] Платон в онтологии - идеалист, его воззрения впервые в истории европейской философии приобрели форму непротиворечивой идеалистической системы. Платон характеризует бытие, как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию.
Великим философом-материалистом был Демокрит (V-IV вв. до н. э.), происходивший из Абдеры во Фракии. Основной чертой его натуры было удивление и внимание ко всему существенно необычному. Основное положение его философии сводилось к тому, что мир состоит из атомов и пустоты. Что же такое атом? Это мельчайшая однородная частица материи, минимальное первотело, невидимое из-за малой величины и неделимое из-за твердости. Атомы движутся в пустоте, сталкиваются друг с другом, вступают в соединения, и эти комбинации атомов образуют все вещи, весь видимый мир. Воззрения Демокрита отличаются последовательностью и выдержанностью: все в мире у него сводится к движению материи (материальных атомов).
Основателем противоположного философского направления - идеализма - был другой выдающийся греческий философ - Платон (427-347 до н. э.). По своему происхождению и политическим взглядам он принадлежал к афинской аристократии.
По Платону, сущностью мира являются «идеи», под которыми он подразумевал объективное содержание познания, состоящего из понятий. Идеи образуют особый «идеальный мир», находящийся за гранью неподвижных звезд. Наш земной, материальный мир является грубым, несовершенным и даже искаженным отражением этого «идеального мира». Представление о мире идей люди имеют лишь благодаря тому, что души, до того, как они вселяются в тело человека, обитают на звездах, откуда они и могут созерцать мир идей. Таким образом, для учения Платона характерно резко отрицательное и даже презрительное отношение к материи, которую он считает грубой, аморфной, имеющей ценность лишь в той степени, в которой она одухотворена «идеей». Этот взгляд лег в основу всех последующих идеалистических систем и теорий.[7]
«Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) - искусство вести беседу, спор, от dialégomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей» [4].
Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и как закон её познания, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение.
Диалектика же вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу.
«В истории философии первоначально сложилось представление о повсеместном сцеплении крайностей, об их чередовании и замещении друг другом, о том, что они «сходятся». Из этого представления выросла концепция поляризма (например, у Лао-цзы, в пифагореизме), которая в иных формах воспроизводится и в ряде школ нового и новейшего времени (Ф. В. Шеллинг, А. Уайтхед, органицизм).
Собственно диалектика зарождается там, где вскрывается проблема противоречия - сначала противоречие обнаруживается в виде образа - «гармония лиры и лука» (Гераклит) или апории. (Апория (от греч. aporia - затруднение, недоумение, от а - отрицательная частица и poros - выход), термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными)» [5].
Из античных философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику единства и борьбы противоположностей Платон. В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Дж. Бруно. В новое время И. Кант создал учение об антиномиях, И. Фихте - учение о диалектике в деятельности «Я», Гегель - учение о единстве и борьбе противоположностей как содержательно-логическом принципе. Последнее - одна из важнейших исторических предпосылок марксистской диалектики.
Диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.
«Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали» [5].
Объективная диалектика - это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика - это, во - первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития, как внешнего мира, так и самого мышления.
Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа:
I VII-V века до н.э. - досократовская философия;
II V-IV века до н.э. - классический этап;
Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем
афинской демократии;
III IV-II века до н.э.- эллинистический этап. ( Упадок Греческих городов и установление господства Македонии );
IV I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия.
Философия Древней Греции - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.
Греческая философия не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.
Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное - это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов - космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну - космологию.[6]
Заключение
Античная философия оказала огромное влияние на философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.
В данной работе мы кратко рассмотрели общую характеристику античной философии. В заключении следует сказать, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей античности», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Античная философия явилась настоящей общественной силой древнего мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Она вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.
Список литературы
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.