Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Античная философия (анализ текста)

Античная философия (анализ текста) [20.05.14]

Тема: Античная философия (анализ текста)

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 49.18K | Скачано: 303 | Добавлен 20.05.14 в 19:37 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Тула 2013


Задание 1. Анализ текста.

«… Так, Фалес Милетский утверждал, что начало сущих (вещей) - вода. (Сей муж считается зачинателем философии, и по нему была названа ионийская школа: ведь философских преемств было множество. Изучив философию в Египте, он вернулся в Милет постарше). Все из воды, говорит он, и в воду все разлагается. Заключает он (об этом), во-первых, из того, что начало всех животных - сперма, а она влажная; так и все (вещи), вероятно, берут (свое) начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и (от влаги) плодоносят, а лишенные (ее) засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос. По этой же причине и Гомер высказывает о воде такое суждение: «Океан, который всем прародитель» (Фрагменты ранних греческих философов. ч. 1. - М., 1989. с.109-114. Перевод А.В. Лебедева). 
Исходя из анализа текста, объясните:
1. Что считали предметом философии античные мыслители?
2. Почему милетцев считают наивными материалистами и диалектиками?
3. Что понимали древнегреческие философы под первоосновой бытия?
4. Какая проблема, кроме онтологической, видна в приведенном отрывке?

Ответ.

  1. Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5-4 вв до н.э. Она возникла и развивалась в соответствии с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, звезд, животных, растений и человека. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику.

В следующих схемах отражены основные положения античных мыслителей.

Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Оставил большое научное и философское наследие

 

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.) – учение Фалеса

 

Анаксимен (546 – 526 гг. до н.э.) – учение Анаксимандра

 

 

 

 

 

 

Основные взгляды

 

Основные взгляды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные взгляды

 

  • первоначалом всего сущего считал «алейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

 

  • первопричиной всего сущего считал воздух;

 

 

 

 

 

  • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимается, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т.д.);
  • первоначалом всего сущего считал воду («архэ»);

 

 

  • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится но воде;

 

  • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное состояние вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

 

  • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

 

 

  • проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
  • допускал наличие множества богов;

 

 

 

 

  • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
  • считал центром Вселенной Землю;

 

 

 

  • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

 

  • точно определил продолжительность года – 365 дней;

 

 

 

  • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

 

 

 

Гераклит Эфесский

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-я половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления. Первоначально принадлежал к логической школе.

 

 

 

Основные взгляды

 

 

 

  • Первоначалом всего сущего считал огонь;
  • Вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное открытие Гераклита);
  • Считал, что весь мир находится в постоянном движении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
  • Был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
  • Признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб»,«в разных ситуациях поступок человека может быть и хорошим, и плохим»);
  • Всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Лотос – Мировой Разум;
  • Выступал за материальностьчеловеческой и мировой души;
  • Был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
  • Движущей силой всех процессов считал борьбу; «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

Пифагорейцы

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика

 

 

 

Основные взгляды

 

 

 

  • Первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
  • Выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим познанием);
  • Считали единицу мельчайшей частицей всего;
  • Пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное – нечетное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

 Элеаты

Элеаты – представители элейской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии

 

 

 

 

Наиболее известные философы данной школы

 

Основные взгляды

 

 

 

 

  •  

 

  • Изучали проблемы познания;
  • Зенон Элейский;

 

  • Жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
  • Мелисс Самосский.

 

 

 

  • были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

 

 

  • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» – противоположность «линии Платона» – идеалистическому направлению)

 

 

 

Основные положения учения Демокрита

 

 

 

  • Весь материальный мир состоит из атомов;
  • Атом – мельчайшая частица, «первокирпичек» всего сущего;
  • Атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • Атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);
  • Между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • Атомы находятся в вечном движении;
  • Существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
  • Атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
  1. Миле́тская школа — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. В этом выражается диалектический подход к миру.

Наивность диалектики древних греков проявилась в их представлении о первоначале, первоматерии, из которой возникают, развиваются все многообразные чувственно воспринимаемые явления. Так, Гераклит, наиболее яркий представитель наивной античной диалектики, доказывал, что всё происходит из огня и в огонь же превращается, постоянно изменяя форму своего существования. Огонь, горение образует, по Гераклиту, сущность всех вещей, вследствие чего и противоположности связаны друг с другом, превращаются одно в другое. “Всё обменивается на огонь, - говорит Гераклит,- и огонь на всё, подобно тому, как на золото товары и на товары золото”. Иногда в диалектике Гераклита видят выражение античного релятивизма, сторонники которого доказывали, что в мире все изменчиво и относительно и в нем нет ничего абсолютного и постоянного.

Античные материалисты рисовали картину того, как из природных субстанций мало-помалу возникают на ней всё более сложные явления вплоть до появления жизни и человека.

  1. Милетская школа философов положила начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего. Эта проблема до настоящего времени рассматривается в мировой философии и науке под названием «субстанция», «универсум», «сущность», «тотальность» и т.д. Заслуга Фалеса и его учеников состоит в том, что они предприняли первую попытку объяснить мир, природу и всё существующее не мифически или религиозно, а теоретически, логически, философски, пытаясь ответить на вопрос о единой основе или первооснове мира. Весь мир для них есть множество взаимопревращающихся друг в друга стихий.
  2. Фалес Милетский, объясняя источник превращения воды из одной её формы в другую, бездоказательно допускал существование некой «божественной силы», будто бы приводящей воду в движение. Это отражено в предложении:«В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос». Иными словами, в данном отрывке, кроме онтологической проблемы, выделяется также проблема существования божественной силы.

Задание 2. Анализ текста.

Демокриту – автору атомистической теории, принадлежит следующее высказывание: «Есть два рода познания; один истинный, другой темный. К темному относятся все следующие (виды познания): зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что же касается истинного (познания), то оно совершенно отлично от первого… Когда темный (род познания) уже более не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование (должно проникнуть) до более тонкого (недоступного уже чувственного восприятия), тогда на сцену выступает истинный (род познания) так как он в мышлении обладает более тонким познавательным органом» (Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. – с. 169). 

Главным инструментом в руках человека является учение, которое совершенствует самого человека. «Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы. Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться» (там же, с. 171). 
1. На основе анализа данного текста обоснуйте – предшественником какого из философских направлений является Демокрит: рационализма или сенсуализма? 
2. Что подразумевает философ под темным и истинным видами познания? 

3. Как согласуется последний фрагмент Демокрита с сократовским убеждением о том, что высшей целью достижения добродетели является познающая душа? 
4. Какие высказывания древнегреческого философа по точности и лаконичности могут быть афоризмами для современного человека?

Ответ:

  1. Рационализм – философское направление, признающее в противоположность эмпиризму разум в качестве решающего источника достоверного знания.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.

Демокрит, развивая своё учение, пришёл к выводу о существовании различных ступеней, форм человеческого познания чувственного и рассудочного. «Есть два рода познания, - учил он, - один истинный, другой тёмный». Причём предпочтение он отдавал истинному, рассудочному познанию.

Творчество Демокрита, завершающее досократовский период, явилось весьма плодотворным результатом всего процесса предшествующего развития греческой философии. В его учении была предложена превосходная объяснительная модель как первоосновы, субстанции мира, так и процессов его изменения и развития. Он создал не только новую материалистическую онтологию, учение о бытии, но и заложил основу новой рационалистической гносеологии, учения о познании, двух его формах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Демокрит является предшественником рационализма.

2.  Согласно Демокриту, исходным пунктом познания являются ощущения, даваемые пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. Однако сами по себе они дают нам неглубокое, поверхностное знание, «мнение», отражающее действительность в преходящих ее проявлениях. Будучи источником знания и исходным пунктом познавательного процесса, ощущения и восприятия сами по себе неспособны раскрыть истину воспринимаемой действительности. Ощущения дают неточное, «темное» знание как по причинам объективного порядка (вследствие искажения образов предметов средой, существующей между субъектом познания и познаваемым объектом), так и по причинам субъективным (болезненные состояния организма, деформирующие показания чувств, старость и т. д.). Подойти же к познанию «истинной сущности» (т.е. познанию атомов), открытию причинных связей, можно лишь при помощи мышления.

  1.  Следовательно, для того, чтобы проблем в жизни человека не существовало, необходимо получать недостающие знания. Сократ же считает, что деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести, о благе и вытекающими из этих понятий целями. Поэтому ни один человек не может дурно поступать по доброй воле: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив, делать худшее. Таким образом, Сократ сводит все плохие действия человека к незнанию.
  2. Многие высказывания Демокрита актуальны и сегодня:

     «Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет». Человек, который доволен тем, что имеет, будет счастлив, а тот, кто вечно гонится за недосягаемым, никогда счастья не достигнет.

      «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше». Хороший человек в жизни опирается на принципы морали, которые и сдерживают его от совершения плохих поступков. А если человек изначально настроен совершить что-нибудь плохое, закон не остановит его.

 «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим». Человек, будучи уверенным, что он не один сможет противостоять практически любой проблеме и сможет решить ее и без помощи друзей. В противном случае, не надеющийся ни на чью помощь человек, может и не справиться.

Задание 3. Анализ текста.

«Вот, например, - пояснял Сократ, - мужество, когда оно не имеет ничего общего с разумом, а подобно простой дерзости: разве человек, если он дерзок не по разуму, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы? 

А разве не то же самое с рассудительностью и понятливостью? С умом и образование, и воспитание приносят пользу, а без ума – вред. Одним словом, разве не все, к чему стремится душа и что она претерпевает, оканчивается счастливо, если ею управляет разум, и несчастливо, если – безрассудство? Так вот, если добродетель – это нечто обитающее в душе, и если к тому же она не может не быть полезной, то, значит, она и есть разум: ведь все, что касается души, само по себе не полезно и не вредно, но становится вредным или полезным благодаря разуму или безрассудству. В согласии с этим рассуждением добродетель, коль скоро она полезна, и есть не что иное как разум. Добродетель есть знание, мудрость. …Дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле». (Платон. Собрание соч. в 4-х т. – М., 1990. т. 1. Менон, 88 d – c ). 
1. Как раскрывается в данном фрагменте соотношение разума и морали? 
2. Почему диалектика Сократа называется субъективной? 
3. Можно ли считать рассуждения Сократа актуальными и сегодня или они утопичны? 

Ответ.

  1. Для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Таким образом, в этике Сократа четко выявляетсялиния: добродетель — это знание, дурное — это незнание. «…Дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле». Сократ подчеркивает определяющую роль знания для выбора добра и отклонения зла.
  2. Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина.
  3. Я считаю, что идеи Сократа утопичны, несбыточны. Общество прекрасно бы развивалось, если б человек знал такие понятия как храбрость, добро, добродетель и благодаря этому знанию люди не совершали бы плохие поступки. К сожалению, в современном обществе это невозможно. У Сократа было четкое разделение поступков на плохие и хорошие, а промежуточных понятий для него не существовало.

Задание 4 . Анализ текста.

1. «…Та жизнь блаженная, при которой нет препятствий к осуществлению добродетели, а добродетель есть середина (между двумя крайностями)». 
2. «…В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими. …Умеренность и середина – наилучшее (между двумя крайностями), то, очевидно, и средний достаток из всех благ всегда лучшее…» 
6. «…Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй…». 
7. « …Эти–то средние граждане и остаются в государствах целыми и невредимыми. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а другие люди не посягают на то, что им принадлежит…». 
8. «Итак, ясно, что наилучшее государственное общение – то общение, которое достигается через посредство среднего элемента; и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большом количестве…, приобретает влияние и воспрепятствует образованию… крайностей. Поэтому-то величайшим благополучием для государства является то, чтобы граждане обладали собственностью среднего, но достаточною… Очевидно, что средняя форма … есть форма идеальная, ибо не только она не ведет к партийной борьбе… в иных случаях возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания…», из-за крайностей в имущественном отношении (граждан) 
(Аристотель. Политика. Извлечения. Соч. Т. 4. – М.; Мысль, 1984. (Филос. наследие). с. 375-645) 
1. Исходя из анализа текста, объясните, какую роль играли философы в общественной жизни греческого полиса? 
2. Какую форму государственного устройства Аристотель считал наилучшей? 
3. Есть ли в данном фрагменте идеи, которые можно было бы учесть современным политикам? Ответ обоснуйте.

Ответ:

  1. Генезис философской мысли стимулировал развитие всей культуры античной Греции, а через нее - экономической и политической сфер общественной жизни. Причем философия оказывала влияние на общественные институты не только через свои идеи, но философы принимали участие в государственных делах полисов (древнегреческих городах-государствах),например, члены Пифагорейского союза участвовали в борьбе и даже пришли к власти в Кротоне и других полисах, и при пифагорейском правлении в великоэлладских полисах началась чеканка монет - это исторический факт. Также можно сказать, что философы были своеобразным зеркалом нравственности и генератором идей для отношений между людьми. К примеру, Аристотель достиг наивысшего влияния на политику, так как был учителем Александра Македонского.
  2. Аристотель выделяет шесть типов государства:

     Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля), форма общественного управления, в которой правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма управления соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков.

  1. Аристотель считал, что основу государства должен составлять средний класс. В качестве ответа на вопрос я использую цитату, найденную в интернете. По мнению участвовавших в пресс-конференции депутатов Государственной думы Владимира Мединского и Андрея Исаева: «Средний класс должен составлять социальную основу страны и являться гарантией стабильности государства. Потеряем его – потеряем стабильность. Ликвидация среднего класса грозит стране революционной ситуацией", – заявил депутат.

Список использованной литературы.

Основная:

  1. Островский Э.В. Философия: Учебник/Островский Э.В. – М.:Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – 313 с.

Дополнительная:

  1. Баранов Г.В. Философия: словарь понятий: учебное пособие / науч. ред. В.И. Плотников – 4-е изд., стереотип. – Омск: Сфера, 2006.
  2. Канке В.А. Философия для экономистов: учебник. – М.: Омега-Л, 2008.

Электронные ресурсы:

  1. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ — URL: http://repository.vzfei.ru.
  2. Электронная библиотека по философии. — URL: http://filosof.historic.ru.
  3. Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Академик. Словари и энциклопедии. - URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/
  5. База рефератов «URL:http://xreferat.ru/
  6. База рефератов «Coolreferat»- URL:http://www.coolreferat.com/

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 49.18K
Скачано: 303
Скачать бесплатно
20.05.14 в 19:37 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе