Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Формы материализма и идеализма в философии античности

Формы материализма и идеализма в философии античности [30.09.10]

Тема: Формы материализма и идеализма в философии античности

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.85K | Скачано: 327 | Добавлен 30.09.10 в 13:39 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


Содержание
Введение 3
1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности 4-7
2. Развитие диалектических идей в античной философии 8-10
3. Сравнительная характеристика философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций) 11-12
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Введение

Латинское слово «antiguus» означает «древний», но когда люди говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце VII – начале VI в. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества.

Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленность своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу же устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.

Объектом данной темы является философия античности. Предметом: общая характеристика античной философии. Цель: проанализировать философию данного времени. Задачи: сформулировать основные формы материализма и идеализма, развитие диалектических идей в античной философии.

1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности

Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизаций, мир представлял как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нем? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о «первоначалах и причинах» (Аристотель). Чрезвычайно важным условием последующего развития и последующих успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм. Материализм – одно из двух главных философских направлений, который решает основные вопросы философии в пользу первичной материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, как свойство материи в противоположность идеализму. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно.1 Философы, действовавшие в VI в. до н.э. в Милете, - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, эфесянин Гераклит, уроженец Колофона Ксенофон - при всех различиях между ними полагали, что все вещи, возникающие различными способом и различным способом погибающие, должны были произойти из какого-то одного и притом вещественного начала.

причисляемый античной традицией к «семи мудрецам», приписывал душу к неодушевленным предметам. Началом всего он считал воду и утверждал, что мир одушевлен. Учеником Фалеса был Анаксимандр (вторая половина VI в. до н.э.). он признал началом сущего некую природу Беспредельного, из которого возникают небеса и находящиеся в них миры.  Эта природа вечна и неизменна, и объемлет все миры. Он сказал, что начало и стихия сущего есть Беспредельное, первый дав название началу. Кроме того он говорил о существовании вечного движения, в котором происходит возникновение небес. Апейрон Анаксимандра материален, он находится в вечном движении. Находясь во вращательном движении апейрон «выделяет противоположности – влажное и сухое, холодное и теплое; их паровые комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее)»1 Анаксимандр попытался объяснить происхождение и устройство мира из его внутренних причин  и из одного материально-вещественного начала. Учеником же Анаксимандра был Анаксимен (ок. 570 – 500 до н.э.) , который назвал началом всего воздух. Он считал, что не богами создан воздух, а что они сами произошли из него. Так же как и душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас. Гераклит (ок.504 – 501гг. до н.э.), милетский философ стихийного материализма, считал огонь – не только «архэ», как стихию, но и живой и разумной силой. Таким образом, древнегреческая философия возникла как философия хотя и наивная, но наивно-материалистическая. Особенно характерна материалистическая философия для милетских мыслителей, ученых, живших в передовом центре промышленности, торговли и культуры, связанном с культурными центрами Ближнего Востока.

Однако внутри этой материалистической основы, неизменно определяющей многое в дальнейшем развитии древнегреческой философии, уже рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии могли привести и в ряде случаев действительно привели к возникновению идеализма. Под идеализмом следует понимать общее обозначение философских учений, утверждающих что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположное, а материя, природа, физически вторично. Идеализм делится на объективный  и субъективный.1 первый провозглашает независимость идеи, Бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека(Платон). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека.  Если окунуться в историю, то после завоевания Ионии персами центр античной философской мысли переместился в «Великую Грецию». Первую философскую школу здесь основал Пифагор. Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули вперед числа, стали считать их начала началами всех вещей. В области этих наук числа занимают от природы первое место, а у чисел они усматривали, казалось им, много сходных черт с тем, что существует и происходит, - больше, чем у огня, земли и воды; например, такое-то свойство чисел есть душа и ум. Что же касается, основных моментов религиозно-мистических представлений Пифагора, то это то, что он верил в переселение души после смерти человека в тела других существ.2 Платон в онтологии – идеалист, его воззрения впервые в истории европейской философии приобрели форму непротиворечивой идеалистической системы. Платон характеризует бытие, как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию.

Вывод: То, что в античной философии VI в. до н.э. было лишь возможностью, стало действительностью во второй половине V в. и в первой половине IV в. до н.э. В лице Платона здесь складывается учение философского идеализма, который сознательно и непримиримо противопоставляет себя предшествующему и современному материализму. Начиная с этого времени в

1. Философия.: Энциклопедический словарь. – М. 1998

    2. Антология мировой философии. Античность. Мн., Харвест, 2001, с.37

истории античной философии, ясно обнаруживается две борющиеся между

собой линии развития – материализм и идеализм. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Что же касается идеализма, то он противостоит материализму в решении основного вопроса философии – об отношении бытия и мышления, духовного и материалистического.

2. Развитие диалектических идей в античной философии.

История древнегреческой философии являет классический образец ясности, в которой выступает противоположность двух методов мышления – диалектического и метафизического. Уже ранние материалистические гипотезы, например как у Гераклита развертывается в цельное мировоззрение, в котором материалистические по содержанию космология, физика и психология пронизаны диалектическими представлениями о характере изменений, происходящих в мире. Подчеркивается всеобщность изменчивости, раздвоение единого на противоположности. И Гераклит - самый яркий представитель ранней диалектики в античной философии – не исключение. Конечно же, не исключена возможность, что даже у таких ранних мыслителей некоторые характеристики диалектического процесса представляют перенесение на природу черт изменения и движения, противоположностей, впервые открытых в явлениях не природных, а общественной жизни. Фундаментальный образ, используемый Гераклитом, - образ огня. Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его размеренным возгоранием и угасанием он объяснял мировые процессы: возникновение и исчезновение вещей составляют противоречивое единство. Но космос Гераклита – это не просто единство, согласие, гармония противоположностей, а их борьба. Борьба – созидающее начало жизни и бытия. Чем больше противоположности расходятся, тем более они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает «прекраснейшая гармония». Гармония выражает глубокое чувство единства мира, составленного из противоположных качеств, стихий, стремлений и тенденций. Идея борьбы противоположных начал сочеталась у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых в образе потока, течения реки. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах – понятиях и смыслообразах.

Сократ (470 – 399 гг до н.э.) назвал «диалектикой» искусство ведения спора, в котором «рождается истина». Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала находящимися и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной точки зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникла и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. Продолжил диалектические поиски Сократа Платон, определив диалектику – конечно, субъективную – как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных значениях к общим понятиям. Платон сближает свою теорию идей с предложением о причинах всего возникающего и учит, что все такие предположения восходят к единой, но уже не предполагаемой основе – к идее блага. Однако это противоречит существованию таких понятий, которые не могут быть возведены к единому высшему понятию. Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному.

Величайший из учеников Платона, Аристотель (384 – 322 гг до н.э.), не был согласен с философской концепцией платонизма, что нашло выражение в следующих словах. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель разработал учение о первоначалах, или первопричинах всего существующего. Формальная причина, или ее эйдос, обусловливает «суть бытия», то, без чего вещи нет. Материальная причина рассматривалась им в двух планах: как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем; как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал. Движущая причина является столь же необходимой, как и первые две. Ни бытие вещи, ни ее движение немыслимы без целевой причины, направляющей движение к определенной цели. И завершает концепцию Аристотеля учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя: «…есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей и сущности».1

Вывод: В философском мировоззрении древних греков значительное место принадлежало  диалектическим идеям. Сама концепция первоначала как единой основы мира во всем  его многообразии содержала диалектический подход к миру. Теория объективной диалектики есть результат отражения, объектом которого является реальность, как она существует безотносительно знанию. Теория же субъективной  диалектики выступает результатом отражения, объектом которого выступает знание, как оно существует в голове человека безотносительно к реальности.

  1. Аристотель. Соч. В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1976. С.311.

3. Дайте сравнительную характеристику философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций). В чем состоят их различия и сходства?

Античность – это то рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации одновременно возникает философия. В этот период развивается астрономия, математика, механика. Торговые пути становятся причиной возникновения новых земель, а значит новых культур, традиций. Появление товарно-денежных отношений.

Рассмотрим философию Древнего Востока. Мифологическая картина мироздания, не различала реальное от иллюзионного, не выделяла человека из окружающего мира, а, напротив, одушевляла последний, очеловечивая его. Пока человек сталкивался главным образом со злом как проявлением сил природы, он относил его исключительно за счет сверхъестественных, надприродных сил. Философы древности не просто констатировали существование первоначала, но пытались отыскать ему аргументированное доказательство. Упрощенным представляется взгляд на восточную синтетическую концепцию бытия с точки зрения европейской традиции, ставящей научно-рациональное его видение выше мифологического и религиозного, а подчас и философского взгляда. Представления о происхождении и сущности человека в древневосточной философии еще в значительной степени мифологичны. Весь мир уподоблялся человеку. Мир и человек  рассматривались как творения богов. Таким образом, взгляды древневосточных философов на сущность человека и его отношение к миру, носят интровертивный характер. По Юнгу интровертивность заключается «во внутреннем содержимом» человека, в способности к осмыслению окружающего мира, любви к нему, «поиску субъективных ценностей» каждого, стремлении узнать суть вещей, в «терпимости». Все перечисленные качества свойственны мировоззрению философов Древнего Востока. Оценивая сократовский принцип «Познай самого себя», Гегель назвал его «центральным пунктом всего всемирно-исторического поворота». Аналогичный поворот наблюдался практически в то же время и в культурах Востока.

Теперь рассмотрим философию Древней Греции. Греческая философия античности явилась первой попыткой рационального постижения окружающего мира. Мировоззрение античной Греции в основном сохранило религиозно-мифические представления, в основе которых находились сначала Боги, а позже герои-родоначальники, покровители общины. Философия в период от милетских философов до софистов частично изменила содержание и свои основные цели. Философы главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире.

Кратко рассмотрев философию Древней Греции и Древнего Востока можно выделить их сходства и различия. Сходства состоят в том, что философии сохранили религиозно-мифические представления об окружающем мире и человеке; обе философии становились в рабовладельческий период; имеют схожие представления о первоначале, коим является Бог; Существуют различия таки как: первое состоит в объяснении происхождения и развития мира. Так, древневосточная философия является религиозно-мифологической: весь мир уподоблялся человеку, а человек – миру и Богу. Что же касается философии Древней Греции, то здесь возникают материалистическое и идеалистические идеи миропонимания. Второе, в философии Древнего Востока человек, уподобляясь божественному, приходит в мир для внутреннего познания. Древнегреческая же философия рассматривает человека, напротив, как мыслителя, искателя мировой истины. Обе системы имеют различные диалектические идеи, а  также взгляды на бытие, небытие, проблемы материи и ее форм. Восточная античная философия занимается данным вопросом с позиции религии, а философы Древней Греции, разделившись на материалистов и идеалистов, рассматривают бытие с научной точки зрения, поскольку появляется метафизика и диалектика.

Заключение

В данной работе я кратко рассмотрела общую характеристику античной философии. И подводя итог рассмотрения философии Древнего мира, следует сказать, что она является «душей» его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока.

 Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом. В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

В заключении следует сказать, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, это живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей.

Список используемой литературы

  1. Антология мировой философии. Античность. Мн., Харвест, 2001 – 837с.
  2. Асмус В.Ф. – Античная философия. – М.: 1976 – 542с.
  3. Лосев А.Ф. – История античной философии в конспективном изложении. М., ЧеРо, 1998 – 187с.
  4. Философии: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2003 – 736с.
  5. Философия: учебник для вузов, под ред. В.П. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008 – 735с.
  6. wwwgumfakrufiloshtmllecturelecshtml

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 16.85K
Скачано: 327
Скачать бесплатно
30.09.10 в 13:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе