Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Предмет и задача психологии делового общения

Предмет и задача психологии делового общения [15.04.11]

Тема: Предмет и задача психологии делового общения

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 12.76K | Скачано: 307 | Добавлен 15.04.11 в 23:21 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы


Содержание

1. Основные проблемы дисциплины «Деловое общение». 3

2. Основные категории дисциплины «Деловое общение» и их характеристика. 5

3. Тест 8

Укажите, какое перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным:

а) закономерности общения определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;

б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а так же психология самих этих групп;

в) развитие высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.

Список литературы 9

 

1. Основные проблемы дисциплины «Деловое общение».

Академик Д. С. Лихачев советовал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума» 

Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение кон­кретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосред­ственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические меха­низмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформаль­ного) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без по­терь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.                 

Правильно организованное деловое общение способствует уста­новлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнера­ми, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключа­ют, но, наоборот, предполагают также и достижение личностно зна­чимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.

Опираясь на анализ психологии лично­сти, рабочей группы, норм деловой этики, деловое общение ре­шает две основные проблемы:

В конечном счете все это обеспечивает решение, например, таких практических проблем, как самосовершенствование, саморазвитие лич­ности самого руководителя, так называемый самоменеджмент; под­держание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оп­тимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулиро­вания труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.

 

2.Основные категории дисциплины «Деловое общение» и их характеристика.

Поскольку психология делового общения опирается на весь ком­плекс психологических наук, естественно она активно исполь­зует основные категории, которые выработаны общей психологией. Такими базовыми психологическими ка­тегориями являются те, которые отражают психические процес­сы (познание, эмоции, воля), те или иные свойства, устойчивые качества психики человека (способности, характер, темперамент), а также особые состояния его души (сомнения, уверенность, убежденность, нацеленность на определенные практические действия и т.д.). Иными словами, психология и этика делового общения опи­рается на определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения учеб­ной дисциплины в целом.

Категории «психология личности» и «психология общения»  

 Под категорией «психология личности» понимается совокупность устой­чивых, психических качеств участника деловых взаимоотношений, которые составляют его индивидуальность. Эта категория, которая в значительной степени заимствуется нашим курсом у общей пси­хологии, содержит в себе информацию об источниках психической активности человека, ее разнообразной индивидуальной окраске, свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания этой фундаментальной пси­хологической категории невозможно овладеть современными мето­дами самосовершенствования и управления человеческими ресурса­ми в условиях хозяйственной деятельности.

Именно представления о психологии личности помогут пред­принимателю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, именно эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

«Психология общения» — еще одна важнейшая категория нашего курса. Именно в процессе общения, происходящего по формулам «Я — Ты», «Я — Мы», «Мы — Они», обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется ее характер. Обще­признанно, что разнообразные процессы взаимодействия, общения людей являются важнейшей предпосылкой становления человека, а высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства. Но для обеспечения высокого уровня де­лового общения современный руководитель должен уметь пользо­ваться новейшими технологиями общения, основанными на глубо­ких психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами по работе может возникнуть напряженность или даже острая конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения чувства собственного достоин­ства одного из участников взаимоотношений. Или, например, не­умелое, небрежное пользование словом при передаче тех или иных деловых сообщений может привести к значительным информаци­онным потерям, а следовательно, к серьезным сбоям в выполнении служебных обязанностей.

Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Совре­менная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения располагают целым арсеналом конкретных реко­мендаций по надежному обеспечению различных форм общения, та­ких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, презентации и т.п.

Категория «психология рабочей группы» (команды или трудовой

группы)

Необходимость этой категории связана с тем, что де­ловая активность сегодня невозможна без кооперации, соедине­ния усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия не­которых правил поведения, общих для всех участников трудово­го процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, инте­ресы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психоло­гический климат, корпоративная мораль, так называемые кол­лективные «мы — чувства» и т.д. Современный менеджер должен не только учитывать эти психологические феномены, но и актив­но участвовать в их формировании.

 

3.Тест

Укажите, какое перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным:

а) закономерности общения определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;

б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а так же психология самих этих групп;

в) развитие высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.

Ответ: а)  так как на мой взгляд иными словами под деловым общением, понимается вид социальных, человечес­ких отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

 

Список литературы

  1. Психология и этика делового общения. Учебник/ Под ред. Лавриненко В.Н. М.: ЮНИТИ, 3-е изд., 1999.
  2. Социальная психология  и этика делового общения. Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Лавриненко В.Н. М.: ЮНИТИ, 1995.
  3.  Крижанская Ю.С., Третьяков В. Грамматика общения. М.: Смысл - Академический проект, 1999.
  4. Маейрс Д. Социальная психология: Учеб. пособие. Спб.: Питер, 1997.
  5. Немов Р.С. Психология: в 3-з кн. Книга 1. М.: Просвещение, "Владос", 1995.
  6.  Психологический словарь. М.: Педагогика - ПРЕСС, 1996.
  7. Холопова Т.И. Протокол и этикет для деловых людей. М.: Страховое общество "Анкил", 1992.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 12.76K
Скачано: 307
Скачать бесплатно
15.04.11 в 23:21 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе