Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Предмет и задачи психологии делового общения
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 30.38K | Скачано: 387 | Добавлен 07.11.11 в 19:54 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»
Глава 2. Основные категории дисциплины «Деловое общение»
Глава 3. Тест
Укажите, какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным:
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.
Заключение
Словарь терминов и персоналий
Список литературы
Введение
«Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь.
И скоро я обрету все, что имел»
Д. Уэбстер, английский драматург
Наука доказывает, а жизнь подтверждает, что успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но также и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу.
Именно поэтому сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.
Деловое общение – это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.
Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.
Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития экономики и ее малую эффективность.
Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. Хотя при деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Объектом дисциплины «Деловое общение» является психология личности.
Предметом дисциплины «Деловое общение» являются методы оптимизации делового, управленческого общения на индивидуальном и групповом уровнях, с целью повышения эффективности производства.
Охарактеризуем в данной работе проблемы дисциплины «Деловое общение» дадим характеристику ее основным категориям, таким как «психология личности», «психология общения», «психология рабочей группы» и другие.
Глава 1. Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности, информативным сопровождением. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир, в отличие от личностного общения между близкими людьми, друзьями, родственниками.
Выделяют три раздела дисциплины «деловое общение»:
1. Психологический блок – связан с социально-психологическими проблемами делового общения. Он включает в себя социально-психологические механизмы межличностного общения деловых партнеров, психологические характеристики самих партнеров, а также психологические особенности деловых отношений, обусловленные этнокультурными факторами.
2. Ценностный блок - он связан с реализацией различных «идеологий» делового общения и включает в себя универсальные этические принципы делового общения, деловой этикет, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют у партнеров в деловых отношениях.
3. Организационно-технический блок – включает в себя организационно-технические параметры делового общения. К ним относят пространственно-временные рамки делового общения, а также процедурные действия, средства, приемы, которые характеризуют различные техники и технологии, применяемые в деловом общении.
В число основных проблем дисциплины «Деловое общение» входит:
1. Рассмотрение видов и структуры делового общения, его особенностей.
2. Изучение вербальных и невербальных средств делового общения.
3. Характеристика основ общения в рабочих группах.
Структура общения определяется тремя его взаимосвязанными сторонами – восприятием, коммуникацией и взаимодействием.
Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
Коммуникация – это общение, в процессе которого осуществляется обмен информацией, эмоциями и мыслями между двумя или более людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Также это многоэлементное и сложное влияние друг на друга.
Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание. Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.
Опираясь на психологию общения, личности и рабочей группы, норм деловой этики, дисциплина «Деловое общение» решает две основные проблемы:
1. Овладение методами психологической диагностики – это означает умение анализировать собственные психические состояния, психологические особенности других субъектов делового общения, как отдельных работников, так и рабочих групп и организаций.
2. Выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта.
В конечном счете, все это обеспечивает решение, например, таких проблем как самосовершенствование, саморазвитие личности самого руководителя, так называемый самоменеджмент; поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и тому подобное.
Важная особенность делового общения – это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно исполняем, играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.
К особенностям делового общения можно отнести и повышенную ответственность участников за результат. Успешное деловое взаимодействие во многом определяется правильно выбранной стратегией и тактикой общения, то есть умением сформулировать цели и задачи разговора, определить интересы. Неграмотно, некорректно организованное общение может привести к искаженной информации, неправильным решениям, несогласованным действиям административного аппарата и даже к конфликтам социального характера.
Умение вести себя с людьми во время беседы является одним из главнейших факторов, определяющих шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.
Деловое общение требует и строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. Необходимо, чтобы речь деловых людей соответствовала коммуникативным качествам. Успехи человека в его делах даже в технической сфере или научной сфере только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на процентов на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми, с которыми он работает.
Необходимо понимать, что на деловое взаимодействие влияет иерархичность построения организации, характер вертикальных и горизонтальных связей, которые устанавливаются между сотрудниками и подразделениями. Следует учитывать, что характер отношений, которые складываются в организации, оказывает влияние на качество связи, точность и полноту передаваемой информации.
Эффективность распространения деловой информации по «горизонтали» выше, чем по «вертикали». В передаче информации с одного уровня на другой часто используются посредники, поэтому устные сообщения, дошедшие до получателя, могут быть сокращены или искажены.
Главная особенность делового общения заключается в значимости партнера в общении. Здесь это личность, деловой субъект. Важным является взаимопонимание людей, поскольку оно обеспечивает эффективный результат взаимодействия, эффективность сотрудничества.
Понимание психологической стороны делового общения предполагает осмысление целого ряда проблем. Это касается психологических качеств личности как субъекта общения, а также психологических характеристик межличностного общения деловых людей.
Большинство расхождений и конфликтов в межличностных отношениях деловых партнеров связано с индивидуальными особенностями их психики, которые обусловлены не только генетическими, но и социально-культурными влияниями. В деловом общении возникают такие ситуации, как смена и чередование эмоциональных переживаний, эффективных реакций, разнообразных инстинктов, мотиваций и установок, что позволяет личности адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Лидеры склонны следить за своими действиями и действиями партнера, находя сильные и слабые стороны собственных поступков и всей сложившейся ситуации.
Различные модификации социального поведения деловых партнеров свидетельствует о наличии существенных отличий в их психической структуре. Она выражает индивидуальность и психические особенности личности, которая представляется движущим и текущим процессом. Психическая структура личности имеет комплекс устойчивых признаков: инстинкты, темперамент, способности, мотивации установок, которые определяют свойственные данному человеку ход мыслей и поведений, когда он приспосабливается к различным жизненным ситуациям.
Осмысление проблем делового общения предполагает использование многих положений общей и социальной психологии. На их основе анализируются проблемы взаимного восприятия деловых партнеров, их коммуникативные взаимодействия, проявления их разнообразных психологических состояний в процессе общения. Также анализируются психологические проблемы руководства, взаимоотношений деловых партнеров в конфликтных ситуациях и ряд других проблем.
Глава 2. Основные категории дисциплины «Деловое общение»
Поскольку психология делового общения – составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия).
Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:
1. Принцип причинности, детерминизма – признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений, как с другими, так и с материальными явлениями.
2. Принцип системности – трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации.
3. Принцип развития – признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.
Из содержания этих принципов и вытекают представления о возможности целенаправленного воздействия на психику человека, возможность ее изменения, корректировки, совершенствования научными методами, в том числе и теми, которые разрабатывает психология и этика делового общения. Без глубокого понимания этих основополагающих принципов и сама психология в целом, и деловая этика в частности в значительной мере теряли бы свое практическое значение.
Как и всякая дисциплина, деловое общение опирается не только на комплекс специфических принципов, рассмотренных выше, но и на связанный с ними категориальный аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения учебной дисциплины в целом.
Конечно, в психологии и этике делового общения речь идет не столько об абстрактных общепсихологических категориях и принципах, сколько о профессиональных психологических и в то же время практически ориентированных знаниях, которые могут обеспечить успех той или иной деятельности.
Поэтому основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем, как и общей психологии, является категория «психология личности». Под ней понимается совокупность устойчивых психических качеств участника деловых взаимоотношений, которые составляют его индивидуальность. Эта категория содержит знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.
Именно знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Также под психологией личности можно понять:
1. Стимулы, источники внутренней духовной активности человека, а также формы внешнего проявления духовной активности.
2. Общение людей и методы повышения эффективности делового общения.
С этой целью изучается целый арсенал (микротехника) делового общения: микротехника (правила) слушания, микротехника вербального общения (умение говорить), пути урегулирования конфликтов, возникающих в процессе делового общения, методы ведения переговоров.
3. Формирование психологического климата группы.
Второй важной категорией дисциплины «Деловое общение» является «психология общения». Именно в процессе межличностного общения проявляются основные процессы, состояния и свойства личности, происходящего по формулам «Я – Ты», «Я – Мы», «Мы – Они». Общепризнанно, что разнообразные процессы взаимодействия, общения людей являются важнейшей предпосылкой становления человека, а высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства. Для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги и тому подобное.
Третьей важнейшей категорией данной дисциплины является «психология рабочей группы, команды или трудового коллектива». Эта категория необходима, так как она связана с тем, что деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые «мы – чувства» и тому подобное. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие эстетические правила и нормы, принимающие характер неписанных законов.
Деятельность рабочих групп и организаций становиться эффективной, когда они регулируются некими особыми этическими правилами, которые не только базируются на общечеловеческих моральных ценностях, но и учитывают конкретные условия данной организации или группы. Своды подобных правил называют профессиональной этикой, одной из форм которой является этика делового общения, поскольку главным фактором здесь также являются люди.
Взаимосвязь этики и делового общения заключается в изучении свойства личности человека, его поступков с точки зрения морали.
Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры, в том числе и нравственной.
Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.
Моральное общение – это выражение содержания и уровня духовного облика личности. Нравственная культура общения представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания.
Нравственная сторона делового общения играет большую роль. В практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не забывать в деловых отношениях золотое правило морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.
Неотъемлемое качество человеческой активности – ее организованность, упорядоченность. Одним из действенных регуляторов этой активности являются выработанные в процессе эволюции нравственные правила и нормы, направленные на поддержание и сохранение жизни, благосостояния человека. Этические нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфере эти неписаные законы приобретают специфический характер.
Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении есть ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать неудач в процессе общения:
1. В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе.
2. Нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих.
3. Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив – начни с себя.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей. Отличительной чертой делового общения является то, что оно не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые, в конечном счете, способствуют развитию сотрудничества, то есть укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкира и так далее.
Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним. Основа современной деловой этики – социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).
Глава 3. Тест
Укажите, какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным:
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.
Ответ: а.
Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. Хотя при деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Предметом дисциплины «Деловое общение» является коммуникация, которая в свою очередь является общение, в процессе которого осуществляется обмен информацией, эмоциями и мыслями между двумя или более людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. А также это многоэлементное и сложное влияние людей друг на друга.
Вариант ответа б – это определение предмета социальной психологии.
Вариант ответа в – это понятие социогенеза.
Заключение
Деловое общение в настоящее время проникает во все сферы общественной деятельности общества.
Изучение дисциплины «Деловое общение» призвано обеспечить специалистов, руководителей хозяйственных организаций новейшими психологическими технологиями, методами их использования в целях повышения эффективности производства.
Наша страна вступила на путь становления рыночной экономики, демократических реформ. Движение к этим целям – процесс длительный и трудный: он составит целую историческую эпоху. Успех начатых реформ во многом будет зависеть от того, насколько каждый из нас окажется способным к саморазвитию, каждодневной самореализации как творческой личности.
Дисциплина «Деловое общение» как раз и нацеливает на терпеливую и сложную работу над самим собой, на то, чтобы попытаться стать добрее, чище и, следовательно, профессиональнее. Эта дисциплина гуманитарного цикла помогает увидеть мир как бы в другом измерении, глубже понять себя и других, сделать жизнь и работу более плодотворными и счастливыми.
Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения – одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя. Умение бесконфликтно и продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимых качеств для того, кто хочет достичь успеха в деловой сфере.
Подводя итог данной контрольной работы, можно отметить, что основные проблемы дисциплины «Деловое общение» решались, решаются и будут решаться всегда, так как они связаны с человеческим общением. От решения этих проблем зависит эффективность производства, так как умение вести себя с людьми во время беседы является одним из главнейших факторов, определяющих наши шансы добиться успеха в бизнесе, служебной и предпринимательской деятельности.
Также в данной работе раскрыты основные категории дисциплины. В психологии и этике делового общения речь идет не столько об абстрактных общепсихологических категориях и принципах, сколько о профессиональных психологических и в то же время практически ориентированных знаниях, которые могут обеспечить успех той или иной деятельности. Поэтому основными категориями данной дисциплины считаются «психология личности», «психология общения», «психология рабочей группы».
Словарь терминов и персоналий
Термины
Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. Хотя при деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Психология личности – основная категория делового общения, включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении.
Психология общения – основная категория делового общения, которая включает в себя необходимость научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы.
Психология рабочей группы – основная категория делового общения, которая является совокупностью определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе формирования и функционирования группы на основе внутренних связей форм и способов взаимного удовлетворения потребностей его членов. Она включает психологическую совместимость, психологический климат, способы делового общения, межличностные отношения.
Бессознательное (по З. Фрейду) – это внутренняя стихия психических процессов, «кипящий котел» инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы – комплексы.
Коллективное бессознательное (по К. Юнгу) – это такая психическая система, которая имеет коллективную, универсальную и безличную природу у всех индивидов и включающая в себя ряд следующих особенностей:
- своим существованием оно обязано исключительно наследственности;
- оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;
- его содержание в основном представлено архетипами.
Архетипы – буквально предшествующие формы, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми. Они столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или образцами инстинктного поведения.
Принцип самоактуализации (К. Роджерс) – основной мотив поведения личности – стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь – более удовлетворяющей ее.
Я – это самопознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое «Я» можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения как предпосылки формирования сознания у отдельного индивида, подобное влияние в принципе невозможно.
Роль – это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных – базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей.
Инфантилизм (от лат. инфант – ребенок) – суть заключается в том, что человек как бы снимает с себя ответственность за свою судьбу и делегирует свои права реальному или вымышленному лицу.
Макросреда личности – изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона. Изучение макросреды предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида.
Микросреда личности – та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Это поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми.
Социальная группа – важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Это более или менее устойчивая конкретно-историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность.
Социальный стереотип – это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Общение (в психологии) – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.
Восприятие (в психологии) – это целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
Фактор превосходства – при неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства.
Фактор привлекательности – его действие заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми.
Фактор отношения к нам – действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Идентификация – это наиболее простой способ понимания другого человека, который обеспечивается уподоблением себя ему.
Эмпатия – это понимание другого человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Рефлексия – это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, то есть своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Коммуникация – это общение, в процессе которого осуществляется обмен информацией, эмоциями и мыслями между двумя или более людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.
Невербальные кинесические средства общения – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении (выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке).
Невербальные просодические средства общения – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Невербальные такесические средства общения – это динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
Невербальные проксемические средства общения – это ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними ( 0-45 см – интимное пространство, 40-120 см – персональное пространство, 120-400 см – социальное пространство, 400-750 см – публичное пространство).
Вербальное общение – это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка, способ передачи информации по средствам речи.
Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
Рефлексивное слушание – это процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Малоформализованные методики психодиагностики – это наблюдения, опросы, беседы, с помощью которых фиксируются виды поведенческих реакций испытуемых в разных условиях, личностные особенности и многое другое, что трудно выявить другими способами.
Высокоформализованные методики психодиагностики – это тесты, анкеты, проективные методики и психофизиологические методики.
Рабочая группа (коллектив) – это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.
Психология рабочей группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов.
Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется.
Стиль руководства – это совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер) исполнения этих методов.
Конфликт – определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Персоналии
Элтон Мейо (1880-1949) – обосновал доктрину «человеческих отношений». Согласно этой теории, именно человеческий, психологический фактор играет решающую роль в производстве. Он доказал, что теория Ф. Тейлора заводит в тупик.
Фредерик Тейлор (1856-1915) – американский инженер, разработавший теорию, которая ориентировала бизнесменов на материальную выгоду как единственный двигатель производства.
Конфуций (551-479 до н.э.) – обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятными и полезными в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.
Сократ (469-339 до н.э.) – обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положения этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.
Платон (427-347 до н.э.) – считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания их общения.
Аристотель (384-322 до н.э.) – охарактеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях, о целесообразном характере его поведения и деятельности.
Бенедикт Спиноза (1632-1677) – в своей работе «Этике» подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях – аффектах (любовь, радость, сострадание и так далее). Указывал на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью, что, однако, не снимает ответственности с человека за то, что он делает.
Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704) – пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами. Интересы людей определяют характер и содержание общения между ними.
Габриель Тард (1843-1904) – исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. В этом он видит «изначальный элемент социальности», основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Подражание выступает как основная функция человеческой психики. Его труды: «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Этюды по социальной психологии», «Общественное мнение и толпа» и другие.
Лестер Уорд (1841-1913) – в своих трудах «Краткий обзор позитивной философии Огюста Конта», «Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации», «Очерки социологии» пытается раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей. По его мнения, изначальной причиной деятельности любого субъекта выступают его желания. Он характеризовал желания людей как «всепроникающий весь мир оживляющий принцип… пульс природы, главная причина всякой деятельности».
Франклин Генри Гиддингс (1855-1931) – обосновывает решающее значение психических факторов во взаимодействии людей и в развитии общества. Этому посвящены его работы «Основания социологии», «Элементы устройства общества» и другие. Он характеризует общество как сотоварищество, некую ассоциацию людей, которых скрепляют психологические узы, сознания рода.
Вильфредо Парето (1848-1923) – он делил социальные действия людей на логические и нелогические. Первые в той или мной степени осознаны и логически обоснованы людьми, вторые – неосознанны, инстинктивны, спонтанны. Неосознанные действия более естественны и органически присущи людям. В психических импульсах, склонностях и предрасположениях людей он видит «источник социальной жизни». Так же он решал проблему законов развития общества, коренящихся в психологическом содержании действий людей.
Вильгельм Вундт (1832-1920) – считал, что «душа народа состоит из единичных душ» и представляет собой «совокупное содержание душевных переживаний» людей, принадлежащих к тому или иному народу и связанных между собой постоянным «взаимодействием и взаимоотношением». К основным проблемам психологии народов он относит исследование их языка, мифов и обычаев.
С. Сигеле (1868-1913) – обратил внимание на необходимость разработки «коллективной психологии» как психологии различных (больших и малых) масс людей. Он считал, что коллективная психология – это также психология толпы, «душа» которой формируется путем подражания людей друг другу.
Густав Лебон (1841-1931) – в своем фундаментальном труде «Психология народов и масс» он обстоятельно характеризует сознание «толпы», ее многочисленные психологические свойства. Психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик ее людей. Пытается осмыслить причины появления новых психических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывает характер идей и воображений толпы.
Уильям Мак-Даугалл (1871-1938) – обосновал теории инстинктов социального поведения. Он исходил из того, что «психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов». Изначальной причиной и побудительной силой социального поведения людей он считал их врожденные инстинкты.
Петр Лавров (1823-1900) и Николай Михайловский (1842-1904) – рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как науки они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, - в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности.
Евгений Де-Роберти (1843-1915) – в своей «Психологической социологии» указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания, эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля. Он делает вывод, что все общественные явления совпадают с явлениями собственно психическими и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность.
Николай Кареев (1850-1931) – он обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека – его ум, чувства и волю. Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни специфическую роль играет интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них.
Георгий Плеханов (1856-1918) – указывал на материальные предпосылки формирования психического склада различных социальных групп, каковыми, по его мнению, являются прежде всего «структура общества» и социально-экономические отношения между людьми.
Владимир Ленин (1870-1924) – обозначил различные проявления коллективной и индивидуальной психики людей в контексте их классового и национального самосознания. Глубоко обосновал влияние социальных чувств, инстинктов, настроений на содержание и направленность деятельности людей, их общественных отношений и межличностного общения.
Владимир Бехтерев (1857-1927) – исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии в своих трудах «Коллективная рефлексология» и «Роль внушения в общественной жизни» (1898). Исследует широкий круг специальных проблем.
Алексей Ухтомской (1875-1942) – учение о доминанте, также базирующееся на данных физиологии. Доминанта – есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников. Глубоко обосновал положение о том, что доминанта определяет направленность поведения, мысли и деятельности.
Дмитрий Узнадзе (1886/87-1950) – характеризует установку как направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность. Для возникновения установки достаточно двух условий – какой-нибудь актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения.
Сергей Рубинштейн (1889-1960) – глубоко проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. Мышление общественного человека предстает как процесс его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация).
Лев Выготский (1896-1934) – разработал культурно-историческую теорию развития психики. Он считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный – удовлетворение его биологических потребностей, и культурный – различные формы его социальной деятельности и поведения.
Джон Уотсон (1878-1958) – сформулировал основные принципы поведенческой психологии в своей книге «Психология как наука о поведении». Пишет, что наиболее плодотворная отправная точка для психологии – это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа. Таким путем мы сможем объяснить и наше собственное поведение.
Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Халл (1884-1952) – попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией «медиаторов» - внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией.
Макс Вертгеймер (1880-1943) и Вольфганг Кеяер (1887-1967) – главное внимание обращают на внутреннюю психическую деятельность человека. Указывают на целостный и организованный характер восприятия человеком мира, образов других людей и их поведения.
Курт Левин (1890-1947) – создал теорию поля, которая должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу. Считал, что психология должна объяснять психические явления прежде всего в категориях «отношений», а не изолированных «вещей».
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека, прежде всего инстинкта самосохранения и полового инстинкта.
А. Адлер (1870-1937) – исследовал бессознательно стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, в семье, в разного рода социальных объединениях и так далее.
Карл Юнг (1875-1961) – развивал концепцию о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп.
Карл Роджерс (1902-1987) – при рассмотрении личности опирался на принцип самоактуализации. Согласно этому принципу основной мотив поведения личности – стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь – более удовлетворяющей ее.
Карен Хорни (1885-1952) – пыталась обосновать влияние на поведение человека его социальных связей и отношений, а также материальной и духовной культуры.
Э. Фромм (1900-1980) – раскрывая влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей, показал противоречивую роль в этом таких социальных явлений, как свобода, собственность, мораль, которая может быть гуманистической и авторитарной.
В. Райх (1897-1957) и Г. Маркузе (1898-1979) – обращали внимание на проявления мазохизма и садизма в отношениях между людьми: мазохизм проявляется «в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам, а садизм – в стремлении превратить человека в «беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится».
Дж. Брунер (р. 1915) – впервые ввел понятие «социальное восприятие». Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия.
Френсис Гальтон (1822-1911) – провел впервые научно обоснованные испытания тестированием. Он тестировал всех желающих определить свои физические и психологические способности. Его иногда называют первым практикующим психологом.
Вильям Штерн (1871-1938) – ввел понятие «коэффициент интеллекта» (Ай-Кью). Этот коэффициент соотносил «умственный» возраст, определяемый по шкале Бине, с биологическим возрастом.
Список литературы
1. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов /
Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 279 с.
2. Психология делового общения: Учебник / Под ред. Г.В. Бороздиной. – 2-е изд. – М.: Инфра, 2004. 295 с.
3. Психология и этика делового общения. М.А. Поваляева / Серия «Высшее образование». – Ростов Н/Д: Феникс, 2004. 352 с.
4. Основы делового общения: Учебное пособие / Под ред. Л.Г. Павловой, Л.А. Введенской. – Ростов Н/Д: Феникс, 2008. 311 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.