Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 15.00K | Скачано: 306 | Добавлен 01.10.10 в 10:54 | Рейтинг: +9 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Москва 2010
Содержание
1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение» 3
2. Дайте характеристику основным критериям дисциплины «Деловое общение» 8
3. Тест 12
Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте.
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.
4. Список литературы 13
1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение».
Объект делового общения - психология личности. Предметом дисциплины «деловое общение» являются методы оптимизации делового, управленческого общения на индивидуальном и групповом уровнях, с целью повышения эффективности производства. Определение предмета науки «деловое общение» связано с выделением всех разделов проблем, которые ходят в ее содержательную область. Выделяют три раздела «делового общения».
Первый - психологический блок, связанный социально-психологическими проблемами делового общения. Он включает в себя социально-психологические механизмы межличностного общения деловых партнеров, психологические характеристики самих партнеров (особенности их мотивации, установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а также психологические особенности деловых отношений, обусловленные этно-культурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью).
Второй блок предметной области науки «деловое общение» - ценностный блок. Он связан с реализацией различных «идеологий» делового общения и включает в себя универсальные этические принципы делового общения, деловой этикет, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют
у партнеров в деловых отношениях.
Третий блок – организационно-технический. Он включает в себя организационно-технические параметры делового общения. К ним относят пространственно-временные рамки делового общения, а также процедурные действия, средства, приемы, которые характеризуют различные техники
и технологии, применяемые в деловом общении.
В число основных проблем науки «Деловое общение» входит:
1. Рассмотрение видов и структуры делового общения,
его особенностей.
2. Изучение вербальных и невербальных средств делового общения.
3. Характеристика основ общения в рабочих группах.
Структура общения определяется тремя его взаимосвязанными сторонами – восприятием, коммуникацией и взаимодействием.
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения бывают монологические
и диалогические.
К монологическим видам относятся:
Диалогические виды:
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная
и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию общение может быть:
По средствам общения:
Вербальные и невербальные средства общения.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы для передачи информации использует речь, которая является наиболее универсальным средством коммуникации, т.к. при такой передаче сообщение меньше всего теряет смысл. Правда, при этом должно существовать общее понимание ситуации и используемых терминов. Речь приобретает значение только при включении в деятельность, а само это включение обязательно дополняется употреблением других – неречевых – знаковых систем.
Невербальная коммуникация включает в себя:
Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную, а иногда самостоятельную роль
в коммуникативном процессе, при их помощи можно выявить намерения участников и другую скрытую информацию. Поэтому правила делового этикета уделяют особое внимание невербальной стороне коммуникации, выявляя символическое и неочевидное на первый взгляд содержание в тех или иных невербальных проявлениях. Эту предписанную нормами делового поведения невербальную сторону делового общения следует соблюдать
для обеспечения эффективного коммуникационного процесса.
Специфику рабочей группы можно выразить с помощью определения: Рабочая группа – есть определенное число лиц, включенных в типичные для них виды профессий и связанных системой взаимоотношений, основанных на некоторых общих духовных ценностях.
Рабочие группы делятся на условные и реальные.
Рабочие группы также различаются по правовому статусу – официальные и неофициальные.
С точки зрения всего этого, можно сказать, что типичная рабочая группа есть малая, реальная, официальная социальная группа. Она имеет свою структуру: материальная основа, духовная сторона (информационная среда).
По отношению к рабочей группе наука «Деловое общение» изучает:
- стиль руководства,
- стиль общения,
- конфликты (возникновение, урегулирование и т.д.).
Предметом науки «делового общения» является изучение социально-психологических, ценностных и организационно-технических проблем общения людей в профессиональной и предпринимательской деятельности.
2. Основные категории дисциплины «Деловое общение».
Основной категорией является категория «психология личности», включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидульно-психических процессах, свойствах, состояниях,
их проявлениях в деловом общении.
Знание психологии личности поможет предпринимателю, бизнесмену, представить себе степень надежности партнера, его способность
к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т. д. Эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Основные процессы, состояния и свойства личности проявляются
в межличностном общении, происходящем по формулам: «Я-Ты», «Я-Мы», «Мы-Они». Для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Надо учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность
и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Чтобы этого не случилось, необходимо научится пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает конкретными рекомендациями
по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги и т.д. Таким образом, еще одной важнейшей категорией является «психология общения».
Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является категория «психология рабочей группы», команды или трудового коллектива. В формировании и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые «мы-чувства» и т.д. Предметом дисциплины «деловое общение» являются методы оптимизации делового, управленческого общения на индивидуальном и групповом уровнях, с целью повышения эффективности производства.
Под психологией личности понимаются:
1. Стимулы, источники внутренней духовной активности человека,
а также формы внешнего проявления духовной активности.
2. Общение людей и методы повышения эффективности делового общения.
С этой целью изучается целый арсенал (микротехника) делового общения: микротехника (правила) слушания, микротехника вербального общения (умение говорить), пути урегулирования конфликта, возникающие
в процессе делового общения, методы ведения переговоров.
3. Формирование психологического климата группы.
Одной из проблем является проблема делового общения в группе
и способы регулирования делового общения.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии
с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение» по отношению к людям...».
Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения
в поколение. Этика же должна гуманизировать, облагораживать общение между людьми. Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой.
Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др.
Мораль – это один из сущностных аспектов взаимодействия личности
и общества.
Предметом этики в самом общем плане является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которого
он совершается. Этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей.
Взаимосвязь этики и делового общения заключается в изучении свойства личности человека, его поступков, с точки зрения морали.
Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом
его культуры, в том числе и нравственной.
Нравственная культура — это уровень нравственного развития человека и общества. Охарактеризовать нравственную культуру можно
как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется в социальном и гуманном отношении между людьми, сочетании личных групповых и общественных интересов.
Между нравственной культурой и моральной ответственностью существует определенная связь. Наличие моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной культуры.
Нравственная культура общения позволяет предотвращать и разрешать конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте,
т.е. в столкновении людей, придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно проявляется в состоянии фрустрации,
т.е. расстроенного психического состояния, вызванного реальной
или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели.
При фрустрации меняется прежняя линия поведения человека. Активная защитная реакция при таком психическом состоянии — гнев, агрессивность, импульсивная беспорядочная активность. Пассивной же формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость
и агрессивность. Ни активная, ни пассивная формы защитной реакции
не могут привести к разрешению конфликта.
Социальная психология выделяет пути разрешения конфликтов: подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор.
Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная ответственность за свое поведение позволяют находить пути выхода из конфликтных ситуаций.
Роль нравственной культуры заключается в способности повышения потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны разные уровни потребности в общении. Не все обладают способностью умело использовать в процессе общения качества своей личности. Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении,
и овладение техникой общения.
Реальный процесс общения — это реальное общение людей, обладающих индивидуальными личностными качествами, эмоциями, склонностями и желаниями. На этой основе возникают симпатии
и антипатии, дружеские и товарищеские связи — словом, все, что можно объединить термином "личностные отношения". Общение не только сопутствует трудовой, политической и иной деятельности, но нередко становится самоцелью и побуждается стремлением к обмену мнениями, чувствами, строением. У человека как общественного существа, специфически присущая только ему нравственная потребность в общении, сопереживании в привычной социальной среде.
3. Тест.
Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте.
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.
Ответ: А. Деловое общение - это закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров. Потому, что:
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают
в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности, информативным сопровождением его. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир, в отличие от личностного общения между близкими людьми, друзьями, родственниками.
Успехи человека в его делах даже в технической сфере или научной сфере только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми с которыми он работает.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.