Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Предмет и задачи психологии делового общения

Предмет и задачи психологии делового общения [12.10.10]

Тема: Предмет и задачи психологии делового общения

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.36K | Скачано: 329 | Добавлен 12.10.10 в 09:37 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2009


Вариант №1

Содержание

Введение 3

I. Теоретическая часть

1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплина «Деловое общение» 4

2. Дайте характеристику основным категориям дисциплина «Деловое общение» 8

II. Практическая часть

Тест 13

Укажите, какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным:

a) Закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;

b) Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;

c) Развитие высших психических функций личности , межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.

Заключение 14

Список используемой литературы 15

 

Введение

В человеке должно быть все прекрасно –

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов[4,307]

Особой формой взаимодействия людей в различных сферах трудовой деятельности является деловое общение. Важное значение оно приобретает для людей, занятых в управлении. Как показывают исследования в области менеджмента, на общение расходуется 80-90% рабочего времени руководителей всех уровней.[2,9]

Психология и этика делового общения (ПиЭДО)  является составной частью комплекса психологических наук, она обеспечивает эффективное деловое общение на разных уровнях жизни (хозяйственной и социальной). ПиЭДО, опираясь на основные категории и принципы общей психологии: психические процессы (эмоции, воля), свойства психики человека (темперамент, характер, способности), состояние его сознания Направленность на определенные действия, уверенность, сомнения, убеждение, - обеспечивает успех общего дела, содействует установлению и развитию сотрудничества и партнерства между коллегами на работе, руководителем и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами.

Объектом ПиЭДО является идеальная психическая реальность, в которую входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления сознания людей, а также подсознательные проявления их психики.

Предметом ПиЭДО являются психологическая и нравственная стороны делового общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.[2,5]

Раскрывая тему контрольной работы необходимо:  охарактеризовать проблемы дисциплины «деловое общение» и дать характеристику  её основным категориям.

 

I. Теоретическая часть

1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплина «Деловое общение»

Мало иметь хороший ум,

главное – хорошо его применить.

Декарт[1,44]

Общение между людьми как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности всегда так или иначе осмысливалось ими сначала на уровне их обыденного, житейского сознания, а затем и на более глубоком, теоретическом уровне. Выдающиеся мыслители разных стран и исторических эпох высказали глубокие суждения о сущности и содержании человеческого общения в тех или иных сферах общественной жизни, его объективных и субъективных сторонах. В связи с этим  они высказывались о психологической и нравственной сторонах человеческого общения и соответствующих свойствах людей как субъектов межличностного общения, в том числе о их психологических и моральных свойствах.

Морально – психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах и др.

Так, Конфуций (551 -479 до н. э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в обращении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469 – 399 до н. э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.

Ученик Сократа Платон (427 – 347 до н. э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера  и содержания их общения. Говоря о том, что душа размышляет и разговаривает сама с собой, Платон по сути дела, ставит вопрос о внутренней речи людей. Это один из важных вопросов современной психологии, в том числе психологии делового общения. Заслуживают внимания взгляды Платона  на осознанные  и неосознанные мотивы поведения людей, анализ которых весьма актуален в настоящее время. На многие психологические свойства личности указывал Аристотель (384 – 322 до н. э.). Он характеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях, о целесообразном характере его поведения и деятельности.

Философ Нового времени нидерландец Бенедикт Спиноза (1632 -1677) в своей «Этике» подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях – аффектах. Таковыми являются, например, любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть и т.д.

Вместе с тем Спиноза указывал на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью, что, однако, не снимает ответственности с человека за то, что он делает. Все это также весьма актуально и в наши дни.[…]

Весьма актуальны сегодня высказывания Жан-Жака Руссо (1712 -1778) о роли и чувств и естественных инстинктов человека в его поведении. Это же можно  сказать об учении немецкого философа Иммануила Канта (1724 – 1804) о долге как основании нравственности и о нравственном законе.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе их деловое общения.

Представляют несомненный интерес некоторые идеи и теории, которые обосновали представители так называемого психологического направления в социологии, видевшие изначальные причины общественных явлений в побудительных силах деятельности людей. Сами же эти побудительные силы истолковывались как проявления человеческой психики.

Один из основоположников этого направления французский мыслитель Габриель Тард (1843 – 1904) называл социологию как науку о функционировании общества «простой социальной психологией». Г. Тард исходил из того, что в основе  социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. В этом Тард видит «изначальный элемент социальности», основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Подражание – основная функция человеческой психики.

Тард рассматривает подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни.[…] «Изобретение и подражание – таков основной элементарный общественный процесс», - делает вывод Тард. И далее: «То, что изобретается, то, чему подражают, представляет собою не что иное, как идею или желание, суждение или намерение».

Подражание представлено как непосредственное проявление межличностного общения. Работы Тарда дают богатый материал для глубокого осмысления роли этого феномена именно в межличностном общении.

Лестер Уорд (1841 – 1913) в своих трудах пытался раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей. По его мнению, изначальной причиной деятельности любого субъекта выступают его желания. Он характеризовал желания людей как «всепроникающий и весь мир оживляющий принцип… пульс природы, главная причина всякой деятельности». Желания людей порождают их волю, которую Уорд называет «динамическим двигателем общества». Желания и воля выступают как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества.

Другой американский социолог Франклин Генри Гиддингс (1855 – 1931) также обосновал решающее значение психических факторов во взаимодействии людей и в развитии общества. Он характеризует общество как сотоварищество, некую ассоциацию людей, которых скрепляют психологические узы, сознание рода. Все это Гиддингс называет социальным разумом, формирующимся в результате взаимодействия индивидуальных разумов.

Психические факторы деятельности и общения людей анализировал итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848 – 1923). Социальные действия людей он делил на логические и нелогические. Первые в той или иной степени осознаны и логически обоснованы людьми, вторые – неосознанны, инстинктивны, спонтанны. В психических импульсах, склонностях и предрасположениях людей Парето видит «источник социальной жизни».

Представители психологического направления в социологии обосновали многие фундаментальные положения, касающиеся психической стороны деятельности людей, их межличностных отношений и развития общества.[5,32]

 

Дайте характеристику основным категориям дисциплина «Деловое общение»

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что они не входят в круг наших понятий. [1,9]

Поскольку психология делового общения опирается на весь комплекс психологических наук, естественно она активно использует основные категории и принципы, которые выработаны общей психологией. Такими базовыми психологическими категориями являются те, которые отражают психологические процессы (познание, эмоции, воля), те или иные свойства, устойчивые качества психики человека (способности, характер, темперамент), а также особые состояния его души (сомнения, уверенность, убежденность, нацеленность на определенные практические действия и т. д.).

Исходными положениями, или важнейшими принципами, которыми пользуется общая психология и все составляющие ее отрасли наук, являются следующие:

  1. Принцип детерминизма – признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружающей материальной средой; с этих позиций обосновывается тесная связь сферы подсознания и сознания человека; единство его внутренних психологических состояний и поведения; взаимозависимость психики и окружающей человека внешней природной и социальной среды;
  2. Принцип системности – трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации; этот принцип позволяет выделять особые типы темпераментов, характеров людей, такие, например, как стабильный и нестабильный, меланхолики и сангвиники и т. п.;
  3. Принцип развития – признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому; этот принцип определяет возможность корректировки, совершенствования как индивидуальной, так и групповой психики.

Из содержания этих принципов и вытекают представления о возможности целенаправленного воздействия на психику человека, возможность ее изменения, корректировки, совершенствования научными методами, в том числе и теми, которые разрабатывает психология и этика делового общения. Без глубокого понимания этих основополагающих принципов и сама психология в целом и деловая этика в частности в значительной мере теряли бы свое практическое значение[…]

Как и всякая наука, психология и этика делового общения опирается не только на комплекс специфических принципов, рассмотренных выше, но и на связанный с ними категориальный аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения учебной дисциплины в целом.

Категории «психология личности» и «психология общения». Под категорией «психология личности» понимается совокупность устойчивых, психических качеств участника деловых взаимоотношении, которые составляют его индивидуальность. Эта категория, содержит в себе информацию об источниках психической активности человека, ее разнообразной индивидуальной окраске, свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.

Именно представления о психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. иначе говоря, именно эти знания позволяют определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

«Психология общения» - еще одна важнейшая категория. Именно в процессе общения, происходящего по формулам «Я – Ты», «Я – Мы», «Мы – Они», обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется ее характер. Общепризнанно, что разнообразные процессы взаимодействия, общения людей являются важнейшей предпосылкой становления человека, а высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства. Но для обеспечения высокого уровня делового общения современный руководитель должен уметь пользоваться новейшими технологиями общения, основанными на глубоких психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами по работе может возникнуть напряженность или даже острая конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения чувства собственного достоинства одного из участников взаимоотношений. Или, например, неумелое, небрежное пользование словом при передачи тех или иных деловых сообщений может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к серьезным сбоям в выполнении служебных обязанностей.

Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Современная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, презентации и т. п.

Категория «психология рабочей группы» (команды или трудовой группы). Необходимость этой категории связана с тем, что деловая активность сегодня невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально – психологический климат, корпоративная мораль, так называемые коллективные «мы – чувства» и т.д. современный менеджер должен не только учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании.

Этические правила и нормы. Неотъемлемое качество человеческой активности – ее организованность, упорядоченность. Одним из действенных регуляторов этой активности являются выработанные в процессе эволюции нравственные правила и нормы, направленные на поддержание и сохранение жизни, благосостояния человека. Этические нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфере эти неписаные законы приобретают специфический характер.

Это относится и к деятельности рабочих групп и организаций. Их деятельность становится эффективной, когда она регулируется некими особыми этическими правилами, которые базируются на общечеловеческих моральных ценностях, но вместе с тем учитывают конкретные условия данной организации или группы. Своды подобных правил называют обычно профессиональной этикой. Давно существуют своды нравственных правил для врачей, учителей, представителей других профессии, имеющих дело с людьми. Одной из важнейших форм профессиональной этики стала и этика деловых отношений, поскольку главным фактором, как показала современная практика, также являются люди.

Жизнь убедительно показала, что беспредельный эгоизм в деловых отношениях может не только повредить, но и разрушить их. Существенно важно строить их на нравственных регуляторах, при постоянно включенном механизме внутреннего контроля.

Этика делового общения основывается на таких моральных правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана дезориентации партнера. Практика делового общения разработала с этой целью немало профессиональных кодексов чести предпринимателя, банкира и т.п.[…]

Следует отметить, что, опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные проблемы:

  1. Позволяет овладеть методами психологической диагностики, прежде всего умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других субъектов производственной деятельности, как отдельных работников, так и рабочих групп, организаций;
  2. Выработать умения и навыки изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий, в том числе и способов психологической защиты.

В конечном счете все это обеспечивает решение, например, таких практических проблем, как самосовершенствование, саморазвитие личности самого руководителя, так называемый самоменеджмент; поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно – психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.[4,14]

 

II. Практическая часть

Тест:

Укажите, какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным:

Ответ: а)

Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы реализовывать значимые для них цели.

Деловое общение требует соблюдения ряда условий. К ним относятся:

 

Заключение

Человеческая сущность определяется всего лишь в общении, в единстве человека вместе с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия промеж Я а также Ты.
Л. Фейербах[6,1]

Подводя итог данной контрольной работы, можно отметить, что объект этой дисциплины – идеальная психическая реальность. Речь идет прежде всего о духовном мире людей, их интеллектуальных, эмоциональных и волевых качествах, а также о подсознательных импульсах их психики, которые в своей совокупности и определяют их конкретные действия.

Предмет этой науки – разнообразные психические процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп, а также выраженные во вне свойственные им поведенческие процессы, свойства и состояния.[5,15]

Основные проблемы дисциплины «Деловое общение», как мы могли заметить, решались, решаются и будут решаться всегда, т.к. они связаны с человеческим общением.

Психология общения, как отмечалось, опирается на комплекс психологических наук. Она активно использует прежде всего основные категории, выработанные общей психологией, такие как: отражающие психические процессы; свойства психики человека, а также особые состояния его сознания.

 

Список используемой литературы

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник – 2 –е изд. – М.:ИНФРА – М, 2004. – 295с. – ( Серия «Высшее образование»)
  2. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения/ Серия «Высшее образование». – Ростов Н/Д: Феникс, 2004. – 352с.
  3. Павлова Л.Г . Основы делового общения: учебное пособие/ Л.Г. Павлова/под ред. Л.А. Введенской. – Ростов Н/Д: Феникс, 2008 – 311с.
  4. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 415 с.
  5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под. Ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2003. – 415 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 16.36K
Скачано: 329
Скачать бесплатно
12.10.10 в 09:37 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе