Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения

Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения [02.03.11]

Тема: Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.23K | Скачано: 316 | Добавлен 02.03.11 в 09:14 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

1. Введение 3

2. Вопрос 1 4

Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение»

3. Вопрос 2 10

Дайте характеристику основным категориям дисциплины «Деловое общение»

4. Вопрос 3 13

Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте.

а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;

б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;

в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.

5. Заключение 14

6. Литература 15

 

ВВЕДЕНИЕ

Хозяйственная сфера жизни общества долгое время описывалась только с помощью таких понятий, как «сырье», «техника», «рабочая сила», «то­вар», «деньги», «эффективность», «прибыль» и т.п. И сегодня по праву они составляют основу понятийного аппарата экономической науки. Однако с некоторых пор в экономических трудах появились категории совсем иного рода, такие, как «человеческие отношения», «морально-психологический климат», «стиль руководства», «самосовершенствование», «профилактика конфликтов» и т.п. Появление этих категорий свидетельствовало о начавшемся процессе взаимопроникновения, сближения экономической и психологи­ческой областей, которые традиционно так далеко отстояли друг от друга, что казались несовместимыми. И это сотрудничество двух сфер науки и жизни, как показывает прак­тика, оказалось весьма плодотворным. Современный менеджер уже зат­рачивает большую часть своих сил не на решение финансовых, техни­ческих и организационных вопросов, а на решение психологических за­дач, которые постоянно возникают в процессе делового общения с подчи­ненными, коллегами и начальством. Поскольку психология делового общения опирается на весь ком­плекс психологических наук, естественно она активно исполь­зует основные категории, которые выработаны общей психологией. Они рассмотрены в первом вопросе. Общение между людьми как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности всегда так или иначе осмысливалось ими сначала на уровне их обыденного, житейского сознания, а затем и на более глубоком, теоретическом уровне. Во втором вопросе описаны высказывания глубоких суждений выдающихся мыслителей разных стран и исторических эпох о сущности и содержании человеческого общения в тех или иных сферах общественной жизни, его объективных и субъективных сторонах. В третьем вопросе определяется предмет делового общения.

 

1. Назовите и охарактеризуйте  основные проблемы  дисциплины «Деловое общение».

1. Люди как субъекты общения.

Морально-психологические свойства людей, характеризу­ющие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнекитайского мыслителя Конфуция и древнегреческих фило­софов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказы­ваниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени: нидерландского философа Спинозы и английских философов Гоббса и Локка, французских просветителей Вольтера, Руссо, Гольбаха, Гельвеция и других.

Так, Конфуций (551—479 до н. э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полез­ным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установлен них в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддержи­вать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469—399 до н. э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обосно­вания положений этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека. Ученик Сократа Платон (427—347 до н. э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания их общения.

На многие психологические свойства лично­сти указывал Аристотель (384—322 до н. э.). Он характеризовал человеческие способности как функ­ции души, рассуждал о психологических чертах ха­рактера человека, его мыслительных ассоциаци­ях, о целесообразном характере его поведения и деятельности.

Философ Нового времени нидерландец Бенедикт Спиноза (1632—1677) в своей «Этике» подчерки­вает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях — аффектах. Таковыми являются, например, лю­бовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуждение к чему-либо и т.д.

Английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни лю­дей и их интересами. Интересы людей определяют характер и содер­жание общения между ними, — писали они. Эти идеи получили подробное обоснование в работах французских просветителей XVIII в. Поля Анри Гольбаха (1723—1789) и Клода Адриана Гельвеция (1715— 1771). На обусловленность морали людей их жизненным опытом указывал Вольтер (1694—1778), отмечая, что критерием нравствен­ности поступков является их полезность для общества.

Весьма актуальны сегодня высказывания Жан-Жака Руссо (1712— 1778) о роли чувств и естественных инстинктов человека в его по­ведении. Это же можно сказать об учении немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804) о долге как основании нравствен­ности и о нравственном законе.

2. Психологическое направление в социологии.

Один из основоположников этого направле­ния французский мыслитель Габриель Тард (1843—1904) называл социологию как науку о функционировании общества «простой социальной психологией». Почти все его социологические труды, в том числе «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Этюды по социальной психо­логии», «Общественное мнение и толпа» и др., по­священы проблемам социальной психологии. Тард исходил из того, что в основе социаль­ной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. В этом Тард видит «из­начальный элемент социальности», основной спо­соб существования и развития личности, социальных групп и обще­ства. Подражание — основная функция человеческой психики. Тард рассматривает подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть малые и большие изобретения и открытия, совершенствующие быт людей, их производственную, познаватель­ную и иную деятельность, обогащающие отношения между людьми.

Лестер Уорд (1841 — 1913) в своих трудах «Краткий обзор пози­тивной философии Огюста Конта», «Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации», «Очерки социологии» пы­тался раскрыть психологические причины деятельности и поведе­ния людей. По его мнению, изначальной причиной деятельности любого субъекта выступают его желания. Он харак­теризовал желания людей как «всепроникающий и весь мир ожив­ляющий принцип..., пульс природы, главная причина всякой дея­тельности».

Обосновывая «философию желаний», Уорд выделяет первичные желания, связанные с удовлетворением потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и т.п. На их основе формируются более сложные желания людей, в том числе их желания творческой дея­тельности, гражданской свободы, а также моральные, эстетические и религиозные. Желания людей порождают их волю, которую Уорд называет «динамическим двигателем общества». Желания и воля выступают, по Уорду, как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества, и тем самым как основные пси­хические факторы цивилизации. Как пишет Уорд, желания и воля людей не всегда осознаются ими. Нередко они проявляются сти­хийно, непроизвольно, как слепо действующие иррациональные силы. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки.

Другой американский социолог Франклин Генри Гиддингс (1855— 1931) также обосновывал решающее значение психических факторов по взаимодействии людей и в развитии общества. Он характеризует общество как сотоварищество, некую ассоци­ацию людей, которых скрепляют психологические узы, сознание рода.

3. Психология народов.

Хейман Штейнталь (1823-1899) и Мориц Лацарус (1824-1903)
опубликовали ряд своих работ в основанном ими журнале «Психология народов и языкознание». В этих работах они указывали на существование духа народа как некоего духовного целого. Они об­ращали внимание на то, что «наравне с языком, мифом и религией элементы народного духа заключаются также в культе, народном творчестве, письме и искусствах». Особо отмечали, что «дух народа живет только в индивидуумах и не имеет особого от духа индивиду­ума бытия».

Сама проблема влияния исторически сформировавшейся духовно­сти народа на духовный мир составляющих его людей, как и в целом проблема взаимодействия духовной жизни личности и общества, весьма актуальна в настоящее время. Ведь любой человек в своей деятельно­сти и общении с другими людьми выступает как носитель духовности сиоего народа, выражает в своем эмоциональном и интеллектуальном настрое его психический склад и национальное самосознание. Необхо­димость глубокого осмысления данной проблемы определяет актуаль­ность работ этих мыслителей.

Свое обоснование психологии народов предло­жил Вильгельм Вундт (1832—1920). Он критичес­ки подошел к концепции Лацаруса и Штейнталя, которые, по его мнению, противопоставляли психологию народов как надиндивидуальную духов­ную субстанцию индивидуальной психологии. По Вундту, «душа народа всегда состоит из единичных душ» и представляет собой «совокупное содержа­ние душевных переживаний» людей, принадлежа­щих к тому или иному народу и связанных между собой постоянным «взаимодействием и взаимоот­ношением». При этом формирующийся «общий дух» народа есть «нечто неизмеримо большее, чем сумма индивидов», через сознание которых он проявляется.

К основным проблемам психологии народов Вундт относит ис­следования их языка, мифов и обычаев. В своей работе «Принципы нравственности» Вундт характеризу­ет нравственную волю как «субстанциональную силу», сохраняю­щую себя как некую целостность и проявляющуюся как желание, хотение, направленность сознания на достижение желаемого резуль­тата.

4. Психология масс.

Существенный вклад в анализ психологии масс внесли фран­цузский социолог Г. Лебон и итальянский юрист С. Сигеле. Излагая свои взгляды в небольшой книге «Преступная толпа», Г. Сигеле (1868—1913) обратил внимание на необходимость разра­ботки коллективной психологии как психологии различных (боль­ших и малых) масс людей. При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься прежде всего такими совокупностя­ми индивидов, как, например, суд присяжных, собрания, съезды, театры и проч., которые не подчиняются ни законам индивидуаль­ной психологии, ни социологическим законам.

По Лебону, психологические характеристи­ки толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. «Сознательная личность исчезает», чувства и мысли людей «принимают одно и то же направление», «образуется коллективная душа, имею­щая временный характер, но представляющая очень определенные черты». Лебон пытается осмыслить причины появления новых психи­ческих и моральных качеств у человека в толпе, раскрывает харак­тер идей и воображений толпы. По его мнению, идеи толпы можно разделить на два разряда: скоропреходящие идеи, зарождающиеся под влиянием минуты, и другие идеи, которым среда, наследствен­ность и общественное мнение дают большую устойчивость.

5. Психология межличностного общения.

Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, обоснованная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла (1871 — 1938). Он исходил из того, что «психология не должна сводиться к изуче­нию сознательных процессов». Она должна быть «положительной наукой о человеческом духе во всех его формах и способах проявле­ния». Изначальной причиной и побудительной силой социального поколения людей он считал их врожденные инстинкты. Подробный анализ роли инстинктов (названных им впослед­ствии склонностями) в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьезное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррацио­нальные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межлич­ностном общении. Речь идет главным образом о психоанализе Зиг­мунда Фрейда и его последователей.

 

2. Дайте характеристику основным категориям дисциплины «Деловое общение».

Под деловым общением, понимается вид социальных, человечес­ких отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

1. Категории «психология личности» и «психология общения».

Под категорией «психология личности» понимается совокупность устойчивых, психических качеств участника деловых взаимоотношений, которые составляют его индивидуальность. Эта категория, которая в значительной степени заимствуется нашим курсом у общей пси­хологии, содержит в себе информацию об источниках психической активности человека, ее разнообразной индивидуальной окраске, свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания этой фундаментальной пси­хологической категории невозможно овладеть современными мето­дами самосовершенствования и управления человеческими ресурса­ми в условиях хозяйственной деятельности.

Именно представления о психологии личности помогут пред­принимателю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, именно эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Именно в процессе общения, происходящего по формулам «Я — Ты», «Я — Мы», «Мы — Они», обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется ее характер. Обще­признанно, что разнообразные процессы взаимодействия, общения людей являются важнейшей предпосылкой становления человека, а высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства. Но для обеспечения высокого уровня де­лового общения современный руководитель должен уметь пользо­ваться новейшими технологиями общения, основанными на глубо­ких психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами по работе может возникнуть напряженность или даже острая конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения чувства собственного достоин­ства одного из участников взаимоотношений. Или, например, не­умелое, небрежное пользование словом при передаче тех или иных деловых сообщений может привести к значительным информаци­онным потерям, а следовательно, к серьезным сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Совре­менная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения, та­ких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, презентации и т.п.

2. Категория «психология рабочей группы» (команды или трудовой группы).

Необходимость этой категории связана с тем, что де­ловая активность сегодня невозможна без кооперации, соедине­ния усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия не­которых правил поведения, общих для всех участников трудово­го процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, инте­ресы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психоло­гический климат, корпоративная мораль, так называемые кол­лективные «мы — чувства» и т.д. Современный менеджер должен не только учитывать эти психологические феномены, но и актив­но участвовать в их формировании.

3. Этические правила и нормы.

Неотъемлемое качество человеческой активности — ее организованность, упорядоченность. Одним из дей­ственных регуляторов этой активности являются выработанные в про­цессе эволюции нравственные правила и нормы, направленные на поддержание и сохранение жизни, благосостояния человека. Эти­ческие нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфере эти неписаные законы при­обретают специфический характер.

Это относится и к деятельности рабочих групп и организаций. Их деятельность становится эффективной, когда она регулируется некими особыми этическими правилами, которые базируются на об­щечеловеческих моральных ценностях, но вместе с тем учитывают конкретные условия данной организации или группы. Своды по­добных правил называют обычно профессиональной этикой. Давно существуют своды нравственных правил для врачей, учителей, пред­ставителей других профессий, имеющих дело с людьми. Жизнь убедительно показала, что беспредельный эгоизм в дело­вых отношениях может не только повредить, но и разрушить их. Существенно важно строить их на нравственных регуляторах, при постоянно включенном механизме внутреннего контроля.

Жизнь постепенно убеждает, что бизнес, который строится на нравственной основе, оказывается в конечном счете более выгод­ным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий де­ловые, партнерские отношения.

 

3. Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным.  Ответ обоснуйте.

а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;

б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также  психология самих этих групп;

в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.

Ответ: а, т.к. под деловым общением понимается вид социальных, человечес­ких отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Правильно организованное деловое общение способствует уста­новлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнера­ми, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключа­ют, но, наоборот, предполагают также и достижение личностно зна­чимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный хозяйственный руководитель, любой администратор обеспечивает своей деятельностью решение двуединой задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. И поэтому эффективный менеджер должен быть не только узким специалистом, но и специалистом широкого про­филя, а это означает, что современный руководитель должен отчасти быть и психологом.

Именно поэтому сегодня повсюду, где существует рыночная эконо­мика, где готовят молодых специалистов по направлениям экономики и управления, в программы профессиональных учебных заведений кроме блока собственно профессиональных дисциплин включается еще и комп­лекс социально-гуманитарных дисциплин, куда входят психология, конфликтология, деловое общение и др. Таково обязательное требование госу­дарственных образовательных стандартов высшего профессионального об­разования, действующих в Российской Федерации. В работе рассмотрены основные проблемы дисциплины, показаны основные категории и определен предмет «делового общения».

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2000.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 1996.
  3. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: В 2 т. М: Дело, 2002
  4. Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2005.
  5. Фомин Ю.А. Психология делового общения. Минск.: Амалфея, 2003.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+6
Размер: 17.23K
Скачано: 316
Скачать бесплатно
02.03.11 в 09:14 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе