Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 17.23K | Скачано: 316 | Добавлен 02.03.11 в 09:14 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Содержание
1. Введение 3
2. Вопрос 1 4
Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение»
3. Вопрос 2 10
Дайте характеристику основным категориям дисциплины «Деловое общение»
4. Вопрос 3 13
Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте.
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.
5. Заключение 14
6. Литература 15
ВВЕДЕНИЕ
Хозяйственная сфера жизни общества долгое время описывалась только с помощью таких понятий, как «сырье», «техника», «рабочая сила», «товар», «деньги», «эффективность», «прибыль» и т.п. И сегодня по праву они составляют основу понятийного аппарата экономической науки. Однако с некоторых пор в экономических трудах появились категории совсем иного рода, такие, как «человеческие отношения», «морально-психологический климат», «стиль руководства», «самосовершенствование», «профилактика конфликтов» и т.п. Появление этих категорий свидетельствовало о начавшемся процессе взаимопроникновения, сближения экономической и психологической областей, которые традиционно так далеко отстояли друг от друга, что казались несовместимыми. И это сотрудничество двух сфер науки и жизни, как показывает практика, оказалось весьма плодотворным. Современный менеджер уже затрачивает большую часть своих сил не на решение финансовых, технических и организационных вопросов, а на решение психологических задач, которые постоянно возникают в процессе делового общения с подчиненными, коллегами и начальством. Поскольку психология делового общения опирается на весь комплекс психологических наук, естественно она активно использует основные категории, которые выработаны общей психологией. Они рассмотрены в первом вопросе. Общение между людьми как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности всегда так или иначе осмысливалось ими сначала на уровне их обыденного, житейского сознания, а затем и на более глубоком, теоретическом уровне. Во втором вопросе описаны высказывания глубоких суждений выдающихся мыслителей разных стран и исторических эпох о сущности и содержании человеческого общения в тех или иных сферах общественной жизни, его объективных и субъективных сторонах. В третьем вопросе определяется предмет делового общения.
1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение».
1. Люди как субъекты общения.
Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнекитайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени: нидерландского философа Спинозы и английских философов Гоббса и Локка, французских просветителей Вольтера, Руссо, Гольбаха, Гельвеция и других.
Так, Конфуций (551—479 до н. э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установлен них в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.
Древнегреческий философ Сократ (469—399 до н. э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека. Ученик Сократа Платон (427—347 до н. э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания их общения.
На многие психологические свойства личности указывал Аристотель (384—322 до н. э.). Он характеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях, о целесообразном характере его поведения и деятельности.
Философ Нового времени нидерландец Бенедикт Спиноза (1632—1677) в своей «Этике» подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях — аффектах. Таковыми являются, например, любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуждение к чему-либо и т.д.
Английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами. Интересы людей определяют характер и содержание общения между ними, — писали они. Эти идеи получили подробное обоснование в работах французских просветителей XVIII в. Поля Анри Гольбаха (1723—1789) и Клода Адриана Гельвеция (1715— 1771). На обусловленность морали людей их жизненным опытом указывал Вольтер (1694—1778), отмечая, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества.
Весьма актуальны сегодня высказывания Жан-Жака Руссо (1712— 1778) о роли чувств и естественных инстинктов человека в его поведении. Это же можно сказать об учении немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804) о долге как основании нравственности и о нравственном законе.
2. Психологическое направление в социологии.
Один из основоположников этого направления французский мыслитель Габриель Тард (1843—1904) называл социологию как науку о функционировании общества «простой социальной психологией». Почти все его социологические труды, в том числе «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Этюды по социальной психологии», «Общественное мнение и толпа» и др., посвящены проблемам социальной психологии. Тард исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. В этом Тард видит «изначальный элемент социальности», основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Подражание — основная функция человеческой психики. Тард рассматривает подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть малые и большие изобретения и открытия, совершенствующие быт людей, их производственную, познавательную и иную деятельность, обогащающие отношения между людьми.
Лестер Уорд (1841 — 1913) в своих трудах «Краткий обзор позитивной философии Огюста Конта», «Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации», «Очерки социологии» пытался раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей. По его мнению, изначальной причиной деятельности любого субъекта выступают его желания. Он характеризовал желания людей как «всепроникающий и весь мир оживляющий принцип..., пульс природы, главная причина всякой деятельности».
Обосновывая «философию желаний», Уорд выделяет первичные желания, связанные с удовлетворением потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и т.п. На их основе формируются более сложные желания людей, в том числе их желания творческой деятельности, гражданской свободы, а также моральные, эстетические и религиозные. Желания людей порождают их волю, которую Уорд называет «динамическим двигателем общества». Желания и воля выступают, по Уорду, как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества, и тем самым как основные психические факторы цивилизации. Как пишет Уорд, желания и воля людей не всегда осознаются ими. Нередко они проявляются стихийно, непроизвольно, как слепо действующие иррациональные силы. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки.
Другой американский социолог Франклин Генри Гиддингс (1855— 1931) также обосновывал решающее значение психических факторов по взаимодействии людей и в развитии общества. Он характеризует общество как сотоварищество, некую ассоциацию людей, которых скрепляют психологические узы, сознание рода.
3. Психология народов.
Хейман Штейнталь (1823-1899) и Мориц Лацарус (1824-1903)
опубликовали ряд своих работ в основанном ими журнале «Психология народов и языкознание». В этих работах они указывали на существование духа народа как некоего духовного целого. Они обращали внимание на то, что «наравне с языком, мифом и религией элементы народного духа заключаются также в культе, народном творчестве, письме и искусствах». Особо отмечали, что «дух народа живет только в индивидуумах и не имеет особого от духа индивидуума бытия».
Сама проблема влияния исторически сформировавшейся духовности народа на духовный мир составляющих его людей, как и в целом проблема взаимодействия духовной жизни личности и общества, весьма актуальна в настоящее время. Ведь любой человек в своей деятельности и общении с другими людьми выступает как носитель духовности сиоего народа, выражает в своем эмоциональном и интеллектуальном настрое его психический склад и национальное самосознание. Необходимость глубокого осмысления данной проблемы определяет актуальность работ этих мыслителей.
Свое обоснование психологии народов предложил Вильгельм Вундт (1832—1920). Он критически подошел к концепции Лацаруса и Штейнталя, которые, по его мнению, противопоставляли психологию народов как надиндивидуальную духовную субстанцию индивидуальной психологии. По Вундту, «душа народа всегда состоит из единичных душ» и представляет собой «совокупное содержание душевных переживаний» людей, принадлежащих к тому или иному народу и связанных между собой постоянным «взаимодействием и взаимоотношением». При этом формирующийся «общий дух» народа есть «нечто неизмеримо большее, чем сумма индивидов», через сознание которых он проявляется.
К основным проблемам психологии народов Вундт относит исследования их языка, мифов и обычаев. В своей работе «Принципы нравственности» Вундт характеризует нравственную волю как «субстанциональную силу», сохраняющую себя как некую целостность и проявляющуюся как желание, хотение, направленность сознания на достижение желаемого результата.
4. Психология масс.
Существенный вклад в анализ психологии масс внесли французский социолог Г. Лебон и итальянский юрист С. Сигеле. Излагая свои взгляды в небольшой книге «Преступная толпа», Г. Сигеле (1868—1913) обратил внимание на необходимость разработки коллективной психологии как психологии различных (больших и малых) масс людей. При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься прежде всего такими совокупностями индивидов, как, например, суд присяжных, собрания, съезды, театры и проч., которые не подчиняются ни законам индивидуальной психологии, ни социологическим законам.
По Лебону, психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. «Сознательная личность исчезает», чувства и мысли людей «принимают одно и то же направление», «образуется коллективная душа, имеющая временный характер, но представляющая очень определенные черты». Лебон пытается осмыслить причины появления новых психических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывает характер идей и воображений толпы. По его мнению, идеи толпы можно разделить на два разряда: скоропреходящие идеи, зарождающиеся под влиянием минуты, и другие идеи, которым среда, наследственность и общественное мнение дают большую устойчивость.
5. Психология межличностного общения.
Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, обоснованная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла (1871 — 1938). Он исходил из того, что «психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов». Она должна быть «положительной наукой о человеческом духе во всех его формах и способах проявления». Изначальной причиной и побудительной силой социального поколения людей он считал их врожденные инстинкты. Подробный анализ роли инстинктов (названных им впоследствии склонностями) в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьезное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении. Речь идет главным образом о психоанализе Зигмунда Фрейда и его последователей.
2. Дайте характеристику основным категориям дисциплины «Деловое общение».
Под деловым общением, понимается вид социальных, человеческих отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.
1. Категории «психология личности» и «психология общения».
Под категорией «психология личности» понимается совокупность устойчивых, психических качеств участника деловых взаимоотношений, которые составляют его индивидуальность. Эта категория, которая в значительной степени заимствуется нашим курсом у общей психологии, содержит в себе информацию об источниках психической активности человека, ее разнообразной индивидуальной окраске, свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.
Именно представления о психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, именно эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Именно в процессе общения, происходящего по формулам «Я — Ты», «Я — Мы», «Мы — Они», обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется ее характер. Общепризнанно, что разнообразные процессы взаимодействия, общения людей являются важнейшей предпосылкой становления человека, а высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства. Но для обеспечения высокого уровня делового общения современный руководитель должен уметь пользоваться новейшими технологиями общения, основанными на глубоких психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами по работе может возникнуть напряженность или даже острая конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения чувства собственного достоинства одного из участников взаимоотношений. Или, например, неумелое, небрежное пользование словом при передаче тех или иных деловых сообщений может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к серьезным сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Современная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, презентации и т.п.
2. Категория «психология рабочей группы» (команды или трудовой группы).
Необходимость этой категории связана с тем, что деловая активность сегодня невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые коллективные «мы — чувства» и т.д. Современный менеджер должен не только учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании.
3. Этические правила и нормы.
Неотъемлемое качество человеческой активности — ее организованность, упорядоченность. Одним из действенных регуляторов этой активности являются выработанные в процессе эволюции нравственные правила и нормы, направленные на поддержание и сохранение жизни, благосостояния человека. Этические нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфере эти неписаные законы приобретают специфический характер.
Это относится и к деятельности рабочих групп и организаций. Их деятельность становится эффективной, когда она регулируется некими особыми этическими правилами, которые базируются на общечеловеческих моральных ценностях, но вместе с тем учитывают конкретные условия данной организации или группы. Своды подобных правил называют обычно профессиональной этикой. Давно существуют своды нравственных правил для врачей, учителей, представителей других профессий, имеющих дело с людьми. Жизнь убедительно показала, что беспредельный эгоизм в деловых отношениях может не только повредить, но и разрушить их. Существенно важно строить их на нравственных регуляторах, при постоянно включенном механизме внутреннего контроля.
Жизнь постепенно убеждает, что бизнес, который строится на нравственной основе, оказывается в конечном счете более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.
3. Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте.
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.
Ответ: а, т.к. под деловым общением понимается вид социальных, человеческих отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный хозяйственный руководитель, любой администратор обеспечивает своей деятельностью решение двуединой задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. И поэтому эффективный менеджер должен быть не только узким специалистом, но и специалистом широкого профиля, а это означает, что современный руководитель должен отчасти быть и психологом.
Именно поэтому сегодня повсюду, где существует рыночная экономика, где готовят молодых специалистов по направлениям экономики и управления, в программы профессиональных учебных заведений кроме блока собственно профессиональных дисциплин включается еще и комплекс социально-гуманитарных дисциплин, куда входят психология, конфликтология, деловое общение и др. Таково обязательное требование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, действующих в Российской Федерации. В работе рассмотрены основные проблемы дисциплины, показаны основные категории и определен предмет «делового общения».
ЛИТЕРАТУРА
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.