Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по инновационному менеджменту »
Тема: Государственное регулирование инновационной деятельности
Раздел: Бесплатные рефераты по инновационному менеджменту
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.48K | Скачано: 442 | Добавлен 15.01.11 в 19:48 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2010
Введение
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов в первую очередь вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами - повышение качества ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение приобретают интенсивные факторы. Таким образом, инновации оказывают решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого они влияют на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.
Формы государственного регулирования инновационной деятельности
Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.
К основным направлениям государственного регулирования данного вида предпринимательской деятельности относятся следующие:
Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере. Это, например, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Министерство науки и технологий РФ.
Создание специальных фондов, образуемых за счет налоговых отчислений и бюджетных ассигнований. Можно назвать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.
Разработка, реализация, финансирование целевых инновационных программ. Например, Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения (1996-2000 годы)".
Финансирование на возвратной основе, инвестирование бюджетных средств в инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор, через Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития.
Установление правил учета, оценки инноваций. Так, п. 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определены правила учета и погашения стоимости нематериальных активов организации.
Определение порядка ускоренной амортизации отдельных видов имущества. Ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных начислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что стимулирует вложение средств в инновации.
Проведение налоговой политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставления льгот при уплате налогов. Так, в соответствии со ст. 262 НК РФ в расходы организаций, связанные с производством и реализацией, разрешено включать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство. Указанные расходы признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Они равномерно включаются в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг). Расходы на исследования, не давшие положительного результата, подлежат включению в состав расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов.
Страхование финансовых рисков с постепенным расширением перечня страховых рисков, с включением в него технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов.
Информационное обеспечение инновационной деятельности.
Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства, в частности через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Можно выделить три формы государственного регулирования инновационной деятельности: нормативно-правовое, экономическое и организационное.[4]
В настоящий момент главной проблемой является отсутствие федерального закона о государственном регулировании инновационной деятельности и инновационной политике. Проект этого закона был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации в декабре 1999 г., однако Президент отклонил его, указав на такие недостатки, как отсутствие в проекте критериев новизны продукции или технологии, исключение из инновационной инфраструктуры организаций, выполняющих НИОКР, отсутствие четкого определения предмета регулирования, декларативный характер многих положений. Новый проект закона до сих пор не разработан, и инновационная деятельность регулируется нормативными актами, принимаемыми отдельными субъектами Федерации (в частности, такие законы существуют в Курганской, Ленинградской, Саратовской, Новосибирской области, Ямало-Ненецком автономном округе).
Тем не менее, нормативно-законодательная база регулирования инноваций достаточно обширна. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" утверждает права и обязанности субъектов научной и научно-технической деятельности, правила аккредитации научной организации, определяет правила информационного обеспечения и лицензирования отдельных видов научной деятельности, устанавливает цели государственной научно-технической политики и порядок ее формирования. Среди целей государственной политики называются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно - технического потенциала; увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства; обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства. [2]
Рассмотрим факторы государственного регулирования инновационной деятельности.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций: развитие рыночных отношений, проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами, обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере, расширение спроса на инновации, предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации, содействие модернизации техники, развитие лизинга наукоемкой продукции, активизация предпринимательства, пресечение недобросовестной конкуренции, поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке, развитие экспортного потенциала страны, развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности: государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
содействие развитию инновационной инфраструктуры, кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;
моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:
проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования, выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов, создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере, предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности, снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:
установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осущестляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.
Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:[1]
договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
договоров на выполнение проектных и изыскательских работ;
договоров строительного подряда;
договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности;
договоров страхования инновационных рисков;
договоров (контрактов) с инвесторами;
и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.
Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:
инновационных прогнозов;
инновационных стратегий;
инновационных программ;
инновационных проектов;
программ и проектов поддержки инновационной деятельности.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.)
Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ.
В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.
Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.
Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.
ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.
На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ФЕДЕРАЛЬНАЯ) ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА включает в себя:
федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям;
крупные инновационные проекты;
федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.
Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.
Важнейшей задачей государственного регулирования в инновационной сфере является обеспечение финансовой поддержки реализации инновационных проектов, причем не столько посредством прямого финансирования из госбюджета, сколько созданием условий для осуществления инноваций частным капиталом, то есть формирование многоканальной системы финансирования инновационной деятельности. В настоящее время в России сложилась и действует подобная система, включающая в себя:
прямое финансирование инновационных проектов из бюджетов различных уровней;
льготное кредитование и субсидирование;
предоставление государственных гарантий частным инвесторам;
финансирование из целевых внебюджетных фондов.
Важным элементом государственной научно-технической и инновационной политики является формирование и совершенствование внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Сейчас развивается система конкурсного отбора и финансирования проектов через Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содействию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития с финансированием проектов на возвратной основе, для проектов фундаментального характера - через Российский фонд фундаментальных исследований.
В большинстве стран (США, Японии, странах ЕС и в России до недавнего времени) используются методы налогового стимулирования инновационной деятельности, основанные на так называемых "потоковых" типах налоговых систем. Эти системы базируются на налогообложении фактических объемов производства, реализации продукции, доходов и потребления. По справедливому замечанию ряда экономистов (например, [9]), такой тип налоговых систем имеет два существенных недостатка.
Во-первых, он предусматривает высокую степень государственного контроля, особенно налогового администрирования, над хозяйственной деятельностью. Во-вторых, он сформировался в эпоху расцвета индустриального общества, в котором доминировало национальное производство, а масштабы внешней торговли и международного движения капитала были относительно небольшими. Сегодня, в эпоху растущей глобализации, основной объем производства и международной торговли приходится на мощнейшие транснациональные корпорации, широко использующие филиалы в разных странах, оффшорные и свободные экономические зоны, трансфертные цены в рамках ТНК и другие способы вполне легального ухода от налогов, провоцируемые именно "потоковыми" типами налоговых систем.
В отношении научной и научно-технической деятельности подобные нормы существуют и закреплены в Федеральном Законе "О науке и государственной научно-технической политике", Доктрине развития российской науки. Что касается инновационной деятельности, подобного основополагающего законодательного документа на федеральном уровне до сих пор не существует, несмотря на то, что во многих регионах такие законы приняты. В настоящее время существует более 400 нормативных актов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих понятия "инновационная деятельность", "инновационная политика". Это доказывает необходимость федерального консолидирующего закона об инновационной деятельности.
Попытки разработки и принятия такого закона уже предпринимались Государственной Думой, начиная с 1999 г. Законопроект "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике" был внесен членом Совета Федерации В.М.Крессом и депутатами Государственной Думы М.К.Глубоковским и В.С.Шевелухой и принят к рассмотрению в марте 1999 г. В июне 1999 г. текст законопроекта был принят постановлением Государственной Думы в первом чтении, в ноябре 1999 г. - во втором, в декабре принят Государственной Думой. В декабре же 1999 г. текст законопроекта был принят Советом Федерации, но 3 января 2000 г. закон был отклонен и.о. Президента РФ. После получения вето Президента в Государственной Думе была создана специальная комиссия по доработке закона, но после отказа Президента участвовать в этом процессе закон был снят с рассмотрения.
В настоящее время ведется работа по созданию аналогичного "Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий…" документа для инновационной сферы - "Основ государственной инновационной политики на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". К сожалению, имеющиеся в настоящее время варианты отличаются всеми недостатками, присущими такого рода документам ранее - крайней декларативностью, неразработанностью реалистичных механизмов практического осуществления, несвязанностью с другими областями российского законодательства. Кроме того, эффективная реализация любого рода программ невозможна без четкого законодательства в данной области, следовательно, необходимость принятия специального закона об инновационной деятельности вновь выходит на первый план.
Задача
Компания намерена инвестировать в следующем году до 65 млн.рублей. Подразделения компании представили свои предложения по возможному инвестированию.
Проект |
Объем инвестиций |
Внутренняя норма доходности |
Чистый дисконтированный доход |
А |
50 |
15 |
12 |
B |
35 |
19 |
15 |
C |
30 |
28 |
42 |
D |
25 |
26 |
1 |
I |
15 |
20 |
10 |
F |
10 |
37 |
11 |
G |
10 |
25 |
13 |
H |
1 |
18 |
0,1 |
Выберите наиболее приемлемую комбинацию проектов, если в качестве критерия используется:
Решение:
1.Внутркнняя норма доходности (IRR)
Одним из наиболее важных и распространенных показателей для оценки эффективности предпринимательского проекта является показатель внутренней нормы доходности (рентабельности), наиболее полно отражающий абсолютную оценку доходности конкретного предпринимательского проекта. Его суть заключается в том, что внутренняя норма доходности характеризует величину чистой прибыли (чистого валового дохода), приходящуюся на единицу инвестиционных вложений, получаемой инвестором в каждом временном интервале жизненного цикла проекта. В данном случае наиболее приемлемая комбинация проектов, используя данный критерий, будут являться C+D+F- проекты.
2. Чистый дисконтированный доход (NPV)
ЧДД - это сумма годовых текущих эффектов капитальных вложений в проект, приведенная к начальному шагу по каждому шагу расчетов. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект; если же показатель будет отрицательным, то инвестор понесет убытки, т. е. проект неэффективен. В данном примере с помощью ЧДД мы оцениваем сравнительную эффективность альтернативных вложений (при одинаковых начальных вложениях более выгоден проект с наибольшим ЧДД). В данном случае наиболее приемлемая комбинация проектов, используя данный критерий, будут являться C+E+F+G- проекты.
Заключение
Из всех соображений, которые ввиду очевидности ситуации нет смысла перечислять, необходимо безотлагательно определить и достаточно четко сформулировать действенную программу развития всего будущего инновационного комплекса России. Она должна охватывать как отдельные производственные, исследовательские, конструкторские, информационные единицы, их сочетания в рыночных структурах, так и органы государственного управления такими инновациями, которые неподвластны стихийным силам рыночного регулирования.
Таким образом, можно отметить следующие особенности государственной системы поддержки инновационной деятельности в России:
I. Государственная инновационная политика не сформирована, она фрагментарна и нестабильна. На нормативно-законодательном уровне не сформирована система целей, согласованных с задачами и функциями органов управления.
II. Финансирование инновационной деятельности со стороны государства сегодня исключительно скудно
III. Существующая система государственной статистики лишь частично выполняет информационную функцию и обладает рядом принципиальных недостатков.
IV. Несмотря на недостатки правового обеспечения инновационной политики, на практике формирование инфраструктуры пошло более рациональным путем: элементы инфраструктуры охватывают все фазы инновационного цикла, и это является достоинством системы поддержки.
Список использованной литературы
1. Гладких И.В., Пухова А.В. Профессиональная научно-техническая информация при реализации инновационного цикла - Управление наукой в странах ЕС. Том 3, Наука. - М.,1999.
2. Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 года
3. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г
4. Инновационные процессы в малом предпринимательстве. - №11, апрель 1999г. - Публикации Ресурсного центра малого предпринимательства.
5. Коновалов В.М. "Инновационная сага" - Материалы сайта http://www.innocentre.ru/
6. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия. - Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №3.
7. Основы инновационно-технологического менеджмента - Материалы сайта http://college.biysk.secna.ru
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.